Рабочая программа по русскому языку для НОО 3 класс, Школа России
Оценка 4.6

Рабочая программа по русскому языку для НОО 3 класс, Школа России

Оценка 4.6
docx
17.04.2022
Рабочая программа по русскому языку для НОО 3 класс, Школа России
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 3 клсс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №…….

 

 

 

                                                                                                                                                                               Приложение к основной образовательной

    программе начального общего образования

       приказ от 04.06.2021 № Ш15-13-515/1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по русскому языку

 

 

 

 

 

Класс: 3

Учитель:

Учебный год: 2021 – 2022

 

Количество часов за год

170

в т.ч.

I полугодие

77

II полугодие

93

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку  для 3  класса на 2021 - 2022 учебный год разработана на основе программы  по русскому языку  авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Бойкиной М.В. (Русский  язык 3 класс, М.: Просвещение, 2019г.), допущенной  Министерством образования и науки РФ, учебника «Русский  язык 3 класс, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, издательство Просвещение, 2017г.; в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №…… утвержденной приказом директора утвержденной приказом директора от 04.06.2021 № Ш15-13-515/1; в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цели и задачи изучения курса.

 

Цели:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

 

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

 

Место учебного предмета в учебном плане.

 

В образовательных учреждениях, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт, русский язык является учебным предметом обязательным для изучения. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 5 часов в неделю.

 

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

 

 

Личностные результаты

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

 •Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

 • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

• развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;

 • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

• становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

• развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;

 •формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

 • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

 • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

• развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);

 • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

 • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

• осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;

 • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

 • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

 • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

 

 

Метапредметные результаты

 РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

• планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

• оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

 • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

•Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

 • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

 • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

• анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

 • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

• анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

 • осуществлять синтез как составление целого из частей;

 • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

• ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

 • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

 • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

• осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

 • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

 • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

• строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

•Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

• ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

 • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

 • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

• учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

• оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

• строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

 

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

•Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

 • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

•формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

• понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

 • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

• овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

• овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова,  предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

• овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

 Обучающийся научится:

 • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

 • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

 • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

• понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

• понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

 • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

• распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

 • знакомиться с жанрами объявления, письма;

• строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

 • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником; • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

 • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

 • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

 • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки. Система языка Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:

• характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного); • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

 • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

 • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

 • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

 • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками; • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

 • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

• соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

 • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

 

 Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

 Обучающийся научится:

• находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

• наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

 • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов; • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

• наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

• распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

• иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. Обучающийся получит возможность научиться:

 • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

 • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

 • оценивать уместность использования слов в тексте;

 • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

 • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

 • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

 

Состав слова (морфемика)

 Обучающийся научится:

 • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

• различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

 • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

 • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

 • выделять нулевое окончание;

• подбирать слова с заданной морфемой;

• образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

• сравнивать, классифицировать слова по их составу;

• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

• осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

• наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

 

Морфология

 Обучающийся научится:

• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

• распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

• распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

• распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

• распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

• устанавливать отличие предлогов от приставок,значение частицы не;

• узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении; • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

 

 Обучающийся получит возможность научиться:

• производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

 • наблюдать за словообразованием частей речи;

• замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

 

Синтаксис

Обучающийся научится:

• различать предложение, словосочетание и слово;

 • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

• определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

 • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

 • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

• устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

 • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

• отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

• разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

 

 Обучающийся получит возможность научиться:

• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

• выделять в предложении основу и словосочетания;

 • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

 • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

 

Орфография и пунктуация

 Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

 • непроизносимые согласные;

• разделительный твёрдый знак (ъ);

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; •мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

 • безударные родовые окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

 • раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

 г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания: • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

• е и и в суффиксах имён существительных (ключик—ключика, замочек — замочка);

 • запятая при обращении;

• запятая между частями в сложном предложении;

 • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

 

Промежуточная аттестация осуществляется на основании «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №15».

В 3 классе по русскому языку промежуточная аттестация осуществляется в письменной форме (письменная работа), утвержденным методическим советом школы. Сроки промежуточной аттестации утверждаются приказом директора и отражены в календарном графике школы на учебный год. 

 

3. Содержание учебного предмета.

 

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

ü система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

ü орфография и пунктуация;

ü развитие речи.

Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи

Составление текста по рисунку.

Текст. Предложение. Словосочетание (15 часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Знаки препинания в конце предложений.

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложения с обращением (общее представление).

Состав предложения (повторение и углубление представлений).

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).

Распространённые и нераспространённые предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).

Разбор предложения по членам.

Простое и сложное предложения (общее представление).

Запятая внутри сложного предложения.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

 

Развитие речи

Составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.

 

Слово в языке и речи (18 часов)

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.

Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.

Использование омонимов в речи.

Работа со словарём омонимов.

Слово и словосочетание.

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Работа со словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

 

Развитие речи

Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.

 

Состав слова (16 часов)

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова.

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. Развитие речи

Сочинение по репродукции картины.

Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

 

Правописание частей слова (29 часов)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

 

Развитие речи

Составление текста по репродукции картины.

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Составление объявления.

 

Части речи (76 часов)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Имя существительное.

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.

Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

 

Имя прилагательное.

Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Глагол.

Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола.

Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

Изменение глаголов по временам.

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).

Правописание частицы не с глаголами.

Морфологический разбор глагола.

Развитие речи

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.

Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин.

Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.

Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений с нарушенным порядком слов.

 

Повторение (14 часов)

 

 

4.Формы реализации учебного предмета.

 

Программа по русскому языку предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, контрольных уроков, уроков коррекции знаний умений и навыков, уроки совершенствования знаний.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логиче­ские задания, аргументи­рованные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.

Формы организации познавательной деятельности:

·  фронтальная работа – диалог;

·  работа в парах;

·  индивидуальная работа;

·  нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры), урок-соревнование.

·  самостоятельная работа

Используемые методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-проблемно-поисковый;

-метод стимулирования интереса к учению;

-метод самоконтроля;

-метод самостоятельной деятельности учащихся:

Используемые технологии:

· игровые технологии;

· технология создания ситуации успеха на уроке;

· личностно-ориентированные;

· здоровье-сберегающие;

· ИКТ.

 

В дни отмены занятий для организации образовательного процесса используются электронная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Уроки проводятся в онлайн, офлайн режиме, и использованием образовательных платформ (учи.ру, Якласс, Zoom, скайп).

Основными видами деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями в области русского языка являются:

·  овладение приемами работы с учебной литературой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

·  анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли;

·  изложение содержания прочитанного текста;

·  умение пользоваться терминологией и символикой;

·  умение каллиграфически и безошибочно списывать текст;

·  овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Основными формами контроля являются:

· индивидуальный и фронтальный опрос;

· индивидуальная работа по заданию;

· работа в паре и группе;

· тесты;

· творческие работы;

· защита проектов;

· изложение содержания, прочитанного или прослушанного текста, проверяющее умение адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно и на слух;

· в дни отмены занятий для контроля знаний используется электронная форма с применением дистанционных технологий: онлайн тестирование, онлайн защита проектов, представление презентаций.

 

 

 

 

 

5. Тематическое планирование.

 

 

Четверть

 

 

 

Раздел

 

 

 

Модель воспитательной программы «Школьный урок»

Количество

часов

 

Контрольные

работы

Практическая

часть

Диктанты

Списывания

Изложения

Сочинения

Проекты

Словарный диктант

1 (43ч)

Язык и речь

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Текст Предложение Словосочетание

 

15

2

 

 

1

 

 

 

Слово в языке и в речи

 

18

1

 

2

 

1

1

 

Состав слова

 

8

 

 

 

 

 

 

2 (34ч)

Состав слова

 

8

1

 

1

1

1

 

 

Правописание частей слова

 

26

1

1

1

 

 

1

3 (53ч)

Правописание частей слова

 

3

 

 

 

 

1

 

 

Части речи

 

50

3

1

4

1

2

1

4 (40ч)

Части речи

 

26

1

1

1

 

1

1

 

Повторение

 

14

1

 

1

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

170

10

3

10

3

6

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Раздел   Тема

Дата

Планируемое д/з

План

Факт

Наша речь и наш язык (2ч.)

1

Наша речь. Виды речи.                                                          

 

 

С.7 упр.4

2

Наш язык.

 

 

С.9 упр.10

 

Текст. Предложение. Словосочетание (15ч.)

3

Текст. Типы текстов.

 

 

С.12 упр.12, правило.

4

Текст. Типы текстов.

 

 

С.14упр16, правило.

5

Предложение.

 

 

С.16 правило, упр. 19

6

Виды предложений по цели высказывания.

 

 

С.17-18 прав.упр.26

7

  Виды предложений по интонации.

 

 

Повторить словарные слова.

8

Предложения с обращением.

 

 

С.21 правило, упр.29

9

Главные и второстепенные члены предложения.

 

 

С.23 упр.33

10

Входной контроль. Контрольный диктант по теме «Текст».

 

 

С.25 прав. упр.36

11.

 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Главные и второстепенные члены предложения

 

 

С.28 упр.41

12.

Простое и сложное предложение.

 

 

С.30 упр.46

13.

Простое и сложное предложение.

 

 

С.31-32, правила, упр.51

14.

Словосочетание.

 

 

С.36 упр.59, правило.

15.

Сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень».

 

 

С.37.,упр.63

16.

Контрольный диктант по теме «Предложение».

 

 

Правила, словарные слова.

17.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.  Виды предложений.

 

 

С.38 упр.2

 

Слово в языке и речи (18ч.)

18.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

 

 

С.42 упр.67

19

Синонимы и антонимы.

 

 

С.44 упр.74

20

Омонимы

 

 

С.45 правило. Упр.77

21

Слово и словосочетание.

 

 

С.48 упр.82

22

Фразеологизмы.

 

 

С.49 правило, упр.87

23

Обучающее изложение «Ёлочка».

 

 

С.52 упр.88

24

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Части речи.

 

 

С.55 упр.95

25

Части речи. Словарный диктант.

 

 

С.57 упр.98

26

Различение в тексте имен существительных, глаголов и имен прилагательных.

 

 

С.58 упр.102

27

Имя числительное.

 

 

С.60 правило, упр.106

28

Однокоренные слова.

 

 

С.61 правило, упр.111

29

Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

 

 

С.64 упр.115

30

Согласные звуки и буквы.

 

 

С.68 упр.124

31

Разделительный мягкий знак.

 

 

С.68 правило, упр.127

32

Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал».

 

 

С.71 упр.4

33

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Слово и слог. Звуки и буквы.

 

 

С.71 упр.7

34

Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи».

 

 

Словарные слова, правила.

35

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Проект «Рассказ о слове».

 

 

С.72         проект

 

Состав слова (16ч.)

36

Что такое корень слова?

 

 

С.74 правило, упр.132

37

Как найти в слове корень?

 

 

С.75 правило, упр.141

38

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

 

 

С.80 правило, упр.146

39

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

 

 

С.80-81 правило, упр.151

40

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

 

 

С.84, 86 правило, упр.156

41

Значения приставок.

 

 

С.88 упр.162

42

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

 

 

С.89 правило, упр.167

43

Значения суффиксов.

 

 

С.93 упр.173

44

Сочинение-описание по картине А.А.Рылова «В голубом просторе.»

 

 

С.94 упр.175

45

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.    Что такое основа слова?

 

 

С.95 правило, упр184

46

Что такое основа слова?

 

 

С.98 упр.189

47

Обобщение знаний о составе слова.

 

 

С.100 Проверь себя.

48

Контрольный диктант по теме: «Состав слова».

 

 

 

49

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Проект «Семья слов».

 

 

С.101 проект.

50

Обучающее изложение повествовательного текста «Пора в далёкий путь.»

 

 

С.100 упр.1,2,3

51

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Состав слова.

 

 

Карточка.

 

Правописание частей слова (29ч.)

52

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

 

 

С.108, таблица

53

Правописание слов с безударными гласными в корне.

 

 

С.105 упр.196

54

Правописание слов с безударными гласными в корне.

 

 

С.107 упр.201

55

Правописание слов с безударными гласными в корне.

 

 

С.110 упр.207

56

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

 

 

С.113 упр.212

57

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

 

 

С.115 упр.218

58

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

 

 

С..116 упр.222

59

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

 

 

С.118 правило, упр.226

60

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

 

 

С.120 упр.229

61

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

 

 

С.121 упр.232

62

Правописание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант

 

 

Карточка.

63

Правописание слов с удвоенными согласными

 

 

С.121 правило, упр.236

64

Отзыв по картине Васнецова «Снегурочка».

 

 

С.123 упр.238

65

Правописание суффиксов и приставок.

 

 

С.125 правило, упр.243

66

Правописание суффиксов и приставок.

 

 

С.127 правило, упр.247

67

Правописание суффиксов и приставок.

 

 

С.129 упр.252

68

Правописание суффиксов и приставок.

 

 

С.131 упр.256

69

Правописание приставок и предлогов.

 

 

С.132 правило, упр.260

70

Правописание приставок и предлогов.

 

 

С.133 упр.262

71

Контрольный диктант по теме: «Правописание частей слов».

 

 

Повторить словарные слова.

72

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение знаний о правописании частей слов.

 

 

Карточка.

73

Контрольное списывание «Лес зимой».

 

 

Повторить правила.

74

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

 

 

С.137 упр.270, правило.

75

Разделительный твердый и мягкий знаки.

 

 

С.138 упр.274

76

Разделительный твердый и мягкий знаки.

 

 

С.140 упр.277

77

Обучающее изложение «Скворец Лева».

 

 

С.140 упр.278

78

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Правописание частей слов.

 

 

С.140 упр.279

79

Разделительный твердый и мягкий знаки.

 

 

Карточка.

80

Проект «Составляем орфографический словарь».

 

 

С.142 проект.

 

Части речи (76ч)

81

Части речи.

 

 

С.3 правило, упр.5

82

Части речи

 

 

С.6 упр.7

83

Значение и употребление имен существительных в речи.

 

 

С.8 правило, упр.10

84

Начальная форма имени существительного

 

 

С.11 правило, упр.14

85

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

 

 

С.13 упр.19

86

Обучающее изложение «Мал, да удал».

 

 

С.14 упр.21

87

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные.

 

 

С.15 прав.упр.26

88

Проект «Тайна имени».

 

 

С.18-19 проект.

89

Число имен существительных.

 

 

С.21 упр.32

90

Число имен существительных.

 

 

С.23 упр.37

91

Род имен существительных.

 

 

С.25 правило, упр.44

92

Род имен существительных.

 

 

С.30 упр.50

93

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

 

 

С.31 правило, Упр.57

94

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

 

 

С.34 упр.60

95

Обучающее изложение повествовательного текста «Добром за добро».

 

 

С.35 упр.62

96

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Изменение имен существительных по числам.

 

 

Карточка.

97

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

 

 

Повторить словарные слова, правила.

98

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Имя существительное.

 

 

С.35 упр.63

99

Склонение имен существительных.

 

 

С.37 правило, упр.69

100

Склонение имен существительных.

 

 

С.41 упр.71

101

Обучающее изложение текста «Иван Царевич и лягушка -квакушка».

 

 

С.41 упр.73

102

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Именительный падеж.

 

 

С.42 правило, упр.76

103

Родительный падеж.

 

 

С.44 правило, упр.80

104

Дательный падеж.

 

 

С.47 правило, упр.85

105

Винительный падеж.

 

 

С.48 правило, упр.91

106

Творительный падеж.

 

 

С.53 правило, упр.96

107

Предложный падеж.

 

 

С.54 правило, упр.100

108

Обучающее изложение текста «Благородный поступок».

 

 

С.56 упр.101

109

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Обобщение знаний о падежах.

 

 

Карточка.

110

Все падежи.

 

 

С.58 прав, упр.107

111

Проект «Зимняя страничка».

 

 

С.60-61 проект

112

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

 

 

С.62 упр.108

113

 Контрольный диктант «Правописание окончаний имен существительных».

 

 

Повторить словарные слова, правила.

114

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Все падежи. Словарный диктант.

 

 

С.62 упр.3,4

115

Имя прилагательное как часть речи.

 

 

С.64 правило, упр.115

116

Связь имени прилагательного с именем существительным.

 

 

С.67 упр.117

117

Роль прилагательных в тексте.

 

 

С.69 упр.120

118

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

 

 

С.70 упр.122

119

Род имен прилагательных.

 

 

С.72 правило, упр.128

120

Изменение имен прилагательных по родам.

 

 

с.76 упр.131

121

Изменение имен прилагательных по родам.

 

 

С.77 упр.134

122

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

 

 

Повторить словарные слова, правила.

123

Анализ ошибок, допущенными в диктанте. Имя прилагательное.

 

 

Карточка.

124

Число имен прилагательных.

 

 

С.78 правило, упр.138

125

Число имен прилагательных

 

 

С.81 упр.142

126

Контрольное списывание «Ручная ворона».

 

 

С.83 правило, упр.146

127

Изменение имен прилагательных по падежам.

 

 

С.86 упр.152

128

Изменение имен прилагательных по падежам.

 

 

С.87 упр.153

129

Изменение имен прилагательных по падежам.

 

 

С.88 упр.155

130

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».

 

 

С.88 упр.154

131

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

 

 

с.89 упр.3,4,6

132

Проект «Имя прилагательное в загадках».

 

 

С.90 проект.

133

Личные местоимения.

 

 

С.92 правило, упр.160

134

Изменение личных местоимений по родам.

 

 

С.95 правило, упр 165

135

Изменение личных местоимений по родам.

 

 

С.97 упр.168

136

Местоимение.

 

 

С.98 упр.3,4

137

Обобщение  по теме: «Местоимение».

 

 

Карточка.

138

Значение и употребление глаголов в речи.

 

 

С.101 правило, упр.174

139

Значение и употребление глаголов в речи.

 

 

С.104 упр.178

140

Неопределенная форма глагола.

 

 

С.106 правило,упр. 184

141

Неопределенная форма глагола.

 

 

С.108 упр.188

142

Число глаголов.

 

 

С.109 правило, упр.190

143

Число глаголов.

 

 

С.110 упр.192

144

Времена глаголов.

 

 

С.112 правило, упр.199

145

Времена глаголов. Словарный диктант

 

 

С.115 упр.202

146

Изменение глаголов по временам.

 

 

С.118 упр.210

147

Обучающее изложение повествовательного текста «Лесной великан».

 

 

С.120 упр.213

148

Анализ ошибок, допущенными в изложении.

Род глаголов в прошедшем времени.

 

 

С.119 упр.212

149

Род глаголов в прошедшем времени.

 

 

С.122 правило, упр.218

150

Контрольное списывание «Липки».

 

 

С.124 упр.222

151

Правописание частицы не с глаголами.

 

 

С.124 правило, упр.229

152

Правописание частицы не с глаголами.

 

 

С.128 упр.234

153

Обобщение знаний по теме: «Глагол».

 

 

С.129 упр.236

154

Контрольный диктант по теме «Глагол».

 

 

Повторить словарные слова, правила.

155

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Изменение глаголов по временам.

 

 

Карточка.

156

Обобщение знаний по теме: «Глагол».

 

 

С.130 упр.3,4,5

 

Повторение (14ч.)

157

Повторение по теме: «Части речи».

 

 

С.132 упр.240

158

Повторение по теме: «Части речи».

 

 

С.134 упр.247

159

Орфограммы в значимых частях слова.

 

 

С.135 упр.250

160

Итоговый контрольный диктант по теме: «Части речи».

 

 

Повторить словарные слова, правила.

161

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

 

 

Карточка.

162

Орфограммы в значимых частях слова

 

 

С.137 упр.255

163

Правописание безударных гласных в корне слова.

 

 

С.138 упр.257

164

Однокоренные слова.

 

 

С.139 упр.260

165

Обучающее изложение повествовательного текста «Случай с солдатом».

 

 

С.133 упр.242

166

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

 

 

 

Карточка.

167

Правописание значимых частей слов.

 

 

с.141 упр. 265

168

Повторение по теме: «Текст».

 

 

с.142 упр. 267

169

Повторение по теме: «Текст».

 

 

Повторить словарные слова.

170

Повторение по теме: «Текст».

 

 

Повторить правила.

                     

 

7. Критерии оценивания.

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Оценка выполнения письменных работ (диктант)

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

в конце первого полугодия 25 – 30;

в конце года 35 – 40.

 Работа выполнена без ошибок.

 

Грамматическое задание:

 без ошибок.

 

 

 Допущено 1 – 2 ошибки.

 

Грамматическое задание:

 выполнено не менее З/4 заданий.

 

 

Допущено 3 – 5 ошибок.

 

Грамматическое задание:

выполнено не менее 1/2 заданий.

Допущено более 5 ошибок.

 

Грамматическое задание:

Правильно выполнено менее 1|2 заданий.

 

Оценка выполнения письменных работ (контрольное списывание)

 за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

 

 За работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.

 

  За работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.

 

За работу, в которой допущены 4 ошибки.

 

Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов: 8 – 10.

 Без ошибок.

 

1 ошибка и 1 исправление.

 

 2 ошибки и 1 исправление.

 

 3 – 5 ошибок.

 

Изложение

Количество слов в текстах, предназначенных для изложений:

в конце первого полугодия 40 – 50;

в конце года 50 – 65.

 

Правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.

 

 Незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

 

Имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

 

Имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

 

Тестовое задание

 

 верно выполнено более 3/4 заданий.

 

 Верно выполнено 3/4 заданий.

 

 Верно выполнено 1/2 заданий.

 

 Верно выполнено менее 1/2 заданий.

 

Сочинение

логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.

 

 Незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

 

Имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

 

 

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Учебно-методическое обеспечение.

 

Предмет

Русский язык

Класс

3

Учебники

Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1. / Канакина В.П., Горецкий В.Г.– М.: Просвещение 2017г

 

Учебная тетрадь

Рабочая тетрадь на печатной основе для 3 класса по русскому языку №1, 2; В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2021.

Учебные пособия для обучающихся (для отдельных разделов программы)

.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 1, 2. М., «Экзамен», 2017

Контрольно-измерительные материалы

Тренировочные тесты, проверочные, творческие и контрольные работы Автор: Максимова Т.Н.

Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы/ Канакина В.П., Щёголева Г.С. – М.: Просвещение, 2010г

Цифровые образовательные ресурсы

.Русский язык 3 класс. Электронное приложение к учебнику Горецкого В.Г. Какнакиной В.П.(1СD). – М.: Просвещение, 2015

 

Интернет ресурсы

1.РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/3/

2. Учительский фестиваль педагогических идей https://urok.1sept.ru/русский-язык?класс=3

3. Учи.ру https://uchi.ru/teachers/groups/6763772/subjects/2/course_programs/3

4.Образовательные тесты https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/3-klass/

5. Видеоуроки  https://videouroki.net/video/russkiyYazik/3-class/

 

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков, по оборудованию кабинета и т.д.)

1.Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. / Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др.– М.: Просвещение 2015г

Методические пособия

2.Русский язык. Методическое пособие. 3 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение 2017г

3.Работа с трудными словами. 1-4 классы/ Канакина В.П.- М.: Просвещение, 2017г

4. Методическое пособие к учебнику «Русский язык»

5.Поурочные разработки по русскому языку Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко Н.Ю. Васильева «М.: ВАКО

 

Таблицы, плакаты

1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой. Определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

3.Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс.

 

Информационно-коммуникативные средства

1.                 Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по русскому языку.

2.                 Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

3.                 Аидиозаписи в соответствии с программой обучения.

 

Оборудование

Мультимедийный проектор; компьютер, Экран проекционный

 

9.Контрольно-измерительные материалы.

 

Контрольный диктант по теме «Повторение» (входной контроль)

Контрольный диктант №1

«Повторение и систематизация изученного во 2 классе. Правописание слов с изученными орфограммами»

 

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чашу.

Слова для справок: сбросили, рябчик.

З а д а н и я (на выбор учителя или учащихся): 1) подчеркнуть главные члены в любом предложении; 2) выделить корень в любом из выделенных слов; 3) подобрать к любому из выделенных слов 1—2 однокоренных и обозначить корень; 4) придумать 2—3 однокоренных слова, записать их и выделить в них корень; 5) найти в тексте два однокоренных слова и выделить в них корень.

 

Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение»

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

1.      Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

2.      Слова русский, листья разделите для переноса.

3.      В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

 

Контрольный диктант № 3 по теме «Слово в языке и речи»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил, применять полученные знания на практике.

 

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

1.      В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

2.      Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

3.      Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

 

Контрольный диктант № 4 по теме «Состав слова»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил, применять полученные знания на практике.

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В.Бианки

Слова для справки: постоянно.

Грамматическое задание

1.      Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

2.      Подберите однокоренные слова к слову лесную.

3.      Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

 

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание корней слов»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил, применять полученные знания на практике.

 

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!

Грамматическое задание

1.      В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

2.      Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.

3.      Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

 

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание частей слова»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил, применять полученные знания на практике.

Оляпка

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание

1.      Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.

2.      Разберите по составу слова осинка, переход.

3.      Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

 

 

 

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил, применять полученные знания на практике.

 

Летом

Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

1.      Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

2.      Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

3.      Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.

 

 

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил.

Весна

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

1.      Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.

2.      Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.

3.      Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

 

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил.

Апрель

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г.Скребицкому.

Грамматическое задание

1.      Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.

2.      Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.

3.      Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

 

Итоговый контрольный диктант № 10

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил.

Весенее утро

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А.Куприну

Грамматическое задание

1.      Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2.      Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

3.      Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

 

 

Словарный диктант №1

Праздник, орех, чёрный , вторник, трактор, картофель, огород, альбом, погода, заря, восток, понедельник.

Словарный диктант №2

Обед, пирог, ужин, берег, север, пороша, четверг, шоссе, компьютер, чувство, грамм, лестница

Словарный диктант №3

Самолёт, комната, однажды, кровать, рябина, трамвай, пятница, вокруг, около, солома, потом,килорамм.

Словарный диктант №4

Приветливо, ромашка, растение ,сирень, поэт. гвоздика, животное, одуванчик, воскресенье, завтрак, герой, квартира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольное списывание.

Цели: - проверить навыки списывания;

        - проверить умение выделять в тексте предложения, ставить правильно знаки препинания.

Ручная ворона.

На поляне Костя увидел  большую ворону у вороны было сломано крыло мальчик принес находку домой он нашел большую клетку Костя вынес клетку во двор  в клетку поставил чашку с водой и впустил ворону скоро она привыкла к людям ворона выходила из клетки и гуляла по двору так птица прожила зиму весной ворона улетела.

 

1.      Найти границы предложений.

2.      Списать, ставя,  где нужно, точки.

 

            Контрольное списывание.

Цели: - формировать навыки самостоятельной работы;

          - проверить сформированность навыка списывания, умение делить текст на смысловые части;

         - проверить каллиграфические навыки.

 

 

 

Контрольное списывание.

Цели: - проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, искажений букв;

          - формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.

 

Уровень 1.

Липки.

    Светит горячее весеннее солнце. Льет теплый дождь. Аленка и Таня вышли на улицу. Они стали шлепать босыми ногами по лужам. Взлетели веселые брызги. Девочки громко смеялись.

    Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нес маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчелы любят липовый цвет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лес зимой.

          Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Все было покрыто белым покрывалом.

В холодном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. В дремучем лесу не было ни души, ни следа.

Как прекрасен зимний лес! Мы долго любовались чудесным зимним пейзажем.

Грамматическое задание


1.Спиши предложение.

Резкий ветер гулял по лесу.

Подчеркни главные члены предложения и над всеми словами укажи части речи.

2.Разбери слова по составу морозные, фигурки.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №……

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №……

Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на 2021 - 2022 учебный год разработана на основе программы по русскому языку авторов

Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на 2021 - 2022 учебный год разработана на основе программы по русскому языку авторов

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Планируемые результаты изучения учебного предмета

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД •Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием…

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД •Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием…

Предметные результаты ОБЩИЕ

Предметные результаты ОБЩИЕ

ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при…

ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при…

Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова; • соблюдать нормы…

Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова; • соблюдать нормы…

Обучающийся получит возможность научиться: • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; • различать изменяемые и неизменяемые слова; • узнавать сложные слова…

Обучающийся получит возможность научиться: • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; • различать изменяемые и неизменяемые слова; • узнавать сложные слова…

Обучающийся получит возможность научиться: • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; • наблюдать за словообразованием частей…

Обучающийся получит возможность научиться: • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; • наблюдать за словообразованием частей…

Обучающийся получит возможность научиться: а) применять правила правописания: • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход); • е и и в суффиксах имён…

Обучающийся получит возможность научиться: а) применять правила правописания: • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход); • е и и в суффиксах имён…

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова

Составление объявления. Части речи (76 часов)

Составление объявления. Части речи (76 часов)

Род местоимений 3-го лица единственного числа

Род местоимений 3-го лица единственного числа

Используемые методы обучения: - объяснительно-иллюстративный; - проблемно-поисковый; -метод стимулирования интереса к учению; - метод самоконтроля; - метод самостоятельной деятельности учащихся:

Используемые методы обучения: - объяснительно-иллюстративный; - проблемно-поисковый; -метод стимулирования интереса к учению; - метод самоконтроля; - метод самостоятельной деятельности учащихся:

Тематическое планирование.

Тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Слово в языке и речи (18ч.) 18

Слово в языке и речи (18ч.) 18

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Правописание слов с удвоенными согласными

Правописание слов с удвоенными согласными

Род имен существительных.

Род имен существительных.

Связь имени прилагательного с именем существительным

Связь имени прилагательного с именем существительным

Времена глаголов. Словарный диктант

Времена глаголов. Словарный диктант

Критерии оценивания. Отметка «5»

Критерии оценивания. Отметка «5»

Правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления

Правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Информационно-коммуникативные средства 1

Информационно-коммуникативные средства 1

Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков

Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков

Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить

Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить

Грамматическое задание 1.

Грамматическое задание 1.

Контрольное списывание. Цели: - проверить навыки списывания; - проверить умение выделять в тексте предложения, ставить правильно знаки препинания

Контрольное списывание. Цели: - проверить навыки списывания; - проверить умение выделять в тексте предложения, ставить правильно знаки препинания

Лес зимой. Однажды зимой мы пошли в лес

Лес зимой. Однажды зимой мы пошли в лес
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2022