Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________И.Р. Мамченко
« » августа 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №17
__________М.С. Антуфьева
« » августа 2022 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
3 класс
УМК «Школа России»
Составила:
учитель начальных классов
Л.А. Малышева
2022 г.
Аннотация
Настоящая рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 классов МАОУ СОШ №17 составлена на основе:
· Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с последующими изменениями от 26.11.2010 № 1241 и от 22.09.2011 № 2357)
· Примерной программы начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
· Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (с изменениями на 05 июля 2017 года, приказ № 629)
· Программы для общеобразовательных учреждений. «Русский язык. 1-4 классы». Авторы - составители Горецкий В. Г., Канакина В. П. - М.: Просвещение, 2015. (учебно-методический комплект «Школа России»)
· Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №17
Цели и задачи обучения по предмету «Русский язык» в 3 классе
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
· ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
· формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
· развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
· развитие коммуникативных умений;
· развитие нравственных и эстетических чувств;
· развитие способностей к творческой деятельности.
· формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
В 3 классе на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Морфология
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Синтаксис
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
б)
подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных
учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова,
подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными
правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктуации (чтобы избежать орфографической ошибки).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
(3 КЛАСС)
Язык и речь (2 ч.)
Какая бывает речь? Язык, его назначение. Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч.)
Что такое текст? Признаки теста. Типы текста. Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложения с обращением. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (18 ч.)
Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное. Однокоренные слова. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
Состав слова (14 ч.)
Корень слова. Как найти в слове корень? Формы слова. Окончание. Приставка. Значения приставок. Суффикс. Как найти в слове суффикс? Значения суффиксов. Основа слова.
Правописание частей слова (23 ч.)
Орфограммы в значимых частях слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание слов с двумя безударными гласными. Правописание глухих и звонких согласных в корне слов. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок, -ек; -оньк, -еньк. Правописание приставок и предлогов. Разделительный твердый знак (ъ). Правописание слов с мягким (ь) и твердым знаком (ъ).
Части речи: Имя существительное (27 ч.)
Имя существительное как часть речи. Начальная форма имени существительного. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Имена существительные употребляемые в форме одного числа. Род имен существительных. Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих. Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Косвенные падежи.
Имя прилагательное (15 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Сложные имена прилагательные. Изменение имен прилагательных по родам. Изменение имен прилагательных по числам. Изменение имен прилагательных по падежам.
Местоимение (4 ч.)
Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. Изменение местоимений третьего лица по родам. Роль местоимений в предложении.
Глагол (14 ч.)
Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание НЕ с глаголами.
Повторение (7 ч)
Повторение по темам: «Части речи», «Орфограммы в значимых частях слова», «Предложение. Текст».
Календарно – тематическое планирование предмета «Русский язык» в 3 классе.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата
|
1 четверть. Язык и речь (2 ч) |
|||
1 |
Наша речь. Виды речи. |
1 |
05.09. |
2 |
Наш язык |
1 |
06.09. |
Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч) |
|||
3 |
Текст. Типы текстов. |
1 |
07.09. |
4 |
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. |
1 |
08.09. |
5 |
Виды предложений по интонации. Словарный диктант № 1 (тема «Школа») |
1 |
12.09. |
6 |
Виды предложений по интонации. |
1 |
13.09. |
7 |
Предложения с обращением. |
|
14.09. |
8 |
Обучающее сочинение по рисунку |
2 |
15.09. |
9 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
19.09. |
10 |
Простое и сложное предложения. |
|
20.09. |
11, 12 |
Простое и сложное предложение. Словосочетание. |
1 |
21, 22.09. |
13 |
Контрольный диктант по теме «Предложение». |
1 |
26.09 |
Слово в языке и речи (18 ч) |
|||
14 |
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. (с. 40-41) Словарный диктант № 2. |
1 |
27.09. |
15 |
Синонимы и антонимы.(с.42-44) |
1 |
28.09. |
16 |
Омонимы.(с.45-46) |
1 |
29.09. |
17 |
Слово и словосочетание.(47-48) |
1 |
03.10. |
18 |
Фразеологизмы.(с.49-51) |
1 |
30.09. |
19 |
Обучающее изложение (упр.88 с. 52) |
1 |
04.10. |
20 |
Части речи.(с.53-54) |
1 |
05.10. |
21 |
Имя существительное.(с.55-56) |
1 |
06.10. |
22 |
Имя прилагательное.(с.57) |
1 |
10.10. |
23 |
Глагол.(с.58) |
1 |
11.10. |
24 |
Что такое имя числительное?(с.59-60) |
1 |
12.10. |
25 |
Однокоренные слова.(с.61.62) Проверочная работа № 2 |
1 |
13.10. |
26 |
Звуки и буквы. Гласные звуки.(с.63-64) |
1 |
17.10. |
27 |
Звуки и буквы. Согласные звуки.(с.65-66) |
1 |
18.10. |
28 |
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» |
12 |
19.10. |
29 |
Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала. |
|
20.10. |
2 четверть |
|||
30 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.(с.67-70) |
1 |
31.10. |
31 |
Обобщение и закрепление изученного материала. Обучающее изложение (упр.129)
|
1 |
01.11. |
Состав слова (14 ч.) |
|||
32 |
Корень слова. Как найти в слове корень? (с.74-76) |
1 |
02.11. |
33 |
Сложные слова. (с.77-78) Контрольное списывание № 1 |
1 |
03.11. |
34 |
Что такое окончание. Как найти в слове окончание? (с.79-80) |
1 |
07.11. |
35 |
Окончание слова.(с.81-83) |
1 |
08.11. |
36 |
Что такое приставка. Как найти в слове приставку?(с.84-85) |
1 |
09.11. |
37 |
Значение приставок.(с.86-88) Словарный диктант № 4 |
1 |
10.11. |
38 |
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
1 |
14.11. |
39 |
Значение суффиксов. (с.91-92) |
1 |
15.11. |
40 |
Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе».(с.94 упр.177) |
1 |
16.11. |
41 |
Основа слова.(с.95-96) |
1 |
17.11. |
42 |
Обобщение знаний о составе слова.(с.97-98) |
1 |
21.11. |
43 |
Контрольный диктант по теме «Состав слова». |
1 |
22.11. |
44 |
Обучающее изложение (с. 99 упр. 191) |
1 |
23.11. |
45 |
Проект «Семья слов» Проверочная работа № 4 (с.100-101) |
1 |
24.11. |
Правописание частей слова (23 ч.) |
|||
46 |
В каких значимых частях слова есть орфограммы? (с.102-103) |
1 |
30.11. |
47, 48 |
Правописание слов с безударными гласными в корне. (с.104-106) |
2 |
01., 05. 12. |
49 |
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.(с.107-110) |
1 |
06.12. |
50 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. (с.111-113) |
1 |
07.12. |
51 |
Обучающее сочинение по картинке (с. 116 упр.222) |
1 |
08.12. |
52, 53 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.(с.117-118) Контрольное списывание № 2 |
2 |
12, 13.12. |
54, 55 |
Правописание слов с удвоенными согласными. (с.121-122) |
2 |
14, 15.12. |
56 |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». (с.123 упр.238) |
1 |
20.12. |
57 |
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». |
1 |
21.12 |
58 |
Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.(с.124-126) |
1 |
22.12. |
3 четверть |
|||
59, 60 |
Правописание суффиксов и приставок. (с.127-130) Словарный диктант № 5. |
2 |
09., 10. 01. |
61 |
Правописание приставок и предлогов.(с.131-132) |
1 |
11.01. |
62 |
Правописание приставок и предлогов.(с.133-134) |
1 |
12.01. |
63 |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.(с.134-135) |
1 |
16.01. |
64 |
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». |
1 |
17.01. |
65, 66 |
Разделительный твёрдый и мягкий знак. (с.136-139) |
2 |
18, 19.01. |
67 |
Работа над ошибками. Обучающее изложение (с. 140 упр.278) |
1 |
23.01 |
68 |
Проект «Составляем орфографический словарь» |
|
24.01. |
Части речи ( 61 ч.) |
|||
69 |
Части речи. (с.3-6) |
1 |
25 .01. |
Имя существительное (27 ч.) |
|||
70, 71 |
Значение и употребление имён существительных (с.8-11) |
2 |
26., 30. 01. |
72 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.(с.12-13) |
1 |
01.02. |
73 |
Обучающее изложение (с.14 упр. 21). |
1 |
02.02. |
74 |
Собственные и нарицательные имена существительные. (с.15-17) |
1 |
06.02. |
75 |
Проект «Тайны имени».(с.18-19) Контрольное списывание № 3 |
1 |
07.02. |
76, 77 |
Число имён существительных.(с.20-22) |
2 |
08., 09.02. |
78, 79 |
Род имён существительных.(с.28-30) |
2 |
13., 14.02. |
80, 81 |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.(с.33-35) |
2 |
14., 15.02. |
82 |
Обучающее изложение (с. 35 упр.62) |
1 |
16.02. |
83 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
1 |
20.02. |
84 |
Склонение имён существительных.(с.36-37) |
1 |
21.02. |
85 |
Падеж имён существительных.(с.38-41) Словарный диктант № 6 |
1 |
22.02. |
86 |
Именительный падеж.(с.42) |
1 |
27.02. |
87 |
Родительный падеж.(с.43-45) |
1 |
28.02. |
88 |
Дательный падеж.(с.46-47) |
1 |
01.03. |
89 |
Винительный падеж.(с.48-52) |
1 |
02.03. |
90 |
Творительный падеж.(с.52-53) |
1 |
06.03. |
91 |
Предложный падеж.(с.54-55) |
1 |
07.03 |
92 |
Обучающее изложение (с.56 упр.101) |
1 |
09.03. |
93 |
Обобщение знаний. Проект « Зимняя страничка» (с.57-61) |
1 |
13.03. |
94 |
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (с.62 упр.108) |
1 |
44.03. |
95 |
Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных» |
1 |
15.03. |
96 |
Работа над ошибками |
1 |
16.03. |
4 четверть |
|||
Имя прилагательное (13 ч.) |
|||
97, 98 |
Значение и употребление имён прилагательных в речи (с.64-67) |
2 |
27-28. 03. |
99 |
Роль имён прилагательных в тексте.(с.68-69) |
1 |
29.03. |
100 |
Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» (с.70 упр.122) |
1 |
30.03. |
101 |
Род имён прилагательных.(с.72-74) |
1 |
03.04. |
102, 103 |
Изменение имён прилагательных по родам( с.75-77) |
2 |
04-05. 04. |
104 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1 |
06.04. |
105, 106 |
Число имён прилагательных.(с.78-79) |
2 |
10-11.04. |
107, 108 |
Изменение имён прилагательных по падежам.(с.82-84) |
2 |
12-13.04. |
109 |
Обобщение знаний.(с.88-89) Словарный диктант № 7 |
1 |
17.04. |
110 |
Сочинение (или отзыв) по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».(с.88 упр.154) |
1 |
18.04. |
111 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект «Имена прилагательные в загадках». |
1 |
19.04. |
Местоимение (4 ч.) |
|||
112 |
Личные местоимения.(с.92-93) |
1 |
20.04. |
113 |
Изменение личных местоимений по родам (с.95-96) |
1 |
24.04. |
114 |
Правописание местоимений.(с.97) Проверочная работа № 6 |
1 |
25.04. |
115 |
Обучающее сочинение – письмо (с.97 упр.167-168) |
1 |
26.04 |
Глагол (14 ч.) |
|||
116 |
Значение и употребление глаголов в речи (с.100-104) |
2 |
27.04., 03.05. |
117 |
|||
118, 119 |
Неопределённая форма глагола.(с.106-107) |
2 |
04.05. |
120 |
Число глаголов.(с.109-110) |
1 |
10.05. |
121 |
Времена глаголов.(с.111-114) |
1 |
11.05. |
122 |
Времена глаголов.2-ое лицо глаголов.(с.115-116) |
1 |
15.05. |
123, 124 |
Изменение глаголов по временам.(с.116-117) Изменение глаголов по временам.(с.118-119) Обучающее изложение (Упр. 213) |
1 |
16.05. |
125 |
Род глаголов в прошедшем времени.(с.121-123) |
1 |
17.05. |
126 |
Правописание частицы НЕ с глаголами.(с.124-126) |
1 |
18.05. |
127, 128 |
Обобщение изученного материала о глаголе. Проверочная работа №7 (с.130) |
1 |
22. 05. |
129 |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
1 |
23.05. |
Повторение (7 ч.) |
|||
130
|
Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного о частях речи. |
1 |
24.05 |
131 |
Обобщение изученного о слове, предложении. |
1 |
25.05.
|
132 |
Итоговый контрольный диктант. |
1 |
29.05. |
133 |
Работа над ошибками. Правописание изученных орфограмм |
1 |
30.05. |
134- 136 |
Правописание изученных орфограмм. |
1 |
31.05. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.