I. Пояснительная записка.
1. Обоснование разработки рабочей программы по учебному предмету «Сельскохозяйственный труд» 5 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Сельскохозяйственный труд» составлена на основании АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ЦПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом ИПР.
Программа по учебному предмету «СХТ» 5 класс содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а также и в ЛПХ. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, практические работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры, имеется подсобное хозяйство, где ребята практикуются по уходу за животными (овцами), подготовке кормов и кормлению животных. В домашнем хозяйстве учащихся есть кролики, свиньи на откорме и телята.
Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или контрольных работ.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания и математики.
Продолжительность обучения составляет 5 лет, с пятого по девятый класс. Количество учебных часов не регламентируется – его определяет сам учитель исходя из уровня подготовленности учеников.
По построению и объёму учебного материала программа является базовой. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников, школа выбирает соответствующие виды труда.
Целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся 5 класса с отклонениями в развитии к самостоятельному выполнению несложных видов работ на предприятии и в бытовых условиях.
Данная программа разработана и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей поскольку у них:
*недостаточно развита зрительно-двигательная координация;
*трудности при самостоятельном выполнении действий;
*снижена мотивация к любой трудовой деятельности;
*слабо выражен и неустойчив интерес к деятельности взрослых;
*низкий уровень ориентировки в окружающем мире.
Индивидуальные особенности учащихся 5 класса учитываются в поурочном планировании.
Основной формой обучения в 5 классе является учебно-практическая деятельность учащихся в данной конкретной Землянской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе возможностями выбирает объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии. При этом учитываются посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя освоение и выполнение конкретных трудовых приемов. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.
Цель данной программы «Сельскохозяйственный труд»-
Воспитание положительного отношения к труду и людям труда. Включение учащихся в общественно значимый труд, т.е. практическая подготовка к жизни.
Задачи программы:
Формирование навыков работы с сельхоз инструментами;
- Овладение безопасными приемами труда и использованием сельскохозяйственного инвентаря;
- Формирование знаний, умений по сельскохозяйственному труду;
- Развитие мышления, способности к пространственному анализу, мелкой и крупной моторики;
- Формирование эстетических представлений, благотворно влияющих на становление личности, способствующих их социальной адаптации;
- Формирование представления о значении трудовой деятельности в жизни человека и общества;
- Формирование уважения к труду и творчеству;
- Формирование элементарные представления о роли современного производства в жизни человека и общества;
- Формирование знаний и умений по организации рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;
- Формирование отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
- Формирование дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти;
-коррекция - развитие внимания;
-развитие различных видов мышления;
-развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
-развитие основных мыслительных операций;
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму;
- планировать деятельность;
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
-формирование адекватности чувств;
-формирование умения анализировать свою деятельность;
- коррекция - развитие речи;
- коррекция монологической речи, диалогической речи, обогащение словаря.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010.;
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.;
4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».
3. УМК (учебники и рабочие тетради).
1.Учебник ФГОС ОВЗ. Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 5 класс, Москва «Просвещение» 2020 г.
2.Рабочая тетрадь. ФГОС ОВЗ. Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 5 класс, Москва, «Просвещение» 2020 г.
4. Количество часов на учебный предмет «Сельскохозяйственный труд» 5 класс (1 час в неделю-34 часа).
Урок СХТ в специальной коррекционной школе является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Сельскохозяйственный труд» в 5 классе составлена по ФГОС в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «СХТ» изучается в 5 классе в объеме не менее 34 часа (I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 10 ч., IV четверть – 8 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок СХТ в 5 классе проводится 1 раз в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока в 5 классе используется 40 минутный режим обучения. Продолжительность учебного года: 5 класс – 34 учебные недели.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» 5 класс.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Профильный труд»:
Минимальный уровень:
знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
подбирать материалы, необходимые для работы;
знать принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
подбирать инструменты, необходимые для работы;
руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, вязание, валяние, вышивание, литье, пиление, строгание и т. д.);
овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
читать технологическую карту, используемую в процессе изготовления изделия;
составлять стандартный план работы;
иметь представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, прикладные работы, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
понимать значение и ценность труда;
понимать красоту труда и его результатов;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе;
использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе;
понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающую внутреннюю дисциплину;
эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно - практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов;
создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.
Урок сельскохозяйственного труда в школе является одним из основных, так как трудовое обучение – это не только эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся, воспитанников, но и одно из ведущих средств учебно-воспитательной работы, направленное на решение задачи их социальной реабилитации и адаптации.
Личностными результатами являются:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической
деятельности;
-выражение желания учиться для удовлетворения текущих
и перспективных потребностей;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами
научной организации умственного и физического труда;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Предметные результаты:
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Требования к подготовке учащихся (основные знания и умения).
Ученики 5 класса должны знать:
1. По растениеводству:
· Значение своевременной уборки овощей и картофеля.
· Правила уборки.
· Правила безопасной работы при работе с сельхозинвентарем.
· Устройство граблей.
· Подготовку семян гороха к посеву.
· Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями.
· Картофель, корень, клубень.
· Подготовку клубня картофеля к посадке.
· Как вырастить горох.
· Посадка картофеля и гороха уход за ними.
2. По животноводству:
· Выращивание кроликов как домашних животных.
· Содержание кроликов зимой.
· Инвентарь для ухода за кроликами.
· Уход за кроликами.
· Корма для кроликов.
· Кормление кроликов.
Учащиеся должны уметь:
1. Убирать и сортировать овощи.
2. Работать с граблями.
3. Распознавать породы кроликов.
4. Ухаживать за кроликами.
5. Распознавать зерновой корм для кроликов.
6. Распознавать строение клубня.
7. Делать разметки рядков для посева гороха, выращивать горох.
8. Выращивать картофель.
III. Содержание учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» 5 класс.
Вводное занятие.
Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей. Виды работ, продукция и оплата труда в ближайших коллективных и фермерских хозяйствах. Использование сельхозпродукции. Подсобное сельское хозяйство школы. Виды производимой в нем продукции и ее использование.
Участие в сборе урожая овощей и картофеля.
Теоретические сведения. Цель заготовки овощей и картофеля. Значение своевременной уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и картофеля. Правила безопасности при работе сельхозинвентарем.
Практические работы. Уборка картофеля. Сортировка выкопанных корнеплодов свеклы и моркови, укладка их в штабель для дальнейшей обрезки ботвы, обрезка ботвы. Сортировка выкопанных клубней картофеля.
Уборка послеурожайных остатков.
Теоретические сведения. Цель уборки ботвы картофеля, помидоров, остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков с поля. Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности
Практические работы. Сбор ботвы картофеля и помидор граблями. Вынос ботвы на край поля. Выдергивание кочерыг капусты из земли и складывание их на краю поля.
Заготовка веточного корма для кроликов.
Теоретические сведения. Виды деревьев и кустарников, ветки которых могут служить кормом для кроликов. Выбор места длязаготовки веток.
Практические работы. Обломка веток, связывание их в пучки и веники. Укладка веток в хранилище.
Кролики.
Теоретические сведения. Кролики — домашние животные. Разведение кроликов в домашних и школьных условиях. Продукция кролиководства и ее значение. Породы кроликов, разводимых в местных условиях.
Содержание кроликов зимой.
Теоретические сведения. Устройство крольчатника в домашних и школьных условиях. Клетки для кроликов: устройство, расположение в крольчатнике. Клетки для самцов, самок и молодняка. Подсобное помещение для хранения корма. Подготовки корма к потреблению.
Практические работы. Проверка остекления окон, уплотнения дверей, мелкий ремонт помещения. Заготовка лозы и веток на мётла и веники для ухода за кроликами. Уход за кроликами.
Ручной инвентарь для ухода за кроликами.
Теоретические сведения. Ручной инвентарь для ухода за кроликами: виды (скребки, мотыжки на коротких ручках, совки, лопаты, метла и веники), назначение, приемы работы. Ведро или тачка для выноса или вывоза навоза.
Практические работы. Изготовление метел и веников из веток к лозы для ухода за кроликами. Ручной инвентарь для ухода за кроликами.
Уход за кроликами.
Теоретические сведения. Особенности ухода за кроликами во время зимнего содержания. Необходимость поддержания чистоты в крольчатнике и клетках. Недопустимость сквозняков в крольчатнике. Уход за взрослыми кроликами и молодняком разного возраста. Правила поведения школьников в крольчатнике.
Практические работы. Удаление навоза с поддонов. Чистка клеток от остатков корма. Чистка кормушек и поилок, смена воды. Уборка всего помещения. Удаление навоза и остатков корма из крольчатника.
Практическое повторение.
Виды работы. Простейший ремонт ручного инвентаря. Чистка клеток и кормушек. Чистка поилок. Чистка поддонов. Уборка крольчатника.
Самостоятельная работа. Уборка клеток и крольчатника.
Корма для кроликов.
Теоретические сведения. Корма для кроликов: виды (сено, веточный корм, зерно, морковь, кормовая свекла, картофель, кабачки и тыквы), качество, подготовка, повышение питательности в процессе подготовки к скармливанию, хранение.
Практические работы. Кормление домашних животных и уход за ними.
Кормление кроликов.
Теоретические сведения. Количество каждого вида корма, необходимого кроликам разных возрастов для нормального развития. Кратность кормления кроликов. Режим кормления кроликов и его соблюдение.
Практические работы. Составление графика кормления кроликов. Указание количества каждого вида корма для взрослых кроликов и молодняка. Взвешивание и отмеривание суточной нормы каждого вида корма. Утренняя раздача кормов, не требующих специальной подготовки. Подготовка корнеплодов к скармливанию во время дневной раздачи (измельчение и смешивание с зерновым кормом). Раздача корма на ночь. Смена воды при каждом кормлении.
Подготовка семян гороха к посеву.
Теоретические сведения. Всхожесть семян. Проверка семян на всхожесть как необходимая подготовка к их посеву. Оборудование для проверки всхожести семян. Условия, необходимые для произрас-тания семян.
Практические работы. Отсчет 100 штук семян гороха. Подготовка влажной камеры (чашки Петри).
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями.
Теоретические сведения. Вред, который наносят грызуны плодовым деревьям. Меры в конце зимы и начале весны против грызунов плодовых деревьев.
Практические работы. Отаптывание снега вокруг стволов плодовых деревьев.
Картофель.
Теоретические сведения. Строение растения картофеля и клубней. Состав клубня картофеля. Условия, необходимые для получении хорошего урожая картофеля.
Лабораторная работа. Обнаружение крахмала в клубне картофеля.
Подготовка клубней картофеля к посадке.
Теоретические сведения. Требования к клубням, предназначенным для посадки. Признаки здоровых и больных клубней. Признаки и размеры семенных клубней.
Практические работы. Отбор семенного картофеля. Выбраковка больных клубней. Раскладка семенных клубней для проращивания.
Выращивание гороха.
Теоретические сведения. Строение растения гороха. Условия, необходимые для получения хорошего урожая гороха. Подготовка почвы под посев гороха, сроки посева. Уход за растениями.
Практические работы. Разметка рядков для посева гороха спомощью веревки и колышков. Углубление рядов по разметке. Раскладка семян гороха и заделка. Рыхление почвы при появлении всходов. Расстановка опор. Сбор зеленого горошка.
Посадка картофеля и уход за ним.
Теоретические сведения. Условия для выращивания доброкачественных клубней. Сроки посадки картофеля. Способы посадки картофеля (ширина междурядий и расстояние в рядках). Уход за посадками. Борьба с колорадским жуком.
Практические работы. По выбору. Разметка рядков по веревке, выкопка лунок лопатами, раскладка клубней и их заделка или посадка клубней под плуг. Рыхление почвы после всходов картофеля. Окучивание.
Цветочные растения.
Теоретические сведения. Виды цветочных растений. Комнатные растения и почвенные смеси для них. Ручной инвентарь для выращивания цветочных растений. Размножение и уход за комнатными растениями. Цветочные растения открытого грунта. Цветники.
Практические работы. Выращивание герани, аспидистры и кливии. Выращивание ноготков, настурции и бархатцев.
IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Сельско-хозяйственный труд» 5 класс (1 час в нед.-34 часа в год).
№ п/п |
Тема урока (практической работы). |
Кол-во часов. |
Дата план. |
Дата факт. |
1. |
С/Х труд и его значение. Виды хозяйств, производящих с/х продукцию. |
1 |
|
|
2. |
Осенние сельскохозяйственные работы. Уборка урожая. |
1 |
|
|
3. |
Уборка картофеля. |
1 |
|
|
4. |
Уборка моркови и свёклы. |
1 |
|
|
5. |
Сортировка картофеля, моркови и свёклы. |
1 |
|
|
6. |
Сбор послеурожайных остатков растений. Пр/р: «Сбор послеурожайных остатков растений». |
1 |
|
|
7. |
Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности ( Т/Б). |
1 |
|
|
8. |
Кролики. Внешнее строение кролика.
|
1 |
|
|
9. |
Особенности кроликов. |
1 |
|
|
10. |
Продукция кролиководства. Породы кроликов. |
1 |
|
|
11. |
Разведение кроликов. Болезни кроликов. |
1 |
|
|
12. |
Способы содержания кроликов. Устройство кроличьей клетки. |
1 |
|
|
13. |
Уход за кроликами. Правила работы в крольчатнике. |
1 |
|
|
14. |
Правила работы в крольчатнике. Ручной инвентарь для работы в крольчатнике. Т/Б. |
1 |
|
|
15. |
Виды кормов для кроликов. Заготовка веточного корма. |
1 |
|
|
16. |
Подготовка кормов к скармливанию кроликам. Кормление кроликов. |
1 |
|
|
17. |
Откорм кроликов.Содержание кроликов на промышленной кролиководческой ферме. |
1 |
|
|
18. |
Сад зимой. Работы в зимнем саду. |
1 |
|
|
19. |
Сад ранней весной. |
1 |
|
|
20. |
Горох. Строение растения гороха. Особенности растения гороха. |
1 |
|
|
21. |
Особенности растения гороха. Использование гороха. |
1 |
|
|
22. |
Подготовка почвы. Посев семян гороха. |
1 |
|
|
23. |
Уход за посевами и уборка урожая гороха. |
1 |
|
|
24. |
Фасоль. Строение растения фасоли. Особенности растения фасоли. |
1 |
|
|
25. |
Особенности растения фасоли. Использование фасоли. |
1 |
|
|
26. |
Подготовка почвы и посев семян фасоли. Уход за посевами и уборка урожая фасоли. |
1 |
|
|
27. |
Картофель. Строение растения картофеля. |
1 |
|
|
28. |
Особенности растения картофеля. Использование картофеля. |
1 |
|
|
29. |
Подготовка почвы и посадка картофеля. |
1 |
|
|
30. |
Уход за картофелем. Вредители и болезни картофеля. |
1 |
|
|
31. |
Виды цветочных растений. Комнатные растения. |
1 |
|
|
32. |
Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Т/Б. |
1 |
|
|
33. |
Многообразие цветочных растений для открытого грунта. |
1 |
|
|
34. |
Цветник. Выращивание однолетних и многолетних растений. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Сокращение: Пр/р- практическая работа; С/Х-сельскохозяйственный, Т/Б-техника безопасности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.