Рабочая программа по технологии 4 класс

  • docx
  • 30.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Раб прогр. технология 4 кл.2022-23 Панина.docx

Управление системой образования администрации

Волоколамского городского округа

 муниципальное общеобразовательное учреждение

«Клишинская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы                     М.Л. Корнеева

Приказ № 69/ Д                от 30.06.2022 года

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

« Технология »

(наименование учебного предмета, курса)

4  класс

(класс)

2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

Учитель:   Панина Марина Ивановна, высшая квалификационная категория

                                 ( Ф.И.О. учителя, составителя  рабочей  программы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Клишино

 

2022 год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Технология» разработана на основе:

- Федерального  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями;

- авторской  программы  Роговцевой Н.И.,Анащенковой С.В. «Технология» (1-4 классы. М: Просвещение,2015), (без изменений);

-  учебного плана  МОУ «Клишинская ООШ»;

- ООП НОО МОУ «Клишинская ООШ».

Данная программа (авторская  программа Роговцевой Н.И.,Анащенковой С.В. «Технология»») выбрана потому, что она соответствует  ООП  школы и особенностям реализации её в данном классе.

При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методические комплект:

1.      Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В, Анащенкова С.В. Технология .4 кл. Учебник, М. – Просвещение, 2019.

             Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентирован­ную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процес­сов, правил, требований, предъявляемых к технической докумен­тации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске инфор­мации, усвоении новых знаний, выполнении практических зада­ний).

          Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально зна­чимых личностных качеств, а также формирования системы спе­циальных технологических и универсальных учебных действий.

          Цели изучения технологии:

- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

- приобретение первоначального опыта практической преоб­разовательной деятельности на основе овладения технологически­ми знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Описание места предмета «Технология» в учебном плане школы

Часы на изучение предмета «Технология» взяты из обязательной части учебного плана МОУ «Клишинская ООШ».  По учебному плану на предмет «Технология»  отводится   34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Основное содержание программы

Как работать с учебником(1 ч)

Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.

Человек и земля (21 ч)

Вагоностроительный вагон(2 ч)

Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Составление модели вагона из бумаги, картона.

Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.

Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагонов, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.

Полезные ископаемые(2 ч)

Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.

Проектная работа.

Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися.

Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.

Профессии: мастер по камню.

Автомобильный завод(2 ч)

Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).

Монетный двор(2 ч)

Знакомство с основами чеканки моделей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.

Фаянсовый завод(2 ч)

Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.

Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.

Швейная фабрика(2 ч)

Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра, создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства.

Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.

Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик.

Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер.

Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии.

Понятия: мягкая игрушка.

Обувное производство(2 ч)

Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание моделей обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приемах и способах работы с ней.

Профессия: обувщик.

Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.

Деревообрабатывающие производства(2 ч)

Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы со столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.

Профессия: столяр.

Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.

Кондитерская фабрика(2 ч)

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.

Профессии: кондитер, технолог-кондитер.

Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао — тертое, какао-масло, конширование.

Бытовая техника(2 ч)

Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/ плафон для настольной лампы.

Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.

Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.

Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов»».

Тепличное хозяйство(1 ч)

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.

Профессии: агроном, овощевод.

Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.

Человек и вода( 3 ч)

Водоканал(1 ч)

Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струи метра.

Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.

Порт(1 ч)

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.

Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.

Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.

Узелковое плетение(1 ч)

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».

Понятие: макраме.

Человек и воздух( 3 ч)

Самолетостроение. Ракетостроение.(1 ч)

Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.

Профессии: летчик, космонавт.

Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.

Ракетоноситель(1 ч)

Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний на бумаге: свойства, виды, история.

Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.

Летательный аппарат(1 ч)

Воздушный змей.

Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.

Человек и информация( 6 ч)

Создание титульного листа(1 ч)

Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.

Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.

Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист.

Работа с таблицами(1 ч)

Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord.

Понятия: таблица, строка, столбец.

Создание содержания книги(1 ч)

ИКТ на службе человека, работа с компьютером.

ИКТ в издательском деле.

Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».

Переплётные работы(2 ч)

Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в 5 проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплета (форзац, слизура). Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу.

Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.

Итоговый урок(1 ч)

Анализ своей работы на уроках технологии, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

 Название раздела

Количество часов

1

Как работать с учебником

1

2

Человек и земля

21

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

6

 

ИТОГО

34

 

Планируемые  результаты  изучения предмета « Технология»

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание:

Выпускник научится:

• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в практической деятельности;

• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты:

Выпускник научится:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование:

Выпускник научится:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере:

Выпускник научится:

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

 

 

 «СОГЛАСОВАНО»

На ШМО учителей гуманитарного цикла

протокол  №  5            от 29.06. 2022 года

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование. Технология.

 

 

Класс: 4 2022-23 учебный год

Предмет: Технология

ФИО педагога: Панина Марина Ивановна

 

 

п/п

Дата

Тема урока

Домашнее задание к следующему уроку

  1.  

 

Как работать с учебником

с.4-8

  1.  

 

Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов ваго­на»

с.10-14

  1.  

 

Вагоностроительный завод. Изделие «Пассажирский вагон»

с. 15-17

  1.  

 

Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка».

с.18-23

  1.  

 

Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»

с.24-27

  1.  

 

Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ»

с.28-32

  1.  

 

Автомобильный завод. Изделие:  «Кузов грузовика»

с.33-34

  1.  

 

Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль»

с.35-38

  1.  

 

Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль»

с.39

  1.  

 

Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы»

с.40-43

  1.  

 

Фаянсовый завод. Изделие «Ваза».

с.44-45

  1.  

 

Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка»

с.46-51

  1.  

 

Швейная фабрика. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка»

с.52-54

  1.  

 

Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви»

с.55-57

  1.  

 

Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви»

с.58-61

  1.  

 

Деревообрабатывающее производство. Изделие:  «Технический рисунок лесенки-опоры для растений».

с.62-66

  1.  

 

Деревообрабатывающее производство. Изделие:«Лесенка-опора для растений»

с.67-68

  1.  

 

Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка»

с.69-73

  1.  

 

Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Конди­терские изделия»

с.74-77

  1.  

 

Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы»

с.78-83

  1.  

 

Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа: «Тест: Правила эксплуата­ции электронагревательных приборов»

с.84-87

  1.  

 

Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы»

с.88-94

  1.  

 

Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды»

с.96-100

  1.  

 

Порт. Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы»

с.101-107

  1.  

 

Узелковое плетение. Изделие «Браслет»

с.107-112

  1.  

 

Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолёт»

с.114-118

  1.  

 

Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Ракета-носитель»

с.118-120

  1.  

 

Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Воздушный змей»

с.121-124

  1.  

 

Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист»

с.126-129, с.131-133

  1.  

 

Работа с таблицами. Изделие : «Работа с таблицей»

с.130-131

  1.  

 

Создание содержания книги. Практическая работа: «Содержание»

с.134-136

  1.  

 

Переплётные работы. Изделие: «Книга «Дневник - путешественника»

с.136-139

  1.  

 

Переплётные работы. Изделие: «Книга «Дневник - путешественника»

с.136-139

  1.  

 

Итоговый урок. Обобщение изученного за год. Выставка работ.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также