Управление системой образования администрации
Волоколамского городского округа
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Клишинская основная общеобразовательная школа»
|
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы М.Л. Корнеева Приказ № 69/ Д от 30.06.2022 года |
Рабочая программа
« Технология »
(наименование учебного предмета, курса)
4 класс
(класс)
2022-2023 учебный год
Учитель: Панина Марина Ивановна, высшая квалификационная категория |
( Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы) |
д. Клишино
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями;
- авторской программы Роговцевой Н.И.,Анащенковой С.В. «Технология» (1-4 классы. М: Просвещение,2015), (без изменений);
- учебного плана МОУ «Клишинская ООШ»;
- ООП НОО МОУ «Клишинская ООШ».
Данная программа (авторская программа Роговцевой Н.И.,Анащенковой С.В. «Технология»») выбрана потому, что она соответствует ООП школы и особенностям реализации её в данном классе.
При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методические комплект:
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В, Анащенкова С.В. Технология .4 кл. Учебник, М. – Просвещение, 2019.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Описание места предмета «Технология» в учебном плане школы
Часы на изучение предмета «Технология» взяты из обязательной части учебного плана МОУ «Клишинская ООШ». По учебному плану на предмет «Технология» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Основное содержание программы
Как работать с учебником(1 ч)
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Человек и земля (21 ч)
Вагоностроительный вагон(2 ч)
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Составление модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагонов, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.
Полезные ископаемые(2 ч)
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.
Проектная работа.
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися.
Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
Профессии: мастер по камню.
Автомобильный завод(2 ч)
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).
Монетный двор(2 ч)
Знакомство с основами чеканки моделей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод(2 ч)
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.
Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.
Швейная фабрика(2 ч)
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра, создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства.
Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.
Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик.
Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии.
Понятия: мягкая игрушка.
Обувное производство(2 ч)
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание моделей обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приемах и способах работы с ней.
Профессия: обувщик.
Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.
Деревообрабатывающие производства(2 ч)
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы со столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.
Профессия: столяр.
Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.
Кондитерская фабрика(2 ч)
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.
Профессии: кондитер, технолог-кондитер.
Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао — тертое, какао-масло, конширование.
Бытовая техника(2 ч)
Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/ плафон для настольной лампы.
Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.
Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.
Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов»».
Тепличное хозяйство(1 ч)
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Профессии: агроном, овощевод.
Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.
Человек и вода( 3 ч)
Водоканал(1 ч)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струи метра.
Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.
Порт(1 ч)
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.
Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.
Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.
Узелковое плетение(1 ч)
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».
Понятие: макраме.
Человек и воздух( 3 ч)
Самолетостроение. Ракетостроение.(1 ч)
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Профессии: летчик, космонавт.
Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.
Ракетоноситель(1 ч)
Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний на бумаге: свойства, виды, история.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат(1 ч)
Воздушный змей.
Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Человек и информация( 6 ч)
Создание титульного листа(1 ч)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.
Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.
Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист.
Работа с таблицами(1 ч)
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord.
Понятия: таблица, строка, столбец.
Создание содержания книги(1 ч)
ИКТ на службе человека, работа с компьютером.
ИКТ в издательском деле.
Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».
Переплётные работы(2 ч)
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в 5 проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплета (форзац, слизура). Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.
Итоговый урок(1 ч)
Анализ своей работы на уроках технологии, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Как работать с учебником |
1 |
2 |
Человек и земля |
21 |
3 |
Человек и вода |
3 |
4 |
Человек и воздух |
3 |
5 |
Человек и информация |
6 |
|
ИТОГО |
34 |
Планируемые результаты изучения предмета « Технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание:
Выпускник научится:
• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в практической деятельности;
• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
• понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты:
Выпускник научится:
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование:
Выпускник научится:
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере:
Выпускник научится:
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
«СОГЛАСОВАНО»
На ШМО учителей гуманитарного цикла
протокол № 5 от 29.06. 2022 года
Календарно-тематическое планирование. Технология.
Класс: 4 2022-23 учебный год
Предмет: Технология
ФИО педагога: Панина Марина Ивановна
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Домашнее задание к следующему уроку |
|
|
Как работать с учебником |
с.4-8 |
|
|
Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона» |
с.10-14 |
|
|
Вагоностроительный завод. Изделие «Пассажирский вагон» |
с. 15-17 |
|
|
Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка». |
с.18-23 |
|
|
Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» |
с.24-27 |
|
|
Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ» |
с.28-32 |
|
|
Автомобильный завод. Изделие: «Кузов грузовика» |
с.33-34 |
|
|
Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» |
с.35-38 |
|
|
Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» |
с.39 |
|
|
Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы» |
с.40-43 |
|
|
Фаянсовый завод. Изделие «Ваза». |
с.44-45 |
|
|
Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка» |
с.46-51 |
|
|
Швейная фабрика. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка» |
с.52-54 |
|
|
Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви» |
с.55-57 |
|
|
Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви» |
с.58-61 |
|
|
Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений». |
с.62-66 |
|
|
Деревообрабатывающее производство. Изделие:«Лесенка-опора для растений» |
с.67-68 |
|
|
Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка» |
с.69-73 |
|
|
Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия» |
с.74-77 |
|
|
Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы» |
с.78-83 |
|
|
Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов» |
с.84-87 |
|
|
Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы» |
с.88-94 |
|
|
Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды» |
с.96-100 |
|
|
Порт. Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы» |
с.101-107 |
|
|
Узелковое плетение. Изделие «Браслет» |
с.107-112 |
|
|
Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолёт» |
с.114-118 |
|
|
Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Ракета-носитель» |
с.118-120 |
|
|
Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Воздушный змей» |
с.121-124 |
|
|
Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист» |
с.126-129, с.131-133 |
|
|
Работа с таблицами. Изделие : «Работа с таблицей» |
с.130-131 |
|
|
Создание содержания книги. Практическая работа: «Содержание» |
с.134-136 |
|
|
Переплётные работы. Изделие: «Книга «Дневник - путешественника» |
с.136-139 |
|
|
Переплётные работы. Изделие: «Книга «Дневник - путешественника» |
с.136-139 |
|
|
Итоговый урок. Обобщение изученного за год. Выставка работ. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.