ТЕХНОЛОГИЯ
Планируемые результаты освоения предмета
Личностнымирезультатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметнымирезультатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
2. Из истории технологии.
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
В 3 классе освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой - проект.Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион
Содержание курса 4 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)
Преобразовательная деятельность человека в ХХ — начале ХХI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике информационно-компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 ч)
Изобретение ииспользование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти
(пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы — полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля в прикреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
3. Конструирование и моделирование (5 ч)
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника ХХ — начала ХХI в. Ее современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
4. Использование информационных технологий (7 ч)
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, PowerPoint.
Тематическое планирование курса технологии 4 класс – 34 часа
Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них |
Основное содержание по темам |
Характеристика
деятельности учащихся |
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч) |
||
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (2 ч) |
Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Технические достижения ХХ — начала ХХI в. |
Под руководством учителя: — коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать. Самостоятельно: — проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности; — анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы; — искать, отбирать и использовать необходимую информацию для выполнения предложенного задания; — планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения; — организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; — искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оценивать результат своей деятельности; — обобщать то новое, что освоено |
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (2 ч) |
Человек — созидатель, изобретатель. Профессии ХХ в. Современные профессии |
|
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (2 ч) |
Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве.Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.) |
|
Тема 4. Природа и техническая среда (4 ч) |
Человек — наблюдатель и изобретатель. Выражение связи человека и природы (элементы бионики). Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности).Проблемы экологии. Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевая гармония) |
|
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание (4 ч) |
Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание (пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву.Правила безопасного пользования бытовыми приборами), хозяйственно-практическая помощь взрослым. Мир растения (уход за растениями, размножение луковицами и клубнями, пересадка, перевалка) |
|
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов.Элементы графической грамоты (8 ч) |
||
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (1 ч) |
Происхождение и использование синтетических материалов. Использование их свойств в опасных профессиях.Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов |
Самостоятельно: — проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий; — осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения; — анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); — создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать собственную практическую деятельность; — отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности |
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (1 ч) |
Подбор инструментов и приспособлений в зависимости от конструктивных и технологических особенностей изделий |
|
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (2 ч) |
Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материалов), последовательности практических действий и технологических операций |
|
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (2 ч) |
Подбор материалов и инструментов в зависимости от конструктивно технологических особенностей изделия.Выбор и применение способа разметки, обработки деталей, сборки изделия и его отделки в зависимости от конструктивных особенностей изделия и выбранного материала |
|
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (2 ч) |
Сложные объёмные конструкции и их развёртки. Чтение развёрток.Разметка с опорой на доступные графические изображения |
|
|
|
|
Раздел 3. Конструирование и моделирование (5 ч) |
||
Тема 1. Изделие и его конструкция (1 ч) |
Конструкция объёмных изделий (призмы, пирамиды, конуса) на основе развёрток.Способы их построения и сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями (например, откидные крышки, окна и др.).Соблюдение основных требований к изделию (соответствие материла, конструкции и внешнего оформления назначению изделия) |
Самостоятельно: — характеризовать основные требования к конструкции изделия; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий; — проектировать изделия; — при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; — осуществлятьсамоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности |
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (1 ч) |
Различение конструктивных особенностей изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное), выбор способа изготовления сложных конструкций |
|
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (3 ч) |
Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций, простейших технических объектов (моделей, макетов).Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного, культурно-бытового и технического назначения |
|
Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (7 ч) |
||
Тема 1. Компьютерное письмо (3 ч) |
Программа Word.Правила клавиатурного письма.Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера.Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца) |
Самостоятельно: — наблюдать образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. С помощью учителя: — исследовать(наблюдать, сравнивать, сопоставлять) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов; — наблюдать и использовать материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев; — проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды; — искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео); — отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды; — осуществлятьсамоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Создание презентаций (4 ч) |
Программа PowerPoint. Создание презентаций по готовым шаблонам. Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице |
Поурочно-тематическое планирование – 34 часа (1 час в неделю)
Дата |
№ |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Стр Т. |
||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч) |
|
|||||
|
1-2 |
Рукотворный мир как результат труда человека |
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения, оценивать ход и результат выполнения задания. |
3-6 |
|
|
|
3-4 |
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда |
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения - самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу. |
6-9 |
|
|
|
5-6 |
Природа в художественно-практической деятельности человека |
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения, оценивать ход и результат выполнения задания |
10-16 |
|
|
|
7-10 |
Природа и техническая среда |
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения, оценивать ход и результат выполнения задания. |
17-22 |
|
|
|
11-14 |
Дом и семья. Самообслуживание |
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения, оценивать ход и результат выполнения задания.
|
23-25 50-59 |
|
|
|
15 |
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком |
Анализировать конструктивно-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий, выделять известное и неизвестное, осуществлять поиск, читать эскизы, чертежи |
50-59 |
|
|
|
16 |
Инструменты и приспособления для обработки материалов |
Анализировать конструктивно-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий, выделять известное и неизвестное, осуществлять поиск, читать эскизы, чертежи |
50-59 |
|
|
|
17-18 |
Общее представление о технологическом
процессе |
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основтворческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности); |
26-31 |
|
|
|
19-20 |
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) |
характеризовать особенности увиденного, наблюдать связи человека с предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края |
31-37 |
|
|
|
21-22 |
Графические изображения в технике и технологии |
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения, оценивать ход и результат выполнения задания. |
37-40 |
|
|
Конструирование и моделирование (5 ч) |
|
|||||
|
23 |
Изделие и его конструкция |
Организовывать свою деятельность.осуществлять сотрудничество, уметь слушать и вступать в диалог, осуществлять самоконтроль и корректировку |
37-40 |
|
|
|
24 |
Элементарные представления о конструкции |
Организовывать свою деятельность . осуществлять сотрудничество , уметь слушать и вступать в диалог, осуществлять самоконтроль и корректировку |
41-44 |
|
|
|
25-27 |
Конструирование и моделирование несложных объектов |
Организовывать свою деятельность. Осуществлять сотрудничество, уметь слушать и вступать в диалог, осуществлять самоконтроль и корректировку
|
44-49 |
|
|
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (7 ч) |
|
|||||
|
28-30 |
Компьютерное письмо |
Самостоятельно — наблюдать образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. С помощью учителя: — исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов; — наблюдать и использовать материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев; — проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды; — искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео); — отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
- |
|
|
|
31-34
|
Создание презентаций
|
- |
|
||
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.