ТЕХНОЛОГИЯ
Пояснительная записка
Рабочие программы соответствуют нормативно-правовыми документами:
· Федеральному образовательному стандарту начального общего образования с изменениями и дополнениями;
· примерным образовательным программам по учебным предметам начального общего образования;
· основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· учебному плану МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· федеральному перечню учебников;
· Положению о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Цели курса:
· накопление универсальных конструкторско-технологических знаний и умений,
· воспитание личностных качеств,
· развитие основ творческой деятельности, самостоятельности.
Задачи курса:
1. развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
2. формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
3. формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно- экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
4. овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск(проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
5. использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
6. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
7. воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию— результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Согласно календарному учебному графику МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» предмет «Технология» реализуется в полном объёме из расчёта 1 час в неделю.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета – технология
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
– оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
– описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
– понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда
Регулятивные УУД
· самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
· с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
· совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
· самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
· предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
· самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
· выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
· осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
· искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете;
· приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий; использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
· делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
· Формировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
· высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
· слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться.
· сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи);
Предметные УУД:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Учащийся будет иметь представление:
· о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
· об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
· о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
· организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
· использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,
изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
· бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
· безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
· выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Знать:
· названия и свойства, наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
· последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью чертежных инструментов;
· основные линии чертежа (осевая и центровая);
· правила безопасной работы канцелярским ножом;
· петельную строчку, ее варианты, их назначение;
· названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
· о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
· об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
· о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
· традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
· стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
· художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
· читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
· выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
· подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
· выполнять рицовку;
· оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
3. Конструирование и моделирование
Знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
· конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
· изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
· выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
· об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
· названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
· создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
· оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
· работать с доступной информацией;
· работать в программах Word, Power Point.
2.Содержание учебного предмета- технология
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)
Преобразовательная деятельность человека в XX — начале XXI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала XX в. (в обзорном порядке). Начало XXI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)
Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы — полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Раздел 3. Конструирование и моделирование (5 ч)
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника XX — начала XXI в. Её современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч)
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, Power Point.
3.Тематическое планирование- технология
№ |
Тема |
количество часов |
1 |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания |
13ч |
2 |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты |
10ч |
3 |
Конструирование и моделирование |
5ч |
4 |
Работа на компьютере |
5ч |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема |
Виды деятельности |
Раздел 1: Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. 13ч |
|||
1 |
3.09 |
Техника безопасности на уроке. Разметка деталей |
Под руководством учителя: — коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать. Самостоятельно: — проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности; — анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы; — искать, отбирать и использовать необходимую информацию для выполнения предложенного задания; — планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения; — организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; — искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оценивать результат своей деятельности; — обобщать то новое, что освоено |
2 |
10.09 |
Подставка для карандашей |
|
3 |
17.09 |
Тиснение по фольге. |
|
4 |
24.09 |
Проект. Макет автомобиля |
|
5 |
1.10 |
Изделия из вторсырья. Осьминожка |
|
6 |
8.10 |
Изделия из вторсырья. Игрушка «Лесовичок» |
|
7 |
15.10 |
Изделия из вторсырья. Кукла из носка |
|
8 |
22.10 |
Коллективный проект. Плакат «Берегите природу!» |
|
9 |
12.11 |
Макет дома |
|
10 |
19.11 |
Проект «Дачный посёлок» |
|
11 |
26.11 |
Профессии людей, которые строят и обслуживают дома |
|
12 |
3.12 |
Проект «Необычный город» |
|
13 |
10.12 |
Новогодняя игрушка «Клоун» |
|
|
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 10ч |
||
14 |
17.12 |
Ёлочная подвеска из бумаги |
Самостоятельно: — проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий; — осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения; — анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); — создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать собственную практическую деятельность; — отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности |
15 |
24.12 |
Новогодняя открытка |
|
16 |
14.01 |
Упаковка |
|
17 |
21.01 |
Упаковка |
|
18 |
28.01 |
Дизайн игрушек(реклама) |
|
19 |
4.02 |
Творческий проект. Интерьер гостиной |
|
20 |
11.02 |
Проект «Дизайн в одежде» Костюм. Вышивка |
|
21 |
18.02 |
Открытка к 23 февраля Проект |
|
22 |
25.02 |
«Дизайн в одежде» Костюм. Вышивка |
|
23 |
4.03 |
Подарок для мамы |
|
|
Раздел 3: Конструирование и моделирование 5ч |
||
24 |
11.03 |
Кукла из ниток |
Самостоятельно: — характеризовать основные требования к конструкции изделия; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий; — проектировать изделия; — при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности |
25 |
18.03 |
Подвижная игрушка |
|
26 |
1.04 |
Наборное полотно |
|
27 |
8.04 |
Аппликация из пластилина |
|
28 |
15.04 |
Проект. Дерево добрых дел |
|
Раздел 4: Работа на компьютере 5 ч |
|||
29 |
22.04 |
Создание документа |
Самостоятельно: — наблюдать образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. С помощью учителя: — исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов; — наблюдать и использовать материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев; — проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды; — искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео); — отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
30 |
29.04 |
Форматирование текста |
|
31 |
6.05 |
Вставка рисунка в документ Создание таблиц |
|
32 |
13.05 |
Итоговая контрольная работа |
|
33 |
20.05 |
Создание презентаций |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.