Рабочая программа по технологии 5-8 классы

  • docx
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП по технологии 5-8 кл.docx

Приложение 24

к ООП ООО

Утверждена приказом

МОУ «Изварская СОШ» №1  от 09.01.2020 г .

 

Рабочая программа по учебному предмету технология.

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.  

Для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, апробации и внедрения модели равного доступа к современным общеобразовательным программам цифрового и гуманитарного профилей, осваения навыков планирования, командной работы и управления проектами по современным технологиям обучение ведется в  Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Важным является применение в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе в сети Интернет; применение в выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, 3D моделирование, позволяющих проектировать интерьеры, создавать электронные презентации.

 

Планируемые результаты освоения программы

При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностными результатами освоения обучающимися основной школы курса «Технология» являются:

         проявление познавательных интересов и активности в области предметной технологической деятельности;

         формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладение элементами организации умственного и физического труда.

         выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

         развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

         самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

         становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности планирование образовательной и профессиональной карьеры;

         осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

         бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

         готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

         самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

         Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;

         алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

         определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;  комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

         проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

         поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

         самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

         приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

         выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

         выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

         использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

         согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

         объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

         оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

         диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

         обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

         соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

в познавательной сфере:

         осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирова­ние целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

         практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, про­цессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

         уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения

         развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

         овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; методами чтения технической,' технологической и инструктивной информации;

         формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

         овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

         планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

         овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

         выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

         выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соот­ветствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

         контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

         документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости про­дукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

         оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;

         согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

         формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

         выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

         стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

         овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

         рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;

         умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

         рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;

         участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка; стремление внести красоту в домашний быт;                                                     -

в коммуникативной сфере:

         практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

         установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

         сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

         адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных за­дач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

В физиолого-психологической сфере:

          развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

         сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

         соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований, при многократном повторении движений в процессе выполнения работ;

 Планируемые результаты изучения учебного предмета

Общие результаты технологического образования состоят:

         В сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретённых школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

         В приобретённом опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

         В формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

         В готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

         Становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нём; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

         Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

         Формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

         Приобретение обучающимися опыта созидательной и творческой  деятельности, опыт познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков  ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Раздел «Электротехника»

Выпускник научится:

         разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориен­тироваться в электрических схемах, которые применяются

         при разработке, создании и эксплуатации электрифициро­ванных приборов и аппаратов,

         осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии.

Выпускник получит возможность научиться:

         составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя до­полнительные источники информации (включая Интернет);

         осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»

Выпускник научится:

         находить в учебной литературе сведения, необходимы для конструирования объекта и осуществления выбранное технологии его изготовления;

         читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

         выполнять в масштабе чертежи и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

Выпускник получит возможность научиться:

         грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, применяемыми при проектировании, изготовлении и эксплуатации различных технических объектов;

         осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Выпускник научится:

         изготавливать с помощью ручных инструментов и швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

         выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

Выпускник получит возможность научиться:

         выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;

         определять и исправлять дефекты швейных изделий;

         выполнять художественную отделку швейных изделий;

         изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов.

Раздел «Кулинария»

Выпускник научится:

         самостоятельно готовить для своей семьи простые кули­нарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Выпускник получит возможность научиться:

         составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

         выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;

         экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

         определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

         выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»

Выпускник научится:

         планировать и выполнять учебные технико-технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать последовательность (этапы) выполнения работ; составлять маршрутную и технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

         представлять результаты выполненного проекта: готовить пояснительную записку; пользоваться основными видами проектной документации; представлять спроектированное и изготовленное изделие к защите, защищать проект с демонстрацией спроектированного и изготовленного изделия.

Выпускник получит возможность научиться:

         организовывать и выполнять учебную проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых  технико-технологических  решений;   планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

          осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Выпускник научится:

         планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться:

         планировать профессиональную карьеру;

         рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

         ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.

Содержание учебного предмета

На вводном занятии обучающиеся знакомятся с содержанием проектной деятельности, примерами индивидуальных и коллективных творческих проектов, выбирают тему проекта.

В процессе изучения каждого раздела школьники знакомятся с основными теоретическими сведениями, учатся выполнять необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволят выполнить проекты.

Новизной данной программы «Технология» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов органолептическими  методами. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серь­езных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

В содержание программы входят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомства их с различными профессиями.

При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.

При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.

При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением.

Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.

При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.

При изучении раздела «Основы аграрной технологии» учащиеся знакомятся с основными способами возделывания почвы и выращивания растений, практические работы проводятся на пришкольном участке.

В связи с отсутствием материально-технической базы по обработке конструкционных материалов часть уроков по данному разделу в 5-6 классах перенесена в разделы «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла»

Раздел «Основы аграрной технологии» в количестве 16 часов в 7-8 классах включен в рабочую программу за счет уменьшения количества часов в разделах «Электротехника» (исключенные темы изучаются на уроках физики);

 «Кулинария» - часть практических работ учащиеся выполняют дома под руководством родителей; «Создание изделий из текстильных материалов» - часть работы выполняется на уроках при выполнении творческого проекта; раздел «Технологии творческой деятельности и опытнической деятельности» изучается при выполнении работ по темам в разделах «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», «Кулинария», «Технология домашнего хозяйства».

 

Тематическое планирование5-8 классы

Разделы и темы программы

Количество часов по классам

5

6

7

8

Вводные занятия (5 ч.)

2

1

1

1

Основы аграрной технологии – 16ч

 

 

11

5

Технологии домашнего хозяйства (12ч)

2

3

3

4

1.Интерьер кухни, столовой

2

-

-

-

2. Интерьер жилого дома

-

1

1

-

3. Комнатные растения дома

-

2

-

-

4.Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере

-

-

1

-

5. Гигиена жилища

-

-

1

-

6. Экология жилища

-

-

-

2

7. Водоснабжение и канализация в доме

-

-

-

2

Электротехника (11 ч)

1

-

2

8

Бытовые электроприборы

1

-

2

4

Электромонтажные технологии

-

-

-

2

Радиоэлектроника

-

-

-

2

Кулинария (35ч)

12

13

10

-

Санитария и гигиена на кухне

1

-

-

-

Здоровое  питание

1

-

-

-

Бутерброды и горячие напитки

2

-

-

-

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

2

-

-

-

Блюда из овощей и фруктов

2

-

-

-

Блюда из яиц

2

-

-

-

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

2

-

-

-

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

-

4

-

-

Блюда из мяса

-

3

-

-

Блюда из птицы

-

2

-

-

Заправочные супы

-

2

-

-

Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду

-

2

-

-

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

-

-

2

-

Изделия из жидкого теста

-

-

2

-

Виды теста и выпечки

-

-

2

-

Сладости, десерты, напитки

-

-

2

-

Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет

-

-

2

-

Технологии обработки конструкционных материалов (22)

9

9

4

 

Технологии ручной обработки древесины

6

5

2

 

Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

3

4

2

 

Создание изделий из текстильных материалов (51 ч)

18

18

15

-

Свойства текстильных материалов

2

2

2

-

Конструирование швейных изделий

2

2

2

-

Моделирование швейных изделий

-

2

2

-

Швейная машина

4

2

2

-

Технология изготовления швейных изделий

10

10

7

-

Художественные ремесла (29 ч)

8

8

13

-

Семейная экономика (4ч)

-

-

-

4

1. Бюджет семьи.

-

-

-

4

Современное производство и профессиональное самоопределение (4ч)

-

-

-

4

Сферы производства и разделение труда

-

-

-

2

Профессиональное образование и профессиональная карьера

-

-

-

2

Технологии творческой и опытнической деятельности (49 ч)

16

16

9

8

ВСЕГО: 238 часа

68

68

68

34