Приложение 24
к ООП ООО
Утверждена приказом
МОУ «Изварская СОШ» №1 от 09.01.2020 г .
Рабочая программа по учебному предмету технология.
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, апробации и внедрения модели равного доступа к современным общеобразовательным программам цифрового и гуманитарного профилей, осваения навыков планирования, командной работы и управления проектами по современным технологиям обучение ведется в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Важным является применение в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе в сети Интернет; применение в выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, 3D моделирование, позволяющих проектировать интерьеры, создавать электронные презентации.
Планируемые результаты освоения программы
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами освоения обучающимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в области предметной технологической деятельности;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладение элементами организации умственного и физического труда.
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
в познавательной сфере:
• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
• уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; методами чтения технической,' технологической и инструктивной информации;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
• овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
• овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
• рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
• умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;
• участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка; стремление внести красоту в домашний быт; -
в коммуникативной сфере:
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
• сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;
• соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований, при многократном повторении движений в процессе выполнения работ;
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Общие результаты технологического образования состоят:
• В сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретённых школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• В приобретённом опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• В формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• В готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• Становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нём; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• Формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• Приобретение обучающимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыт познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Раздел «Электротехника»
Выпускник научится:
• разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются
• при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов,
• осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);
• осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Выпускник научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимы для конструирования объекта и осуществления выбранное технологии его изготовления;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе чертежи и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, применяемыми при проектировании, изготовлении и эксплуатации различных технических объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Выпускник научится:
• изготавливать с помощью ручных инструментов и швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
• определять и исправлять дефекты швейных изделий;
• выполнять художественную отделку швейных изделий;
• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов.
Раздел «Кулинария»
Выпускник научится:
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
• определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
• выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебные технико-технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать последовательность (этапы) выполнения работ; составлять маршрутную и технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: готовить пояснительную записку; пользоваться основными видами проектной документации; представлять спроектированное и изготовленное изделие к защите, защищать проект с демонстрацией спроектированного и изготовленного изделия.
Выпускник получит возможность научиться:
• организовывать и выполнять учебную проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технико-технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
Выпускник научится:
• планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
Выпускник получит возможность научиться:
• планировать профессиональную карьеру;
• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
• ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
Содержание учебного предмета
На вводном занятии обучающиеся знакомятся с содержанием проектной деятельности, примерами индивидуальных и коллективных творческих проектов, выбирают тему проекта.
В процессе изучения каждого раздела школьники знакомятся с основными теоретическими сведениями, учатся выполнять необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволят выполнить проекты.
Новизной данной программы «Технология» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов органолептическими методами. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
В содержание программы входят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомства их с различными профессиями.
При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.
При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением.
Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.
При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.
При изучении раздела «Основы аграрной технологии» учащиеся знакомятся с основными способами возделывания почвы и выращивания растений, практические работы проводятся на пришкольном участке.
В связи с отсутствием материально-технической базы по обработке конструкционных материалов часть уроков по данному разделу в 5-6 классах перенесена в разделы «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла»
Раздел «Основы аграрной технологии» в количестве 16 часов в 7-8 классах включен в рабочую программу за счет уменьшения количества часов в разделах «Электротехника» (исключенные темы изучаются на уроках физики);
«Кулинария» - часть практических работ учащиеся выполняют дома под руководством родителей; «Создание изделий из текстильных материалов» - часть работы выполняется на уроках при выполнении творческого проекта; раздел «Технологии творческой деятельности и опытнической деятельности» изучается при выполнении работ по темам в разделах «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», «Кулинария», «Технология домашнего хозяйства».
Тематическое планирование5-8 классы
Разделы и темы программы |
Количество часов по классам |
|||
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Вводные занятия (5 ч.) |
2 |
1 |
1 |
1 |
Основы аграрной технологии – 16ч |
|
|
11 |
5 |
Технологии домашнего хозяйства (12ч) |
2 |
3 |
3 |
4 |
1.Интерьер кухни, столовой |
2 |
- |
- |
- |
2. Интерьер жилого дома |
- |
1 |
1 |
- |
3. Комнатные растения дома |
- |
2 |
- |
- |
4.Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере |
- |
- |
1 |
- |
5. Гигиена жилища |
- |
- |
1 |
- |
6. Экология жилища |
- |
- |
- |
2 |
7. Водоснабжение и канализация в доме |
- |
- |
- |
2 |
Электротехника (11 ч) |
1 |
- |
2 |
8 |
Бытовые электроприборы |
1 |
- |
2 |
4 |
Электромонтажные технологии |
- |
- |
- |
2 |
Радиоэлектроника |
- |
- |
- |
2 |
Кулинария (35ч) |
12 |
13 |
10 |
- |
Санитария и гигиена на кухне |
1 |
- |
- |
- |
Здоровое питание |
1 |
- |
- |
- |
Бутерброды и горячие напитки |
2 |
- |
- |
- |
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий |
2 |
- |
- |
- |
Блюда из овощей и фруктов |
2 |
- |
- |
- |
Блюда из яиц |
2 |
- |
- |
- |
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку |
2 |
- |
- |
- |
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря |
- |
4 |
- |
- |
Блюда из мяса |
- |
3 |
- |
- |
Блюда из птицы |
- |
2 |
- |
- |
Заправочные супы |
- |
2 |
- |
- |
Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду |
- |
2 |
- |
- |
Блюда из молока и кисломолочных продуктов |
- |
- |
2 |
- |
Изделия из жидкого теста |
- |
- |
2 |
- |
Виды теста и выпечки |
- |
- |
2 |
- |
Сладости, десерты, напитки |
- |
- |
2 |
- |
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет |
- |
- |
2 |
- |
Технологии обработки конструкционных материалов (22) |
9 |
9 |
4 |
|
Технологии ручной обработки древесины |
6 |
5 |
2 |
|
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов |
3 |
4 |
2 |
|
Создание изделий из текстильных материалов (51 ч) |
18 |
18 |
15 |
- |
Свойства текстильных материалов |
2 |
2 |
2 |
- |
Конструирование швейных изделий |
2 |
2 |
2 |
- |
Моделирование швейных изделий |
- |
2 |
2 |
- |
Швейная машина |
4 |
2 |
2 |
- |
Технология изготовления швейных изделий |
10 |
10 |
7 |
- |
Художественные ремесла (29 ч) |
8 |
8 |
13 |
- |
Семейная экономика (4ч) |
- |
- |
- |
4 |
1. Бюджет семьи. |
- |
- |
- |
4 |
Современное производство и профессиональное самоопределение (4ч) |
- |
- |
- |
4 |
Сферы производства и разделение труда |
- |
- |
- |
2 |
Профессиональное образование и профессиональная карьера |
- |
- |
- |
2 |
Технологии творческой и опытнической деятельности (49 ч) |
16 |
16 |
9 |
8 |
ВСЕГО: 238 часа |
68 |
68 |
68 |
34 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.