«Рассмотрено» |
|
«Согласовано» |
|
«Утверждено» |
Руководитель ШМО |
|
Заместитель директора по УВР |
|
Директор МБОУ СОШ № |
___/ Ягодзинская И.С. / |
|
__________/ Легойда В.В./ |
|
_______/ Склярова Т.В./ |
Протокол № от |
|
|
|
Приказ № от |
«____»_________ 2022г |
|
«______»__________ 2022г |
|
«______»_________2022 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО технологии
Для 5-9 классов
Разработчики: ШМО учителей технологии, ИЗО и музыки
2022 г.
НАУЧНЫЙ, ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ТЕХНОЛОГИИ
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах:
—процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
—открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
- были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма;
- проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
- исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом
изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами курса технологии являются:
-овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
- овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
-формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
-формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
-развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов обра- зовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать зна- ния, полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно:
-понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область;
-алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий;
-предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области;
-методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем:
технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии:
—уровень представления;
—уровень пользователя;
—когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
-практически вся современная профессиональная деятельость, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе технологии;
-появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться.
Разумеется, этот новый контекст никак не умаляет (скорее, увеличивает) значимость ручного труда для формирования интеллекта и адекватных представлений об окружающем мире.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса технологии.
Структура модульного курса технологии такова.
Инвариантные модули
Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по «восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Транс- формация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений, сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества.
Вариативные модули
Модуль «Робототехника»
В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Этот модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа модульного курса технологии: освоение технологии идёт неразрывно с освоением методологии
познания, основой которого является моделирование. При этом связь технологии с процессом познания носит двусторонний характер. С одной стороны, анализ модели позволяет выделить составляющие её элементы. С другой стороны, если эти элементы уже выделены, это открывает возможность использовать технологический подход при построении моделей, необходимых для познания объекта. Именно последний подход и реализуется в данном модуле. Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений, необходимых для создания технологий.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Данный модуль нацелен на решение задач, схожих с задачами, решаемыми в предыдущем модуле: «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» — формирует инструментарий создания и исследования моделей, причём сам процесс создания осуществляется по вполне определённой технологии. Как и предыдущий модуль, данный модуль очень важен с точки зрения формирования знаний и умений, необходимых для создания новых технологий, а также новых продуктов техносферы.
Модуль «Автоматизированные системы»
Этот модуль знакомит учащихся с реализацией «сверхзадачи» технологии — автоматизации максимально широкой области человеческой деятельности. Акцент в данном модуле сделан на автоматизации управленческой деятельности. В этом контексте целесообразно рассмотреть управление не только техническими, но и социально-экономическими системами. Эффективным средством решения этой проблемы является использование в учебном процессе имитационных моделей экономической деятельности (например, проект «Школьная фирма»).
Модули «Животноводство» и «Растениеводство»
Названные модули знакомят учащихся с классическими и современными технологиями в сельскохозяйственной сфере. Особенностью этих технологий заключается в том, что их объектами в данном случае являются природные объекты, поведение которых часто не подвластно человеку. В этом случае при реализации технологии существенное значение имеет творческий фактор — умение в нужный момент скорректировать технологический процесс.
Ведущими методическими принципами, которые реализуются в модульном курсе технологии, являются следующие принципы:
- «двойного вхождения» — вопросы, выделенные в отдельный вариативный модуль, фрагментарно присутствуют и в инвариантных модулях;
- цикличности — освоенное на начальном этапе содержание продолжает осваиваться и далее на более высоком уровне.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей:
-с алгеброй и геометрией при изучении модулей: «Компьютерная графика. Черчение», «3D-моделирование, макетирование, прототипирование», «Автоматизированные системы»;
-с химией при освоении разделов, связанных с технологиями химической промышленности в инвариантных модулях;
- с биологией при изучении современных биотехнологий в инвариантных модулях и при освоении вариативных модулей
«Растениеводство» и «Животноводство»;
- с физикой при освоении моделей машин и механизмов, модуля «Робототехника», «3D-моделирование, макетирование, прототипирование», «Автоматизированные системы».
-с информатикой и ИКТ при освоении в инвариантных и вариативных модулях информационных процессов сбора, хранения, преобразования и передачи информации, протекающих в технических системах, использовании программных сервисов;
-с историей и искусством при освоении элементов промышленной эстетики, народных ремёсел в инвариантном модуле
«Производство и технология»;
-с обществознанием при освоении темы «Технология и мир. Современная техносфера» в инвариантном модуле «Производство и технология»
Освоение учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях-партнёрах, в том числе на базе учебно-производственных комбинатов и технопарков. Через сетевое взаимодействие могут быть использованы ресурсы организаций дополнительного образования.
МОДУЛЬ «ПРОИЗВОДСТВО И ТЕХНОЛОГИИ» 5 КЛАСС (34 ч)
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
1 |
Преобразовательная деятельность человека (5 ч) |
Познание и преобразование внешнего мира — основные виды человеческой деятельности. Как человек познаёт и преобразует мир |
Аналитическая деятельность: характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека. Практическая деятельность: выделять простейшие элементы различных моделей |
РЭШ,УЧИ.ру |
2 |
Алгоритмы и начала технологии (5 ч) |
Алгоритмы и первоначальные представления о технологии. Свойства алгоритмов, основное свойство алгоритма, исполнители алгоритмов (человек, робот) |
Аналитическая деятельность: выделять алгоритмы среди других предписаний; формулировать свойства алгоритмов; называть основное свойство алгоритма. Практическая деятельность: исполнять алгоритмы; оценивать результаты исполнения алгоритма (соответствие или несоответствие поставленной задаче); реализовывать простейшие алгоритмы с помощью учебных программ из коллекции ЦОРов |
РЭШ,УЧИ.ру |
3 |
Простейшие механические роботы- исполнители (2 ч) |
Механический робот как исполнитель алгоритма |
Аналитическая деятельность: планирование пути достижения целей, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата. Практическая деятельность: программирование движения робота; исполнение программы |
РЭШ,УЧИ.ру |
4 |
Простейшие машины и механизмы (5 ч) |
Знакомство с простейшими машинами и механизмами и управление машинами и механизмами. Понятие обратной связи, её механическая реализация |
Аналитическая деятельность: называть основные виды механических движений; описывать способы преобразования движения из одного вида в другой; называть способы передачи движения с заданными усилиями и скоростями. Практическая деятельность: изображать графически простейшую схему машины или механизма, в том числе с обратной связью |
РЭШ,УЧИ.ру |
5 |
Механические, электро- технические и робото- технические конструкторы (2 ч) |
Знакомство с механическими, электротехническими и робототехническим конструкторами |
Аналитическая деятельность: называть основные детали конструктора и знать их назначение. Практическая деятельность: конструирование простейших соединений с помощью деталей конструктора |
РЭШ,УЧИ.ру |
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
6 |
Простые механические модели (10 ч) |
Сборка простых механических конструкций по готовой схеме и их модификация. Знакомство с механическими передачами |
Аналитическая деятельность: выделять различные виды движения в будущей модели; планировать преобразование видов движения; планировать движение с заданными параметрами. Практическая деятельность: сборка простых механических моделей с использованием цилиндрической передачи, конической передачи, червячной передачи, ременной передачи, кулисы |
РЭШ,УЧИ.ру |
7 |
Простые модели с элементами управления (5 ч) |
Сборка простых механических конструкций по готовой схеме с элементами управления |
Аналитическая деятельность: планировать движение с заданными параметрами с использованием механической реализации управления. Практическая деятельность: сборка простых механических моделей с элементами управления; осуществление управления собранной моделью, определение системы команд, необходимых для управления |
|
КЛАСС (34 ч)
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
1 |
Задачи и технологии их решения (10 ч) |
Чтение текстов и извлечение заключённой в них информации. Оценка информации с точки зрения решаемой задачи. Обозначения. Знаки и знаковые системы. Формулировка задачи с использованием знаков и символов. Построение необходимых для решения задачи моделей. Основные виды моделей. Области применения моделей. |
Аналитическая деятельность: выделять среди множества знаков те знаки, которые являются символами; формулировать условие задачи, используя данную знаковую систему; формулировать определение модели; называть основные виды моделей. Практическая деятельность: выделять в тексте ключевые слова; анализировать данный текст по определённому плану; составлять план данного текста; строить простейшие модели в соответствии с имеющейся схемой; определять области применения построенной модели |
РЭШ,УЧИ.ру |
2 |
Проекты и проекти- рование (14 ч) |
Проект. Виды проектов. Технология работы над проектом. |
Аналитическая деятельность: находить общее и особенное в понятиях «алгоритм», «технология», «проект»; называть виды проектов. |
РЭШ,УЧИ.ру |
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
|
|
Планирование пути |
Практическая деятельность: |
РЭШ,УЧИ.ру |
достижения |
— разрабатывать проект в соответствии с общей схемой; |
|
||
поставленных целей. |
— составлять паспорт проекта; |
|
||
Действия по |
— использовать компьютерные программы поддержки |
|
||
осуществлению |
проектной деятельности; |
|
||
поставленных целей. |
— осуществить презентацию проекта |
|
||
Соотнесение |
|
|
||
своих действий |
|
|
||
с планируемыми |
|
|
||
результатами, |
|
|
||
осуществление |
|
|
||
контроля своей |
|
|
||
деятельности |
|
|
||
в процессе |
|
|
||
достижения |
|
|
||
поставленных целей. |
|
|
||
Исследовательские |
|
|
||
проекты. |
|
|
||
Паспорт проекта. |
|
|
||
Этапы проектной |
|
|
||
деятельности. |
|
|
||
Инструменты работы |
|
|
||
над проектом. |
|
|
||
Компьютерная |
|
|
||
поддержка проектной |
|
|
||
деятельности. |
|
|
3 |
Технологии домашнего хозяйства (5 ч) |
Порядок и хаос. Порядок в доме. Компьютерные программы проектирования жилища. Кулинария. Кулинарные рецепты и технологии. Технологии изготовления изделий из текстильных материалов. Декоратив- но-прикладное творчество. Технологии художественной обработки текстильных материалов |
Аналитическая деятельность: приводить примеры «порядка» и «хаоса» из различных предметных областей; называть возможные способы упорядочивания окружающего человека пространства; называть профессии и виды деятельности, связанные с упорядочиванием различных объектов; называть отличие кулинарного рецепта от алгоритма и технологии. Практическая деятельность: пользуясь компьютерной программой, спроектировать комнату в квартире или доме; пользуясь компьютерной программой, рассчитать количество ткани, которое необходимо для изготовления выбранного изделия |
РЭШ,УЧИ.ру |
4 |
Мир профессий (5 ч) |
Какие бывают профессии? Как определить область своих интересов? |
Аналитическая деятельность: называть основные объекты человеческого труда; приводить примеры редких и исчезающих профессий. Практическая деятельность: используя известные методики, определять область своей возможной профессиональной деятельности |
РЭШ,УЧИ.ру |
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
|
Технологии и мир (27 ч) |
Трудовая деятельность человека. Ресурсы и технологии. Технологии материального производства. Транспорт. Виды и характеристики транспортных средств. Информационные технологии. Глобальные технологические проекты |
Аналитическая деятельность: классифицировать виды транспорта по различным основаниям; сравнивать технологии материального производства и информационные технологии; называть основные сферы применения традиционных технологий. Практическая деятельность: определить проблемы с транспортными потоками в вашем населённом пункте и предложить пути их решения |
РЭШ,УЧИ.ру |
2 |
Технологии и искусство. Народные ремесла (7 ч) |
Эстетическая ценность результатов труда. Промышленная эстетика. Примеры промышленных изделий с высокими |
Аналитическая деятельность: приводить примеры эстетически значимых результатов труда; называть известные народные промыслы России. Практическая деятельность: изготовить изделие в стиле выбранного народного ремесла |
РЭШ,УЧИ.ру |
КЛАСС (34 ч)
|
|
эстетическими свойствами. Понятие дизайна. Эстетика в быту. Эстетика и экология жилища. Народные ремёсла России: вологодские кружева, кубачинская чеканка, гжельская керамика, жостовская роспись и др. |
|
РЭШ,УЧИ.ру |
КЛАСС (17 ч)
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
1 |
Современная техносфера (2 ч) |
Современная техносфера и её особенности. Технологии четвёртой промышленной революции: интернет вещей, облачные технологии, аддитивные технологии |
Аналитическая деятельность: характеризовать особенности современной техносферы; называть технологии четвёртой промышленной революции. Практическая деятельность: анализировать значимы для конкретного человека потребности; прогнозировать характер трудовой деятельности, направленной на удовлетворение конкретных потребно- стей; использовать ресурсы из коллекции ЦОРов для демонстрации возможностей современных цифровых технологий |
РЭШ,УЧИ.ру |
2. |
Современные технологии (5 ч) |
Технологии химической промышленности. Технология переработки нефти. Биотехнологии. Космические технологии. Лазерные технологии. Нанотехнологии. |
Аналитическая деятельность: называть современные промышленные технологии; формулировать физические и химические принципы технологии переработки нефти, биологические основы процесса выпечки хлеба; называть физические принципы, лежащие в основе лазерных технологий; формулировать особенности нанотехнологий; оценивать влияние нанотехнологий, лазерных технологий, космических технологий на развитие современного социума; |
РЭШ,УЧИ.ру |
|
|
Современные |
— называть основные области применения биотехноло- |
РЭШ,УЧИ.ру |
технологии сельского |
гий. |
|
||
хозяйства. |
Практическая деятельность: |
|
||
Биотехнологии |
— оценивать влияние химических технологий и биотех |
|
||
в решении |
нологий на развитие современного социума; |
|
||
экологических |
— сравнивать современные и первоначальные техноло- |
|
||
проблем. Очистка |
гии переработки нефти; |
|
||
сточных вод. |
— сравнивать современные и традиционные технологии |
|
||
Биоэнергетика. |
в сельском хозяйстве; |
|
||
Биометаногенез. |
— использовать ресурсы из коллекции ЦОРов для |
|
||
Проект «Геном |
демонстрации лазерных технологий, биотехнологий, |
|
||
человека» и его |
нанотехнологий |
|
||
значение для анализа |
|
|
||
и предотвращения |
|
|
||
наследственных |
|
|
||
болезней. Микробы. |
|
|
||
Болезнетворные |
|
|
||
микробы и прививки. |
|
|
||
Биодатчики. Микро- |
|
|
||
биологическая |
|
|
||
технология |
|
|
||
3 |
Инфор- |
Данные, информация, |
Аналитическая деятельность: |
РЭШ,УЧИ.ру |
|
мационно- |
знание как фундамен- |
— формулировать отличие данных от информации, |
|
|
когнитивные |
тальные понятия для |
информации от знания; |
|
|
технологии |
профессиональной |
— приводить примеры информационно-когнитивных |
|
|
(10 ч) |
деятельности в |
технологий. |
|
|
|
цифровом социуме. |
Практическая деятельность: |
|
|
|
Информационно- |
— преобразовывать конкретные данные в информацию; |
|
|
|
когнитивные |
— преобразовывать конкретную информацию в знания; |
|
|
|
технологии |
— создавать и исследовать модели; |
|
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
|
|
как технологии |
— пользоваться приёмами формализации в различных |
РЭШ,УЧИ.ру |
формирования |
областях |
|
||
знаний. |
|
|
||
Создание новых |
|
|
||
технологий и поиск |
|
|
||
новых технологиче- |
|
|
||
ских решений. |
|
|
||
Моделирование |
|
|
||
и формализация |
|
|
||
как информационно- |
|
|
||
когнитивные инстру- |
|
|
||
менты |
|
|
КЛАСС (17 ч)
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
1 |
Элементы управления техническими и социальны- ми системами (10 ч) |
Общая схема управления: цели управления, управ- ляющие воздействия, обратная связь. Условия реализации общей схемы управления. Примеры технических систем с обратной связью. Устойчивость систем управления. Самоуправляемые системы |
Аналитическая деятельность: называть основные элементы общей схемы управления; формулировать условия реализации общей схемы управления; приводить примеры обратной связи в технических устройствах; называть виды равновесий и приводить примеры. Практическая деятельность: конструировать простейшую полезную для людей самоуправляемую систему; использовать программы из коллекции ЦОРов для демонстрации автоматического управления техническими системами (регулятор Уатта и др.) |
РЭШ,УЧИ.ру |
2 |
Современные профессии (7 ч) |
Профессии сферы: «Природа», «Техника», «Художественный образ», «Знаковая система», «Человек». Новые профессии цифрового социума |
Аналитическая деятельность: называть основные профессии сферы «Природа»; называть основные профессии сферы «Техника»; называть основные профессии сферы «Художественный образ»; называть основные профессии сферы «Знаковая система»; называть основные профессии сферы «Человек»; называть новые профессии цифрового социума. |
РЭШ,УЧИ.ру |
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
|
|
|
Практическая деятельность: моделировать деятельность выбранной профессии из сферы «Знаковая система»; моделировать деятельность выбранной профессии из сферы «Человек» |
РЭШ,УЧИ.ру |
МОДУЛЬ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ» 5 КЛАСС (34 ч)
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
1 |
Структура технологии: от материала к изделию (5 ч) |
Составляющие технологии: этапы, операции действия. Понятие о технологической документации. Основные виды деятельности по созданию технологии: проектирование, моделирование, конструирование |
Аналитическая деятельность: называть основные элементы технологической цепочки; называть основные виды деятельности в процессе создания технологии; объяснять назначение технологии. Практическая деятельность: читать (изображать) графическую структуру технологической цепочки |
РЭШ,УЧИ.ру |
2 |
Материалы и изделия. Пищевые продукты (10 ч) |
Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов. Бумага и её свойства. |
Аналитическая деятельность: называть основные свойства бумаги и области её использования; называть основные свойства ткани и области её использования; называть основные свойства древесины и области её использования; называть основные свойства металлов и области их использования; называть металлические детали машин и механизмов. |
РЭШ,УЧИ.ру |
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
|
|
Ткань и её свойства. Древесина и её свойства. Лиственные и хвойные породы древесины. Основные свойства древесины. Виды древесных материалов. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рацио- нальное использование. Металлы и их свойства. Чёрные и цветные металлы. Свойства металлов |
Практическая деятельность: сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла; предлагать возможные способы использования древесных отходов |
РЭШ,УЧИ.ру |
3 |
Современные материалы и их свойства (5 ч) |
Пластмассы и их свойства. Различные виды пластмасс. Использование пластмасс в про- мышленности и быту. Наноструктуры и их использование в различных технологиях. |
Аналитическая деятельность: называть основные свойства современных материалов и области их использования; формулировать основные принципы создания композитных материалов. Практическая деятельность: сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла со свойствами доступных учащимся видов пластмасс |
РЭШ,УЧИ.ру |
|
|
Природные и синтетические наноструктуры. Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода |
|
РЭШ,УЧИ.ру |
4 |
Основные ручные инструменты (14 ч) |
Инструменты для работы с бумагой: ножницы, нож, клей. Инструменты для работы с тканью: ножницы, иглы, клей. Инструменты для работы с деревом: молоток, отвёртка, пила; рубанок, шерхебель, рашпиль, шлифовальная шкурка. Столярный верстак. Инструменты для работы с металлами: ножницы, бородок, свёрла, молоток, киянка; кусачки, плоскогуб- цы, круглогубцы, зубило, напильник. Слесарный верстак |
Аналитическая деятельность: называть назначение инструментов для работы с данным материалом; оценивать эффективность использования данного инструмента. Практическая деятельность: выбирать инструменты, необходимые для изготовления данного изделия; создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги, ткани, древесины, железа |
РЭШ,УЧИ.ру |
КЛАСС (34 ч)
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
1 |
Трудовые действия как основные слагаемые технологии (4 ч) |
Измерения как универсальные трудовые действия. Измерение с помощью линейки, штангенциркуля, лазерной рулетки. Практика измерений различных объектов окружающего мира. Понятие о погрешности измерения. Трудовые действия, необходимые при обработке материалов: бумаги, ткани, древесины, пластмассы |
Аналитическая деятельность: называть основные измерительные инструменты; называть основные трудовые действия, необходимые при обработке данного материала; выбирать масштаб измерения, адекватный поставленной задаче; оценивать погрешность измерения. Практическая деятельность: осуществлять измерение с помощью конкретного измерительного инструмента; конструировать технологические операции по обработке данного материала из трудовых действий |
РЭШ,УЧИ.ру |
2 |
Технологии обработки конструк- ционных материалов (10 ч) |
Технологии разметки заготовок из древесины, металла, пластмасс. Приёмы ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Технологии резания заготовок. Технология строгания заготовок из древесины. Технология гибки, заготовок из тонколистового металла и проволоки. |
Аналитическая деятельность: формулировать общность и различие технологий обработки различных кон- струкционных материалов. Практическая деятельность: резание заготовок; строгание заготовок из древесины; сгибание заготовок из тонколистового металла и проволоки; |
РЭШ,УЧИ.ру |
|
|
Технология получения отверстий в заготовках из конструкционных материалов. Технология соединения деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея. Технология сборки изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Технологии зачистки и отделки поверхностей деталей из конструк- ционных материалов. Технология изготовления цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом. Технологии отделки изделий из конструкционных материалов |
получение отверстий в заготовках из конструкционных материалов; получение отверстий в заготовках из конструкционных материалов; соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея; сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов; изготовление цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом; зачистка и отделка поверхностей деталей; отделка изделий |
РЭШ,УЧИ.ру |
3 |
Технология обработки текстильных материалов (10 ч) |
Основные приёмы работы на бытовой швейной машине. Приёмы выполнения основных утюжильных операций. Прядение и ткачество. Сырьё и процесс получения натуральных волокон животного происхождения. Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов. Ручные стежки и строчки. Способы настила ткани. Раскладка выкройки на ткани. |
Аналитическая деятельность: формулировать общность и различие технологий обработки различных текстильных материалов; формулировать последовательность изготовления швейного изделия; осуществлять классификацию машинных швов. Практическая деятельность: обрабатывать детали кроя; осуществлять контроль качества готового изделия; |
РЭШ,УЧИ.ру |
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
|
|
Понятие о декоративно-прикладном творчестве. Технологии художе- ственной обработки текстильных материалов: лоскутное шитьё, вышивка |
осуществлять раскрой ткани из натуральных волокон животного происхождения; выполнение соединительных швов; обработка срезов; обработка вытачки; обработка застёжек |
РЭШ,УЧИ.ру |
4 |
Технология приготовления пищи (10 ч) |
Продукты питания и их свойства (овощи, фрукты, мясо, рыба, хлебные и молочные изделия). Сохран- ность пищевых продуктов. Кухонное оборудование. Кухонные инструменты, в том числе электрические. Технология приготовления пищи. Сервировка стола. Национальные кухни. Приготовление пищи в походных условиях. Утилизация бытовых и пищевых отходов в походных условиях. Основы здорового питания. Основные приёмы и способы обработки продуктов. Технология приготовления основных блюд. Основы здорового питания в походных условиях |
Аналитическая деятельность: характеризовать основные пищевые продукты; называть основные кухонные инструменты; называть блюда из различных национальных кухонь. Практическая деятельность: определять сохранность пищевых продуктов; точно следовать технологическому процессу приготовления пищи, соблюдать температурный режим; осуществлять первую помощь при пищевых отравлениях; соблюдать технику безопасности при работе с электрическими кухонными инструментами |
РЭШ,УЧИ.ру |
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
1 |
Моделиро- вание как основа познания и практической деятельности (4 ч) |
Понятие модели. Свойства и параметры моделей. Общая схема построения модели. Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования. Применение модели. Модели человеческой деятельности. Алгоритмы и технологии как модели |
Аналитическая деятельность: давать определение модели; называть основные свойства моделей; называть назначение моделей; определять сходство и различие алгоритма и технологии как моделей процесса получения конкретного результата. Практическая деятельность: строить простейшие модели в процессе решения задач; устанавливать адекватность простейших моделей моделируемому объекту и целям моделирования |
РЭШ,УЧИ.ру |
2 |
Машины и их модели (10 ч) |
Основные этапы традиционной технологической цепочки: разделение материалов на части; получение деталей необходимой формы; соединение деталей в планируемый предмет |
Аналитическая деятельность: называть основные этапы традиционной технологической цепочки; определять основные виды соединения деталей. Практическая деятельность: осуществлять действия по сборке моделей из деталей робототехнического конструктора |
РЭШ,УЧИ.ру |
КЛАСС (34 ч)
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
3 |
Простейшие механизмы: модели и физические эксперименты с этими механизмами (12 ч) |
Простейшие механизмы как «азбука» механизма любой машины. Наклонная плоскость, винт, рычаг, ворот, блок, колесо, поршень. Инструменты и машины, где используются простейшие механизмы. Физические законы, реализуемые в простейших механизмах. Осуществление физических экспериментов по демонстрации названных физических законов |
Аналитическая деятельность: называть основные виды простейших механизмов; называть законы механики, которые реализуются в простейших механизмах. Практическая деятельность: проводить физические эксперименты с использованием простейших механизмов; осуществлять демонстрацию физических законов, лежащих в основе простей- ших механизмов |
РЭШ,УЧИ.ру |
4 |
Как устроены машины (8 ч) |
Машина как совокупность механизмов. Составление механизма из простейших механизмов. Выделение совокупности простейших механизмов в данной машине |
Аналитическая деятельность: выделять в данной машине, инструменте, приспособлении простейшие механизмы; объяснять назначение простейших механизмов в данной машине; выделять основные компоненты машины: двигатели, передаточные механизмы, исполнительные механизмы, приборы управления. Практическая деятельность: использовать изобразительные средства для представления данной машины |
РЭШ,УЧИ.ру |
|
|
|
в виде совокупности простейших механизмов; — использовать программы из коллекции ЦОРов для демонстрации устройства различных машин и механизмов |
РЭШ,УЧИ.ру |
КЛАСС (17 ч)
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
1 |
Традиционные производства и технологии. Обработка древесины (5 ч) |
Изделия из древесины и технологии их изготовления. Токарный станок для обработки древесины |
Аналитическая деятельность: проектировать процесс изготовления делали из данного материала; оценивать свойства материала и инструментов с точки зрения реализации технологии. Практическая деятельность: изготавливать детали из древесины и соединять их шипами; изготавливать детали из древесины на токарном станке |
РЭШ,УЧИ.ру |
2 |
Традиционные производства. Обработка металла и технологии (4 ч) |
Технологии обработки металлов. Конструк- ционная сталь и её механические свойства. Изделия из сортового и листового проката. Изготовление изделий на токарно-винторезном станке. Резьба и резьбовые соединения. Отделка изделий. Комплексные работы |
Аналитическая деятельность: проектировать процесс изготовления делали из данного материала; оценивать свойства материала и инструментов с точки зрения реализации технологии. Практическая деятельность: изготавливать детали из древесины на токарном станке; нарезать резьбу с помощью плашек; соединять металлические детали клеем |
РЭШ,УЧИ.ру |
3 |
Традиционные производства. Обработка текстильных материалов (4 ч) |
Тенденции развития оборудования текстильного и швейного производства. Вязальные машины. Использование компьютерных программ и робототехники в процессе обработки текстильных материалов. Основные приёмы работы на вязальной машине. Текстильные химические волокна. Экологические проблемы. Нетканые мате- риалы из химических волокон. Влияние свойств тканей из химических волокон на здоровье человека. Профессии швейного предприятия массового производства. Технологии художественной обработки текстильных материалов. Вязание как одна из технологий |
Аналитическая деятельность: оценивать возможности компьютерных программ в процессе обработки текстильных материалов; называть профессии будущего в текстильной и швейной промышленности; формулировать проблемы сырьевого обеспечения и утилизации отходов процесса производства химического волокна и материалов из него. Практическая деятельность: применение приспособлений швейной машины; изготовление плечевого и поясного изделий из текстильных материалов; обработка швов трикотажных изделий |
РЭШ,УЧИ.ру |
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
|
|
художественной обработки текстильных материалов |
|
РЭШ,УЧИ.ру |
4 |
Традиционные производства. Обработка пищевых продуктов (4 ч) |
Отрасли и перспективы развития пищевой промышленности. Организация производства пищевых продуктов. Меню праздничного стола и здоровое питание человека. Основные способы и приёмы обработки продуктов на предприятиях общественного питания. Современные технологии обработки пищевых продуктов, тенденции их развития. Влияние развития производства на изменение трудовых функций работников |
Аналитическая деятельность: называть основные отрасли пищевой промышленности и формулировать перспективы их развития; называть основные способы и приёмы обработки продуктов на предприятиях. Практическая деятельность: составлять меню праздничного стола; оценивать качество пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека |
РЭШ,УЧИ.ру |
КЛАСС (17 ч)
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
1 |
Технологии в когнитивной сфере (7 ч) |
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и поиск новых технологических решений. Основные принципы развития технических систем: полнота компонентов системы, энергетическая проводимость, опережающее развитие рабочего органа и др. Решение производственных задач и задач из сферы услуг с использованием методологии ТРИЗ. Востребованность системных и когнитивных навыков в современ- ной профессиональной деятельности. Интеллект-карты как инструмент систематизации информации. Использование интеллект-карт в проектной деятельности. Программные инструменты построения интеллект-карт. Понятие «больших данных» (объём, скорость, разнообразие). Работа с «большими данными» как компонент современной профессиональной деятельности. |
Аналитическая деятельность: приводить примеры закономерностей в техносфере; называть основные характеристики «больших данных»; называть современные профессии, в которых востребованы когнитивные и системные навыки. Практическая деятельность: строить интеллект-карты c помощью компьютерных программ; осуществлять основные этапы преобра- зования данных в информацию и инфор- мации в знание |
РЭШ,УЧИ.ру |
Номер п/п |
Тема/ Количество часов |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
ЦОР/ЭОР |
|
|
Анализ «больших данных» при разработке проектов. Приёмы визуализации данных. Компьютерные инструменты визуализации |
|
РЭШ,УЧИ.ру |
2 |
Технологии и человек (7 ч) |
Технологии и знания. Знание как фундаментальная категория для современной профессиональной деятельности. Виды знаний. Метазнания и их роль в использовании и создании новых технологий. Структурные паттерны |
Аналитическая деятельность: приводить примеры задач, решение которых выходит за рамки технологиче- ского подхода; называть основные виды знаний; найти в энциклопедии слова с при- ставкой «мета» и выделить общий для них смысл. Практическая деятельность: использовать метазнания (структурные паттерны) для преобразования данных в информацию |
РЭШ,УЧИ.ру |
3 |
Технологии и общество (3 ч) |
Глобальные проблемы цивилизации и технологические решения. Пределы применения технологий |
Аналитическая деятельность: оценивать глобальные угрозы человеческой цивилизации; создавать перспективные проекты, направленные на устранение этих угроз; оценивать области применения технологий. |
РЭШ,УЧИ.ру |
|
|
|
Практическая деятельность: — организовывать проектную деятельность с использованием компьютерных средств (например, компьютерной реали- зации диаграмм Ганта) |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.