Краснодарский край, Туапсинский район, город Туапсе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 г. Туапсе
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _________ 2019 года протокол №___
Председатель _______ ________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По технологии
Уровень образования: начальное общее 1-4 класс
Количество часов - 135 часов
Учитель: Стромко Ксения Владимировна
Программа разработана на основе примерной программы «Технология», авторы Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2015 г. – Ч.2: (УМК «Перспективная начальная школа»).
2019-2020 уч.год
1) Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов разработана на основе:
- планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназия №1 города Туапсе;
- программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ гимназия №1 города Туапсе;
- авторской программы предмету «Технология», авторы Т.М.Рагозина, И.Б.Мылова (УМК «Перспективная начальная школа»). М.: Академкнига/учебник , 2015 г. – Ч.2:
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
• духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
• формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
• стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
• формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
• формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
• формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
• формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
2. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 1 – го года обучения
Обучающиеся научатся:
· рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
· различать предметы рукотворного мира;
· выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочие места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
· использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
· анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
· организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
· понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;
· экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
· отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоения материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
· анализировать устройство изделия, определять его назначение;
· выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя;
· конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.
Обучающиеся получат возможность научится:
· бережно относиться к природе как источнику сырья;
· выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
· анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
· работать в коллективе.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 2- го года обучения
Обучающиеся научатся:
· рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни;
· рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой природных материалов;
· рассказывать о профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с воздушным и водным транспортом;
· использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
· работать в малых группах;
· выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбирать материалы, инструменты для работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
· применять приемы безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
· экономно размечать материалы на глаз, по клеткам и линейке;
· отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
· анализировать информацию из словаря;
· выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж;
· создавать простейшие конструкции по простейшему чертежу и функциональным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· понимать культурные традиции своего региона, отраженные в рукотворном мире, и уважать их;
· понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя;
· работать в малых группах.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3- го года обучения
Обучающиеся научатся:
· рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;
· рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;
· рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, описывать их особенности;
· анализировать задания, планировать трудовой процесс осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
· осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
· выполнять доступные действия по самообслуживанию подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно- бытовой среды);
· отбирать картон с учетом его свойств;
· применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
· экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;
· работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
· отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
· изготавливать плоскостные изделия по эскизам;
· решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции:
· выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;
· создавать несложные конструкции изделий по технико- технологическим условиям.
По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:
· рассказывать об основных источниках информации;
· рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;
· называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
· называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
· рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройствах, устройств внешней памяти;
· соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
· включать и выключать компьютер;
· использовать приемы работы с дисководом и электронным диском;
· использовать приемы работы с мышью;
· работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
· работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
· соблюдать санитарно- гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
· осуществлять проектную деятельность;
· создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
· использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу « Технология» к концу 4-го года обучения
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Выпускник научится:
· составлять сообщения о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с автоматизированным трудом (с учетом региональных особенностей), и описывать их особенности;
· организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
· отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать ее в организации работы;
· осуществлять контроль и корректировку хода работы;
· выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т.д.);
· выполнять доступные действия по самообслуживанию декоративное оформление культурно- бытовой среды, ремонт одежды и книг);
· отбирать предложенные материалы ля изделий по декоративно- художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
· применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (циркуль), режущими (ножницы, макетный нож);
· размечать бумагу и картон циркулем;
· отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
· изготавливать объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
· анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
· рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
· использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строчка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
· работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
· использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
· использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
· соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
· включать и выключать дополнительные устройства ( принтер, сканер) подключаемые к компьютеру;
· использовать элементарные приемы клавиатурного письма;
· использовать элементарные приемы работы с документами помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
· осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации (в том числе с использованием компьютера для решения различных задач;
· решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
· подключать к компьютеру дополнительные устройства;
· осуществлять поиск информации в электронных изданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
· соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приемов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Выпускник получит возможность научится:
· понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
· отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
· прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей;
· осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
3. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Основные содержательные линии
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.) разных народов России (на примере 2-3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные географ географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материала: разметка деталей ( на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (открывание, резание ножницами, концелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.| Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов(по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям );
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
-
соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их
свойств, способов обработки; анализ
устройства и назначения изделия; умения
определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических
задач; подбор материалов и
инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных
результатов; экономную
разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
-достаточный уровень графической грамотности, выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделия, опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умения находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умения самостоятельно разрешать доступные проблемы, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчинённый);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Содержание учебного предмета, курса |
Тематическое планирование |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
||||
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
||||
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания |
|||||||
Мир, созданный мыслью, чувствами и руками человека
Основы культуры труда
Мастер учится у природы. Мастер учится у других мастеров.
Основы дизайна |
Формы и образы природы — первоисточник идей для мастера. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.). Стилизация природных форм в бытовых вещах, технике, архитектуре и пр.; изготовление изделий на основе стилизации. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве, поэзии, музыке Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда. Ремёсла и их роль в культуре народов мира; традиции и творчество мастера при создании предметной среды; изготовление изделий по мотивам народных образцов.
Основные правила дизайна и их учёт при конструировании вещей (единство формы, функции декора; стилевая гармония). Виды декоративно-прикладных изделий; изучение и изготовление предметов декоративно-прикладного назначения; единство предмета и среды
|
|
|
|
|
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответвии с этим оптимальные средства и способы работы. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию из учебника и других справочных и дидактических материалов, использовать информационно-компьютерные технологии. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. Организовыватьсвою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. |
|
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (98ч) |
|||||||
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком
Инструменты и приспособления для обработки материалов
Общее представление о технологическом процессе
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)
Графические изображения в художественно-практической деятельности. |
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов. Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами, бумажная пластика, изделия из папье-маше, солёного теста и пр.) Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательности практических действий и технологических операций Подбор материалов и инструментов. Разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля). Выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.) Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема. Линии чертежа. Чтение условных графических изображений. Использование графических изображений при конструировании и моделировании несложных и доступных архитектурных и других форм
|
33 |
30 |
18 |
22 |
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и др.), технологические свойства - способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразоване сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож) чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приёмы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). Создавать мысленный образ конструкции с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. |
|
3. Конструирование и моделирование (12 ч) |
|||||||
Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности
Конструирование и моделирование несложных объектов |
Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия; различные виды конструкций и способы их сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Проектирование и изготовление изделий определённого назначения по принципу стилевой гармонии.
Ознакомление с конструкциями и способами конструирования предметов архитектуры декоративно-прикладного искусства. Проектирование изделий декоративно-прикладного назначения
|
- |
4 |
6 |
2 |
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями (в пределах изученного). Конструировать объекты с учётом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. |
|
4. Практика работы на компьютере (20 ч) |
|||||||
Знакомство с компьютером
Работа с информацией
Компьютерное письмо
|
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции над файлами и папками. Простые информационные объекты. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами готовыми материалами на электронных носителях (CD): активация диска информации, выполнение предложенных заданий
Правила клавиатурного письма. Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. Оформление текста (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца. |
- |
- |
10 |
10 |
Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): -материальные и информационные объекты; -инструменты материальных и информационных технологий; - элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзаца; технологические свойства — способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов. Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологии, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от инструментальной среды. Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от инструментальной среды. Осуществлять корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
|
4)Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся начального общего образования
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
В учебном плане школы в 1-ом классе на изучение предмета «Технология» выделяется 1 час в неделю - 33 часа в год; во 2-4 классах - 1 час в неделю – по 34 часа в год.
Общее представление о технологическом процессе, самообслуживании в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» осваивается детьми в процессе изучения раздела «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»
Таблица тематического распределения количества часов.
По примерной программе:
135 ч = 33 ч (1 кл) + 34 ч (2 кл) + 34 ч (3 кл) + 34 ч (4 кл)
По рабочей программе: 135 ч = 33 ч + 34 ч + 34 ч + 34 ч
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
||||||
Примерная программа |
Рабочая программа |
Рабочая программа по классам |
||||||
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
|||||
135 |
135 |
33 |
34 |
34 |
34 |
|||
1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 4 |
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Природные материалы Пластичные материалы Бумага и картон Текстильные материалы Металлы Утилизированные материалы Конструирование и моделирование Практика работы на компьютере |
Изучается во 2-ом разделе 103 21 9 39 23 3 8 12 20 |
Изучается во 2-ом разделе 103 21 9 39 23 3 8 12 20 |
33 5 6 13 9 - - - - |
30 15 2 8 5 - - 4 - |
18 - - 9 5 1 3 6 10 |
22 - - 10 5 2 5 2 10 |
|
ИТОГО |
135 |
135 |
33 |
34 |
34 |
34 |
||
1 класс (33ч)
Примерные темы урока
1. Мир изделий (1 час)
2. Приемы работы с пластилином (2 часа)
3. Изделия из пластилина для школьной выставки (3 часа)
4. Фишки из массы для моделирования (1 Час)
5. Аппликация из засушенных листьев (1 час)
6. Пейзажи (1 час)
7. Узоры из семян (1 час)
8. Декоративная композиция из сухих листьев и семян (1 час)
9. Аппликации из бумаги для школьной выставки «Природа нашего края» (1 час)
10. Обрывные аппликации из бумаги (1 час)
11. Пригласительный билет на елку (1 час)
12. Конверт для пригласительного билета (1 час)
13. Гофрированные новогодние подвески (1 час)
14. Новогодние снежинки (1 час)
15. Мозаика из бумаги(2 часа)
16. Плетение из полосок бумаги (2 часа)
17. Открытка в подарок маме (1 час)
18. Аппликация из ткани (1 час)
19. Игольница (1 час)
20. Подвески из лоскутков ткани (1 час)
21. Вышитая салфетка (2 часа)
22. Модели из бумаги (2 часа)
23. Модели городского транспорта (1 час)
24. Баба-яга в ступе (1 час)
2 класс (34 часа)
Примерные темы урока
1. Аппликация из природных материалов (2 часа)
2. Панно из засушенных растений (1 час)
3. Коллекция насекомых, сделанная из семян (1 час)
4. Композиция «Подводный мир» (конкурсная работа) (2 часа)
5. Грибы из пластилина (1 час)
6. Композиция «Космос» (2 часа)
7. Грибы из пластилина (1 час)
8. Поделка из цветной массы для моделирования (1 час)
9. Этикетки (1 час)
10. Конверты (1 час)
11. Рамка (1 час)
12. Олимпийские талисманы (2 часа)
13. Новогодние гофрированные игрушки (1 час)
14. Мозаичная аппликация из бумаги (1 час)
15. Мешочек для всякой всячины (3 часа)
16. Сувениры из яичной скорлупы (2 часа)
17. Веселый зверинец (2 часа)
18. Вертушка (2 часа)
19. Модель планера (1 час)
20. Птицы. Динамическая модель (1 час)
21. Бумажный змей (конкурс проектов) (3 часа)
22. Весенняя регата (конкурс проектов) (2 часа)
3 класс (34 часа)
Примерные темы уроков
1. Лепка птиц из глины (1 час)
2. Лепка декоративных пластин (1 час)
3. Мера для измерения углов (1 час)
4. Подставка для письменных принадлежностей (1 час)
5. Коробка со съемной крышкой (1 час)
6. Куклы для пальчикового театра (1 час)
7. Коллаж (1 час)
8. Упаковка для подарков (1 час)
9. Аппликация из ниток (1 час)
10. Декоративное оформление изделий вышивкой (2 часа)
11. Новогодние игрушки (1 час)
12. Брелок из проволоки (1 час)
13. Открытка-ландшафт (1 час)
14. Ремонт книг с заменой обложки (1 час)
15. Подарочные открытки из гофрированного картона (1 час)
16. Картонные фигурки с элементами движения для театра (1 час)
17. Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул (1 час)
18. Декоративное панно (1 час)
19. Устройство из полос бумаги (1 час)
20. Змейка для определения движения теплого воздуха (1 час)
21. Устройство, демонстрирующее циркуляцию воздуха (1 час)
22. Палетка (1час)
23. Работа с конструктором (2 часа)
24. Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов. Проект коллективного создания сельскохозяйственной техники.
25. Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2 часа)
26. Основы работы за компьютером (5 часов)
27. Технология работы с инструментальными программами (3 часа)
4 класс (34 часа)
Примерные темы урока
1. Ваза для осеннего букета (1 час)
2. Подставки из пластиковых емкостей (1 час)
3. Головоломки (1 час)
4. Игрушка-перевертыш (1 час)
5. Ремонт книг (1 час)
6. Олимпийский символ из пяти цветных колец (1 час)
7. Спортивный значок (1 час)
8. Каркасные модели из проволоки (1 час)
9. Лепка декоративного рельефа (1 час)
10. Игрушки-гармошки (1 час)
11. Бусы из бумаги в технике оригами (1 час)
12. Новогодние фонарики (1 час)
13. Игрушки из пенопласта (2 часа)
14. Маски из бумаги (1 час)
15. Футляр из ткани (1 час)
16. Игрушки из бумаги (1 час)
17. Оформление изделий вышивкой простым крестом (1 час)
18. Декоративное панно (1 час)
19. Подарочная открытка (1 час)
20. Ремонт одежды (1 час)
21. Фигурки из глины или пластической массы (1 час)
22. Сборка Моделей транспортирующих устройств (1 час)
23. Проект коллективного создания макета села Мирного (1 час)
24. Компьютер. Основы работы на компьютере (4 часа)
25. Технология работы с инструментальными программами (6 часов)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ гимназия №1 города Туапсе от « » августа 2019 года № 1 __________ А.М. Медведева
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ К.В. Стромко _______августа 2019 года |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.