Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей начальных классов протокол №____________ от « »__________20__ г. Руководитель ШМО: _______________________ |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ «СОШ № 1» директор школы ___________ Гайдабура Л.И. приказ №____________ от « »__________20____ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
на уровне начального общего образования
УМК «Школа России»
Срок реализации: 4 года
2019-2023 уч. годы
Составитель: Л.В. Наседкина
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Краснокаменск
2019 г
Настоящая программа по технологии составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями и дополнениями.
· Приказ Минобрнауки от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
· Приказы Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г №576; от 28.12.2015 г. №1529; от 26.01.2016г. №38; от 29.12.2016г. №1677; от 08.06.2017г. № 535; от 20.06.2017гг. № 581; от 13.07.2017г. № 629;
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением от 08 апреля 2015г., протокол № 1/15.
· Примерные программы учебных предметов, утвержденные Министерством образования и науки РФ;
· Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №1».
· Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов на уровне начального общего образования.
· Учебный план образовательной организации.
Обеспечена УМК «Школа России» авторов Е.А. Лутцевой и Т.П. Зуевой.
Цели и задачи учебного предмета: оптимальное общее развитие каждого ребёнка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности. Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.
Задачи:
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
- духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания
материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности
предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
- формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к
творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной
деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
- развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
- развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
- развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» (личностные, метапредметные и предметные)
1.1. Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1.2. Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
13) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
14) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
15) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Модуль «Технологии, профессии и производства»
Предметные результаты изучения модуля «Технологии, профессии и производства» должны отражать сформированность умений:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место;
- излагать факты технологических достижений человечества;
- различать и называть материалы (бумага, картон, природные, пластичные и текстильные материалы);
- различать и называть виды технологий (технология работы с бумагой, картоном, природными, пластичными и текстильными материалами);
- определять основные этапы создания изделия;
- приводить примеры традиционных народных промыслов и ремёсел родного края и России;
- приводить примеры наиболее распространённых профессий в разных сферах деятельности.
Модуль «Технологии работы с бумагой и картоном»
Предметные результаты изучения модуля «Технологии работы с бумагой и картоном» должны отражать сформированность умений:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место;
- определять свойства материалов;
- читать графические изображения: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема и выполнять разметку с опорой на них;
- выполнять технологические операции: разметка деталей, выделение деталей;
- использовать различные техники создания изделия;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия, модели, макеты;
- сравнивать с образцом изделие, модель, макет.
Модуль «Технологии работы с пластичными материалами»
Предметные результаты изучения модуля «Технологии работы с пластичными материалами» должны отражать сформированность умений:
- различать свойства пластичных материалов;
- читать графические изображения: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема и выполнять разметку с опорой на них;
- выполнять технологические операции: разметка деталей; выделение деталей; формообразование деталей; сборка изделия; отделка изделия;
- использовать различные техники создания изделия.
Модуль «Технологии работы с природным материалом»
Предметные результаты изучения модуля «Технологии работы с природным материалом» должны отражать сформированность умений:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место;
- различать свойства природных материалов;
- подбирать природные материалы для изготовления изделий;
- подбирать, обрабатывать и хранить природные материалы;
- выполнять технологические операции: разметка деталей; выделение деталей; формообразование деталей; сборка изделия; отделка изделия;
- использовать различные техники создания изделия (по образцу, в соответствии с собственным замыслом): аппликация; коллаж;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия, модели, макеты (по образцу, в соответствии с собственным замыслом);
- сравнивать с образцом изделие, модель, макет;
- выполнять преобразование изделия, модели;
- презентовать изделие, модель, макет (в том числе с использованием средств ИКТ).
Модуль «Технологии работы с текстильными материалами»
Предметные результаты изучения модуля «Технологии работы с текстильными материалами» должны отражать сформированность умений:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место;
- различать виды и свойства текстильных материалов;
- подбирать текстильные материалы для изготовления изделия;
- читать графические изображения: рисунок, простейший чертёж, эскиз и выполнять разметку с опорой на них;
- выполнять технологические операции с текстильными материалами: разметка деталей; раскрой деталей; сборка изделия (сшивание); отделка изделия (аппликация, вышивка);
- изготавливать изделия из текстильных материалов (по образцу, простейшим чертежам, эскизам в соответствии с собственным замыслом);
- сравнивать с образцом изделие, модель;
- выполнять преобразование изделия, модели;
- презентовать изделие, модель (в том числе с использованием средств ИКТ).
Модуль «Технологии работы с конструктором»*
Предметные результаты изучения модуля «Технологии работы с конструктором» (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации) должны отражать сформированность умений:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место;
- распознавать и называть основные элементы конструктора;
- различать и применять простые механизмы при сборке модели;
- собирать плоскостную и объёмную модель (по чертежу, образцу, инструкции, схеме, в соответствии с собственным замыслом);
- сравнивать по образцу конструкцию модели;
- выполнять преобразование модели;
- презентовать модель (в том числе с использованием средств ИКТ).
Модуль «Робототехника»*
Предметные результаты изучения модуля «Робототехника» (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации) должны отражать сформированность умений:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место;
- распознавать и называть конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота;
- подбирать необходимые инструменты и детали для создания робота;
- конструировать робота в соответствии со схемой, чертежом, образцом, инструкцией, собственным замыслом;
- составлять простой алгоритм действий робота;
- программировать робота;
- сравнивать по образцу и тестировать робота;
- выполнять преобразование конструкции робота;
- презентовать робота (в том числе с использованием средств ИКТ).
Модуль «Информационно-коммуникационные технологии»*
Предметные результаты изучения модуля «Информационно-коммуникационные технологии» (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации) должны отражать сформированность умений:
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место;
- различать и применять цифровые устройства и оборудование;
- использовать сеть Интернет;
- создавать, хранить и обрабатывать графические, текстовые, звуковые и видеофайлы;
- создавать проекты, используя графические, текстовые и мультимедийные редакторы;
- презентовать готовый проект с использованием средств ИКТ.
2. Содержание учебного предмета «Технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания |
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты |
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. |
Конструирование и моделирование |
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. |
Практика работы на компьютере |
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint. |
3. Тематическое планирование по технологии
№ п/п |
Название темы/раздела |
Количество часов |
Первый год обучения |
||
1 |
Природная мастерская |
9часов |
2 |
Пластилиновая мастерская |
4 часа |
3 |
Бумажная мастерская |
16 часов |
4 |
Текстильная мастерская |
4 часа |
Итого |
33 часа |
|
Второй год обучения |
||
5 |
Художественная мастерская |
9 часов |
6 |
Чертёжная мастерская |
8 часов |
7 |
Конструкторская |
9 часов |
8 |
Рукодельная мастерская |
8 часов |
Итого |
34 часа |
|
Третий год обучения |
||
9 |
Информационная мастерская |
5 часов |
10 |
Мастерская скульптора |
3 часа |
11 |
Мастерская рукодельницы |
10 часов |
12 |
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов |
11 часов |
13 |
Мастерская кукольника (5 часов) |
5 часов |
Итого |
34 часа |
|
Четвёртый год обучения |
||
14 |
Информационная мастерская |
4 часа |
15 |
Проект «Дружный класс» |
3 часа |
16 |
Студия «Реклама» |
4 часа |
17 |
Студия «Декор интерьера» |
5 часов |
18 |
Новогодняя студия |
3 часа |
19 |
Студия «Мода» |
8 часов |
20 |
Студия «Подарки» |
2 часа |
21 |
Студия «Игрушки» |
5 часов |
Итого |
34 часа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.