Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей начальных классов Руководитель МО
_______________ И.В. Гусева
Протокол № 1 от 28.08.2019 |
Согласовано
на заседании научно-методического совета
Председатель НМС
__________ Е.В.Торгова
Протокол № 1 от 28.08.2019 |
Принято
на заседании педагогического совета
Председатель педагогического совета _____________ С.С.Васин
Протокол № 1 от 29.08.2019 |
Утверждаю
Директор школы
___________ С.С. Васин
Приказ №352 от 30.08.2019 |
Рабочая программа
по технологии
Предметная область - Технология
Класс – 4 «Б»
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год
Автор-составитель:
Шишминцева О.Д.
учитель начальных классов
город Ульяновск
2019 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 2
Содержание учебного предмета стр. 6
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 9
Календарно-тематическое планирование стр. 17
Список использованных источников стр.19
Аннотация стр. 20
Рабочая программа по технологии, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 № 535);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.
Рабочая программа составлена на основе локальных актов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29»:
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);
- Основная образовательная программа начального общего образования на 2019-2020 учебный год № 352 от 30.08.2019;
- Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс № 352 от 30.08.2019;
- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса) № 352 от 01.08.2019.
- Положение о реализации образовательного компонента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», утверждено приказом № 425 от 31.08.2018.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. — 3 е изд. — М. : Просвещение, 2012 — 74 с.
- Роговцева Н. И., Богданова Н.В., Учебник. Технология.4класс. М: Просвещение,2014г. – с.143
- Роговцева Н.И., Анащенкова С.В., Рабочая тетрадь.Технология.4 класс. М: Просвещение,2014г.- с. 82
- Методическое пособие с поурочными разработками «Технология 4 класс» . Н.В.Шипилова, Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова, М.: Просвещение, 2013- с.288
Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Технология». Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. системы «Перспектива».
Количество учебных часов в год – 34.
Количество учебных часов в неделю – 1.
Изучение технологии в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
● приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
● приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
● формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи:
● духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
● формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
● формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
● развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
● формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.
Специфика учебного предмета заключается в том, что он обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Воспитательный потенциал предмета усиливается включением в содержание учебного материала по отдельным темам вопросов развития духовно-нравственных основ личности обучающегося, формирования его способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых морально-этических норм.
Основной формой организации образовательной деятельности является урок.
Типы и виды уроков:
№ |
Тип урока |
Виды уроков |
1. |
Урок открытия нового знания |
Проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра |
2. |
Урок рефлексии |
Практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра |
3. |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, экскурсия, урок-игра, беседа. |
4. |
Урок развивающего контроля |
Устные опросы, викторина, творческий отчет, защита проектов, конкурсы. |
Педагогические технологии, используемые учителем:
- личностно-ориентированные технологии;
- технология исследовательского обучения;
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии развития критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- технологии организации группового взаимодействия;
- технология «Портфолио»;
- технология уровневой дифференциации.
Организация контроля по технологии
Виды контроля: тематический, итоговый контроль.
Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы: устный опрос, анализ динамики текущей успеваемости, участие в олимпиадах, конкурсах, активность в проектах и программах внеурочной деятельности, портфолио обучающегося.
Формы организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.
Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:
Информационно-коммуникативные средства:
- Технология. 4 класс. Универсальный мультимедийный тренажер (CD);
- Технологические карты. Методический инструментарий для начальной школы. 4 класс. Технология.
Технические средства обучения: компьютер; проектор.
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
- Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. (1 час)
Изучение содержания учебника и тетради, анализ их структуры. Определение назначения каждого источника информации. Освоение системы условных знаков, используемых в учебных пособиях. Изучение последовательности работы над проектом.
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (22 часа)
Вагоностроительный завод (2 часа)
Изучение истории железной дороги в России и типов локомотива. Изучение видов поезда и его составления. Освоение правил составления поезда. Изучение основных элементов конструкции вагона, построение чертежа вагона, выполнение модели вагона.
Полезные ископаемые (2 часа)
Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Освоение техники «русская мозаика». Выполнение шкатулки из пластилина.
Автомобильный завод (2 часа)
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы. Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовление изделия. Совершенствование навыков работы с различным видами конструкторов.
Монетный двор (2 часа)
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – тиснение по фольге. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод (2 часа)
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса.
Швейная фабрика (2 часа)
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.
Обувное производство (2 часа)
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса).
Деревообрабатывающее производство (2 часа)
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека.
Кондитерская фабрика (2 часа)
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного картошка и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи и пользования газовой плитой.
Бытовая техника (2 часа)
Знакомство с понятием “бытовая техника” и её значение в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи.
Тепличное хозяйство (1 час)
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Проект "Медаль".
ЧЕЛОВЕК И ВОДА (3 часа)
Водоканал (1 час)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды.
Порт (1 час)
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.
Узелковое плетение (1 час)
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике “макраме”. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов морских узлов и узлов в технике “макраме”.
ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ (3 часа)
Самолётостроение. Ракетостроение (3 часа)
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея.
Проект «Воздушный змей».
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (6 часов)
Издательское дело (2 часа)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании. Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.
Проект «Готовим спектакль»
Переплётные работы (2 часа)
Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Итоговый урок (1 час)
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
Проекты |
1 |
Человек и земля |
22 |
1 |
2 |
Человек и вода |
3 |
|
3 |
Человек и воздух |
3 |
1 |
4 |
Человек и информация |
6 |
1 |
|
Итого |
34 |
|
В ходе изучения предмета обучающиеся выполняют учебное исследование (учебный проект), работа над которым завершается защитой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
У обучающегося сформируются:
· положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
· осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
· способность к самооценке;
· уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
· понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
· представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
· понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
· чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
· готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
· установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической
· деятельности;
· привычка к организованности, порядку, аккуратности;
· адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
· чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
· самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
· планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
· следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
· руководствоваться правилами при выполнении работы;
· устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
· осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
· прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
· находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
· анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
· анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
· выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
· использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
· выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
· самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
· создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
· воплощать этот образ в материале;
· понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
· уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
· уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
· вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
· учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе
Обучающийся получит возможность научиться:
· вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
· корректно формулировать свою точку зрения;
· строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;
· излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом различных речевых ситуаций;
· контролировать свои действия в коллективной работе;
· наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;
· конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Чтение. Работа с текстом
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,
- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
- критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;
– моделировать объекты и процессы реального мира
Предметные
Как работать с учебником
Ученик научится:
• организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
• отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
• осуществлять контроль и корректировку хода работы.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Человек и земля
Ученик научится:
• осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
• экономно расходовать используемые материалы; применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла).
Ученик получит возможность научиться:
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия;
• создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
• осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными условиями.
Человек и вода
Ученик научится:
• использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при работе с материалами учебника;
• самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения;
• самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям.
Ученик получит возможность научиться:
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
• работать над проектом: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
• проводить самооценку;
• обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий.
Человек и воздух
Ученик научится:
• создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;
• определять необходимые этапы выполнения проекта;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
• выделять из текста информацию о технологии производственного процесса;
• использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора;
• использовать различные знаково-символические средства для представления информации и решения учебных и практических задач.
Ученик получит возможность научиться:
• определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые способы решения учебной задачи;
• прогнозировать затруднения, возможные при определении способа выполнения изделия или изменении конструкции изделия;
• выполнять самостоятельно проект.
Человек и информация
Ученик научится:
• называть основные виды профессиональной деятельности человека на
производстве и в производственных циклах: геолог, буровик,
скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер, технолог-кондитер, слесарь-электрик, электрик, электромонтёр,
агроном, овощевод, лоцман, докер, швартовщик, такелажник,
санитарный врач, лётчик, космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник;
• работать с информацией, представленной в различных формах.
Ученик получит возможность научиться:
• определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия;
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
• осознанно и произвольно строить сообщение;
• находить информацию в соответствии с заданными требованиями.
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание учебного материала (тема урока) |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
|||||
план |
факт |
||||||||
Человек и земля - 22 ч |
|||||||||
1. |
|
|
Как работать с учебником |
1 |
Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля. Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции. Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги. |
||||
2. |
|
|
Вагоностроительный завод. Кузов вагона |
1 |
|||||
3. |
|
|
Вагоностроительный завод. Пассажирский вагон. |
1 |
|||||
4. |
|
|
Полезные ископаемые. Буровая вышка. |
1 |
|||||
5. |
|
|
Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. |
1 |
|||||
6. |
|
|
Автомобильный завод. КамАЗ. |
1 |
|||||
7. |
|
|
Автомобильный завод. Кузов грузовика |
1 |
|||||
8. |
|
|
Монетный двор. Стороны медали. |
1 |
|||||
9. |
|
|
Монетный двор. Проект "Медаль". |
1 |
|||||
10. |
|
|
Фаянсовый завод. Основа для вазы. |
1 |
|||||
11. |
|
|
Фаянсовый завод. Ваза. |
1 |
|||||
12. |
|
|
Швейная фабрика. Прихватка. |
1 |
|||||
13. |
|
|
Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка. |
1 |
|||||
14. |
|
|
Обувное производство. Модель детской летней обуви. |
1 |
|||||
15. |
|
|
Обувное производство. Модель детской летней обуви |
1 |
|||||
16. |
|
|
Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. |
1 |
|||||
17. |
|
|
Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений |
1 |
|||||
18. |
|
|
Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»» |
1 |
|||||
19. |
|
|
Кондитерская фабрика. «Шоколадное печенье» |
1 |
|||||
20. |
|
|
Бытовая техника. Настольная лампа |
1 |
|||||
21. |
|
|
Бытовая техника. Изделие "Абажур" |
1 |
|||||
22. |
|
|
Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. |
1 |
|||||
Человек и вода - 3 ч |
|||||||||
23. |
|
|
Водоканал. Фильтр для воды. |
1 |
Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи |
||||
24. |
|
|
Порт. Изделие "Канатная лестница" |
1 |
|||||
25. |
|
|
Узелковое плетение. Браслет. |
1 |
|||||
Человек и воздух - 3 ч |
|||||||||
26. |
|
|
Самолетостроение. Самолет. |
1 |
Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. |
||||
27. |
|
|
Ракетостроение. Изделие "Ракета-носитель" |
1 |
|||||
28. |
|
|
Проект "Воздушный змей" |
1 |
|||||
Человек и информация - 6 ч |
|||||||||
29. |
|
|
Издательское дело |
1 |
Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Организовать и оформить выставку изделий. Презентация работ. |
||||
30. |
|
|
Издательское дело. |
1 |
|||||
31. |
|
|
Проект «Готовим спектакль» |
1 |
|||||
32. |
|
|
Переплетные работы. |
1 |
|||||
33. |
|
|
Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». |
1 |
|||||
34. |
|
|
Итоговой урок. Защита проектов |
1 |
|||||
Список используемой литературы:
1. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. — 3 е изд. — М.: Просвещение, 2012 — 74 с.
2. Роговцева Н. И., Богданова Н.В., Учебник. Технология.4класс. М: Просвещение,2014г. – с.143
3. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В., Рабочая тетрадь.Технология.4 класс. М: Просвещение,2014г.- с. 82
4.Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
5. Официальный сайт издательства «Просвещение».- Режим доступа: https://shop.prosv.ru/cart
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Автор-составитель: Шишминцева О.Д., учитель начальных классов.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. — 3 е изд. — М. : Просвещение,
2012 — 74 с.
- Роговцева Н. И., Богданова Н.В., Учебник. Технология.4класс. М: Просвещение, 2014г. – с.143
- Роговцева Н.И., Анащенкова С.В., Рабочая тетрадь. Технология.4 класс. М: Просвещение, 2014г.- с. 82
- Методическое пособие с поурочными разработками «Технология 4 класс». Н.В.Шипилова, Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова, М.: Просвещение, 2013- с.288
Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Технология». Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. системы «Перспектива».
Количество учебных часов в год – 34.
Количество учебных часов в неделю – 1.
Специфика учебного предмета заключается в том, что он обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.