Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Протокол № 9 от 29.08.2019 |
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №112от 30.08.2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебной дисциплине
Письмо
Образовательная область Филология
2 вариант
5 класс
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости. При ее составлении за основу были взяты следующие документы:
1) Адаптированная образовательная программа муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Новообинцевская СОШ»
2) – Утверждена приказом директора МБОУ «Новообинцевская СОШ»
3) Учебный план МБОУ «Новообинцевская СОШ»
УМК: Букварь. В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина. Москва, «Просвещение», 2013
Основная цель: Создание условий для успешной интеграции детей с ТМНР в ближайший социум.
Цель реализуется в процессе решения следующих задач: • Способствовать обеспечению своевременной диагностикой реальных и потенциальных возможностей детей с ТМНР.
• Способствовать созданию равных условий обучения и общения детей с ТМНР в общеобразовательной среде, при этом учитывая специфику их психического развития.
• Способствовать созданию специальных условий коррекционно- развивающего характера. Способствовать формированию потребности
детей с ТМНР в коллективной работе.
Организация коррекционно-педагогической работы у детей с ТМНР базируется на следующих принципиальных позициях:
• Системный подход в развитии всех сторон психической деятельности и личности ребенка с ТМНР.
• Единство диагностики и коррекции развития. Учет результатов клинико- психолого- педагогической диагностики, специфики нарушений, и анализа социальной ситуации развития.
• Развивающий характер коррекционного обучения. .
• Коммуникативная направленность. Необходимость специального внимания к развитию речи как основному средству коммуникации. Развитие речевой активности ребенка с ТМНР.
• Взаимосвязь коррекции и компенсации. Необходимость организации коррекционного процесса, обуславливающего компенсацию нарушений развития, способствующей успешной интеграции детей с ТМНР в социум.
• Постепенность (пошаговость). Необходимость следовать от простых и доступных заданий к более сложным.
• Организация коррекционно- развивающей среды. Расширение пространственно- предметного, социально- личностного, здоровье -
сберегающего и инновационного компонентов.
Основные направления коррекционно- педагогической работы.
Образовательное, обеспечивающее Овладение УУД.
• Расширение активного и пассивного словаря
Коррекционно- развивающее, обеспечивающее
• Развитие ВПФ (в том числе речи и эмоциональной сферы)
• Создание коррекционно- развивающей среды, содержащий традиционный пространственно- предметный компонент, а также социально- личностный, здоровье- сберегающий и инновационный компоненты. Воспитательное, обеспечивающее
• Коммуникативное развитие
• Социальное взаимодействие
• Жизненную компетентность
• Интеграцию в социум
Срок реализации рабочей программы – 1 год. Занятия по письму проводятся 2 раза в неделю (68ч.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I Раздел: Формирование графо- моторных навыков Активизация. Печатание имен собственных с буквами: А, О, У, М, С, Х, Ш, И с опорой
на наглядность. Нахождение заданной буквы в слове.
II Раздел: Звуки и буквы.
Буквы: Н ,К, П, Т, Г, Б. Работа с трафаретом. Раскраска. Штриховка .Печатание букв по контуру с опорой на наглядность. Печатание букв по образцу. Дорисовка букв по образцу. Печатание слов с заданными буквами по образцу с опорой на наглядность (имен собственных; одно и двусложных слов).
III Раздел: Слово.
Практические упражнения со словами , отвечающими на вопросы: Кто это7 Что это? Что делает? Слог
как часть слова. Печатание слогов.
IV Раздел: Предложение.
Умение закончить предложение по модели: Это… Тут… Упражнения в списывании с опорой на наглядность.
Ожидаемые результаты обучения:
• Формирование графо -моторных навыков;
• Формирование понимания речи;
• Формирование доступных детям средств общения;
• Формирование фонематического слуха;
• Формирование навыков элементарного письма (навык письма печатным шрифтом (буквы, слоги, слова);
• Формирование понимания узнаваемого слова.
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Кол. часов, дата |
Тип урока |
Элементы содержания урока, |
|
I Раздел: Формирование графо- моторных навыков Цель: развитие ВПФ, социальная адаптация, социальное взаимодействие, коммуникативное развитие, расширение лексического запаса |
|||
1 |
Узнавание имени собственного с опорой на наглядность Печатание слов с буквой А по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Глобальное чтение собственного имени с опорой на наглядность • Печатание собственного имени по образцу • Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять- Вышли пальчики гулять… |
2 |
Печатание слов с буквой У по контуру с опорой на наглядность Печатание слов с буквой М по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе • Печатание на ноутбуке • Физкультминутка Пальцы в гости приходили, Тук, тук, тук стучали в дверь… |
3 |
Печатание слов с буквами О и C по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетради на графической основе • Печатание на ноутбуке • Физкультминутка |
5 |
Печатание слов с буквами Х и Ш по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетради на графической основе • Печатание на ноутбуке • Физкультминутка |
6 |
Печатание слов с заданными буквами по контуру с опорой на наглядность
|
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетради на графической основе • Печатание на ноутбуке • Физкультминутка |
7
|
Печатание слов с буквой И по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетради на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
8
|
Печатание слов с буквой Р по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетради на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
9
|
Печатание слов с буквой Ы по контуру с опорой на наглядность |
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетради на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
10
|
Печатание слов с буквой В по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетради на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
11
|
Печатание слов с буквой З по контуру с опорой на наглядность |
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетради на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
12
|
Печатание слов с буквой Л по контуру с опорой на наглядность |
1
|
ком |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетради на графической основе • Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
13
|
Печатание слов с буквой с заданными буквами по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетради на графической основе • Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
14
|
Буква И. работа с трафаретом . Штриховка.
|
1
|
комб
|
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетради на графической основе • Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
II Раздел: Звуки и буквы (II четверть) Цель: Развитие ВПФ, социальное взаимодействие, коммуникативное развитие, расширение лексического запаса |
15
|
Печатание слов с буквой И по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке |
|
|
|
|
Физкультминутка |
16
|
Буква Р. работа с трафаретом Печатание буквы Р по контуру Печатание слов с буквой Р по контуру с опорой на наглядность Печатание буквы Р по образцу
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
17
|
Дорисовка буквы Р по образцу Печатание слов с буквой Р по образцу с опой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
18
|
Буква Ы. Работа с трафаретом Печатание буквы Ы по контуру Печатание слов с буквой Ы по контуру с опорой на наглядность Печатание буквы Ы по образцу |
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Глобальное чтение слов с буквой Ы с опорой на наглядность: Размазывание пластилина по контуру буквы Ы Физкультминутка |
19
|
Дорисовка буквы Ы по образцу Печатание слов с буквой Ы по образцу с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
20
|
Буква В. Работа с трафаретом Печатание буквы В по контуру Печатание слов с буквой В по контуру с опорой на наглядность Печатание буквы В по образцу |
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Глобальное чтение слов с буквой В с опорой на наглядность: Размазывание пластилина по контуру буквы В Физкультминутка |
21
|
Дорисовка буквы В по образцу Печатание слов с буквой В по образцу с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
22
|
Буква З. Работа с трафаретом Печатание буквы З по контуру Печатание слов с буквойЗГ по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Глобальное чтение слов с буквой З с опорой на наглядность: Размазывание пластилина по контуру буквы З Физкультминутка |
|
|
|
|
Физкультминутка |
23 |
Печатание буквы З по образцу Дорисовка буквы З по образцу Печатание слов с буквой З по образцу с опорой на наглядность
|
1 |
комб |
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» |
24
|
Буква Л. Работа с трафаретом Печатание буквы Л по контуру Печатание слов с буквой Л по контуру с опорой на наглядность Печатание буквы Л по образцу
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Глобальное чтение слов с буквой Л с опорой на наглядность Размазывание пластилина по контуру буквы Л Физкультминутка |
25
|
Дорисовка буквы Л по образцу Печатание слов с буквой Л по образцу с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
|
|
1 |
комб |
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке |
|
|
|
|
Физкультминутка |
26 |
Знакомство со слоговой таблицей |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа со слоговой таблицей • Печатание на ноутбуке • Физкультминутка |
III Раздел. Слово. Цель: Развитие ВПФ, социальное взаимодействие, коммуникативное развитие, расширение лексического запаса |
||||
27 |
Печатание слов с буквой А по контуру с опорой на наглядность Печатание слов с буквой У по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе • Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
28 |
Печатание слов с буквой О по контуру с опорой на наглядность Печатание слов с буквой М по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
• Физкультминутка |
29 |
Печатание слов с буквой С по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
• Физкультминутка |
29 |
Печатание слов с буквой Х по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
• Физкультминутка |
30 |
Печатание слов с буквой Ш по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке |
|
|
|
|
Физкультминутка |
31
|
Печатание слов с буквой Н по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
Физкультминутка |
32
|
Печатание слов с буквой К по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
Физкультминутка |
33
|
Печатание слов с буквой П по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
|
|
|
|
|
Физкультминутка |
34
|
Печатание слов с буквой Т по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
Физкультминутка |
35
|
Печатание слов с буквой Г по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
Физкультминутка |
36
|
Печатание слов с буквой Б по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
Физкультминутка |
37
|
Печатание слов с буквой И по контуру с опорой на наглядность
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
Печатание на ноутбуке |
|
|
|
|
Физкультминутка |
38 |
Печатание слов с буквой Р по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
• Печатание на ноутбуке • Физкультминутка |
39 |
Печатание слов с буквой Ы по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
• Печатание на ноутбуке • Физкультминутка |
40 |
Печатание слов с буквой В по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
• Печатание на ноутбуке • Физкультминутка |
41 |
Печатание слов с буквой З по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
• Печатание на ноутбуке • Физкультминутка |
42 |
Печатание слов с буквой Л по контуру с опорой на наглядность |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке • Печатание на ноутбуке • Физкультминутка |
43 |
Печатание собственного имени по контуру и по образцу |
1 |
комб |
• Массаж рук с помощью массажера «Ежик» • Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке • Печатание на ноутбуке • Физкультминутка |
IV Раздел: Предложение. Цель: Развитие ВПФ, социальное взаимодействие, коммуникативное развитие, расширение лексического запаса |
44 |
Печатание предложений из одного слова по контуру с опорой на наглядность. |
1 |
комб |
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке |
|
|
|
|
Физкультминутка |
45
|
Печатание предложения из одного слова по образцу с опорой на наглядность.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
46
|
Составление и печатание предложения из одного слова по образцу.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
Физкультминутка |
47
|
Знакомство с предложением – вопросом КТО?
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
48
|
Работа с предложением – вопросом КТО?
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
49
|
Точка в конце предложения.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
50
|
Печатание предложений из двух слов по контуру с опорой на наглядность.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
51
|
Печатание предложений из двух слов по образцу с опорой на наглядность.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке
Физкультминутка |
52 |
Выделение слов из предложения. |
1 |
комб |
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе |
|
|
|
|
Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
53
|
Выделение имени собственного из предложения.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
54
|
Выделение слова – предмета из предложения.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
55
|
Печатание предложения с союзом И.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
56
|
Выделение союза И из предложения.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
57 |
Составление и списывание предложений по образцу. |
1 |
комб |
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе |
|
|
|
|
Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
58
|
Составление и списывание предложений с опорой на наглядность.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
59
|
Составление и печатание по образцу связных предложений.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
60
|
Дополнения предложения по образцу.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
61 |
Составление предложения с именами собственными по образцу. |
1 |
комб |
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе |
|
|
|
|
Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
62
|
Составление предложения по образцу.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
63 -65 |
Составление и печатание предложения с союзом И. |
1 |
комб |
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе |
|
|
|
|
Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
65-68
|
Составление и печатание предложений с заданными словами по образцу.
|
1
|
комб
|
Массаж рук с помощью массажера «Ежик» Работа в тетрадях на графической основе Печатание на ноутбуке Физкультминутка |
Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение конкретных жизненных задач. Оценка фиксирует, насколько самостоятельно или с помощью (значительной или частичной) обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько у него сформированы жизненно важные представления.
Оценка результатов выполнения осваиваемых действий обучающегося отражается в мониторинге, который проводится в середине и конце учебного года.
Критерии оценки: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Оценка |
Критерии |
Оценка не ставиться |
недостаточный уровень – оценка не ставиться, обучающийся не понимает смысла задания и не выполняет его совместно с учителем.
|
Оценка «3» удовлетворительно |
допустимый уровень - предложенное задание выполняет с контролирующей помощью, в отдельных ситуациях самостоятельно. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
|
Оценка «4» хорошо |
достаточный уровень – обучающийся способен самостоятельно выполнить задание (иногда только в определенных условиях), |
|
допускает ошибки, которые может исправить по замечанию учителя. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
|
Оценка «5» отлично |
оптимальный уровень – обучающийся самостоятельно выполняет предложенное задание. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
|
Вследствие того, что образование в образовательной организации не является цензовым, отметки в баллах, выставляемые обучающимся, также не являются «цензовыми», т.е. они не могут быть приравнены к оценкам обучающихся по общеобразовательным программам, а являются лишь показателем успешности продвижения обучающихся (воспитанников) по отношению к самим себе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.