муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Бузат МР Стерлибашевский район РБ
Рассмотрено На заседании МО Протокол №_______от «___»___________2017 г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ________НизамутдиноваЛ.Г.
«___»____________2017г. |
«Утверждаю» Директор школы _______Минияров Р.А. Приказ № от «___»____________2017г. |
Рабочая программа
по учебному предмету алгебра 9 класс
Уровень образования: основное общее (5-9 классы)
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе авторской программы Бурмистрова Т.А. Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.
Составитель: Гатауллин Флорид Зуфарович
2017г.
Пояснительная записка
Цель программы:
§ овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
§ интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
§ формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
§ воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
§ развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
Задачи программы:
-ввести понятия квадратного трехчлена, корня квадратного трехчлена, изучить формулу разложения квадратного трехчлена на множители;
- расширить сведения о свойствах функций, познакомить со свойствами и графиком квадратичной функции и степенной функции;
- систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной ;
- научить решать квадратичные неравенства;
- завершается изучение систем уравнений с двумя переменными;
- вводится понятие неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными;
- вводится понятие последовательности, изучается арифметическая и геометрическая прогрессии;
- ввести элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
По учебному плану МБОУ СОШ с. Бузат в 9 классе для алгебры отводится 3часа в неделю, всего 99 часов.
Основное содержание рабочей программы
№ |
Тема |
Количество часов |
Контрольных работ |
1 |
Повторение курса алгебры 8 класса |
1 |
|
2 |
Квадратичная функция |
21 |
1 |
3 |
Уравнения и неравенства с одной переменной |
18 |
1 |
4 |
Уравнения и неравенства с двумя переменными |
18 |
1 |
5 |
Арифметическая и геометрическая прогрессия |
17 |
1 |
6 |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей |
17 |
1 |
6 |
Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 |
7 |
2 |
|
Итого |
99 ч |
7 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Повторение. (1 час)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 8 класса.
Глава 1. Свойства функций. Квадратичная функция (21 часа)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Цель: расширить сведения о свойствах функций,
ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции,
сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх
+ с>0 ах2 + bх + с<0, где а0.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Формирование умений решать неравенства вида ах2
+ bх + с>0 ах2 + bх
+ с<0, где а0, осуществляется с
опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы
ее расположение относительно оси Ох).
Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной
функции у = хn при
четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится
понятие корня n-й степени. Обучающиеся должны понимать
смысл записей вида ,
.
Они получают представление о нахождении значений корня с помощью
калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (18 часов)
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (18 часов).
Целые уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых с одной переменной, Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
В данной теме завершаем изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Глава 4. Прогрессии (17 часов)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
Глава 4. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (17 часов)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
6. Повторение(7 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Календарно – тематическое планирование
|
№ п\п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
|
План . |
Пров. |
||||
|
1 |
Повторение курса алгебры 8 класса |
1 |
1.09 |
|
|
|
2 |
Квадратичная функция |
21 |
|
|
|
|
2.1 |
Функция. Область определения и область значения функции. |
2 |
4.09 6.09 |
|
|
|
2.2 |
Свойства и графики основных функций |
4
|
8.09 11.09 13.09 15.09 |
|
|
|
2.3 |
Корни квадратного трехчлена |
2
|
18.09 20.09 |
|
|
|
2.4 |
Разложение квадратного трехчлена на множители |
2 |
22.09 25.09 |
|
|
|
2.6 |
Функция у=ах, ее график и свойства |
2
|
27.09 29.09 |
|
|
|
2.7 |
Графики функций у=ах+n и у=а(х-m) |
2
|
2.10 4.10 |
|
|
|
2.8 |
Функция у=хn |
4
|
6.10 16.10 18.10 20.10 |
|
|
|
2.9 |
Степенная функция. Корень n-й степени. |
2
|
23.10 25.10 |
|
|
|
2.10 |
Контрольная работа |
1 |
27.10 |
|
|
|
3 |
Уравнения и неравенства с одной переменной |
18 |
|
|
|
|
3.1 |
Целое уравнение и его корни |
6
|
30.10 1.11 3.11 6.11 8.11 10.11 |
|
|
|
3.2 |
Дробно-рациональные уравнения |
3
|
13.11 15.11 17.11 |
|
|
|
3.3 |
Решение неравенств второй степени с одной переменной |
2 |
27.11 29.11 |
|
|
|
3.4 |
Решение неравенств методом интервалов |
6
|
1.12 4.12 6.12 8.12 11.12 13.12 |
|
|
|
3.5 |
Контрольная работа |
1 |
15.12 |
|
|
|
4 |
Уравнения и неравенства с двумя переменными |
18 |
|
|
|
|
4.1 |
Уравнения с двумя переменными и его график |
2 |
18.12 20.12 |
|
|
|
4.2 |
Графический способ решения систем уравнений |
1 |
22.12 |
|
|
|
4.3 |
Решение систем уравнений второй степени |
4
|
25.12 27.12 29.12 801 |
|
|
|
4.4 |
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени |
6
|
10.01 12.01 15.01 17.01 19.01 22.01 |
|
|
|
4.5 |
Неравенства с двумя переменными |
2
|
24.01 26.01 |
|
|
|
4.6 |
Системы неравенств с двумя переменными |
2 |
29.01 31.01 |
|
|
|
4.7 |
Контрольная работа |
1 |
2.02 |
|
|
|
5 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии |
17 |
|
|
|
|
5.1 |
Последовательности. |
2
|
5/02 7.02 |
|
|
|
5.2 |
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. |
3 |
9.02 12.02 14.02 |
|
|
|
5.3 |
Формула суммы первых n-членов арифметической прогрессии. |
3
|
16.02 26.02 28.02 |
|
|
|
5.4 |
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. |
4 |
2.03 5.03 7.03 9.03 |
|
|
|
5.5 |
Формула суммы первых n-членов арифметической прогрессии. |
4
|
12.03 14.03 16.03 19.03 |
|
|
|
5.4 |
Контрольная работа |
1 |
21.03 |
|
|
|
6 |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей |
17 |
|
|
|
|
6.1 |
Примеры комбинаторных задач |
2
|
23.03 26.03 |
|
|
|
6.2 |
Перестановки. |
3
|
28.03 30.03 2.04 |
|
|
|
6.3 |
Размещения |
3
|
4.04 6.04 16.04 |
|
|
|
6.4 |
Сочетания |
3
|
18.04 20.04 23.04 |
|
|
|
6.5 |
Относительная частота случайного события |
3 |
25.04 27.04 2.05 |
|
|
|
6.6 |
Вероятность равновозможных событий |
2
|
4.05 7.05 |
|
|
|
6.11 |
Контрольная работа |
1 |
9.05 |
|
|
|
7 |
Повторение |
7 |
|
|
|
|
7.1 |
Решение задач |
5
|
11.05 14.05 16.05 18.05 21.05 |
|
|
|
7.2 |
Итоговая контрольная работа |
2
|
23.05 23.05 |
|
|
|
Итого часов |
99 |
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
Алгебра
уметь
§ составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
§ выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
§ применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
§ решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
§ решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
§ решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
§ изображать числа точками на координатной прямой;
§ определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
§ распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
§ находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
§ определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
§
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2,
у=х3, у =
, у= n
), строить
их графики;
§ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
§ выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
§ моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
§ описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
§ интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
§ проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
§ извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
§ решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
§ находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
§ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
§ выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
§ распознавания логически некорректных рассуждений;
§ записи математических утверждений, доказательств;
§ анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
§ решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
§ решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
§ понимания статистических утверждений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.