Рабочая программа по учебному предмету алгебра 9 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по учебному предмету алгебра 9 класс

Оценка 4.6
doc
математика
11.02.2020
Рабочая программа  по учебному предмету алгебра 9 класс
-9A.doc

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Бузат МР Стерлибашевский район РБ

 

    Рассмотрено

    На заседании МО

    Протокол №_______от

«___»___________2017 г.

       «Согласовано»

Зам. директора по УВР

    ________НизамутдиноваЛ.Г.

 

«___»____________2017г.

        «Утверждаю»

Директор школы

_______Минияров Р.А.

Приказ №            от

«___»____________2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету алгебра 9 класс

 

 

 

 

Уровень  образования: основное общее (5-9  классы)

Срок реализации: 1 год

 

 

Составлена на основе авторской программы Бурмистрова Т.А. Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Гатауллин Флорид Зуфарович

 

 

 

 

 

 

 

 

2017г.


 

Пояснительная записка

 

Цель программы:

§  овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

§  интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

§  формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

§  воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

§  развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

Задачи программы:

-ввести понятия квадратного трехчлена, корня квадратного трехчлена, изучить формулу разложения квадратного трехчлена на множители;

- расширить сведения о свойствах функций, познакомить со свойствами и графиком квадратичной функции и степенной функции;

- систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной ;

- научить решать квадратичные неравенства;

- завершается изучение систем уравнений с двумя переменными;

- вводится понятие неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными;

- вводится понятие последовательности, изучается арифметическая и геометрическая прогрессии;

- ввести элементы комбинаторики и теории вероятностей.

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

По учебному плану МБОУ СОШ с. Бузат в 9 классе для алгебры отводится 3часа в неделю, всего 99 часов.

Основное содержание рабочей программы

 

Тема

Количество часов

Контрольных работ

1

Повторение курса алгебры 8 класса

1

 

2

Квадратичная функция

21

1

3

Уравнения и неравенства с одной переменной

18

1

4

Уравнения и неравенства с двумя переменными

18

1

5

Арифметическая и геометрическая прогрессия

17

1

6

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

17

1

6

Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9

7

2

 

                                        Итого

99 ч

7

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Повторение. (1 час)

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 8 класса.

Глава 1. Свойства функций. Квадратичная функция (21 часа)

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0.

В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квад­ратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных  переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).

Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у = хn при четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится  понятие корня  n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (18 часов)

Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (18 часов).

Целые уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых с одной переменной, Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

В данной теме завершаем изучение систем уравнений с двумя  переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.

Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограни­чиваться простейшими примерами.

Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.

Глава 4. Прогрессии (17 часов)

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

Глава 4. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (17 часов)

Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размеще­ния, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.

В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.

6. Повторение(7 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

№ п\п

 

Наименование темы

 

Кол-во часов

Дата

Примечание

 

План .

Пров.

 

1

Повторение курса алгебры 8 класса

1

1.09

 

 

 

2

Квадратичная функция

21

 

 

 

 

2.1

Функция. Область определения и область значения функции.

2

4.09

6.09

 

 

 

2.2

Свойства и графики основных функций

4

 

 

8.09

11.09

13.09

15.09

 

 

 

2.3

Корни квадратного трехчлена

2

 

18.09

20.09

 

 

 

2.4

Разложение квадратного трехчлена на множители

2

22.09

25.09

 

 

 

2.6

Функция у=ах, ее график и свойства

2

 

27.09

29.09

 

 

 

2.7

Графики функций у=ах+n и у=а(х-m)

2

 

2.10

4.10

 

 

 

2.8

Функция у=хn

4

 

 

6.10

16.10

18.10

20.10

 

 

 

2.9

Степенная функция. Корень n-й степени.

2

 

23.10

25.10

 

 

 

2.10

Контрольная работа

1

27.10

 

 

 

3

Уравнения и неравенства с одной переменной

18

 

 

 

 

3.1

Целое уравнение и его корни

6

 

 

 

 

30.10

1.11

3.11

6.11

8.11

10.11

 

 

 

3.2

Дробно-рациональные уравнения

3

 

13.11

15.11

17.11

 

 

 

3.3

Решение неравенств второй степени с одной переменной

2

27.11

29.11

 

 

 

3.4

Решение неравенств методом интервалов

6

 

 

 

1.12

4.12

6.12

8.12

11.12

13.12

 

 

 

3.5

Контрольная работа

1

15.12

 

 

 

4

Уравнения и неравенства с двумя переменными

18

 

 

 

 

4.1

Уравнения с двумя переменными и его график

2

18.12

20.12

 

 

 

4.2

Графический способ решения систем уравнений

1

22.12

 

 

 

4.3

Решение систем уравнений второй степени

4

 

 

25.12

27.12

29.12

801

 

 

 

4.4

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

6

 

 

 

10.01

12.01

15.01

17.01

19.01

22.01

 

 

 

4.5

Неравенства с двумя переменными

2

 

24.01

26.01

 

 

 

4.6

Системы неравенств с двумя переменными

2

29.01

31.01

 

 

 

 

4.7

Контрольная работа

1

2.02

 

 

 

 

5

 

Арифметическая и геометрическая прогрессии

 

17

 

 

 

 

5.1

Последовательности.

2

 

5/02

7.02

 

 

 

5.2

Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.

3

9.02

12.02

14.02

 

 

 

5.3

Формула суммы первых n-членов арифметической прогрессии.

3

 

 

16.02

26.02

28.02

 

 

 

5.4

Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.

4

2.03

5.03

7.03

9.03

 

 

 

5.5

Формула суммы первых n-членов арифметической прогрессии.

4

 

 

12.03

14.03

16.03

19.03

 

 

 

5.4

Контрольная работа

1

21.03

 

 

 

6

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

17

 

 

 

 

6.1

Примеры комбинаторных задач

2

 

23.03

26.03

 

 

 

6.2

Перестановки.

3

 

28.03

30.03

2.04

 

 

 

6.3

Размещения

3

 

4.04

6.04

16.04

 

 

 

6.4

Сочетания

3

 

18.04

20.04

23.04

 

 

 

6.5

Относительная частота случайного события

3

25.04

27.04

2.05

 

 

 

6.6

Вероятность равновозможных событий

2

 

4.05

7.05

 

 

 

6.11

Контрольная работа

1

9.05

 

 

 

7

Повторение

7

 

 

 

 

7.1

Решение задач

5

 

 

 

11.05

14.05

16.05

18.05

21.05

 

 

 

7.2

Итоговая контрольная работа

2

 

23.05

23.05

 

 

 

Итого часов

99

 

 

 

 


Требования к уровню подготовки обучающихся

Алгебра

уметь

§  составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

§  выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

§  применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

§  решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

§  решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

§  решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

§  изображать числа точками на координатной прямой;

§  определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

§  распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

§  находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

§  определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

§  описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у= n), строить их графики;

§  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

§  выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

§  моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

§  описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

§  интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

 

 

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей

уметь

§  проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

§  извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

§  решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;

§  находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

§  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

§  выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

§  распознавания логически некорректных рассуждений;

§  записи математических утверждений, доказательств;

§  анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

§  решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

§  решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

§  понимания статистических утверждений.


Бузат МР Стерлибашевский район

Бузат МР Стерлибашевский район

Пояснительная записка Цель программы: § овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; § интеллектуальное развитие…

Пояснительная записка Цель программы: § овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; § интеллектуальное развитие…

Итого 99 ч 7

Итого 99 ч 7

В данной теме завершаем изучение систем уравнений с двумя переменными

В данной теме завершаем изучение систем уравнений с двумя переменными

Календарно – тематическое планирование № п\п

Календарно – тематическое планирование № п\п

Графический способ решения систем уравнений 1 22

Графический способ решения систем уравнений 1 22

Вероятность равновозможных событий 2 4

Вероятность равновозможных событий 2 4

Т ребования к уровню подготовки обучающихся

Т ребования к уровню подготовки обучающихся

§ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: § выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога); § распознавания…

§ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: § выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога); § распознавания…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020