муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Бузат МР Стерлибашевский район РБ
Рассмотрено На заседании МО Протокол №_______от «___»___________2017 г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ________НизамутдиноваЛ.Г.
«___»____________2017г. |
«Утверждаю» Директор школы _______Минияров Р.А. Приказ № от «___»____________2017г. |
Рабочая программа
по учебному предмету геометрия 9 класс
Уровень образования: основное общее (5-9 классы)
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе авторской программы Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы :пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост.Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014. — 95 с
Составитель: Гатауллин Флорид Зуфарович
2017г.
Пояснительная записка
Цели программы
· Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
· Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи программы
· развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
· изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
· развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
· развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
· сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 66 часов за учебный год согласно учебному плану МБОУ СОШ с. Бузат.
Содержание
№ |
Разделы курса |
Количество часов |
1. |
Подобие фигур |
15 |
2. |
Решение треугольников. |
10 |
3. |
Многоугольники. |
14 |
4. |
Площади фигур. |
21 |
5. |
Повторение |
6 |
|
Итого |
66 |
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
Основная цель: усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.
Изучением признаков подобия треугольников фактически заканчивается изучение главнейших вопросов курса геометрии: признаки равенства треугольников, сумма углов треугольника, теорема Пифагора. Свойства подобных треугольников будут многократно применяться в дальнейших главах курса. Поэтому следует уделить значительное внимание и время решению задач, направленных на формирование умений доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников.
2. Решение треугольников (10ч.)
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Основная цель: познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В процессе изучения темы знания о признаках равенства треугольников, о построении треугольника по трем элементам дополняются сведениями о методах вычисления всех элементов треугольника, если заданы три его определенных элемента. Среди задач на решение треугольников основными являются три, соответствующие признакам равенства треугольников: решение треугольника по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трем сторонам. Усвоение основных алгоритмов решения произвольных треугольников происходит в ходе решения задач с числовыми данными.
3. Многоугольники (14ч.)
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.
Основная цель: расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
Особое внимание уделяется изучению частных видов многоугольников: правильному треугольнику, квадрату, правильному шестиугольнику.
4. Площади фигур (21ч.)
Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
Основная цель: сформировать общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.
Основное внимание уделяется формированию практических навыков вычисления площадей плоских фигур в ходе решения соответствующих задач.
5. Обобщающее повторение ( 6 ч)
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Дата
|
Примечание |
||||
план |
пров |
||||||
Подобие фигур (15 уроков) |
|
||||||
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Свойства преобразования |
1 |
5.09 |
|
|
|||
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Свойства преобразования |
1 |
7.09 |
|
|
|||
Первый признак подобия треугольников. |
1 |
12.09 |
|
|
|||
Первый признак подобия треугольников |
1 |
14.09 |
|
|
|||
Второй признак подобия треугольников |
1 |
19.09 |
|
|
|||
Второй признак подобия треугольников |
1 |
21.09 |
|
|
|||
Третий признак подобия треугольников |
1 |
26.09 |
|
|
|||
Третий признак подобия треугольников |
1 |
28.09 |
|
|
|||
Подобие прямоугольных треугольников |
1 |
3.10 |
|
|
|||
Подобие прямоугольных треугольников |
1 |
5.10 |
|
|
|||
Углы, вписанные в окружность |
1 |
17.10 |
|
|
|||
Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности |
1
|
19.10 |
|
|
|||
Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности |
1 |
24.10 |
|
|
|||
Контрольная работа на тему: «Подобие фигур» |
1 |
26.10 |
|
|
|||
Урок повторение: Признаки подобия треуг. |
1 |
31.10 |
|
|
|||
Решение треугольников (10 уроков) |
. |
|
|
|
|||
Теорема косинусов |
1 |
2.11 |
|
|
|||
Теорема косинусов |
1 |
7.11 |
|
|
|||
Теорема синусов Соотношения между углами и противолежащими сторонами треугольника |
1 |
9.11 |
|
|
|||
Теорема синусов Соотношения между углами и противолежащими сторонами треугольника |
1 |
14.11 |
|
|
|||
Теорема синусов Соотношения между углами и противолежащими сторонами треугольника |
1 |
16.11 |
|
|
|||
Решение треугольников |
1 |
28.11 |
|
|
|||
Решение треугольников |
1 |
30.11 |
|
|
|||
Решение треугольников |
1 |
5.12 |
|
|
|||
Решение треугольников |
1 |
7.12 |
|
|
|||
Контрольная работа на тему: «Решение треугольников» |
1 |
12.12 |
|
|
|||
Многоугольники (14 уроков) |
|
|
|
|
|||
.Ломаная. |
1 |
14.12 |
|
|
|||
Выпуклые многоугольники |
1 |
19.12 |
|
|
|||
Правильные многоугольники. |
1 |
21.12 |
|
|
|||
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей равильных многоугольников |
1 |
26.12 |
|
|
|||
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей равильных многоугольников |
1 |
28.12 |
|
|
|||
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей равильных многоугольников |
1 |
9.01 |
|
|
|||
Построение некоторых правильных многоугольников |
1 |
11.01 |
|
|
|||
Подобие правильных выпуклых многоугольников |
1 |
16.01 |
|
|
|||
Длина окружности |
1 |
18.01 |
|
|
|||
Длина окружности |
1 |
23.01 |
|
|
|||
Радианная мера угла |
1 |
25.01 |
|
|
|||
Радианная мера угла |
1 |
30.01 |
|
|
|||
Контрольная работа на тему: « Многоугольники» |
1 |
1.02 |
|
|
|||
Урок повторение:Длина окружности |
1 |
6.02 |
|
|
|||
Площади фигур (21 уроков) |
|
|
|
|
|||
Понятие площади. Площадь прямоугольника |
1 |
8.02 |
|
|
|||
Понятие площади. Площадь прямоугольника |
1 |
13.02 |
|
|
|||
. Площадь параллелограмма |
1 |
15.02 |
|
|
|||
Площадь параллелограмма |
1 |
27.02 |
|
|
|||
Площадь треугольника. Формула Герона. |
1 |
1.03 |
|
|
|||
Площадь треугольника. Формула Герона |
1 |
6.03 |
|
|
|||
Площадь треугольника. Формула Герона |
1 |
8.03 |
|
|
|||
Площадь трапеции. |
1 |
13.03 |
|
|
|||
Площадь трапеции |
1 |
15.03 |
|
|
|||
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника |
1 |
20.03 |
|
|
|||
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника |
1 |
22.03 |
|
|
|||
Площади подобных фигур |
1 |
27.03 |
|
|
|||
Площадь круга и его частей |
1 |
29.03 |
|
|
|||
Площадь круга и его частей |
1 |
3.04 |
|
|
|||
Контрольная работа на тему « Площади фигур» |
1 |
5.04 |
|
|
|||
Урок повторение |
1 |
17.04 |
|
|
|||
Аксиомы стереометрии. |
1 |
19.04 |
|
|
|||
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве |
1 |
24.04 |
|
|
|||
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве |
1 |
26.04 |
|
|
|||
Тела вращения \ |
1 |
1.05 |
|
|
|||
Многогранники |
1 |
3.05 |
|
|
|||
Повторение (6 уроков) |
|||||||
Признаки подобия треугольников |
1 |
8.05 |
|
|
|||
Решение треугольников |
2 |
10.05 15.05 |
|
|
|||
Площади фигур |
2
|
17.05 22.05 |
|
|
|||
Многогранники |
1 |
24.05 |
|
|
|||
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать:
· существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
· существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
· каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
· смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь:
· пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
· распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
· изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
· распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
· проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
· вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур,составленных из них;
· решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
· проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
· решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· описания реальных ситуаций на языке геометрии;
· расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
· решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
· решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин
· ( используя при необходимости справочники и технические средства );
· построение геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.