Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 3 класса
Оценка 5

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 3 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
музыка
3 кл
10.05.2021
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 3 класса
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 3 класса, УМК «Школа России»
Рабочая программа по учебному предмету Музыка, 3 класс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» им. О.Н. Мамченкова

 

                                                                                                                                                                             УТВЕРЖДЕНА

                                                                                 

                                                                                        директор МБОУ ЕСШ №7

                                                                                                им. О.Н. Мамченкова

                                                                                  _________ Е.А. Верижникова

приказ _____от _____2020 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по учебному предмету «Музыка», 3 класс

УМК «Школа России»

 

 

Программу разработала

учитель музыки Т.В. Шаповалова

первой квалификационной категории

МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова

г. Елизово

 

Согласовано

«___»________2017 г.

Руководитель ШМО

__________ Л.Е. Зудова

 

 

г. Елизово

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

 

      Рабочая  учебная программа по  музыке для  3-го  класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2014.

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

·                     Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2012

·                     Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2004;

·                     Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

·                     Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс. (СD)

·                     Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2010.

 

Цель обучения – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи музыкального образования младших школьников:

·         воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

·         воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

·         развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

·         накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования,  хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нраственно-эстетического познания музыки;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • методы эмоциональной драматургии;
  • метод концентричности организации музыкального материала;
  • метод «забегания вперёд и возвращения к пройденному»;
  • метод  создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и р.);
  • метод игры;
  • метод художественного контекста;
  • Использование ИКТ.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

Формы контроля: в качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определен эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное автором программы.

 

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с  Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Личностные результаты:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).

Предметные результаты:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса

- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного) пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; 

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

 - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название разделов

Количество часов по рабочей программе

1

Россия-Родина моя.

5

2

«О России петь – что стремиться в храм».

4

3

День, полный событий.

4

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

5

5

В концертном зале.

5

6

В музыкальном театре.

6

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

 

Всего

34

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. «Россия — Родина моя» 5 ч.

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Обра­зы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский: Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский,

слова А. Толстого: Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков. стихи А. Толстого.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.: Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Раздел 2. «День, полный событий» 4 ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокаль­ной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Содержание примерного музыкального материала:

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова Л. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слона А. Плещеева; Колыбельная. П. Чайковский, слова Л. Майкова: Болтунья. С. Прокофьев, слова Л. Барто; Золушка Балет (фрагменты). С. Прокофьев; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта". С. Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и му­зыка М. Мусоргского; Прогулка; Тюильрийcкий сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Госпо­день в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов: Тропарь иконе Владимирской Божией матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. Л. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома "Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Зем­ля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.

Вербочки. А. Гречанинов, стихи Л. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.

 

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 5 ч.

Жанр былины в русском музыкальном фолькло­ре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Содержание примерного музыкального материала:

Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского - Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский - Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинские народные песни.

 

Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представле­ний учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М.Глинка, К.-В.Глюк,Н.Римский-Косаков,П.Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Содержание примерного музыкального материала:

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной: Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. Л. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

 

Раздел 6. «В концертном зале» 5 ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполните­ли. Контрастные образы программной сюиты, симфо­нии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3- я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика". К. -В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс № 24. Н. Паганини; Пер Гюнт. Сюита №1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.

Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен; Соната 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; Волшебный смычок. Норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 ч.

Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочине­ний. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Мелодия. П. Чайковский: Утро из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония № 9. Финал Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Чудо-музыка. Д. Кабалевский, сло­ва 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин. слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование в 3 классе

№ п/п

класс

Дата проведения

 

Тема урока

Элемент

содержания

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

 

 

План

Факт

1 четверть  (9 часов). Раздел 1: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

 

1

 

 

 

Мелодия  - душа музыки

 

 

 

 

Интонационно-образная природа музыкального искусства.

- П.Чайковский

«Симфония №4»

2часть.

- «Моя Россия» Г.Струве.

Предметные: научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; выразительно, эмоционально исполнять  вокальную мелодию, песню.

Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).

Регулятивные УУД: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности.

Личностные: выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения.

 

2

 

 

 

Природа и музыка.

Звучащие картины.

 Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;

 «Жаворонок» М.Глинка;

«Благословляю вас, леса» П.Чайковский, «Романс» Г.Свиридов

Предметные: ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало  музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; определять средства музыкальной выразительности.

Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; формирование волевых усилий.

Личностные: представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России.

 

3

 

 

 

«Виват, Россия!»

«Наша слава – русская держава».

 Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

 - «Радуйся, Росско земле»;

- Солдатские песни.

Предметные: научатся выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; формирование волевых усилий.

Личностные: воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности;

 

4

 

 

 

Кантата «Александр Невский».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.

- «Александр Невский» С.Прокофьев

Предметные: научатся отличать кантату от канта; выявлять значимость трехчастного построения музыки; передавать в пении героический характер музыки; «исполнять» партию колокола.

Познавательные УУД: осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности;

Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности.

Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произаедения различного образного содержания.

 

5

 

 

 

Опера «Иван Сусанин».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. 

- Сцены из оперы

«Иван Сусанин» М.Глинка

Предметные: научатся размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов.

Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;

Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности;

Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; формирование волевых усилий.

Личностные: проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир.

 

Раздел 2: «День, полный событий» (4 ч.)

 

6

 

 

 

Утро. Образы природы в инструментальной музыке.

 

 

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.

«Утренняя молитва» П.Чайковский.

«Утро» Э.Григ.

 

Предметные: научатся проводить интонационно-образный анализ  инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку.

Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности.

Личностные: принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности.

 

7

 

 

 

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

 

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Портрет в музыке.

- С.Прокофьев «Петя и волк»;

- «Болтунья» С.Прокофьев.

б. «Золушка»;

«Джульетта – девочка»

 

Предметные: научатся воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой  деятельности; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения.

Познавательные УУД: соотнесение  графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД:  задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные УУД: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.

Личностные: воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки.

 

8

 

 

 

В детской! Игры в игрушки. На прогулке. Вечер.

Контрольное тестирование.

Выразительность и изобразительность в музыке.

- «С няней» М.Мусоргский;

- «С куклой», «Тюильрийский сад» М.Мусоргский.

- П.Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла».

- «Колыбельная песня» П.Чайковский.

Предметные: научатся воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

выражать свое отношение к музыкальным произведениям; эмоционально и осознанно относиться к музыке.

Познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и  личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки

Коммуникативные УУД:  задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Личностные: развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  формирование эстетических потребностей; эмоциональная отзывчивость;

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок 1 четверти.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть.

Предметные: научатся воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

 

 2 четверть: (7 часов). Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)

 

10

 

 

 

Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

- «Ave,Maria» Ф.Шуберт

- «Богородице, Дево, радуйся»  С.Рахманинов

 

Предметные: научатся анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону).

Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. 

Коммуникативные УУД: участвовать  в  совместной деятельности  при воплощении различных музыкальных образов.

Регулятивные УУД: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. 

Личностные: воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; формирование трепетных, нежных чувств к матери

 

11

 

 

 

Древнейшая песнь материнства.         

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери

«Мама» В.Гаврилин.

«Мама» Ч.А Биксио,

 (исп. Р.Лоретти)

 

Предметные: научатся анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания, песни о маме; анализировать картины (икону).

Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. 

Коммуникативные УУД: определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать  в  совместной деятельности  при воплощении различных музыкальных образов.

Регулятивные УУД: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. 

Личностные: воспитание духовно-нравственных качеств; формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления

 

12

 

 

 

Святые  земли Русской.  Княгиня Ольга. Князь Владимир.

 

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

- Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

- «Богородице, Дево, радуйся»  С.Рахманинов

 

Предметные: научатся выразительно, интонационно-осмысленно исполнить величания и песнопения; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону).

Познавательные УУД: знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты;

Коммуникативные УУД: участвовать  в  совместной деятельности  при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.

Регулятивные УУД: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Личностные: приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины.

 

Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

 

13

 

 

 

«Настрою гусли на старинный лад».  Былина о Садко и Морском царе.

 

 

 Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.

 - «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Римского Корсакова

- Песни Садко из оперы

 Н.Римского-Корсакова.

- «Заиграйте, мои гусельки»

- «Высота ли, высота»

Садко и Морской царь – русская былина

 

Предметные: научатся напевно, используя цепное дыхание, исполнять былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях.

Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов национального фольклора; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций.

Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Певцы русской старины (Баян. Садко).

 

 

 

Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

- Песня Садко с хором

 Н.Римский Корсаков.

- Вторая песня Баяна

М.Глинка.

Предметные: научатся напевно, используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях.

Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов национального фольклора; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций.

Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

 

 

15

 

 

 

 

 

Певцы русской старины (Лель).

Контрольное тестирование.

 

 

Народная и профессиональная музыка.

- «Туча со громом сговаривалась» - третья песня Леля из оперы «Снегурочка» - Н.Римский Корсаков.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть.

 

 

Предметные: научатся воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации.

Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декломациях. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

 

16

 

 

 

Обобщающий урок 2 четверти.

 

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть.

Предметные: научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Познавательные УУД: выполнение диагностических тестов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:  развернутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям.

Личностные: эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств.

 

3 четверть: (10 часов) Раздел 5: «В музыкальном театре» (4 ч.)

 

17

 

 

 

Опера «Руслан и Людмила»

 

 

 

 

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

- Опера «Руслан  и Людмила» М.Глинка.

Предметные: научатся воплощать музыкальные образы в пении, музицировании.

Познавательные УУД:  обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий.

Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

 

 

18

 

 

 

Опера «Орфей и Эвридика»

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.

- Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк.

Предметные: научатся воплощать музыкальные образы в пении, музицировании.

Познавательные УУД:  обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий.

Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

 

19

 

 

 

Опера «Снегурочка».

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

 - Опера «Снегурочка» Н.А.Римский  – Корсаков.

 

Предметные: научатся воплощать музыкальные образы в пении, музицировании.

Познавательные УУД:  обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий.

Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

 

20

 

 

 

Океан – море синее.

 

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков

Предметные: научатся создавать «живую картину»; Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Познавательные УУД: накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах (вариационная) музыкальной выразительности.

Коммуникативные УУД: формирование навыков коммуникации, сотрудничества; участвовать  в  коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация);  рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля; рассуждать  о смысле и значении вступления к опере.

Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий.

Личностные: формирование  смыслов  учебной  деятельности ребенка  через  развитие  его  творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности

 

Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)

 

21

 

 

 

Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».

 

 

 

 

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды.

Народная и профессиональная музыка.

- Масленичные песни;

- «Проводы зимы» Н.Римский Корсаков из оперы «Снегурочка».

Предметные: научатся воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации.

Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декломациях.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;  развитие ассоциативно-образного мышления.

 

Раздел 5: «В музыкальном театре» (2 ч.)

 

22

 

 

 

Балет «Спящая красавица».

 

 

Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

- Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский

Предметные: научатся проводить интонационно-образный анализ.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из балета.

Коммуникативные УУД: владение монологической  и диалогической  формами речи,  умение  выражать свои  мысли  в  соответствии с  задачами  и  условиями коммуникации; рассуждать  о смысле и значении вступления к опере; рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля.

Регулятивные УУД: реализовывать практическую задачу в познавательную.

Личностные: формирование интонационно-стилевого слуха; понимание образов добра и зла в сказке и в жизни; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современных ритмах.

 

 

 

 

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.

- Р. Роджерс «Звуки музыки»

- «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбников.

Предметные: научатся воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.

Познавательные УУД: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер.

Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Личностные: осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

 

Раздел 6: «В концертном зале» (3 ч.)

 

24

 

 

 

Музыкальное состязание.

 

 

Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель.

- «Концерт№1» для фортепиано с оркестром П.Чайковский.

-«Веснянка» - укр. н.п.

Предметные: научатся узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли  выдающихся солистов-музыкантов; исполнительские коллективы, отечественные и зарубежные исполнители.

Коммуникативные УУД:  развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах;  формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной).

Личностные: расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов.

 

25

 

 

 

Музыкальные инструменты (флейта, скрипка). Звучащие картины.

Контрольное тестирование.

 

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

 

- «Шутка» И.-С.Бах

- «Мелодия» П.Чайковский;

- «Каприс №24» Н.Паганини.

- «Волшебный смычок» - норвежская народная песня

Предметные: научатся узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров; различать на слух старинную и современную музыку; интонационно-осмысленно исполнять песни.

Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли  выдающихся солистов-музыкантов; моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Коммуникативные УУД:  развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах;  формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной).

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления.

 

26

 

 

 

Обобщающий урок

3 четверти.

 

 

 

- Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.

 

- Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;

 - разученные песни.

 

Предметные: научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Познавательные УУД: выполнение диагностических тестов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:  развернутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям.

Личностные: эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств.

 

 

 

                                                                             4 четверть: (8 часов).  Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (1 ч.)

27

 

 

 

Вербное воскресенье. Вербочки.

Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.

«Осанна» Э.Ллойд Уэббер – (из рок-оперы

 «Иисус Христос – суперзвезда»),

«Вербочки» А.Гречанинов, А.Блок.

 

Предметные: научатся выразительно, интонационно-осмысленно исполнить песни; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону).

Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Коммуникативные УУД: участвовать  в  совместной деятельности  при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.

Регулятивные УУД: оценивать  и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. 

Личностные: воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран.

Раздел 6: «В концертном зале» (2 ч.)

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюита «Пер Гюнт»

 

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость.

Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»;

«Танец Анитры»;

«Смерть Озе»;

«Песня Сольвейг.

Предметные: научатся интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений.

Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки; умение пользоваться  словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД:  ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;  владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

Личностные: развитие эмоциональной сферы.

29

 

 

 

Образы симфоничес-кой и лирической музыки Бетховена.

 

Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.

- «Симфония №3» Л.Бетховен.

- «Соната №14»;,

-  «К.Элизе»

Предметные: научатся следить за развитием образов Симфонии № 3 Л. ван Бетховена. Научатся  азвивать интонационное чувство музыки, чувство эмпатии, эмоциональный отклик на музыку; развитие ассоциативно-образного мышления.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке.

Коммуникативные УУД:  формирование умения  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Личностные: развивать интонационное чувство музыки, чувство эмпатии, эмоциональный отклик на музыку; развитие ассоциативно-образного мышления. Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений.

 

 

Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч.)

30

 

 

 

«Чудо-музыка». Джаз.

 

 

 

 

 

Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Музыка – источник вдохновения и радости.

 -«Я поймал ритм» Дж.Гершвин;

«Колыбельная Клары» Дж. Гершвин.

-«Мы дружим с музыкой» И.Гайдн

Предметные: научатся определять характер, настроение, жанровую основу песен, принимать участие в исполнительской деятельности, мпровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Познавательные УУД:  осуществлять поиск необходимой информации; различать на слух старинную и современную музыку.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональной сферы. Осознание роли серьезной и легкой музыки в жизни человека; формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональной сферы.

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образы природы в музыке

Г. Свиридова,

С. Прокофьева.

 

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

- Г.Свиридов «Весна»,

- С.Прокофьев «Шествие солнца», «Утро»;

 

Предметные: научатся понимать жанрово-стилистические особенности и особенности  музыкального языка музыки Г.Свиридова и С. Прокофьева; находить родство музыкальных и поэтических интонаций.

Познавательные УУД:  осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; понимание знаково-символических средств воплощения содержания в музыке; сочинение мелодий, в основе которых лежат ритмические формулы; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:  планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; формирование волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений.

Личностные: формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека.

32

 

 

 

Певцы родной природы

 (Э. Григ,

П. Чайковский)

 

Контрольное тестирование.

 

 

 

 

  Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Э.Грига “Утро”

П.И.Чайковский. Утренняя молитва

 

Предметные: научатся понимать жанрово-стилистические особенности и особенности  музыкального языка музыки П.Чайковского и Э.Грига; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа.

Познавательные УУД:  формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке;  осуществление опытов импровизации; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся.

Личностные: развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление.

33

 

 

 

Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовет».

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.

- В.Моцарт «Симфония №40»,

- Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт.

- Финал Девятой симфонии Л.Бетховена «Ода к радости»

- Хор «Славься!» из оперы М.Глинки

Предметные: научатся оценивать музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств.

Познавательные УУД:  поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений.

Личностные: развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры.

34

 

 

 

Обобщающий урок 4 четверти. Заключитель-ный  урок – концерт.

 

 

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Предметные: научатся понимать, что все события в жизни человека находят отражение в музыкальных и художественных образах.

Познавательные  УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную речь.

Коммуникативные УУД: умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли в устной и письменной речи; участвовать в совместной деятельности; участвовать в проведении заключительного урока-концерта.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Учебно-практическое оборудование

·         баян;

·         фортепиано (в кабинете музыки и в актовом зале);

·         комплект детских музыкальных инструментов;

·         компьютер, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, синтезатор, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

 

Технические средства обучения

·       Компьютер:

·       Экран;

·       Проектор;

·       Принтер;

·       Устройства вывода звуковой информации (колонки).

 

 

Печатные пособия:

·         нотный и поэтический текст Гимна России;

·         портреты композиторов;

·         таблицы нотных примеров;

·         дидактический раздаточный материал (карточки с обозначением средств музыкальной выразительности, тексты изучаемых песен).

 

Основная литература:

- стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»;

- Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.

-  Программа для общеобразовательных учреждений  «Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение, 2014.

- Музыка: 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2014.

- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 кл.  авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

 

Дополнительная литература:

1.                 Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.: «Владос», 2000.

2.                 Абудеева Н. Б., Карпушина Л. П. Музыка 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. Волгоград, «Учитель», 2010.

3.                 Арсенина Е. Н. Музыка 1 - 4 классы: анализ произведений, ритмические игры, творческие задания. Волгоград, «Учитель», 2011.

4.                 Арсенина Е. Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. Волгоград, «Учитель», 2009.

5.                 Арсенина Е. Н. Музыка. 1-4 классы: олимпиадные задания. Волгоград, «Учитель», 2011.

6.                 Давыдова М. А. Поурочные разработки по музыке: 3 класс (в помощь школьному учителю).- М.: «ВАКО», 2011.

7.                 Давыдова М. А. Музыкальный словарь: Начальная школа. М.: «ВАКО», 2009.

8.                 Давыдова М. А. Уроки музыки: 1 - 4 классы. М.: «ВАКО», 2010.

9.                 Дмитриенко Р. В. Театрализованные игры для младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2006.

10.            Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПБ.: «Лань», «Планета музыки», 2007.

11.            Замятина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. М.: «Глобус», 2008.

12.             Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Глобус», 2009.

13.             Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей. М.,  Сфера, 2004.

14.            Масленникова-Золина Л. В. Необычные уроки музыки. 1-4 классы. Волгоград, «Учитель», 2012.

15.            Сигаева А. П., Сидорова С. Н. Музыка 1- 8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой. Волгоград: «Учитель», 2010.

16.             Стюхина Г. В. Музыка 1- 4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы). Волгоград, «Учитель», 2010.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» им

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» им

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по…

Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по…

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ

Предметные результаты : – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; – формирование общего представления о музыкальной картине мира; –…

Предметные результаты : – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; – формирование общего представления о музыкальной картине мира; –…

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь: - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - воплощать…

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь: - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - воплощать…

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Древнейшая песнь материнства.

Древнейшая песнь материнства.

М.Глинка, К.-В.Глюк,Н.Римский-Косаков,П

М.Глинка, К.-В.Глюк,Н.Римский-Косаков,П

Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и

Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и

Календарно-тематическое планирование в 3 классе № п/п класс

Календарно-тематическое планирование в 3 классе № п/п класс

Жаворонок» М.Глинка; «Благословляю вас, леса»

Жаворонок» М.Глинка; «Благословляю вас, леса»

Народная и профессиональная музыка

Народная и профессиональная музыка

М.Глинка Предметные: научатся размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов

М.Глинка Предметные: научатся размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов

Болтунья» С.Прокофьев. б. «Золушка»; «Джульетта – девочка»

Болтунья» С.Прокофьев. б. «Золушка»; «Джульетта – девочка»

Обобщающий урок 1 четверти.

Обобщающий урок 1 четверти.

Древнейшая песнь материнства.

Древнейшая песнь материнства.

Настрою гусли на старинный лад»

Настрою гусли на старинный лад»

Певцы русской старины (Лель).

Певцы русской старины (Лель).

Раздел 5: «В музыкальном театре» (4 ч

Раздел 5: «В музыкальном театре» (4 ч

Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей

Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей

Звучащие картины. «Прощание с Масленицей»

Звучащие картины. «Прощание с Масленицей»

Балет «Спящая красавица».

Балет «Спящая красавица».

Раздел 6: «В концертном зале» (3 ч

Раздел 6: «В концертном зале» (3 ч

Музыкальные инструменты (флейта, скрипка)

Музыкальные инструменты (флейта, скрипка)

Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (1 ч

Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (1 ч

Смерть Озе»; «Песня Сольвейг

Смерть Озе»; «Песня Сольвейг

Чудо-музыка». Джаз.

Чудо-музыка». Джаз.

Певцы родной природы (Э.

Певцы родной природы (Э.

Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовет»

Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовет»

Печатные пособия: · нотный и поэтический текст

Печатные пособия: · нотный и поэтический текст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2021