Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» им. О.Н. Мамченкова
УТВЕРЖДЕНА
директор МБОУ ЕСШ №7
им. О.Н. Мамченкова
_________ Е.А. Верижникова
приказ № ___от _____2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка», 4 а класс
УМК «Школа России»
Программу разработала
учитель музыки Т.В. Шаповалова
первой квалификационной категории
МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова
г. Елизово
Согласовано
«___»________20___ г.
Руководитель ШМО
__________ Л.Е. Зудова
г. Елизово
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2014.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
· Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник для учащихся 4 класса,М., Просвещение, 2010.
· Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2004;
· Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
· Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2010.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
· воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
· воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
· развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
· накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
Формы контроля: в качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определен эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное автором программы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности.
Регулятивные
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
· основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
· воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
· начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
· воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
· воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
· вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
· реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
· понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
· воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
· ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
· и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
· воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
· соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
· наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
· построения музыки;
· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
· реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
· использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
· владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
· исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
· определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
· оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
· адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
· оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название разделов |
Количество часов по рабочей программе |
1 |
Россия-Родина моя. |
4 |
2 |
«О России петь – что стремиться в храм». |
4 |
3 |
День, полный событий. |
5 |
4 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
4 |
5 |
В концертном зале. |
5 |
6 |
В музыкальном театре. |
7 |
7 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
5 |
|
Всего |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1: «Россия – Родина моя» (4 ч.)
Мелодия. Ты запой мне ту песню... Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского).
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»
Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
«Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
Раздел 2: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. («Богатырские ворота» М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Светлый праздник Пасха.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
Кирилл и Мефодий.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Раздел 3: «День, полный событий» (5 ч.)
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Ярмарочное гулянье.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Приют, сияньем муз одетый.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве.
Зимнее утро. Зимний вечер.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Композитор - имя ему народ. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Музыкальные инструменты России.
Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей.
Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей».
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Народные праздники. «Троица».
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5: «В концертном зале» (5 ч.)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром)
«Старый замок», М. П. Мусоргский «Счастье в сирене живет», С. Рахманинов.
Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки», М. Мусоргский; «Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко; «Мир похож на цветной луг», В. Шаинский, сл. М.Пляцковского; «Снежная песенка», Д. Львов-Компанеец. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы…
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Годы странствий. М. И. Глинка. Царит гармония оркестра.
Баркарола» (июль) из цикла «Времена года», П. И. Чайковский; «Арагонская хота», М. Глинка; «Молодая бабушка», Ю. Михайленко
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«Патетическая» соната.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Раздел 6: «В музыкальном театре» (7 ч.)
Опера «Иван Сусанин», М. Глинка. Бал в замке польского короля (2-е действие).
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.. Мусоргский.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Русский Восток. «Сезам, откройся!».
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Восточные мотивы.
Интонационно-образная природа музыкального искусства.
И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Театр музыкальной комедии.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч.)
Прелюдия. Исповедь души. Ф. Шопен «Революционный этюд».
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Мастерство исполнителя.
Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Музыкальный сказочник Н.А. Римский-Корсаков.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
«Рассвет на Москве-реке». М. П. Мусоргский.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).
Обобщение.
Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Календарно-тематическое планирование в 4 классе
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемый результат
|
Домашнее задание |
||
План |
Факт |
|||||||
|
Предметные УУД
|
Метапредметные и личностные УУД |
||||||
I четверть (9 учебных недель, 9 уроков) |
||||||||
Раздел I «Россия – Родина моя» - 4 ч. |
||||||||
1 |
Мелодия. «Ты запой мне ту песню» |
|
|
Изучение нового материала |
– Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, 1-я часть, С. Рахманинов; – «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; – «Песня о России», В. Локтев; – «Школьный корабль», Г. Струве, сл. К. Ибряева |
Уметь: – проникаться эмоциональным содержанием музыки; – внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений; – правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам |
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров |
Найти стихи о родине, родном крае, созвучные этой музыке |
2 |
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
|
|
|
Закрепление знаний |
– «Вокализ», С. Рахманинов (сопрано); – «Школьный корабль», Г. Струве, сл. К. Ибряева; – «Все начинается со школьного звона», Я. Ду-бравин, сл. В. Суслова |
Знать певческие голоса, произведения С. Рахманинова. Уметь: размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно |
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей |
Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта |
3 |
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?» |
|
|
Закрепление знаний |
Многообразие жанров народных песен. Ненецкие песни и их жанры. – «Колыбельная», обработка А. Лядова; – «У зари-то, у зореньки», русская народная песня; – «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня; – «Милый мой хоровод», русская народная песня; – «А мы просо сеяли», русская народная песня |
Знать жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности. Уметь применять вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить текст |
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров |
Нарисовать рисунок по теме |
4 |
«Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! |
|
|
Закрепление знаний |
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. – «Вставайте, люди русские!» (№ 4). Хор из кантаты «Александр Невский», С. Прокофьев; – «Мертвое поле» (№ 6) из кантаты «Александр Невский», С. Прокофьев; |
Знать певческие голоса, виды хоров, оркестров. Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – петь легко, свободно, не форсируя звук, уметь правильно дышать (цепное дыхание) |
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы |
Выучить текст песни |
Раздел III «день, полный событий» - 5 ч. |
||||||||
5 |
Приют спокойствия, трудов и вдохновения. |
|
|
Изучение нового материала |
Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). – «В деревне», М. Мусоргский; – «Пастораль», «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пуш-кина «Метель», Г. Свиридов; – «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года», П. И. Чайковский; – «Родная песенка», Ю. Чичков, сл. К. Ибряев |
Уметь: – сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легато, нон легато, правильно распределять дыхание по фразе |
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей |
Вспомнить стихотворения А. С. Пушкина |
6 |
Что за прелесть эти сказки! Три чуда! |
|
|
Закрепление знаний |
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выразительность и изобразительность в музыке. – «Сказочка» из альбома «Детская музыка», С. Про-кофьев; – «Три чуда», оркестровое вступление ко 2-й картине 4-го действия из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. А. Римский-Корсаков; – «Родная песенка», Ю. Чичков, сл. К. Ибряева |
Знать названия музыкальных инструментов. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах |
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей |
Вспомнить сказки А. С. Пушкина |
7 |
Ярмарочное гулянье. |
|
|
Урок повторения, контрольный урок |
– «Девицы, красавицы», хор из оперы «Евгений Онегин», П. Чайковский; – «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин», П. И. Чайковский; – «Все сбывается на свете», Е. Крылатов |
Знать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: – определять на слух основные жанры музыки; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности |
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы |
Вспомнить русские народные песни, которые использовали композиторы |
8 |
Приют, сиянием муз одетый. |
|
|
Изучение нового материала |
– Вступление к опере «Борис Годунов», М. П. Мусоргский; – «Венецианская ночь», М. Глинка, сл. И. Козлова – «Все сбывается на свете», Е. Крылатов |
Уметь: – внимательно слушать музыку, размышлять о ней; – петь напевно, легко, с хорошей дикцией, на цепном дыхании – проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают |
|
Придумать программу музыкального вечера |
9 |
Зимнее утро. Зимний вечер. |
|
|
Закрепление знаний |
Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»). – «Зимнее утро» из фортепианного цикла «Детский альбом», П. И. Чайковский; – «Зимняя дорога», В. Шебалин, сл. А. С. Пушкина;
|
Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях Уметь: – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; – петь легко, звонко, не форсируя звук |
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы |
Нарисовать рисунок по теме |
Итого за I четверть: 9 уроков |
||||||||
II-я четверть (7 учебных недель, 7 уроков) |
||||||||
Раздел III «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 часа |
||||||||
10 |
Композитор – имя ему народ. |
|
|
Изучение нового материала |
Песни разных народов мира. – «Реченька», белорусская народная песня, обработка А. Свешникова; – «Солнце, в дом войди», грузинская народная песня, обработка Д. Аракишвили; – «Вишня», японская народная песня; – «Аисты», узбекская народная песня;
|
Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инстру- менты. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности |
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей |
Вспомнить знакомые русские народные песни |
11 |
Музыкальные инструменты России. |
|
|
Изучение нового материала |
– Русские народные проигрыши |
Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инстру- менты. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности |
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей |
Вспомнить знакомые русские народные песни |
12 |
Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей». |
|
|
Закрепление знаний, контрольный урок |
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. – «Светит месяц», русская народная песня; – «Камаринская» из фортепианного цикла «Детский альбом», П. И. Чайковский; – «Пляска скоморохов», из оперы «Снегурочка», Н. А. Римский-Корсаков; – «Все сбывается на свете», Е. Крылатов |
Знать название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров. Уметь: – передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; – правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией |
|
Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок» |
Раздел IV «в концертном зале» - 4 часа |
||||||||
13 |
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). |
|
|
Закрепление знаний |
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский. – «Ноктюрн» из оперы «Князь Игорь», А. П. Бородин; – фрагмент Струнного квартета, А. П. Бородин; – «Музыкант», Б. Окуджава; – «Школьный корабль». Г. Струве, сл. К. Ибряева; – «Тонкая рябина», вариации на тему русской народной песни (гитара) |
Знать названия музыкальных инструментов. Уметь: – размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе уроков музыки; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности |
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства |
Вспомнить басню И. А. Крылова «Квартет» |
14 |
«Старый замок», М. П. Мусоргский «Счастье в сирене живет», С. Рахманинов |
|
|
Закрепление знаний |
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). – «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки», М. Мусоргский; – «Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко; – «Мир похож на цветной луг», В. Шаинский, сл. М. Пляцковского; – «Снежная песенка», Д. Львов-Компанеец– «Сирень», С. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой (сопрано); |
Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения |
|
Сочинить рассказ к музыке |
15 |
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы… |
|
|
Закрепление знаний |
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена. – Полонез № 3 (ля-ма-жор), Ф. Шопен; – Вальс № 10 (си-минор), Ф. Шопен; – «Желание», Ф. Шопен, сл. С. Витвицкого; – «Снежная песенка», Д. Львов-Компанеец |
Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: – передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; – петь легко, свободно, не форсируя звук |
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства |
Выучить текст песни |
16 |
Годы странствий. М. И. Глинка Царит гармония оркестра |
|
|
Изучение нового материала |
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. – «Баркарола» (июль) из цикла «Времена года», П. И. Чайковский; – «Арагонская хота», М. Глинка; |
Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять ее образное содержание; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности |
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства |
Нарисовать рисунок по теме |
Итого за II четверть:7 уроков |
||||||||
III-я четверть (10 учебных недель, 10 уроков) |
||||||||
Раздел V «в музыкальном театре» - 7 часа |
||||||||
17 |
Опера «Иван Сусанин», М. Глинка. Бал в замке польского короля (2-е действие). |
|
|
Изучение нового материала |
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка – «Полонез», «Мазурка», «Краковяк», «Вальс» из оперы «Иван Сусанин», М. Глинка (2-е действие); – «Резиновый ежик», С. Никитин, Ю. Мориц; – «Джаз», Я. Дубравин, сл. В. Суслова |
Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – определять на слух основные жанры музыки; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности |
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства |
Выучить текст песни |
18 |
Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка. |
|
|
Закрепление знаний |
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. – Сцена «Иван Сусанин с поляками в лесу» из 4-го действия оперы «Иван Сусанин», М. Глинка; – «Джаз», Я. Дубравин, сл. В. Суслова; – «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина |
Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности |
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье |
Придумать ритмический рисунок |
19 |
Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.. Мусоргский. |
|
|
Закрепление знаний |
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. – «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина», М. Мусорский; – Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина», М. Мусоргский; – «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина |
Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности музыкальных произведений; – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией |
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье |
Выучить текст песни |
20 |
Русский Восток. «Сезам, откройся!».
|
|
|
Закрепление знаний |
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). – «Пляска персидок» из оперы «Хованщина», М. Мусоргский; – «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила», М. Глинка; – «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина |
Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам |
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства |
Нарисовать рисунок по теме |
21 |
Восточные мотивы. |
|
|
Закрепление знаний |
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). – «Колыбельная Гаянэ», «Танец с саблями» из балета «Гаянэ», А. Хачатурян; – «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина |
Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам |
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства |
Нарисовать рисунок по теме |
22 |
И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка». |
|
|
Изучение нового материала |
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле. – «Ярмарка», 1-я картина из балета «Петрушка», И. Стравинский; – «Ваши глаза», Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина; – «С чего начинается Родина?», В. Баснер |
Знать и понимать творчество И. Ф. Стравинского и его особенности; народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники). Уметь: – внимательно слушать, сравнивать, делать разбор музыкального произведения
|
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье |
Вспомнить масленичные песни, игры, забавы |
23 |
Театр музыкальной комедии.
|
|
|
Изучение нового материала |
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. – «Вальс» из оперетты «Летучая мышь», И. Штраус; – «Я танцевать могу», сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди», Ф. Лоу; – «Джаз», Я. Дубравин, сл. В. Суслова |
Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов; – определять на слух основные жанры музыки; – петь легко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией |
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье |
Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт |
Раздел VI «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 2 часа |
||||||||
24 |
Прелюдия. Исповедь души. Ф. Шопен «Революционный этюд». |
|
|
Изучение нового материала |
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена. – «Прелюдия», С. Рахманинов; – Прелюдии № 7, 20, Ф. Шопен; – Этюд № 12 («Революционный»), Ф. Шопен; – «С чего начинается Родина?», В. Баснер |
Знать виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности |
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования |
Выучить текст песни |
25 |
Мастерство исполнителя. |
|
|
Изучение нового материала |
Авторская песня. Мастерство известных исполнителей. – «С чего начинается Родина?», В. Баснер – «Сказка по лесу идет», С. Никитин, сл. Ю. Мориц |
Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание Уметь петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией |
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования |
Назвать известных исполнителей классической музыки |
Раздел IV «в концертном зале» - 1 час |
||||||||
26 |
Патетическая соната. |
|
|
Изучение нового материала |
Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.
|
Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната. Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления. |
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования |
|
Итого за III четверть:10 уроков |
||||||||
IV-я четверть (8 учебных недель, 8 уроков) |
||||||||
Раздел VII «о России петь – что стремиться в храм» - 4 часа |
||||||||
27 |
Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец. |
|
|
Урок повторения и контроля |
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. – «Земля Русская», стихиры русским святым; – «Былина об Илье Муромце», былинный напев; – Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородин;
|
Знать русских святых, традиции родного края. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – ясно, грамотно произносить текст, осознанно употреблять твердую атаку, округленно формировать гласные |
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования |
Нарисовать рисунок по теме |
28 |
Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». |
|
|
Закрепление знаний |
– «Ангел вопияше», П. Чесноков (хор, сопрано); – «Христос воскресе!» (тронарь); – «Богородице дево, радуйся!», С. Рахманинов;
|
Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; – петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией |
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров |
Выучить текст песни |
29 |
Светлый праздник Пасха. |
|
|
Закрепление знаний |
Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов. |
Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Понимать значение колокольных звонов; сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. |
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье |
|
30 |
Кирилл и Мефодий. |
|
|
Закрепление знаний |
– «Величание Кириллу и Мефодию», обиходный распев; – «Гимн Кириллу и Мефодию», П. Пипков, сл. О. Михайловски;
|
Уметь: – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; – петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией |
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования |
Придумать ритмический рисунок |
Раздел VIII «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1 час |
||||||||
31 |
Народные праздники. Троица. |
|
|
Изучение нового материала |
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день. Троицкие песни.– Троицкие народные песни: «Ты, березка», «Посею я лен», «Как у бабушки козел»; – «Во поле березка стояла», русская народная песня; – Симфония № 4 (финал), П. И. Чайковский;
|
Знать народные песни, музыкальные традиции русского края (праздники и обряды). Уметь: – сочинять простенькие мелодии на заданный текст; – определять на слух основные жанры музыки; – петь, не форсируя звук, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам, определять характер разучиваемого произведения |
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы |
Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая» |
Раздел IX «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3 часа |
||||||||
32
|
Музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков. |
|
|
Закрепление знаний |
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). – «Шехерезада», симфоническая сюита, Н. А. Римский-Корсаков, 1-я часть. – «Сказка по лесу идет», С. Никитин, сл. Ю. Мориц; – «Пожелание друзьям», слова и музыка Б. Окуджавы |
Знать и понимать: – творчество Н. А. Римского-Корсакова, его особенности; – названия изученных музыкальных произведений и их авторов. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности |
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства |
Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя и волк») |
33 |
«Рассвет на Москве-реке». М. П. Мусоргский. |
|
|
Урок-повторение |
– «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина», М. П. Мусоргский; – «Пожелание друзьям», слова и музыка Б. Окуджавы; – Музыкальная викторина «Угадай мелодию» |
Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений; – петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией; – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов |
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье |
|
34 |
Обобщение. |
|
|
Закрепление, обобщение знаний. |
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся
|
Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы. |
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье |
|
Итого за IV четверть: 8 уроков |
|
|||||||
Итого за год: 34 урока |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-практическое оборудование
· баян;
· фортепиано (в кабинете музыки и в актовом зале);
· комплект детских музыкальных инструментов;
· компьютер, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, синтезатор, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
Технические средства обучения
· Компьютер:
· Экран;
· Проектор;
· Принтер;
· Устройства вывода звуковой информации (колонки).
Печатные пособия:
· нотный и поэтический текст Гимна России;
· портреты композиторов;
· таблицы нотных примеров;
· дидактический раздаточный материал (карточки с обозначением средств музыкальной выразительности, тексты изучаемых песен).
Основная литература:
- стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»;
- Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
- Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение, 2014.
- Музыка: 4 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2014.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Дополнительная литература:
1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.: «Владос», 2000.
2. Абудеева Н. Б., Карпушина Л. П. Музыка 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. Волгоград, «Учитель», 2010.
3. Арсенина Е. Н. Музыка 1 - 4 классы: анализ произведений, ритмические игры, творческие задания. Волгоград, «Учитель», 2011.
4. Арсенина Е. Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. Волгоград, «Учитель», 2009.
5. Арсенина Е. Н. Музыка. 1-4 классы: олимпиадные задания. Волгоград, «Учитель», 2011.
6. Давыдова М. А. Поурочные разработки по музыке: 4 класс (в помощь школьному учителю).- М.: «ВАКО», 2011.
7. Давыдова М. А. Музыкальный словарь: Начальная школа. М.: «ВАКО», 2009.
8. Давыдова М. А. Уроки музыки: 1 - 4 классы. М.: «ВАКО», 2010.
9. Дмитриенко Р. В. Театрализованные игры для младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2006.
10. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПБ.: «Лань», «Планета музыки», 2007.
11. Замятина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. М.: «Глобус», 2008.
12. Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Глобус», 2009.
13. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей. М., Сфера, 2004.
14. Масленникова-Золина Л. В. Необычные уроки музыки. 1-4 классы. Волгоград, «Учитель», 2012.
15. Сигаева А. П., Сидорова С. Н. Музыка 1- 8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой. Волгоград: «Учитель», 2010.
16. Стюхина Г. В. Музыка 1- 4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы). Волгоград, «Учитель», 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.