Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 6 класса
Оценка 5

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 6 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
музыка
6 кл
09.05.2021
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 6 класса
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 6 класса. УМК «Музыка. 6 класс»: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса.docx

                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская средняя школа №7 им. О.Н. Мамченкова»

 

                                                                                                                                                                  УТВЕРЖДЕНА

                                                                                

                                                                                        директор МБОУ ЕСШ №7

                                                                                                им. О.Н. Мамченкова

                                                                                  _________ Е.А. Верижникова

приказ № 32/2 от 29.08.2018 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по учебному предмету «Музыка», 6 класс

                УМК «Музыка. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

М.: Просвещение, 2015

 

Программу разработала 

учитель музыки Т.В. Шаповалова,

первой квалификационной категории

МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н. Мамченкова

г. Елизово

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____________________Шатова М.Н.

«28» августа 2018 г.

 

 

 

г. Елизово

2018-2019 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2012.

       Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

-Учебник «Музыка. 6 класс», учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская .– М.: Просвещение, 2015

- Программа «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.

- Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.

- «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.

- «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3).

 

            Цель программы – формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

             Задачи:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

 

     Общая характеристика учебного предмета.

Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки». 

     Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

      Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия, в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод интонационно-стилевого постижения музыки;

-метод художественного контекста;

-метод создания «композиций»;

-метод междисциплинарных взаимодействий;

-метод проблемного обучения;

-метод сравнения (впервые).

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве.

Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий:

 -технологии личностно-ориентированного обучения;

 -технологии развивающего обучения;

 -технологии развития критического мышления; 

 -проектной технологии;

 -ИКТ;

 -здоровьесберегающей технологии.

 

Формы организации учебной деятельности:

 -коллективные;

-групповые;

-индивидуальные.

 

       Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие

   

    Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

-комбинированный

-фронтальный

 

    Формы (приёмы) контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

-творческие задания

-анализ музыкальных произведений

-музыкальные викторины

-проектная деятельность

 

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в тетрадях, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

 

Место предмета в базисном учебном плане

 

    В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов в год (из расчета 1 час в неделю).

 

 

     Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

·         чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

·         целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·         ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

·         уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

·         компетентность в решении проблем на осно­ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше­ние к собственным поступкам;

·         коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

·         участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

·         признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

·         принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·         эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

·         умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

·         умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·         умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

·         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·         умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

·         смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

·         умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

·         формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

 

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:

·         сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

·         сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой куль­туры;

·         развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

·         сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

·         воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

·         расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

·         овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

·         приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

·         сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

 

Планируемые результаты по предмету «Музыка» 6 класс

 

По окончании курса изучения предмета учащийся 6 класса научится:

·         понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

·         иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

·         знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

·         уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

Получит возможность научиться:

·         наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

·         владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;

·         анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора;

·         раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

·         развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

·         применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

·         совершенствовать умения и навыки самообразования.

 

Содержание  рабочей   программы   предмета   «Музыка» 6 класс

 

Тема года:   «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»

Тема 1 полугодия:  «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 ч)

 

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы­ки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кан­тата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочи­нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркест­ра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольк­лорные образы в творчестве композиторов. Образы русской ду­ховной и светской музыки (знаменный распев, партесное пе­ние, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). По­лифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — ис­кусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обра­ботки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.

 

Тема  2 полугодия:  «Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 ч)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфониче­ской музыки. Сходство и различие как основной принцип раз­вития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариант­ность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллю­страции и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инстру­ментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Защита творческих проектов.

Тематический план

6 класс

 

Разделы и темы

часы

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17 часов

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки

18 часов

Итого:

35 часов

 

                                                            

Календарно-тематическое планирование в 6 классе

 

у

р

о

к

а

Дата

план

Дата

факт

Название

темы урока

Основное содержание урока

                                        Планируемые результаты освоения темы.

 

 

   Личностные                           метапредметные                                 предметные

 

 

учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность научиться

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)

 

1

 

 

Удивитель-ный мир музыкальных образов.

Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация).  

Мелодия – душа музыки.

Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.

 

 

 

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развитие познавательного интереса.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

Понимать, что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о дейст-вительности, выражен-ное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музы-кальные образы в вокальной и инстру-ментальной музыке.

Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргумен-тируя исполнительскую интерпре­тацию замыс-ла композитора. Владеть навыками музицирования: испол-нение песен, напевание запомнившихся мело-дий знакомых му­зыкальных сочинений.

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

 

2

 

 

Образы романсов и песен русских композиторовСтаринный русский романс.

Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разго-ворных и музыкаль-ных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель»

Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова;

Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник;

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина.

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Развивать инте-рес к художест-венной деятельности.

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь

различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной  музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два музыкальных посвящения.

Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальс-фантазия» М.Глинки.

Понимание социальных функций музы-ки в жизни людей, общест-ва, в своей жизни; лич-ностное освое-ние содержа-ния образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассо-циативных свя-зей музыки с другими вида-ми искусства;

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

Знать способы создания различных образов: музыкальный

портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения  с про-из ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.

 

 Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений.

 

4

 

 

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

 Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

 

Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве.

Использование разных источников информации, ИКТ;

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонаци-онно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, компози-торских школ;

Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.

 

Выявлять своеобразие почерка М.И.Глинки.

 

5

 

 

«Уноси моё сердце в звенящую даль…».

 

Отечественная музыкальная культура 19 века: формиро-вание русской клас-сической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахма-нинова, мелодические особенности музы-кального языка, выразительность и изобразительность в музыке.

С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

С.В.Рахманинов «Островок».

Ю.Визбор «Милая моя».

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения  музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

Уметь проводить интонационно-образный  анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления  в рисунке.

Находить сходные и различные чкрты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, подтверждая её конкретными примерами.

 

6

 

 

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства.

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и людмила», «Ария Сусанин Сусанин».  

Совершенство-вание художествен-ного вкуса.

Осознание своей этни-ческой принад-лежности, зна-ние культуры своего народа, усвоение гума-нистических, традиционных ценностей многонацио-нального российского общества.

Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных

Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.

Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности.

Осваивать навыки вокально-хоровой работы.

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов.

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов.

 

Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда;

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или народная на примере опер русских композитов.

Различать простые и сложные жанры вокальной, инстру-ментальной, сцени-ческой музыки;

Определять жизненно-образное содержание музы-кальных произве-дений различных жанров;

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, клас-сического репер-туара, современных авторов), напева-ние запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ песен зарубежных композиторовИскусство прекрасного пения.

Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение  вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде). Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки.

М.И.Глинка «Венецианская ночь»,

Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня).

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

Владеть музыкаль-ными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонаци-онно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музы-ки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто.

Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

 Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений;

Называть отдель-ных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразитель-ного и изобразитель-ного в создании дра-матически напряжен-ного образа. Сквозное развитие баллады.

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях;

Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;

-понятие баллада.

Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке;

- определять приёмы развития музыкального произведения;

- выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений;

- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений.

 

Определять жизненно-образное содержание музы-кальных произве-дений разных жанров;

Различать лиричес-кие, эпические, драматические му-зыкальные образы.

Наблюдать за развитием музы-кальных образов.

Участвовать в коллективной дея-тельности при подготовке и проведении литера-турно-музыкаль-ных композиций.

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народное искусство Древней Руси.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова,

«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».

 

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос-сии, осознание своей этни-ческой и национальной принадлежности; знание культуры сво-его народа, своего края, основ культур-ного наследия народов России и человечества; усвоение тра-диционных ценностей мно-гонационального российского общества.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;  расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете.

Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи;

Уметь называть народные музыкальные инструменты.

 

Разыгрывать народные песни.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений.

 

11

 

 

Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской»

   Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоро-вой концерт.

Характерные особен-ности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского. Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской».

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наибо-лее значимых ценностных ориентаций личности;

Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира.

Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

Знать: основные этапы развития духовной музыки;

- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт,

 фреска, орнамент.

 

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Перезвоны».

Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны».

 

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Понимать значение выявления глубоких связей с русским народным музы-кальным творчеством и осмысление интонационно-жанро-вого богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.

Уметь соотносить музыкальные сочине-ния  с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,  о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

 

13

 

 

«Небесное и земное» в музыке Баха.

 

 

Бережное отношение к родной земле и своему народу.

Уважение к защитникам Родины.

Участие в музыкальной жизни класса, школы

Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета;

Понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки – кантата.

Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобра-зительного искус-ства; пропевать темы из вокальных и инструмен-тальных произве-дений; проявлять творческую инициативу.

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образы скорби и печали

 Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема.

Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «Стабат Матер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.)

 

 

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, ду-ховное много-образие совре-менного мира;

Целостный, социально-ори-ентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, наро-дов, культур и религий.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.

Знать муз. понятия: кантата, реквием, полифония;

Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

Приводить примеры преобразующего влияния музыки;

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

 

15

 

 

«Фортуна правит миром»

Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана»

 

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

 

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач

(включая интонаци-онно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, компози-торских школ;

Приобретение навы-ков работы с сервисами Интернета.

Знать:

- особенности творчества К.Орфа;

-понятие фортуна;

-кто такие ваганты.

Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки;

Применять дири-жерский жест для передачи музы-кальных образов.

 

16

 

 

Авторская песня: прошлое и настоящее

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня.

История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни.

 

Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;

Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества.

Формирование навыков сотрудни-чества, совместной работы в парах или группы;

Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные сужде-ния и/или свою позицию по обсуждаемой про-блеме на основе имеющихся пред-ставлений о социальных и личностных ценнос-тях, нравственно-эстетических нор-мах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответст-вия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий.

Знать:

- историю развития авторской песни;

-особенности и жанры авторской песни;

- имена авторов бардовской пени.

Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;

Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл;

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

 

17

 

 

Джаз – искусство 20 века

История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз)

Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки;

Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет.

Знать истоки джаза,  определения  музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых компози-торов и исполнителей:  Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.  

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргумен-тируя исполнительскую интерпре­тацию замыс-ла композитора. Творческое самовыра-жение учащихся в хоровом исполнении песен.

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

 

 

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)

 

18

 

 

Вечные темы искусства и жизни

Особенности трак-товки драматичес-кой и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инстру-ментальной музы-ки – прелюдия, этюд.

Жизнь – единая основа художест-венных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика худо-жественных обра-зов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального сти-ля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.

Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности.

Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;

- основные принципы развития музыкального произведения.

Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

 

19

 

 

Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины.

Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музы-кальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (пре-людиях, вальсах, мазурках, полоне-зах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства.

 

Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого.

Формирование ува-жительного отноше-ния к музыкальной культуре и ценностям другого народа;

Построение логи-ческого рассужде-ния, умозаключения в процессе интонационно-образ-ного и жанрово-стилевого анализа произведений Ф.Шопена;

Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художест-венной информации, рас-пространяемой по каналам СМИ.

Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений;

- различные жанры фортепианной миниатюры.

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.

 

20

 

 

Ночной пейзаж.

Ноктюрн.

Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «Ночной музыки».

Музыка- выражение личных чувст композитора. Картинная галерея.

Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.

А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2.

 

Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов.

 

 

Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна.

 

Знать понятие ноктюрн.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

-выявлять средства художественной выразительности.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности про-изведений разных жанров.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инстру-ментах, музыкаль-но-пластическом движении) различные музыкальные образы.

 

21

 

22

 

 

 

 

 

 

Инструмен-тальный концерт. Итальянский концерт.

Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопони-мания; этичес-кие чувства доброжелательности и эмоцио-нально-нравст-венной отзывчи-вости, понима-ние чувств других людей и сопереживание им.

Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);

Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко;

Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;

- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

 

Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке;

Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

 

23

 

 

Космический пейзаж.

Быть может вся природа – мозаика цветов.

Стилевое много-образие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.  Контраст образных сфер. Моделирование ситуации воспри-ятия не програм-много произведе-ния. Выразительные возможности элек-тромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.

Ч.Айвз «Космичес-кий пейзаж».

Э. Артемьев «Мозаика».

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран;

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира.

Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира;

Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений.

Осознать взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки,  изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор. Уметь:   определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная.

 

24

 

 

 

 

25

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образы симфонической музыки.

«Метель».

Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Стилевое много-образие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. 

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Воз-можности симфо-нического оркестра в раскрытии образов литератур-ного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности раз-вития музыкаль-ного образа в программной му-зыке.

Фрагменты музы-кальных иллюст-раций к повести Пушкина  «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:

«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

 

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки;

Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор;

развитие патриотических чувств учащихся.

 

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;

Оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- определять форму, приемы развития музыки, тембры;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

- применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.

Осознание русской природы музыки Г.Свиридова;

Расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытие образов литературного сочинения;

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

 

27

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музы-кального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.  Сходство и разли-чие как основные принципы музы-кального развития, построения музы-кальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противо-речивых состояний. Интерпретация и обработка клас-сической музыки.

В. А. Моцарт «Симфония № 40».

П И.Чайковский «Моцартиана»,   оркестровая сюита №4.

 

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете.

Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка.

Уметь:

- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;

- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

- определять тембры музыкальных инструментов.

Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;

Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

 

29

 

 

Программная увертюра.

Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»

 

Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт».

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

Усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и разли-чий с терминами и понятиями худо-жественного языка других видов искусства;

Использование интернета для поис-ка дополнительной информации об исто-рии создания музы-кальных сочинений, их исполнителях.

Знать:

- понятия: увертюра, программная музыка;

- строение сонатной формы;

- имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения.

Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития.

Выявлять харак-терные особен-ности музыкальной формы програм-мной увертюры, развитие ассоциа-тивно - образного мышления на основе сопоставле-ния музыки с литературными текстами, произве-дениями живописи, скульптуры;

Определять тембры музыкальных инструментов и приемы музыкального развития.

 

30

 

31

 

 

 

 

 

Увертюра-фантазия П.И.Чайковс-кого «Ромео и Джульетта»

Взаимосвязь музы-ки и литературы. Воплощение лите-ратурного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение про-тивоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории;

Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

Стремление к при-обретению музы-кально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкаль-ными произведе-ниями различных жанров, стилей на-родной и профес-сиональной музыки, познанию приемов развития музыкаль-ных образов, особен-ностей их музыкаль-ного языка;

Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Знать:

-понятия: увертюра, программная музыка;

- строение сонатной формы;

- имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения.

Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора.

Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности;

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

 

32

 

33

 

 

 

 

Мир музыкального театра.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особеннос-ти их взаимоотно-шения в различных пластах современ-ного музыкального искусства:  мю-зикл, рок-опера.

 Интерпретация ли-тературного прои-зведения в различ-ных музыкально-театральных жан-рах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хорео-графии и т.д. Метод острых контрастных сопос-тавлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Фрагменты бале-та С.С. Прокофь-ева «Ромео и Джульетта».

Фрагменты из опе-ры К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пасту-шек»; ария Орфея «Потерял я Эври-дику».

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика».

Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Умение самостоя-тельно ставить новые учебные задачи на основе развития познава-тельных мотивов и интересов;

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифи-цировать, самостоя-тельно выбирать основания и крите-рии для классифика-ции; умение устана-вливать причинно-следственные связи; размышлять, рас--суждать и делать выводы.

Знать:

-понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;

- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский,  А.Журбин и их произведения;

Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

Размышлять омузыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов;

Выразительно исполнять песни.

 

34

 

 

Образы киномузыки.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музы-ки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного му-зыкального искус-ства.

Интерпретация ли-тературного про-изведения в раз-личных музыкаль-но-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле.  Современная трак-товка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.  Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореогра-фии и т.д. Метод острых контраст-ных сопоставлений как один из сильнейших драма-тургических при-емов.

Н. Рота. Тема люб-ви из к/ф «Ромео и Джульетта»

К.Армстронг  Музыка из к/ф «Ро-мео и Джульет-та»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.

Осознание социальных функций  киноискусства в распространении шедевров музыкальной классики в жизни отдельного человека и общества в целом;

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных сочинений;

Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог;

Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта».

Знать:

-понятия: вокальная и инструментальная музыка;

- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения;

Проводить интонационно-образный анализ;

Определять форму музыкального произведения.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

Выразительно исполнять песни;

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

 

35

 

 

Обобщающий урок.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию».

Тестирование по темам года.

Формирование коммуникатив-ной компетент-ности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе обра-зовательной и творческой дея-тельности;

Развитие эстетического сознания через освоение худо-жественного на-следия, творчес-кой деятельнос-ти эстетического характера.

Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

Защищать творческий исследовательские проекты.

 

 

Список научно-методического обеспечения.

 

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской:

·         Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2012 г.

·         Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2010 г.

·         «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  6 класс», М., Просвещение, 2012 г.

·         Фонохрестоматия «Музыка. 6 класс». 1 СD, mp 3

·         Учебник «Музыка. 6 класс», М.,  Просвещение, 2015 г.

 

MULTIMEDIA – поддержка предмета

 

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

 

Список научно-методической литературы.

1.      «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2009г.

2.      Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

3.      «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред. Э.Б. Абдуллина, М.,Просвещение,2008г.

4.      Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., Академия, 2001г.

5.      Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

6.      Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

7.      Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

8.      Дмитриева Л.Г. Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

9.       «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В. Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

10.   Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

11.   Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

12.   Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

13.   Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

14.   Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

15.   Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

16.   Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

17.   Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

18.   Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

19.   Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

20.   Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

21.   Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М., Вече, 2000г.

22.   Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

23.   Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

24.   «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

25.   «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр/,М., Флинта,1999г.

26.   Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

27.   Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

28.   Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

29.   Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

30.   Песенные сборники.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елизовская средняя школа №7 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елизовская средняя школа №7 им

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе

Приоритетным направлением содержания программы и

Приоритетным направлением содержания программы и

ИКТ; -здоровьесберегающей технологии

ИКТ; -здоровьесберегающей технологии

Место предмета в базисном учебном плане

Место предмета в базисном учебном плане

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают: · сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; · сформированность…

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают: · сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; · сформированность…

Получит возможность научиться: · наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству; · владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара,…

Получит возможность научиться: · наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству; · владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара,…

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни

Два музыкальных посвящения. Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом

Два музыкальных посвящения. Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом

С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой

С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь»

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь»

Народное искусство Древней Руси

Народное искусство Древней Руси

Перезвоны». Молитва. Стилевое многообразие музыки

Перезвоны». Молитва. Стилевое многообразие музыки

Образы скорби и печали Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема

Образы скорби и печали Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема

История развития авторской песни от

История развития авторской песни от

Интернет. Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз

Интернет. Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз

Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от

Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от

А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2

А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2

Моделирование ситуации воспри-ятия не програм-много произведе-ния

Моделирование ситуации воспри-ятия не програм-много произведе-ния

Фрагменты музы-кальных иллюст-раций к повести

Фрагменты музы-кальных иллюст-раций к повести

Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противо-речивых состояний

Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противо-речивых состояний

Увертюра-фантазия П.И.Чайковс-кого «Ромео и

Увертюра-фантазия П.И.Чайковс-кого «Ромео и

Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хорео-графии и т

Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хорео-графии и т

Интерпретация ли-тературного про-изведения в раз-личных музыкаль-но-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле

Интерпретация ли-тературного про-изведения в раз-личных музыкаль-но-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле

Образы киномузыки. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музы-ки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного му-зыкального искус-ства

Образы киномузыки. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музы-ки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного му-зыкального искус-ства

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и

Самигуллина В.М. «Поурочные планы

Самигуллина В.М. «Поурочные планы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2021