Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа №7 им. О.Н. Мамченкова»
УТВЕРЖДЕНА
директор МБОУ ЕСШ №7
им. О.Н. Мамченкова
_________ Е.А. Верижникова
приказ № 32/2 от 29.08. 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка», 7 класс
УМК «Музыка. 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская .- 4-е изд. –
М.: Просвещение, 2015
Программу разработала
учитель музыки Т.В. Шаповалова
первой квалификационной категории
МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н. Мамченкова
г. Елизово
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_____________________Шатова М.Н.
«28» августа 2018 г.
г. Елизово
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ), Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10. «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2012 год).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
· «Музыка. 7 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская .- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015
· Пособие для учителя «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс»
· Фонохрестоматия. 7 класс (МРЗ)
Программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод сравнения.
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве.
Достижению результатов обучения способствует применение эффективных педагогических технологий
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- технологии развивающего обучения;
- технологии развития критического мышления;
- проектной технологии;
- ИКТ;
- здоровьесберегающей технологии.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия;
- конкурс;
- викторина;
- самостоятельная работа;
- творческая работа;
- путешествие.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный;
- текущий;
- итоговый;
- индивидуальный;
- письменный;
- комбинированный;
- фронтальный.
Формы (приёмы) контроля:
- наблюдение;
- самостоятельная работа;
- тест;
- творческие задания;
- анализ музыкальных произведений;
- музыкальные викторины;
- проектная деятельность.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в тетрадях, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение;
- музыкально-творческая практика с использованием ИКТ (поиск информации в сети Интернет, подготовка презентаций).
Место предмета в учебном плане
В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов в год (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития.
Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,, творческой и других видах деятельности;
- признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств, эстетического сознания как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные
- умению самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умению анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполненной учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- умению определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловому чтению текстов разных стилей и жанров;
- умению создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умению самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, стремлению к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные
- сформирует основу музыкальной культуры как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- разовьет общие музыкальные способности (музыкальную память и слух), а также образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- расширит музыкальный и общий культурный кругозор; воспитает музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладеет основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сформировать потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- сформировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитать эстетическое отношение к миру, критическое восприятие музыкальной информации, развить творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- сотрудничеству в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Планируемые результаты по предмету «Музыка» 7 класс
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием;
- ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
- знать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита);
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, хорового концерта;
- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
- определять типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное);
- использовать в учебных целях информацию музыкального искусства.
Содержание рабочей программы предмета «Музыка» 7 класс
Тема 1 полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки » (17 часов)
Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Тема 2 полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов
Учебно-тематический план
Класс |
Раздел |
Кол-во часов по программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
7 |
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки |
17 18 |
17 18 |
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: «Музыка. 7 класс»:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№ урока |
Дата план |
Дата факт |
Тема урока Тип урока |
Элемент содержания |
Планируемые результаты |
Контрольно-оценочная деятель-ность |
ИКТ средства обучения |
||||||||||
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познаватель- ные УУД |
Коммуника- тивные УУД |
Вид контроля |
|
||||||||||||
тема I полугодия: “Особенности драматургии сценической музыки” – 17 часов |
|||||||||||||||||
1 |
|
|
Классика и современность. Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. Урок-беседа.
|
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. • музыка И. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова • О.Митяев – «Как здорово» |
Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественно- го воплощения в произведениях искусства |
Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнитель- скую интерпретацию замысла композитора |
Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. |
Развивать умения «слышать другого». Умение задавать вопросы. Умение отвечать на вопросы |
Устный опрос, анализ муз. произве -дения |
Презентация к уроку Видео «Битлз» |
|||||||
2 |
|
|
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Комбинированный урок. |
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Народно- эпическая образность в творчестве русских композиторов, народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору. Углубление знаний об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор • Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты) • О.Митяев – «Как здорово» |
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров |
Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелатель-ность, доверие, внимательность , помощь и др. |
Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале |
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам и: определять цели, распределять функции и роли участников |
Взаимо- опрос, анализ муз. произве дения, |
Фр./оперы «Иван Сусанин» Презентация к уроку |
|||||||
3 |
|
|
|||||||||||||||
4 |
|
|
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. Урок комплексного применения ЗУН. Традиционный. |
Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольных - князь Игорь, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски). • Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты) |
Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства |
Анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать собственные возможности решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов
|
Использование разных источников информации; стремление к самостоятель-ному общению с искусством и художествен-ному самообразова-нию |
Стремление к самостоятельно-му общению с искусством и художествен ному самообразова-нию. |
Устный опрос, анализ муз.про изведен ия, |
Фр./опе-ры «Князь Игорь». Презентация к уроку
|
|||||||
5 |
|
|
|
|
Рисунок, творчес-кое задание |
||||||||||||
6 |
|
|
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
|
Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль. Актуализация знаний о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина. · Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты) |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей |
Наличие аргументиро-ванной точки зрения в отношении музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства |
Сравнивать различные исполнительс-кие трактовки одного и того же произведения |
Выразительно исполнять песни. произведения современных композиторов Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушан-ной музыки |
Устный опрос, анализ муз. про- изведения |
Презентация к уроку |
|||||||
7 |
|
|
Тест |
Презентация к уроку |
|||||||||||||
8 |
|
|
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Урок комплексного применения ЗУН. Традиционный. |
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства. • «Былина о Добрыне Никитиче»; • «Александр Невский» С. Прокофьева • Опера «Князь Игорь» А. Бородина |
Освоение общечеловечес-ких ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство |
Определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоятель-но выбирать основания и критерии для классификации |
Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях |
Аргументиро-вать исполнитель скую интерпрета-цию замысла композитора |
Устный опрос, анализ музыкаль-ного произве-дения |
Презентация к уроку, фрагмен-ты видео «Алек-сандр Невский», «Князь Игорь» |
|||||||
9 |
|
|
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля в музыкальном театре. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера. Знакомство с музыкой американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. Первая опера в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Использование композитором народных интонаций. Истоки выразительных средств – блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая музыка (оперная и симфоническая). • Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты) |
Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира |
Устанавливать причинно- следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы |
Осмысление основных жанров музыкально- поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия |
Расширение и обогащение опыта в разнообраз-ных видах музыкально- творческой деятельности , включая информаци-онно-коммуника-ционные технологии |
Взаимо опрос
|
Презентация к уроку Фр. ф-оперы «Порги и Бесс»
|
|||||||
10 |
|
|
|||||||||||||||
Устный опрос, анализ музык. произве-дения |
|
||||||||||||||||
11 |
|
|
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Урок расширения знаний. Урок-беседа. |
Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире.Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Знакомство с творчеством французского композитора Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы – выражение сложных эмоциональных состояний, событий. • Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты) • Образы Хозе и Эскамильо. |
Овладение художественны ми умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально- творческой деятельности |
Аргументиро-вать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры
|
Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства |
Ррассужде-ниеоб особенностях музыкально- го языка, отдельных произведени- ях и стилях музыкально- го искусства в целом |
Устный опрос, анализ музык. произве-дения |
Презентация к уроку Фр. ф\оперы «Кармен» |
|||||||
12
|
|
|
|
|
Самостоя-тельная работа |
Фр./опе-ры «Кар-мен».
|
|||||||||||
13 |
|
|
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора. Урок расширения знаний. Традиционный. |
Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение литературного сюжета в балете « Кармен-сюита» Р.Щедрина – это симфонический способ прочтения сюжета драмы П.Мериме.сопоставление фрагментов оперы и балета. • Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (фрагменты) |
Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира |
Определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоятель-но выбирать основания и критерии для классификации |
Самостоятель- но планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель-ных задач |
Организовы-вать учебное Сотрудничес-тво и совместную деятельность с учителем и сверстника- ми, взаимодейст-вовать и работать в группе |
Устный опрос, анализ муз. про- изведения |
Презентация к уроку |
|||||||
|
|
||||||||||||||||
14 |
|
|
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-лекция. |
Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха.Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова. Духовная музыка русских и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова). • «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. • «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты |
Приобретение устойчивых навыков самостоятель- ной, целенаправлен- ной и содержатель- ной музыкально- учебной деятельности |
Проводить интонационно- образный ана-лиз музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнитель-ских трактовок одного и того же произведе-ния и выявле-ния их свое-образия, по характерным признакам определять принадлеж-ность муз. произведений к соответствую-щему жанру и стилю —музы-ка народная, религиозная |
Понимать особенности полифоничес кого изложения музыки. определять понятия, обобщать, устанавливат ь аналогии, классифицир овать, самостоятель но выбирать основания и критерии для классификац ии |
Размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы использован ие разных источников информации; стремление к самостоятель ному обще-нию с искус-ством и художествен- ному само-образованию |
Взаимо опрос. Эссе «Поли- фония» |
Презентация к уроку |
|||||||
15 |
|
|
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. Урок расширения знаний. Урок - обзорная лекция. |
Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития и музыкального языка основных образов рок – оперы « Иисус Христос - суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического жанра оперы с современным исполнением. Просмотр эпизодов из фильма. • Рок-опера «Иисус Христос - суперзыкзда» Э. Л. Уэббера (фрагменты) |
формирование целостного представления о поликультур-ной картине современного музыкального мира |
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества
|
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров |
развитие компетент- ности в области использова- ния информа-ционно- коммуника-ционных технологий, взаимодейст-вовать и работать в группе |
Устный опрос, анализ муз. про изведения |
Презентация к уроку Фр. ф/оперы «Иисус Христос-супер-звезда» |
|||||||
16 |
|
|
|||||||||||||||
17 |
|
|
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Традиционный урок. |
Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя.«Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика. • «Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя |
Приобретение устойчивых навыков самостоятельно й, целенаправ-ленной и содержательной музыкально- учебной деятельности |
Сравнивать различные исполнительские трактовки . Определять по характерным признакам принадлеж-ность музыкальных произведений к соответствую-щему жанру |
Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразова- ния |
Делиться впечатления- ми о концертах, спектаклях и т.п. со сверстника- ми и родителями |
Тест |
Презентация к уроку
|
|||||||
тема II полугодия: “Особенности драматургии камерной и симфонической музыки” – 18 часов |
|||||||||||||||||
18 |
|
|
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вводный. Расширение и углубление знаний. Урок-беседа. |
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного.Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. • Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха • «Высокая месса» - месса си-минор И. С. Баха • Ария из «Высокой мессы» си-минор • «Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова |
Овладение художественны ми умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально- творческой деятельности |
Осознать Взаимопроник-новение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, а также легкой и серьезной музыки |
Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления |
Сравнивать, Анализиро-вать, высказывать собственную точку зрения. Участвовать В коллектив-ном или ансамблевом пении, инструмента льном музицирова- нии |
Устный опрос, анализ муз. про- изведения |
Презентация к уроку
|
|||||||
19 |
|
|
|
|
|||||||||||||
20 |
|
|
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Комбинированный урок. Урок расширения знаний. Традиционный. |
Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки и Ф.Шуберта. • Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини. • «Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони |
Развивать музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересован- ном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров |
Проводить интонационно- образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительнос-ти и приемы развития музыки |
Анализирова ть особеннос-ти языка западноевро- пейской музыки на примере кантаты и реквиема. Совершенство-вать умения и навыки самообразова- ния |
Общение, взаимодейст- вие со сверстниками в совместной творческой деятельности |
Устный опрос. Анализ муз. произве дения
|
Презентация к уроку
|
|||||||
21 |
|
|
Творчес кое задание (рисунок, стихотво-рение) |
Видео с исполнением муз. произведения |
|||||||||||||
22 |
|
|
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке. Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. Традиционный урок. |
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты в старинном стиле» А.Шнитке. • Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке. |
Приобретение устойчивых навыков самостоятельнойцеленаправлен- ной и содержа-тельной музыкально- учебной деятельности |
Анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, вносить необходимые коррективы для достижения запланирован- ных результатов |
Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художествен- но-творческих задач |
Систематизи-ровать, преоб-разовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально- образователь ной информа-ции в сети Интернет. |
Устный опрос. Анализ муз. про- изведения |
Презентация к уроку
|
|||||||
23 |
|
|
Устный опрос |
Видео с исполнением муз. произведения |
|||||||||||||
24 |
|
|
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта. Сообщение и усвоение новых знаний. Урок-беседа. |
Углублённое знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма. • Соната №8 для фортепиано Л. Бетховена • Соната №11 В. Моцарта • Соната №2 С. Прокофьева |
Расширение представлений об ассоциативно- образных связях музыки с другими видами искусства. |
Понимание формы «сонатное аллегро» на основе драматургичес-кого развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках |
Находить ассоциативные связи, самосто-ятельно выделять и формулиро-вать познаватель- ную цель; поиск и выделение необходимой информации |
Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относитель- но прослушан- ной музыки. |
Анализ муз. про- изведен ия |
Презентация к уроку
|
|||||||
25 |
|
|
Сам. работа: ответы на вопро- сы
|
|
|||||||||||||
26 |
|
|
Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1 ( «Классическая») С.Прокофьева. Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. Сообщение и усвоение новых знаний. Урок-беседа |
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена. • Симфония №43 И. Гайдна • Симфония №40 В. Моцарта • Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева • Симфония №5 Л. Бетховена • Симфония №8 Ф. Шуберта • Симфония №1 В. Калинникова • Симфония №5 П. Чайковского • Симфония №7 Д. Шостаковича |
Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Овладение художественны ми умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально- творческой деятельности |
Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления |
Сравнивать, анализиро-вать, высказывать собственную точку зрения. Участвовать в коллектив-ном или ансамблевом пении, инструмен- тальном музицирова- нии |
Анализ муз. про-изведения |
Видео с исполнением муз. произведения |
|||||||
27 |
|
|
Анализ муз. про-изведения |
Презентация к уроку
|
|||||||||||||
28 |
|
|
Анализ муз. про-изведения |
Видео с исполнением муз. произведения |
|||||||||||||
29 |
|
|
Устный опрос, анализ муз. про изведения |
Видео с исполнением муз. произведения |
|||||||||||||
30 |
|
|
Музыкаль-ная викторина |
|
|||||||||||||
31 |
|
|
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.
Урок-лекция |
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси «Празднества» закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси с темами праздника в творчестве других композиторов. • «Празднества» К. Дебюсси |
Развивать музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересован- ном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров |
Проводить интонационно- образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразитель-ности и приемы развития музыки. |
Анализир- вать особенности языка западноевро- пейской музыки. Совершенст- вовать умения и навыки самообразова- ния |
Общение, взаимодейст-вие со сверстникам и совместной творческой деятельности |
Анализ муз. про- изведенияТворчес кое задание, рисунок |
Презентация к уроку
|
|||||||
32 |
|
|
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Комбинированный. Урок - обзорная лекция. |
История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра на примере « Концерта для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна. |
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифици- ровать, самостоятель- но выбирать основания и критерии для классификации |
Сравнивать, анализиро-вать, высказывать собственную точку зрения
|
Устный опрос, анализ музык. произве-дения |
|
|||||||
33 |
|
|
Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - обзорная лекция. |
Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз. Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития произведений. • «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелатель- ного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре |
Формирование эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности |
Расширение музыкального и общего культурного кругозора, овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью |
Умение организовы- вать учебное сотрудничест- во и совместную деятельность с учителем и сверстникам и; работать индивидуаль- но и в группе |
Устный опрос, анализ музык. произве-дения |
|
|||||||
34 |
|
|
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер. «Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года. Комбинированный. Итоговый. Урок-викторина. |
Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традии. Слушание и исполнение произведений в жанрах легкой, популярной музыки (мюзикл) .Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов. |
Систематизиро- вать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре |
Развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально- ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов |
Способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса |
Развитие творческих способностей в многообраз-ных видах музыкальной деятельности, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуника- ции для выражения своих чувств, мыслей |
Музыка льная виктори на.
|
|
|||||||
35 |
|
|
Урок- концерт |
|
|||||||||||||
|
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской:
· Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2012 г.
· Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2010 г.
· «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2012 г.
· Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2012 г.
· Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012 г.
· «Творческая тетрадь «Музыка. 7 класс» М., Просвещение, 2012 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Список научно-методической литературы.
1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф», 2009г.
2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2009г.
3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В. Школяр, М., Академия, 2008г.
4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред. Э.Б. Абдуллина, М.,Просвещение,2008г.
6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., Академия, 2001г.
7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
11. Дмитриева Л.Г. Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В. Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
24. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М., Вече, 2000г.
25. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
26. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
27. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
28. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр/,М., Флинта,1999г.
29. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
30. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
31. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
32. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
33. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
34. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
35. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
36. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
37. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
38. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
39. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
40. Песенные сборники.
41. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
42. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
43. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.