Рабочая программа по УД "История" 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП СТ История 1.doc

 

Описание: Описание: Описание: Копия (2) зенель.png

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова»

(ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОУД. 05 ИСТОРИЯ

 

для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (углубленная подготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

Артемовский, 2019

 

УТВЕРЖДЕНО:

Зам. директора по УМР

____________ Фищукова О.А.

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО (2012г) с изменениями от 2017г. на основе примерной программы «История» (2018г); ФГОС СПО ТОП 50 по специальности:

- 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО:

НМС колледжа

протокол № ___ от «___» _____ 201__г.

председатель _________  Дойникова Н.В.

 

 

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании ПЦК

протокол № ___ от «___» _____ 201__г.

председатель ________ Кадникова Е.В.

 

 

 

Разработчик:

преподаватель высшей квалификационной категории 

___________   Кадникова Е.В.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

35

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

38

 

 

1.   ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

 

1.1         Область применения рабочей программы

Рабочая учебная программа учебной дисциплины История является частью основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (углубленная подготовка).

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина История является базовой дисциплиной обязательной части общеобразовательного цикла для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

.

 

1.3.   Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Содержание программы учебной дисциплины История направлено на формирование у обучающихся:

- исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

- понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;

- интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;

- системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

 

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

 

 

 

личностные:

− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

− готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметные:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметные:

− сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

 

 

- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

- принципы периодизации всемирной истории;

- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

- взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

117

Самостоятельная работа

-

Объем образовательной программы

117

в том числе:

 

теоретическое обучение

105

практические занятия

12

лабораторные работы

-

курсовая работа (проект)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта

во 2 семестре

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История

                              

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Введение

2

 

Введение

 

 

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

Значение изучения истории.

2

Проблема достоверности исторических знаний.

3

Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними.

4

Вспомогательные исторические дисциплины.

5

Историческое событие и исторический факт.

6

Концепции исторического развития (формационная, цивилизационная, их сочетание).

7

Периодизация всемирной истории.

8

История России — часть всемирной истории.

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества

4

 

Тема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза.

2

 

Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида. Палеолит.    

3

 

Понятие «неолитическая революция». Причины и последствия неолитической революции.

4

 

Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства. Первое и второе общественное разделение труда. Появление ремесла и торговли.

5

Начало формирования народов. Соседская община. Племена и союзы племен.

6

Укрепление власти вождей.  

7

Возникновение элементов государственности. Древнейшие города.

Практическая работа № 1.

Первобытная эпоха

2

ОК 3, ОК 4

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира

6

 

 

Тема 2.1. Древнейшие

государства

Содержание учебного материала

 

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

 

Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной

и античной.

2

Специфика древнеегипетской цивилизации.

3

Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи.

4

 

Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии.

5

Индия под властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации.

Практическая работа № 2.

Первые государства Древнего мира

2

ОК 3, ОК 4

Тема 2.2 Древняя Греция

Содержание учебного материала

1

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

 

Особенности географического положения и природы Греции. Минойская и микенская цивилизации.

2                     

 

Последствия вторжения дорийцев в Грецию. Складывание полисного строя.  Характерные черты полиса.

3

Великая греческая колонизация и ее последствия.

4

Развитие демократии в Афинах.

5

Спарта и ее роль в истории Древней Греции.

6

Греко-персидские войны, их ход, результаты, последствия.

7

Расцвет демократии в Афинах. Причины и результаты кризиса полиса.

8

Македонское завоевание Греции. Походы Александра Македонского и их результаты.

9

Эллинистические государства — синтез античной и древневосточной цивилизации

Тема 2.3 Древний Рим

Содержание учебного материала

1

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

 

Рим в период правления царей. Рождение Римской республики и особенности управления в ней.

3                     

 

Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания. Превращение Римской республики в мировую державу.

4                     

 

Система управления в Римской республике. Внутриполитическая борьба, гражданские войны.

5                     

 

 Рабство в Риме, восстание рабов под предводительством Спартака. От республики к  

империи.

5

 

 Римская империя: территория, управление. Войны Римской империи. Римляне и варвары.

6

Кризис Римской империи. Разделение Римской империи на Восточную и Западную.

7

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.

Раздел 3. Цивилизация Запада и востока в Средние века

4

 

Тема 3.1 Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе

Содержание учебного материала

1

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация.

2

 

Варварские королевства, особенности отношений варваров и римского населения в различных королевствах

3

 

Синтез позднеримского и варварского начал в европейском обществе раннего Средневековья. Варварские правды.

4

 

Территория Византии. Византийская империя: власть, управление. Расцвет Византии при Юстиниане.

5

 

Византия и славяне, славянизация Балкан. Принятие христианства славянскими народами.

6

 

 

Византия и страны Востока. Турецкие завоевания и падение Византии.  Культура Византии. Сохранение и переработка античного наследия. Искусство, иконопись, архитектура.

7

 

Человек в византийской цивилизации. Влияние Византии на государственность и культуру России

Тема 3.2 Восток в Средние

Века

Содержание учебного материала

1

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

Мухаммед и его учение.

2

Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения.

3

Образование Арабского халифата. Арабские завоевания.

4

Мусульмане и христиане. Халифат Омейядов и Аббасидов. Распад халифата.

5

 

Культура исламского мира. Арабы как связующее звено между культурами Античного мира и средневековой Европы.

6

Средневековая Индия. Ислам в Индии.

7

Делийский султанат. Культура средневековой Индии.

8

Особенности развития Китая. Административно-бюрократическая система.

9

10

Империи Суй, Тан. Монголы. Чингисхан.

Монгольские завоевания, управление державой. Распад Монгольской империи.

11

 

Империя Юань в Китае. Свержение монгольского владычества в Китае, империя Мин.

12

Китайская культура и ее влияние на соседние народы.

13

Становление и эволюция государственности в Японии. Самураи. Правление сёгунов

Тема 3.3 Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе

 

Содержание учебного материала

1

 

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Королевство франков. Военная реформа Карла Мартела и ее значение.

2

Франкские короли и римские папы. Карл Великий, его завоевания и держава

3

Каролингское возрождение. Распад Каролингской империи.

4

Причины и последствия феодальной раздробленности.

5

 

Британия в раннее Средневековье. Норманны и их походы. Норманнское завоевание Англии

6

Средневековое общество. Феодализм: понятие, основные черты.

7

Феодальное землевладение. Причины возникновения феодализма.

8

 

Структура и сословия средневекового общества. Крестьяне, хозяйственная жизнь, крестьянская община.

9

Феодалы. Феодальный замок. Рыцари, рыцарская культура.

Тема 3.4 Зарождение централизованных государств в Европе

Содержание учебного материала

 

1

 

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

 

Англия и Франция в Средние века. Держава Плантагенетов. Великая хартия вольностей. Франция под властью Капетингов на пути к единому государству.

2

 

 

Оформление сословного представительства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции). Столетняя война и ее итоги. Османское государство и падение Византии

3

Рождение Османской империи и государства Европы.

4

 

Пиренейский полуостров в Средние века. Реконкиста. Образование Испании и Португалии. Политический и культурный подъем в Чехии

5

 

Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Перемены во внутренней жизни европейских стран.

6                     

«Черная смерть» и ее последствия. Изменения в положении трудового населения.

7

 

Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Завершение складывания национальных государств. Окончательное объединение Франции.

8

Война Алой и Белой розы в Англии. Укрепление королевской власти в Англии.

Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству

18

 

Тема 4.1 Образование Древнерусского государства

Содержание учебного материала

 

2

 

 

 

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство.

2

Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

3

Предпосылки и причины образования Древнерусского государства.

4

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности.

5

Варяжская проблема. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье).

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава.

Практическая работа № 3.

Славянские земли в V-IX вв

2

ОК 3, ОК 4

Тема 4.2 Крещение Руси и его значение

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

Начало правления князя Владимира Святославича.

2

Организация защиты Руси от кочевников.

3

Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество.

4

Церковная организация на Руси. Монастыри.

5

Распространение культуры и письменности.

6

 

Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные   отношения. Свободное и зависимое население.

7                     

Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда.

8                     

Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи

Тема 4.3 Раздробленность на Руси

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

Политическая раздробленность: причины и последствия.

2

 

Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития.

3

 

Новгородская земля. Владимиро- Суздальское княжество. Зарождение стремления к

объединению русских земель.

4

Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Летописание.

5

 Литература (слово, житие, поучение, хождение). Былинный эпос.

6

Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаики, фрески). Иконы.

7

Декоративно-прикладное искусство. Развитие местных художественных школ

Тема 4.4 Монгольское завоевание и его последствия.

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

 

Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь.

2

 

Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы.

3

Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

4

Борьба Руси против экспансии с Запада.

5

Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

6

Зависимость русских земель от Орды и ее последствия.

7

Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Тема 4.5 Образование единого Русского государства

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Причины и основные этапы объединения русских земель.

2

Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы.

3

Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской.

4

Начало борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение.

5

Русь при преемниках Дмитрия Донского.

6

Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой.

7

 

Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги. Автокефалия Русской православной церкви.

8

Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель.

9

Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды.

10

Войны с Казанью, Литвой, Ливонским орденом и Швецией.

11

Образование единого Русского государства и его значение.

12

Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Система землевладения.

13

Положение крестьян, ограничение их свободы.

14

Предпосылки и начало складывания крепостнической системы.

Раздел 5. Россия в XVIXVII веках: от великого княжества к царству

6

 

Тема 5.1 Россия в правление Ивана Грозного

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Россия в период боярского правления. Иван IV. Избранная рада.

2

Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы.

3

Укрепление армии. Стоглавый собор.

4

 

Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань.

5

 

Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири.

6

Ливонская война, ее итоги и последствия.

7

Опричнина, споры о ее смысле. Последствия опричнины.

8

Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества

9

Закрепощение крестьян.

Тема 5.2 Смутное время начала XVII века

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы.

2

Восстание под предводительством И. Болотникова.

3

Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска

4

Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа.

5

Окончание Смуты и возрождение российской государственности.

6

Ополчение К.Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы.

7

Начало царствования династии Романовых.

8

Экономические последствия Смуты. Восстановление хозяйства.

9                     

 

Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур.

10

Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.

11

Окончательное закрепощение крестьян.

12

Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники.

13

Городские восстания. Восстание под предводительством С. Т. Разина.

Практическая работа № 4

Смута и возрождение российской государственности

2

ОК 3, ОК 4

Тема 5.3 Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Усиление царской власти. Развитие приказной системы.

2

Преобразования в армии. Начало становления абсолютизма. Власть и церковь.

3

Реформы патриарха Никона. Церковный раскол.

4

Протопоп Аввакум. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

5

Внешняя политика России в XVII веке.

6

Взаимоотношения с соседними государствами и народами.

7

Россия и Речь Посполитая. Смоленская война.

8

Присоединение к России Левобережной Украины и Киева.

9

Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.

Раздел 6. Страны Запада и Востока в XVI- XVIII веках

10

 

Тема 6.1 Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе.

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Новые формы организации производства.

2

Накопление капитала. Зарождение ранних капиталистических отношений.

3

 

Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство.

4

Революции в кораблестроении и военном деле.

5

Совершенствование огнестрельного оружия.

6

Развитие торговли и товарно-денежных отношений.

7

Революция цен и ее последствия.

8

 

Великие географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные предпосылки.

9

 

Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х. Колумб, Васко да Гама, Ф.

Магеллан).

10

Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы.

11

Испанские и португальские колонии в Америке.

12

 

Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.

Тема 6.2 Реформация и контрреформация

Становление абсолютизма в европейских странах

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Понятие «протестантизм». Церковь накануне Реформации.

2

 

Гуманистическая критика церкви. Мартин Лютер. Реформация в Германии, лютеранство. Религиозные войны. Крестьянская война в Германии.

3

Жан Кальвин и распространение его учения.

4

Контрреформация и попытки преобразований в католическом мире. Орден иезуитов.

5

Абсолютизм как общественно-политическая система. Абсолютизм во Франции.

6

Религиозные войны и правление Генриха IV.

7

8

Франция при кардинале Ришелье. Фронда. Людовик XIV — «король-солнце».Абсолютизм в Испании. Испания и империя Габсбургов в XVII—XVIII веках.

9

 

Англия в эпоху Тюдоров. Превращение Англии в великую морскую державу при Елизавете I.

10

Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы.

11

 

«Просвещенный абсолютизм», его значение и особенности в Пруссии, при монархии Габсбургов.

Тема 6.3 Англия в XVII— ХVIII веках. Французская революция конца XVIII века

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Причины и начало революции в Англии. Демократические течения в революции.

2

Провозглашение республики. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация монархии.

3

Итоги, характер и значение Английской революции.

4

«Славная революция». Политическое развитие Англии в XVIII веке.

5

Колониальные проблемы. Подъем мануфактурного производства.

6

Начало промышленной революции. Изменения в социальной структуре общества.

7

Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века.

8

Начало революции. Декларация прав человека и гражданина.

9

Конституционалисты, жирондисты и якобинцы. Конституция 1791 года.

10                 

Начало революционных войн. Свержение монархии и установление республики.

11                 

Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. От термидора к брюмеру.

12

Установление во Франции власти Наполеона Бонапарта.

13

Итоги революции. Международное значение революции.

Тема 6.4 Страны Востока в XVI—XVIII веках

 

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Османские завоевания в Европе. Борьба европейских стран с османской опасностью.

2

Внутренний строй Османской империи и причины ее упадка.

3

Маньчжурское завоевание Китая. Империя Цин и ее особенности.

4

Начало проникновения европейцев в Китай. Цинская политика изоляции.

5

Сёгунат Токугавы в Японии.

6

Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции.

7

Колониальное соперничество. Складывание колониальной системы.

8

 

Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития стран Западной Европы.

9

10

Испанские и португальские колонии Америки, ввоз африканских рабов.  Английские колонии в Северной Америке: социально-экономическое

развитие и политическое устройство. Рабовладение.

11

Европейские колонизаторыв Индии. Захват Индии Англией и его последствия.

Тема 6.5 Международные отношения в XVII— XVIII веках. Война за независимость и образование США

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Религиозные, экономические и колониальные противоречия.

2

Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны.

3

Вестфальский мир и его значение.

4

Гегемония Франции в Европе во второй половине ХVII века.

5

 

Династические войны XVIII века. (Война за испанское наследство, Война за австрийское наследство).

6

Семилетняя война — прообраз мировой войны.

7

Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость.

8

Начало освободительного движения. Декларация независимости США.

9

 

Образование США. Война за независимость как первая буржуазная революция в США.

10

Конституция США. Билль о правах.

Раздел 7. Росся в конце XVIIXVIII веков: от царства к империи

6

 

Тема 7.1 Россия в эпоху петровских преобразований.

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

 

Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I.

2

 

Стрелецкое восстание. Правление царевны Софьи. Крымские походы В. В. Голицына. Начало самостоятельного правления Петра I.

3

Азовские походы. Великое посольство. Первые преобразования.

4

Северная война: причины, основные события, итоги.

5

Значение Полтавской битвы.

6

Прутский и Каспийский походы.

7

Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I.

8

 

Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.).

9

Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма.

10

Церковная реформа. Развитие экономики.

11

Политика протекционизма и меркантилизма. Подушная подать.

12                 

Введение паспортной системы. Социальные движения.

13                 

Восстания в Астрахани, на Дону.

14

Итоги и цена преобразований Петра Великого.

Тема 7.2 Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения

Содержание учебного материала

2

 

1

Развитие промышленности и торговли во второй четверти — конце ХVIII века.

2

 

Рост помещичьего землевладения. Основные сословия российского общества, их

положение.

3

Усиление крепостничества.

4

Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение.

Тема 7.3. Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия.

2

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.

3

Расширение привилегий дворянства.

4

Русско-турецкая война 1735—1739 годов. Участие России в Семилетней войне.

5

Короткое правление Петра III.

6

 

Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение.

7

 

Уложенная комиссия. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I, его свержение.

8

 

Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны и их итоги. Великие русские полководцы и флотоводцы (П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).

9

 

Присоединение и освоение Крыма и Новороссии; Г. А. Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой.

10

 

Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова,  Средиземноморская экспедиция Ф. Ф. Ушакова.   

 Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации

4

 

Тема 8.1. Промышленный переворот и его последствия.

Международные отношения

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Промышленный переворот (промышленная революция), его причины и последствия.

2

От мануфактуры к фабрике. Машинное производство.

3

Появление новых видов транспорта и средств связи.

4

Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество.

5

Экономическое развитие Англии и Франции в ХIХ веке.

6

Конец эпохи «свободного капитализма». Концентрация производства и капитала.

7

Монополии и их формы. Финансовый капитал. Роль государства в экономике.

8

Войны Французской революции и Наполеоновские войны.

9

Антифранцузские коалиции. Крушение наполеоновской империи и его причины.

10

Создание Венской системы международных отношений. Священный союз.

11

Восточный вопрос и обострение противоречий между европейскими державами.

12

 

Крымская (Восточная) война и ее последствия. Франко-прусская война и изменение расстановки сил на мировой арене.

13

Колониальные захваты. Противоречия между державами.

14

 

Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франко-русский союз — начало образования Антанты.

Тема 8.2 Политическое развитие стран Европы и Америки

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Страны Европы после Наполеоновских войн.

2

Июльская революция во Франции.

3

Образование независимых государств в Латинской Америке.

4

Эволюция политической системы Великобритании, чартистское движение.

5

 

Революции во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии в 1848—1849

годах: характер, итоги и последствия.

6

 

Пути объединения национальных государств: Италии, Германии. Социально-

экономическое развитие США в конце XVIII — первой половине XIX века.

7

Истоки конфликта Север — Юг. Президент А. Линкольн.

8

Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны.

9

Распространение социалистических идей. Первые социалисты.

10

Учение К. Маркса. Рост рабочего движения. Деятельность I Интернационала.

11

Возникновение социал-демократии. Образование II Интернационала.

12

Течения внутри социал-демократии.

Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

2

 

Тема 9.1. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Особенности социально-экономического и политического развития стран Востока.

2

 

Страны Востока и страны Запада: углубление разрыва в темпах экономического роста.

3

Значение колоний для ускоренного развития западных стран.

4

Колониальный раздел Азии и Африки.

5

 

Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран.

6

Индия под властью британской короны.

7

Восстание сипаев и реформы в управлении Индии.

8

Начало превращения Китая в зависимую страну. Опиумные войны.

9

Восстание тайпинов, его особенности и последствия.

10

Упадок и окончательное закабаление Китая западными странами.

11

Особенности японского общества в период сёгуната Токугава.

12

Насильственное «открытие» Японии. Революция Мэйдзи и ее последствия.

13

Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии.

Раздел 10. Российская империя в XIX веке

12

 

Тема 10.1 Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Император Александр I и его окружение.

2

Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах.

3

Меры по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского.

4

 

Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях.

5

Тильзитский мир 1807 года и его последствия.

6

Присоединение к России Финляндии и Бессарабии.

7

Отечественная война 1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения войны.

8

Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.).

9

Причины победы России в Отечественной войне 1812 года.

10

Заграничный поход русской армии 1813—1814 годов.

11

Венский конгресс. Роль России в европейской политике в 1813—1825 годах.

12

Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 годах.

13

Аракчеевщина. Военные поселения.

Тема 10.2 Движение декабристов. Внутренняя политика Николая

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

 

Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество;

2

«Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество;

3

 

Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов

4

 

Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного  аппарата. Кодификация законов.

5

СоциАльно-экономическое развитие России во второй четверти XIX века.

6

 

Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева.

7

Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия.

8

Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Политика в области образования.

9

Теория официальной народности (С. С. Уваров).

Практическая работа № 5

Значение движения декабристов

2

ОК 3, ОК 4

Тема 10.3 Общественное движение во второй четверти и во второй половине XIX века

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

Оппозиционная общественная мысль.

2

«Философическое письмо» П. Я. Чаадаева.

3

Славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский).

4

 

Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.

5

 

Создание А.И.Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность.

6

Общественное движение в России в последней трети XIX века.

7

Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли.

8

 

Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика.

9

Деятельность «Земли и воли» и «Народной воли». Охота народовольцев на царя.

10

 

Кризис революционного народничества. Основные идеи либерального народничества.

11

 

Распространение марксизма и зарождение российской социал-демократии. Начало

рабочего движения.

Тема 10.4 Отмена крепостного права и реформы 60—70-х годов XIX века

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

Контрреформы. Необходимость и предпосылки реформ.

2

Император Александр II и его окружение. Планы и проекты переустройства России.

3

 

Подготовка крестьянской реформы. Разработка проекта реформы в Редакционных комиссиях.

4

 

Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права.

5

Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления.

6

Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности.

7

 

Реформы в области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х годов.

8

 

«Конституция М. Т. Лорис-Меликова». Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия.

Тема 10.5 Экономическое развитие во второй половине XIX века

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

Социально-экономическое развитие пореформенной России.

2

Сельское хозяйство после отмены крепостного права.

3

Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство.

4

Завершение промышленного переворота, его последствия.

5

Возрастание роли государства в экономической жизни страны.

6

Курс на модернизацию промышленности.

7

Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С.Ю. Витте).

8

Разработка рабочего законодательства.

Тема 10.6 Внешняя политика России во второй половине XIX века.

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Европейская политика.

2

А. М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне.

3

 

Русско-турецкая война 1877—1878 годов, ход военных действий на Балканах — в Закавказье.

4

Роль России в освобождении балканских народов.

5

Присоединение Казахстана и Средней Азии.

6

Заключение русско-французского союза.

7

Политика России на Дальнем Востоке.

8

Россия в международных отношениях конца XIX века.

Раздел 11. От Новой истории к Новейшей

10

 

Тема 11.1 Мир в начале ХХ века

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира.

2

 

Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в Европе

(Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними.

3

Военно-политические планы сторон. Гонка вооружений. Балканские войны.

4

Подготовка к большой войне.

5

Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США.

6

 

Социальные движения и социальные реформы. Реформизм в деятельности правительств.

7

Влияние достижений научно-технического прогресса.

8

 

Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Аграрный вопрос.

9

Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение.

10

 

 

Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов, П. Б. Струве).

11

 

Усиление рабочего и крестьянского движения. Внешняя политика России. Конференции в Гааге.

12

Усиление влияния в Северо-Восточном Китае.

13

 

Русско-японская война 1904—1905 годов: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир

Тема 11.2 Революция 1905—1907 годов в России

Россия в период столыпинских реформ.

Содержание учебного материала

2

 

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции.

2

Развитие революционных событий и политика властей.

3

Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года.

4

 

Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии

и элементов гражданского общества.

5

Легальные политические партии.

6

 

 

Опыт российского парламентаризма 1906—1917 годов: особенности парламентской  системы, ее полномочия и влияние на общественно-политическую   жизнь, тенденции эволюции.

7

Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах.

8

 

П. А. Столыпин как государственный деятель. Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер.

9

П. А. Столыпин и III Государственная дума.

10

 

Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России.

11

 

Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы. Другие реформы и их проекты.

12

 

Экономический подъем. Политическая и общественная жизнь в России в 1910— 1914 годы.

13

Обострение внешнеполитической обстановки

Тема 11.3 Первая мировая война

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

 

Особенности и участники войны. Начальный период боевых действий (август—декабрь 1914 года).

2

Восточный фронт и его роль в войне.

3

Успехи и поражения русской армии. Переход к позиционной войне.

4

 

Основные сражения в Европе в 1915—1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Боевые действия в Африке и Азии.

5

Вступление в войну США и выход из нее России.

6

Боевые действия в 1918 году. Поражение Германии и ее союзников.

7

 

Развитие военной техники в годы войны. Применение новых видов вооружений: танков, самолетов, отравляющих газов.

8

Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы.

9

 

 Государственное регулирование экономики. Патриотический подъем в начале войны. Власть и общество на разных этапах войны.

10

Нарастание тягот и бедствий населения. Антивоенные и национальные движения.

11

Нарастание общенационального кризиса в России.

12

Итоги Первой мировой войны.

13

Парижская и Вашингтонская конференции и их решения

Тема 11.4 Февральская революция в России. Октябрьская революция в России и ее последствия

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Причины революции. Отречение Николая II от престола.

2

Падение монархии как начало Великой российской революции.

3

 

Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Вопросы о войне и земле.

4

 

«Апрельские тезисы» В. И. Ленина и программа партии большевиков о переходе от буржуазного этапа революции к пролетарскому (социалистическому).

5

Причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства.

6

 

Конец двоевластия. На пороге экономической катастрофы и распада: Россия в июле—октябре 1917 года.

7

Деятельность А. Ф. Керенского во главе Временного правительства.

8

Выступление Л. Г. Корнилова и его провал.

9

 

Изменения в революционной части политического поля России: раскол эсеров, рост влияния большевиков в Советах.

10

 

События 24—25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным.

11

 

Союз большевиков и левых эсеров. Установление власти Советов в основных регионах России.

12

II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле.

13

 

Формирование новых органов власти. Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии.

14

 

Отношение большевиков к созыву Учредительного собрания. Причины разгона Учредительного собрания.

15

 

Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года.

16

 

Советско-германские переговоры и заключение Брестского мира, его условия, экономические и политические последствия.

17

Разрыв левых эсеров с большевиками, выступление левых эсеров и его разгром.

Тема 11.5 Гражданская война в России.

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Причины Гражданской войны.

2

 

Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора. Другие участники Гражданской войны  

3

Цели и этапы участия иностранных государств в Гражданской войне.

4

 

Начало фронтовой Гражданской войны. Ход военных действий на фронтах в 1918—1920 годах.

5

Завершающий период Гражданской войны. Причины победы красных.

6

Россия в годы Гражданской войны.

7

 

Экономическая политика большевиков. Национализация, «красногвардейская атака на капитал».

8

Политика «военного коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия.

Практическая война № 6

Россия в годы Гражданской войны

2

ОК 3, ОК 4

Раздел 12. Между мировыми войнами

7

 

Тема 12.1 Европа и США

Содержание учебного материала

1

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Территориальные изменения в Европе и Азии после Первой мировой войны.

2

Революционные события 1918 — начала 1920-х годов в Европе.

3

Ноябрьская революция в Германии и возникновение Веймарской республики.

4

 

Революции в Венгрии. Зарождение коммунистического движения, создание и деятельность Коммунистического интернационала.

5

Экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-х годах.

6

Причины мирового экономического кризиса 1929—1933 годов.

7

Влияние биржевого краха на экономику США.

8

Распространение кризиса на другие страны.

9

Поиск путей выхода из кризиса. Дж. М. Кейнс и его рецепты спасения экономики.

10

Государственное регулирование экономики и социальных отношений.

11

«Новый курс» президента США Ф. Рузвельта и его результаты.

Тема 12.2 Недемократические режимы

Содержание учебного материала

1

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Рост фашистских движений в Западной Европе.

2

Захват фашистами власти в Италии. Режим Муссолини в Италии.

3

Победа нацистов в Германии. А. Гитлер — фюрер германского народа.

4

 

Внутренняя политика А. Гитлера, установление и функционирование тоталитарного режима, причины его устойчивости.

5

 

Авторитарные режимы в большинстве стран Европы: общие черты и национальные особенности.

6

Создание и победа Народного фронта во Франции, Испании.

7

Реформы правительств Народного фронта.

Тема 12.3 Международные отношения

Содержание учебного материала

1

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Деятельность Лиги Наций.

2

Кризис Версальско-Вашингтонской системы.

3

Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Начало японо-китайской войны.

4

Столкновения Японии и СССР. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол.

5

 

Агрессия Италии в Эфиопии. Вмешательство Германии и Италии в гражданскую   войну в Испании.

6

Западная политика «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии.

7

Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.

Тема 12.4 Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР.

Содержание учебного материала

1

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

 

1

Экономический и политический кризис.

2

Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др.

3

Переход к новой экономической политике.

4

Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.

5

Политическая жизнь в 1920-е годы.

6

 

Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.

7

 

Национальная политика советской власти. Укрепление позиций страны на международной арене.

Тема 12.5 Индустриализация и коллективизация в СССР. Советское государство и общество в 1920—1930-е годы

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

 

1

 

Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве.

2

Советская модель модернизации. Начало индустриализации.

3

 

Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия.

4

Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия.

5

Первые пятилетки: задачи и результаты.

6

 

Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом.

7

Культ вождя. И. В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия.

8

Изменение социальной структуры советского общества. Стахановское движение.

9

 

Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень.

Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война

5

 

Тема 13.1. Накануне мировой войны

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Мир в конце 1930-х годов: три центра силы.

2

 

Нарастание угрозы войны. Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям.

3

Англо-франко-советские переговоры в Москве, причины их неудачи.

4

Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол.

5

Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне.

Тема 13.2.  Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

1

Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте.

2

Поражение Франции. Оккупация и подчинение Германией стран Европы.

3

Битва за Англию. Укрепление безопасности СССР: присоединение

4

Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины, Советско-финляндская война, советизация прибалтийских республик. Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к войне.

5

Соотношение боевых сил к июню 1941 года.

6

 

Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны.

7

 

Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года).

8

Деятельность советского руководства по организации обороны страны.

9

Историческое значение Московской битвы.

10

Нападение Японии на США.

11

Боевые действия на Тихом океане в 1941—1945 годах.

Тема 13.3 Второй период Второй мировой войны

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

 

1

Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году.

2

Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны.

3

 

Военные действия в Северной Африке. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение.

4

Конференции глав союзных держав и их решения.

5

Курская битва и завершение коренного перелома.

6

Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления.

7

Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение.

8

Коллаборационизм, его причины в разных странах Европы и Азии.

9

Советский тыл в годы войны. Эвакуация.

10

Вклад в победу деятелей науки и культуры.

11

 

Изменение положения Русской православной церкви и других конфессий в годы войны.

12

 

Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944).

13

Открытие Второго фронта в Европе.

14

Военные операции 1945 года. Разгром Германии.

15

Советско-японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.

16

Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом.

17

Решающий вклад СССР в Победу.

18

Людские и материальные потери воюющих сторон

Раздел 14. Мир во второй половине XX – начале XXI века

6

 

Тема 14.1 Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Ведущие капиталистические страны

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

 

1

Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире.

2

Решения Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность.

3

Раскол антифашистской коалиции. Начало «холодной войны».

4

Создание НАТО и СЭВ.

5

Особая позиция Югославии. Формирование двухполюсного (биполярного) мира.

6

Создание НАТО и ОВД.

7

Берлинский кризис. Раскол Германии.

8

Война в Корее. Гонка вооружений. Ведущие капиталистические страны.

9

Превращение США в ведущую мировую державу.

10

Факторы, способствовавшие успешному экономическому развитию США.

11

Развитие научно-технической революции.

12

Основные тенденции внутренней и внешней политики США.

13

Восстановление стран Западной Европы.

14

 

«План Маршалла». Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ.

15

Особенности развития Японии.

Тема 14.2 Страны Восточной Европы. Крушение колониальной системы

Содержание учебного материала

1

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

 

1

 

Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы.

2

Начало социалистического строительства. Копирование опыта СССР.

3

Создание и деятельность Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

4

5

 

Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление. Экономическое и политическое развитие социалистических государств в Европе в 1960—1970-е годы. Попытки реформ.

6

 

Я.Кадар. «Пражская весна». Кризисные явления в Польше. Особый путь Югославии под руководством И.Б.Тито.

7

Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века.

8

Объединение Германии. Распад Югославии и война на Балканах.

9

 

Освобождение от колониальной зависимости стран Азии (Вьетнама, Индии, Индонезии).

10

 

Деколонизация Африки. Освобождение Анголы и Мозамбика. Падение режима апартеида в ЮАР.

11

 

Основные проблемы освободившихся стран. Социалистический и капиталистический пути развития. Поиск путей модернизации.

12

«Азиатские тигры». Основы ускоренного экономического роста.

13

Исламская революция в Иране. Вторжение войск западной коалиции в Ирак.

14

«Арабская весна», ее причины и последствия.

Тема 14.3 Индия, Пакистан, Китай. Страны Латинской Америки.

Содержание учебного материала

1

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

 

1

Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании.

2

 

Причины противоречий между Индией и Пакистаном. Особенности внутри- и внешнеполитического развития этих государств.

3

Реформы в Индии. Успехи в развитии Индии в начале XXI века.

4

Завершение гражданской войны в Китае. Образование КНР.

5

 

Мао Цзэдун. «Большой скачок», народные коммуны и «культурная революция» в КНР.

6

 

Реформы в Китае. Дэн Сяопин. Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе.

7

 

Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки.

Национал-реформизм. Х. Перрон    

8

Военные перевороты и военные диктатуры. Между диктатурой и демократией.

9

Господство США в Латинской Америке.

10

 

Кубинская революция. Ф. Кастро. Строительство социализма на Кубе. Куба после распада СССР.

11

Чилийская революция. С. Альенде. Сандинистская революция в Никарагуа.

12

«Левый поворот» в конце ХХ — начале ХХI века.

13

Президент Венесуэлы У. Чавес и его последователи в других странах.

Тема 14.4 Международные отношения

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7

 

1

Международные конфликты и кризисы в 1950—1960-е годы.

2

Борьба сверхдержав — СССР и США.

3

Суэцкий кризис. Берлинский кризис. Карибский кризис — порог ядерной войны.

4

Война США во Вьетнаме. Ближневосточный конфликт.

5

Образование государства Израиль. Арабо-израильские войны. Палестинская проблема. Достижение примерного военно-стратегического паритета СССР и США.

6

Разрядка международной напряженности в 1970-е годы.

7

Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

8

Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

9

Кризис разрядки. Новое политическое мышление.

10

Конец двухполярного мира и превращение США в единственную сверхдержаву.

11

Расширение НАТО на Восток.

12

Многополярный мир, его основные центры

Раздел 15. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 годов

8

 

Тема 15.1 СССР в послевоенные годы

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

 

1

Укрепление статуса СССР как великой мировой державы.

2

Начало «холодной войны».

3

 

Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР.

4

Конверсия, возрождение и развитие промышленности.

5

Положение в сельском хозяйстве. Голод 1946 года.

6

Послевоенное общество, духовный подъем людей.

7

Противоречия социально-политического развития.

8

Усиление роли государства во всех сферах жизни общества.

9

Власть и общество. Репрессии.

Тема 15.2 СССР в 1950-х — начале 1960-х годов

Содержание учебного материала

 

2

 

ОК 3, ОК 5, ОК 6

1

Перемены после смерти И. В. Сталина.

2

Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева.

3

XX съезд КПСС и его значение.

4

Начало реабилитации жертв политических репрессий.

5

Основные направления реформирования советской экономики и его результаты.

6

Достижения в промышленности. Ситуация в сельском хозяйстве. Освоение целины.

7

Курс на строительство коммунизма.

8

Социальная политика; жилищное строительство.

9

Усиление негативных явлений в экономике. Выступления населения.

Тема 15.3 СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов.

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

 

1

 

Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева.

2

Л. И. Брежнев. Концепция развитого социализма.

3

Власть и общество. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.

4

Конституция СССР 1977 года. Преобразования в сельском хозяйстве.

5

Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты.

6

Достижения и проблемы в развитии науки и техники.

7

Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика.

8

Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры.

9

Инакомыслие, диссиденты.

10

 

Социальная политика, рост благосостояния населения. Причины усиления недовольства.

11

СССР в системе международных отношений.

12

Установление военно-стратегического паритета между СССР и США.

13

Переход к политике разрядки международной напряженности.

Тема 15.4 СССР в годы перестройки

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

 

1

Предпосылки перемен. М. С. Горбачев.

2

Политика ускорения и ее неудача. Причины нарастания проблем в экономике.

3

 

Экономические реформы, их результаты. Разработка проектов приватизации

и перехода к рынку.

4

Реформы политической системы. Изменение государственного устройства СССР.

5

Национальная политика и межнациональные отношения.

6

Национальные движения в союзных республиках.

7

Политика гласности и ее последствия. Изменения в общественном сознании.

8

 

Власть и церковь в годы перестройки. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий.

9

Образование политических партий и движений. Августовские события 1991 года.

10

Распад СССР. Образование СНГ.

11

Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.

Раздел 16. Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков

7

 

Тема 16.1 Формирование российской государственности.

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

 

1

Изменения в системе власти. Б. Н. Ельцин.

2

Политический кризис осени 1993 года.

3

Принятие Конституции России 1993 года.

4

Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты.

5

Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике.

6

Основные направления национальной политики: успехи и просчеты.

7

Нарастание противоречий между центром и регионами.

8

Военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б. Н. Ельцина.

9

 

 

Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества.

10

 

Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI века

11

Роль государства в экономике.

12

Приоритетные национальные проекты и федеральные программы.

13

Политические лидеры и общественные деятели современной России.

Тема 16.2 Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе

Содержание учебного материала

2

ОК 3, ОК 5, ОК 6

 

1

Президент России Д. А. Медведев.

2

 

Государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году.

3

 

Президентские выборы 2012 года. Разработка и реализация планов дальнейшего развития России.

4

Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики.

5

Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века.

Тема 16.3 Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века.

Содержание учебного материала

1

ОК 3, ОК 5, ОК 6

 

 1

Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века.

 2

Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества.

 3

 

Многообразие стилей художественной культуры. Достижения и

противоречия культурного развития.

Дифференцированный зачет

2

ОК 3, ОК 4

Итого:

117/105/12


3. условия реализации программы дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

кабинет «Гуманитарных дисциплин», оснащенный:

1) оборудованием:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные учебные пособия (плакаты, таблицы);

- справочники;

- дидактические материалы.

2) техническими средствами обучения:

- компьютер;

- мультимедиа проектор.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

 

3.2.1. Печатные издания

1.Основные источники:

- Артемов, В. В. История Отечества. С древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 18-е изд., стер. – Москва : ИЦ  «Академия»,2015. – 360с

- Сахаров, А. Н. История с древнейших времён до конца ХIХ века. 10-й  класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / А. Н. Сахаров, Н. В Загладин. – 4е изд. – Москва : Русское слово, 2016. – 448с. 

 

3.2.2. Дополнительные источники:

- Загладин Н.В., Козленко С.И. История: учебник. – М.: «Русское слово», 2015

-  Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического,  естественно-научного, социально-экономического профилей [Текст] :  учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 8-е изд., стер. – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – Ч. 1. – 304 c. ; Ч. 2. – 320 c.

- Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического,  естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы [Текст] : учеб. пособие / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 6-е изд., стер. – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – 368 с.

- Шевченко, Н. И. История для профессий и специальностей технического,  естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации [Текст] : метод. пособие / Н. И. Шевченко. – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – 272 с

- Загладин, Н. В. История. Конец XIX – начало XXI века. 11-й класс.  Базовый уровень [Текст]: учебник / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – Москва: Русское слово, 2015. – 448 с.

 

3.2.3. Электронные ресурсы:

1.   Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана.

2.   Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы  по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. – Загл. с экрана.

3.   Военная литература: собрание текстов [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.militera.lib.ru, свободный. – Загл. с экрана.

4.   Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана.

5.   Древний Восток [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  www.kulichki.com/~gumilev/HE1, свободный. – Загл. с экрана.

6.   Европейские гравированные географические чертежи и карты России,  изданные в XVIXVIII столетиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.old-rus-maps.ru, свободный. – Загл. с экрана.

7.   Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана. 

8.   Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. 

– Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

9.   Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на  русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm, свободный. – Загл. с экрана.

10.   Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

 

 

 

3.3. Требования к созданию специальных условий для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Реализация программы учебной дисциплины История требует дополнительного обеспечения специальных условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- использование в образовательном процессе компьютерной техники с акустическим усилителем и (или) колонками, видеотехники (мультимедийного проектора), мультимедийной системы;

- учет индивидуальных потребностей обучающихся данной категории при подборе и разработке учебного материала;

- использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, дистанционных образовательных технологий (сетевого кабинета педагога).

 

 

 

 

 


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

    

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

 

ЗНАНИЯ:

- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

- принципы периодизации всемирной истории;

- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

- взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;

- грамотно формулирует и употребляет

понятия в процессе учебной деятельности.

 

- демонстрирует знания различных концепций исторического процесса

 

- демонстрирует знание основных событий, процессов и явлений в истории человечества.

 

 

- проводит анализ поступков, действий, мотивов, решений исторических личностей

 

-проводит анализ исторической информации, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема)

Устный опрос, беседа, письменная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение практических работ, решение задач.

 

 

УМЕНИЯ:

личностные:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

− готовность к служению Отечеству, его защите;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 

 

- проявляет интерес к достижениям в области исторических наук.

 

 

 

 

 

 

- демонстрирует умение отстаивать собственную гражданскую позицию в качестве активного и ответственного члена российского общества

 

 

 

- применяет исторические знания на практике. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- демонстрирует умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

 

 

Подготовка презентаций.

 

 

Выполнение творческих работ, написание проектов, докладов.

 

Написание проектов, докладов, составление конспектов.

 

 

метапредметные:

-           умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

 

 

- демонстрирует деятельность, основанную на использовании накопленных знаний.

 

 

 

 

 

- применяет наблюдение и эксперимент для получения знаний в профессиональной сфере.

 

- демонстрирует владение навыками представления результатов изучения исторического материала

 

 

- проводит анализ различных источников информации по заданной проблеме.

 

 

- демонстрирует владение информационными и коммуникационными средствами.

 

 

 

 

- демонстрирует умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

 

 

Подготовка презентаций и проектов.

Практические занятия.

 

 

 

Проведение экспериментов, наблюдений и практических занятий.

 

 

 

 

 

Работа с текстом, с электронным материалом, составление конспектов, проектная деятельность.

 

 

 

 

Выполнение практических работ, устный ответ, проектная деятельность. Подготовка презентаций и проектов.

 

 

 

предметные:

-           сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

 

 

− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

 

 

− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

 

 

− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

 

− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

 

.

 

 

-Демонстрирует знание современных версий и трактовок важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

 

- демонстрирует знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории.

 

-осознанно применяет исторические понятия, законы, теории, терминологию.

 

- применяет исторические знания в повседневной жизни.

 

-анализирует последствия исторических событий для жизни и деятельности человека.

 

 

Фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

 

 

 

 

Фронтальный и индивидуальный опрос, письменная работа, сообщения, подготовка презентаций и проектов.

 

 

 

 

Выполнение практических работ, подготовка презентаций и проектов.  

Устный опрос.