Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 101
с углубленным изучением экономики Демского района ГО г. Уфа РБ
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 101
______________ Гарипова З.З.
Приказ №___от_____201__ г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Чтение. Работа с текстом и информацией»
Составитель:
Исламова М. Г.
Уфа 2014 г.
Пояснительная записка.
Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.
Работа с текстом — это интересный полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социокультурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передаёт из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образности в литературе является речь. Взаимосвязь речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово - результат мысли и её инструмент, с помощью слов мы не только выражаем содержания нашего сознания - сам мыслительный процесс имеет вербальную основу и невозможен вне речи. Литература упорядочивает человеческие представления о мире. Это связано с тем, что литературные произведения становятся фактами языка, на котором мы говорим, органично входят в наше речевое пространство, а значит, и в наше сознание. Даже самые простые произведения для детей предлагают им некое упорядоченное представление о действительности, раскрывают связи между предметами и явлениями окружающего мира, а значит, помогают подрастающему человеку ориентироваться в непростой реальности и оценивать всё происходящее.
Программа рассчитана на детей 1-4 класса.
Цель: научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Задачи:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементоз литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
5) Выпускник начальной школы познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действия в нем — через стихи и рассказы современных детских писателей. Дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Виды и формы контроля.
1. Текущий.
· Беседа по вопросам.
· Составление плана.
· Озаглавливание частей рассказа.
· Выборочное чтение.
· Выразительное чтение.
· Чтение по ролям.
· Рассказ по ключевым словам.
· Рассказ от лица героя.
· Чтение наизусть.
· Пересказ текста по частям.
2. Тематический.
· Чтение наизусть стихотворений
· Проверка уровня начитанности
3. Итоговый
· Комплексная проверочная работа
· Проверка техники чтения без учета темпа
· Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.
Способы и средства достижения целей. Для достижения поставленных целей, для решения задач используются различные технологии, формы и методы работы:
· современные инновационные технологии
· проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, метод кооперации, компьютерные технологии
· экскурсии
· читательские конференции
· уроки - размышления
· литературно-музыкальные композиции
· викторины
· читательские дневники
· выступления учащихся
· конкурс рисунков, чтецов
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
· находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
· определять тему и главную мысль текста;
· делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
· вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
· сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
· понимать информацию, представленную в неявном виде(например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
· понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
· понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
· использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
· ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
· использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
· работать с несколькими источниками информации;
· сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
· пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
· соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
· формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
· сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
· составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
· делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
· высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
· оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
· на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
· участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
· сопоставлять различные точки зрения;
· соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
· в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Планируемые результаты:
Работая по программе, ученики младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой. В ходе регулярного общения с книгой и по поводу литературных произведений у детей формируются потребность в чтении и культура чтения, расширяется литературный кругозор.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение.
- определять главную мысль в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- определять авторскую позицию, высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению,
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).
- освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований проблемы;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход деятельности, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, отстаивать собственную точку зрения;
- знать разнообразные источники информации и умеют ими пользоваться;
- представить результаты на публичных выступлениях.
Диагностика. Для того чтобы определить результаты работы, используются приемлемые методы диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, творческие работы, рисунки и т.д.
На классном собрании родителей знакомят с целями и задачами программы;
· проводят обзоры детской периодической печати и оказывают помощь в оформлении подписки; дают консультации по формированию домашней библиотеки;
· знакомят родителей с разнообразной информацией (полезными сайтами, новинками детской литературы), дают советы по привлечению детей к чтению и т. д.
Тематическое планирование 2класс
1 час в неделю 34часа.
№ |
Наименование темы |
Характеристика деятельности учащихся |
Часы |
Дата |
1 |
Экскурсия в библиотеку. |
Продолжаем дружить с книгой. Викторина. |
1 |
|
2 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения И. Соколова - Микитова «Хорошо и привольно летом в лесу»… |
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
определять тему и главную мысль текста;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде(например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. работать в группе, создавая инсценировки по произведению
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
определять авторскую позицию, высказывать свое отношение к герою и его поступкам; доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение |
1 |
|
3 |
Работа с текстом и информацией по произведению В. Осеевой «Плохо»
|
1 |
|
|
4 |
Работа с текстом и информацией по произведению Л. Толстого «Два товарища» |
1 |
|
|
5 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения В. Бурлакова «На рассвете в снегу…» |
1 |
|
|
6 |
Работа с текстом и информацией по произведению А. Тихонова «Где вода, там и жизнь» |
1 |
|
|
7 |
Работа с текстом и информацией по произведению С. Михалкова «Аисты и лягушки» |
1 |
|
|
8 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения И.Пузанова «Вот речка-широкая, спокойная» |
1 |
|
|
9 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения В. Бахревского «Сидел мишка под липою». |
1 |
|
|
10 |
Работа с текстом и информацией по произведению И. Соколова – Микитова «На лесной дороге». |
1 |
|
|
11 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения Л. Яхтина «Встретились два приятеля». |
1 |
|
|
12 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения А. Тихонова «Поссориться двум сорокам ничего не стоит». |
1 |
|
|
13-14 |
Работа с текстом и информацией по материалам энциклопедии для детей. |
2 |
|
|
15 |
Работа с текстом и информацией по произведению К. Ушинского «Играющие собаки» |
1 |
|
|
16 |
Проверка техники чтения за 1 полугодие. |
1 |
|
|
17 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения И. Соколова – Микитова «Широко раскинулось глубокое лесное озеро…» |
1 |
|
|
18 |
Работа с текстом и информацией по произведению Е. Пермяка «Первая рыбка». |
1 |
|
|
19 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения И. Соколова – Микитова «В темном еловом лесу…» |
1 |
|
|
20 |
Работа с текстом и информацией по произведению С. Михалкова «Не стоит благодарности». |
1 |
|
|
21-22 |
Работа с текстом и информацией по материалам энциклопедии для детей. |
2 |
|
|
23 |
Работа с текстом и информацией по произведению Г. Цыферова «Жил на свете слоненок». |
1 |
|
|
24 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения В. Кологрива «В летнюю пору…» |
1 |
|
|
25 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения С. Аксакова «Раз, сидя на окошке,…» |
1 |
|
|
26 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения Ш. Перро «Золушка» |
1 |
|
|
27 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения Н. Юрцевича «Красавицей лесных полей называют люди берёзу.» |
1 |
|
|
28 |
Конкурс стихотворений на тему «Люблю березку русскую». |
1 |
|
|
29 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения С. Юцзунь « Летними вечерами зажигает Светлячок…» |
1 |
|
|
30 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения В. Танасийчук «Есть такая рыба-лосось». |
1 |
|
|
31 |
Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения В. Коржикова «Ранним утром…» |
1 |
|
|
32 |
Работа с текстом и информацией по материалам энциклопедии для детей. |
1 |
|
|
33 |
Работа с текстом и информацией по журналу «Расти с Хабаровском». |
1 |
|
|
34 |
Проверка техники чтения за 2 полугодие |
1 |
|
Учебно-методическое обеспечение.
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.
О.Н.Крылова. Чтение. Работа с текстом. 1-4 класс.
Издательство «Экзамен» 2012г-2013 год..
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
На занятиях курса используются наглядные пособия, технические средства
Словари, справочники:
Ланда Н.Большой детский словарь,- М: «Астрель», 2007.
Леокум А.Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?»- М: «Багира», 1994. «Справочник школьника для начальных классов».- М: «Сова», 2001.
Хрестоматия по литературе для начальной школы. - М: «Слово», 1996.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.