Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс «Чтение. Работа с текстом и информацией»

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс «Чтение. Работа с текстом и информацией»
Иконка файла материала Чтение Работа с текстом. Раб. прогр.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 101

с углубленным изучением экономики Демского района ГО г. Уфа РБ

 

 

 

 

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 101

______________ Гарипова З.З.

Приказ №___от_____201__ г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Чтение. Работа с текстом и информацией»

 

 

 

 

 

Составитель:

Исламова М. Г.

 

 

 

 

 

Уфа 2014 г.

Пояснительная записка.

Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лин­гвистического, стилистического и художественного своеобразия. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.

Работа с текстом — это интересный полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.

В систему вопросов для анализа включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.

Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социокультурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передаёт из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образности в литературе является речь. Взаимосвязь речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово - результат мысли и её инструмент, с помощью слов мы не только выражаем содержания нашего сознания - сам мыслительный процесс имеет вербальную основу и невозможен вне речи. Литература упорядочивает человеческие представления о мире. Это связано с тем, что литературные произведения становятся фактами языка, на котором мы говорим, органично входят в наше речевое пространство, а значит, и в наше сознание. Даже самые простые произведения для детей предлагают им некое упорядоченное представление о действительности, раскрывают связи между предметами и явлениями окружающего мира, а значит, помогают подрастающему человеку ориентироваться в непростой реальности и оценивать всё происходящее.

Программа рассчитана на детей 1-4 класса.

Цель: научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Задачи:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементоз литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

5) Выпускник начальной школы познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действия в нем — через стихи и рассказы современных детских писателей. Дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Виды и формы контроля.

1.      Текущий.

·        Беседа по вопросам.

·        Составление плана.

·        Озаглавливание частей рассказа.

·        Выборочное чтение.

·        Выразительное чтение.

·        Чтение по ролям.

·        Рассказ по ключевым словам.

·        Рассказ от лица героя.

·        Чтение наизусть.

·        Пересказ текста по частям.

2.      Тематический.

·         Чтение наизусть стихотворений

·         Проверка уровня начитанности

3.      Итоговый

·         Комплексная проверочная работа

·         Проверка техники чтения без учета темпа

·         Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.

Способы и средства достижения целей. Для достижения поставленных целей, для решения задач используются различные технологии, формы и методы работы:

·         современные инновационные технологии

·         проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, метод кооперации, компьютерные технологии

·         экскурсии

·         читательские конференции

·         уроки - размышления

·         литературно-музыкальные композиции

·         викторины

·         читательские дневники

·         выступления учащихся

·         конкурс рисунков, чтецов

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Выпускник научится:

·         находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·         определять тему и главную мысль текста;

·         делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

·         вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

·         сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

·         понимать информацию, представленную в неявном виде(например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

·         понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

·       понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

·       использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

·       ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

·        использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

·         работать с несколькими источниками информации;

·         сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Выпускник научится:

·       пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

·       соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

·       формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

·       сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

·       составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

·       делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

·       высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

·       оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

·       на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

·       участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

·       сопоставлять различные точки зрения;

·       соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

·       в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Планируемые результаты:

Работая по программе, ученики младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой. В ходе регулярного общения с книгой и по поводу литературных произведений у детей формируются потребность в чтении и культура чтения, расширяется литературный кругозор.

Обучающиеся научатся:

-        воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

-        осмысленно, правильно читать целыми словами;

-        отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-        подробно пересказывать текст;

-        составлять устный рассказ по картинке;

-        заучивать наизусть небольшие стихотворения;

-        соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

-        различать рассказ и стихотворение.

-        определять главную мысль в тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-        воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-        осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

-        определять авторскую позицию, высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

-        доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;

-        творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

-        создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

-        работать в группе, создавая инсценировки по произведению,

-        сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).

-        освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований проблемы;

-        уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход деятельности, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

-        уметь работать в группе, отстаивать собственную точку зрения;

-        знать разнообразные источники информации и умеют ими пользоваться;

-        представить результаты на публичных выступлениях.

Диагностика. Для того чтобы определить результаты работы, используются приемлемые методы диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, творческие работы, рисунки и т.д.

На классном собрании родителей знакомят с целями и задачами программы;

·         проводят обзоры детской периодической печати и оказывают помощь в оформлении подписки; дают консультации по формированию домашней библиотеки;

·         знакомят родителей с разнообразной информацией (полезными сайтами, новинками детской литературы), дают советы по привлечению детей к чтению и т. д.

 

Тематическое планирование 2класс

1 час в неделю 34часа.

Наименование темы

Характеристика деятельности учащихся

Часы

Дата

1

Экскурсия в библиотеку.

Продолжаем дружить с книгой. Викторина.

1

 

2

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения

И. Соколова - Микитова «Хорошо и привольно летом в лесу»…

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

                                                     

вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

 

делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

 

определять тему и главную мысль текста;

 

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

 

понимать информацию, представленную в неявном виде(например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;

 

 характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

 

 понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

 

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

 

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

 

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

 

пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

 соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

 

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

 

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

 

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

 

 

 

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

 

оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

 

определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

 

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

 

пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

 

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

 

 формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

 

 составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

 

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

 

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

 

сопоставлять различные точки зрения;

 

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

работать в группе, создавая инсценировки по произведению

 

 

 участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

 

определять авторскую позицию, высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение

1

 

3

Работа с текстом и информацией по произведению В. Осеевой «Плохо»

 

1

 

4

Работа с текстом и информацией по произведению Л. Толстого «Два товарища»

1

 

5

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения В. Бурлакова «На рассвете в снегу…»

1

 

6

Работа с текстом и информацией по произведению А. Тихонова «Где вода, там и жизнь»

1

 

7

Работа с текстом и информацией по произведению С. Михалкова «Аисты и лягушки»

1

 

8

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения И.Пузанова «Вот речка-широкая, спокойная»

1

 

9

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения В. Бахревского «Сидел мишка под липою».

1

 

10

Работа с текстом и информацией по произведению И. Соколова – Микитова «На лесной дороге».

1

 

11

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения Л. Яхтина «Встретились два приятеля».

1

 

12

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения А. Тихонова «Поссориться двум сорокам ничего не стоит».

1

 

13-14

Работа с текстом и информацией по материалам энциклопедии для детей.

2

 

15

Работа с текстом и информацией по произведению К. Ушинского «Играющие собаки»

1

 

16

Проверка техники чтения за 1 полугодие.

1

 

17

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения И. Соколова – Микитова «Широко раскинулось глубокое лесное озеро…»

1

 

18

Работа с текстом и информацией по произведению Е. Пермяка «Первая рыбка».

1

 

19

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения И. Соколова – Микитова «В темном еловом лесу…»

1

 

20

Работа с текстом и информацией по произведению С. Михалкова «Не стоит благодарности».

1

 

21-22

Работа с текстом и информацией по материалам энциклопедии для детей.

2

 

23

Работа с текстом и информацией по произведению Г. Цыферова «Жил на свете слоненок».

1

 

24

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения  В. Кологрива «В летнюю пору…»

1

 

25

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения С. Аксакова «Раз, сидя на окошке,…»

1

 

26

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения Ш. Перро «Золушка»

1

 

27

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения Н. Юрцевича «Красавицей лесных полей называют люди берёзу.»

1

 

28

Конкурс стихотворений на тему «Люблю березку русскую».

1

 

29

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения С. Юцзунь « Летними вечерами зажигает Светлячок…»

1

 

30

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения В. Танасийчук «Есть такая рыба-лосось».

1

 

31

Работа с текстом и информацией по отрывку из произведения В. Коржикова «Ранним утром…»

1

 

32

Работа с текстом и информацией по материалам энциклопедии для детей.

1

 

33

Работа с текстом и информацией по журналу «Расти с Хабаровском».

1

 

34

Проверка техники чтения за 2 полугодие

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение.

Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.

О.Н.Крылова. Чтение. Работа с текстом. 1-4 класс.

Издательство «Экзамен» 2012г-2013 год..

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

На занятиях курса используются наглядные пособия, технические средства

Словари, справочники:

Ланда Н.Большой детский словарь,- М: «Астрель», 2007.

Леокум А.Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?»- М: «Багира», 1994. «Справочник школьника для начальных классов».- М: «Сова», 2001.

Хрестоматия по литературе для начальной школы. - М: «Слово», 1996.


 

Скачано с www.znanio.ru