Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
«ПРИНЯТА» Педагогическим советом От |
|
«Утверждаю» Директор гимназии________С. И. Квашнина Приказ №
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для 8 класса
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Учитель: Горшкова Олеся Александровна
Санкт-Петербург
2022-2023 уч. год
Содержание
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета |
5 |
3. |
Содержание предмета, курса |
6 |
4. |
Поурочно - тематическое планирование |
7 |
5. |
Приложение (конспекты занятий) |
10 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 8 класса создана на основании:
- Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2016-2017 года;
- приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- учебного плана ГБОУ Гимназия № 628 г.Санкт-Петербург;
- ООП ООО ГБОУ Гимназия № 628 г. Санкт-Петербург;
- на основе программы курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (5-9 классы) Одобрена решением Ученого Совета СИПКРО (протокол от 18 марта 2019 г. № 3)
Программа включает 6 модулей: читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение функциональной грамотности в 8 классе в объёме 34 часа (1 час в неделю).
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами- участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Таким образом, значимость формирования функциональной грамотности для становления личности определила основную цель программы.
Цель: основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:
Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление: развитие творческих мыслительных способностей обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления: беглость — способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов; гибкость — способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения; оригинальность — способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения; способность к детальной разработке; способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Глобальные компетенции: овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; формирование аналитического и критического мышления; осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
· оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
· формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному;
· объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей:
· объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали общечеловеческих ценностей;
· оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и
· общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны;
· демонстрирует готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
· способен получать новые знания, креативно мыслить, решать возникшие проблемы, выдвигать идеи;
· открыт представителям иных культур, взаимодействует уважительно (уважение других культур и культурных отличий), способен сочувствовать, обладает широтой взглядов и ответственностью
Метапредметные и предметные результаты
· применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
· применяет математические знания для решения разного рода проблем;
· объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний;
· применяет финансовые знания для решения разного рода проблем;
· развивает, уточняет, детализирует разнообразные идеи
· осознает и понимает глобальные проблемы, осознает межкультурные различия, понимает важность взаимоотношений с представителями других культур.
Характеристика образовательного процесса
Программа реализуется через внеурочную деятельность и включает 6 модулей (читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление).
Разработанный учебно-тематический план программы 8 класса описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю.
Количество часов на один год обучения в 8 классе – 34 ч., т.е по 1 часу в неделю:
- 1 час вводное занятие;
- 5 часов на модуль «читательская грамотность»,
- 5 часов на модуль «математическая грамотность»,
- 5 часов на модуль «финансовая грамотность»;
- -5 часов на модуль «естественнонаучная грамотность»;
- 5 часов на модуль «глобальные компетенции»;
-5 часов на модуль «креативное мышление»;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы.
В 8 классе реализация программы начинается с модуля по формированию читательской грамотности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.
3.Содержание курса «Функциональная грамотность»
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность (позиционные задачи). Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.
Математическая грамотность: Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Решение стереометрических задач. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
Естественнонаучная грамотность: Занимательное электричество. Химические процессы. Электролиз. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединённые энергосистемы.
Финансовая грамотность: Управление денежными средствами семьи. Способы повышения семейного благосостояния. Риски в мире денег. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Креативное мышление: Вода для полива. Говорящие фамилии. Интернет - магазин. Литературные места России. Лесные пожары.
Глобальные компетенции: Здоровье: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни, продовольственная проблема. Основные понятия и термины, связанные с глобальными компетенциями. Почему человек должен быть глобально компетентным? Познавательные задания, развивающие глобальные компетенции.
Календарно-тематическое планирование функциональной грамотности для
8 класса на 2022-2023 учебный год
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Виды деятельности |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Вводное занятие. Стартовые задания |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
Модуль 1: «Читательская грамотность» |
|||||
2 |
Занятие №2 «Курс молодого словца» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
3 |
Занятие №3 «Курс молодого словца» |
1 |
- |
1 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
4. |
Занятие №4 «Школа журналистики» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
5. |
Занятие №5 «Школа журналистики» |
1 |
- |
1 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
6 |
Занятие №6 «Орлы»
|
1 |
- |
1 |
Индивидуальная работа |
Модуль 2: «Математическая грамотность» |
|||||
7 |
Занятие №7 « Столики в кафе» |
1 |
- |
1 |
Работа в парах сменного состава |
8 |
Занятие №8 «Освещение зимнего сада» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
9 |
Занятие №9 «Чудо - арбузы» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
10 |
Занятие №10 «Студенческая практика» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
11 |
Занятие №11 «Формат книги» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
Модуль 3: « Финансовая грамотность» |
|||||
12 |
Занятие №12 « Где взять деньги?» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
13 |
Занятие №13 «Мошенники и Жертвы» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
14 |
Занятие №14 «Защита прав потребителей» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Индивидуальная работа |
15 |
Занятие №15 « Велосипед» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Индивидуальная работа |
16 |
Занятие №16 « Как взять кредит и не разориться?» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Индивидуальная работа |
Модуль 4: «Естественнонаучная грамотность» |
|||||
17 |
Занятие №17 «Экстремальные профессии» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
18 |
Занятие №18 «Ресурсы и отходы» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
19 |
Занятие №19 «Батарейки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
20 |
Занятие №20 «Солнечные панели» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
21 |
Занятие №21 « Активаторы жизни » |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
Модуль 5: « Креативное мышление» |
|||||
22 |
Занятие №22 «Литературные места России» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
23 |
Занятие №23 «Говорящие имена» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
24 |
Занятие №24 « Интернет-магазин» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
25 |
Занятие №25 «Лесные пожары» |
1 |
- |
1 |
Индивидуальная работа |
26 |
Занятие №26 «Вода для полива» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в группах |
Модуль 6: « Глобальные компетенции» |
|||||
27 |
Занятие №27 «Детская площадка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в группах |
28 |
Занятие №28 «На каком языке учиться» |
1 |
- |
1 |
Индивидуальная работа |
29 |
Занятие №29 «Озелененные территории» |
1 |
- |
1 |
Работа в парах сменного состава |
30 |
Занятие №30 «Пластик, о котором все знают» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Самопроверка по критериям |
31 |
Занятие №31 «Шопоголик» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа в группах. Самопроверка по критериям |
32 |
Занятие №32 Диагностическая работа |
1 |
- |
1 |
Работа в группах. Самопроверка по критериям |
33 |
Занятие №33 Резерв |
1 |
0,5 |
0,5 |
Индивидуальная работа |
34 |
Занятие №34 Резерв |
|
|
|
|
Список литературы для учителя:
1.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. 2.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА- ПРЕСС,2016.
4. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы:контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2016.
Список литературы для обучающихся :
1.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. Интернет-ресурсы:
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru; 3.Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal- rabota-i-zarplata;
4.Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php; 5.Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585 8.http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
9.http://www.banki.ru/products/deposits/ 10.http://www.sravni.ru/vklady/ 11.http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html 12.http://www.ndscalc.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.