Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 8 класса
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 8 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 8
8 кл
19.12.2022
Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»  для 8  класса
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 8 класса создана на основании: - Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Функциональная грамотность.docx

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 «Александринская гимназия»

 

 

 

 

«ПРИНЯТА»

Педагогическим советом

От

 

«Утверждаю»

Директор гимназии________С. И. Квашнина

Приказ №

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

по внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

 

для 8  класса

 

 

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

  Учитель: Горшкова Олеся Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2022-2023 уч. год

 

 

 

Содержание

 

1.

Пояснительная записка

3

2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

5

3.

Содержание предмета, курса

6

4.

Поурочно - тематическое планирование

7

5.

Приложение (конспекты занятий)

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 8 класса создана на основании:

- Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2016-2017 года;

- приказа Министерство образования и науки Российской Федерации  от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- учебного плана ГБОУ Гимназия № 628 г.Санкт-Петербург;

- ООП ООО ГБОУ Гимназия № 628 г. Санкт-Петербург;

- на основе программы курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (5-9 классы) Одобрена решением Ученого Совета СИПКРО (протокол от 18 марта 2019 г. № 3)

Программа включает 6 модулей: читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение        функциональной грамотности в 8 классе в объёме 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и   социализацию         в   социуме.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами- участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Таким образом, значимость формирования функциональной грамотности для становления личности определила основную цель программы.

Цель: основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:

Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.

Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление: развитие творческих мыслительных способностей обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления: беглость — способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов; гибкость — способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения; оригинальность — способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения; способность к детальной разработке; способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Глобальные компетенции: овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; формирование аналитического и критического мышления; осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира.

 

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты

·         оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

·         формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному;

·         объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей:

·         объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали общечеловеческих ценностей;

·         оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и

·         общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны;

·         демонстрирует готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

·         способен получать новые знания, креативно мыслить, решать возникшие проблемы, выдвигать идеи;

·         открыт представителям иных культур, взаимодействует уважительно (уважение других культур и культурных отличий), способен сочувствовать, обладает широтой взглядов и ответственностью

Метапредметные и предметные результаты

·         применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

·         применяет математические знания для решения разного рода проблем;

·         объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний;

·         применяет финансовые знания для решения разного рода проблем;

·         развивает, уточняет, детализирует разнообразные идеи

·         осознает и понимает глобальные проблемы, осознает межкультурные различия, понимает важность взаимоотношений с представителями других культур.

Характеристика образовательного процесса

Программа реализуется через внеурочную деятельность и включает 6 модулей (читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление).

Разработанный учебно-тематический план программы 8 класса описывает       содержание        модуля  из расчета одного часа в неделю.

Количество часов на один год обучения в 8 классе 34 ч., т.е по 1 часу в неделю:

-   1 час вводное занятие;

-   5 часов на модуль «читательская грамотность»,

-   5 часов на модуль «математическая грамотность»,

-   5 часов на модуль «финансовая грамотность»;

-   -5 часов на модуль «естественнонаучная грамотность»;

-    5 часов на модуль «глобальные компетенции»;

       -5 часов на модуль «креативное мышление»;

- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы.

В 8 классе реализация программы начинается с модуля по формированию читательской грамотности.

Программа   предполагает           поэтапное     развитие        различных    умений,            составляющих         основу функциональной грамотности.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед     ними проблемы в рамках предметного содержания. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.

3.Содержание курса «Функциональная грамотность»

Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность (позиционные задачи). Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

Математическая грамотность: Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Решение стереометрических задач. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.

Естественнонаучная грамотность: Занимательное электричество. Химические процессы. Электролиз. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединённые энергосистемы.

Финансовая грамотность: Управление денежными средствами семьи. Способы повышения семейного благосостояния. Риски в мире денег. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Креативное мышление: Вода для полива. Говорящие фамилии. Интернет - магазин. Литературные места России. Лесные пожары.

Глобальные компетенции: Здоровье: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни, продовольственная проблема. Основные понятия и термины, связанные с глобальными компетенциями. Почему человек  должен быть глобально компетентным? Познавательные задания, развивающие глобальные компетенции.

 


 

Календарно-тематическое планирование  функциональной грамотности для

8 класса  на   2022-2023 учебный год

 

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Виды деятельности

теория

практика

1

Вводное занятие.

Стартовые задания

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

Модуль 1: «Читательская грамотность»

2

Занятие №2  «Курс молодого словца»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

3

Занятие №3 «Курс молодого словца»

1

-

1

Работа в парах. Самопроверка по критериям

4.

Занятие №4  «Школа журналистики»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

5.

Занятие №5  «Школа журналистики»

1

-

1

Работа в парах. Самопроверка по критериям

6

Занятие №6 «Орлы»

 

1

-

1

Индивидуальная работа

Модуль 2: «Математическая грамотность»

7

Занятие №7 « Столики в кафе»

1

-

1

Работа в парах сменного состава

8

Занятие №8 «Освещение зимнего сада»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

9

Занятие №9 «Чудо -  арбузы»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

10

Занятие №10 «Студенческая практика»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

11

Занятие №11 «Формат книги»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

Модуль 3: « Финансовая грамотность»

12

Занятие №12 « Где взять деньги?»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

13

Занятие №13 «Мошенники и

 Жертвы»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

14

Занятие №14 «Защита прав потребителей»

1

0,5

0,5

Индивидуальная работа

15

Занятие №15 « Велосипед»

1

0,5

0,5

Индивидуальная работа

16

Занятие №16  « Как взять кредит и не разориться?»

1

0,5

0,5

Индивидуальная работа 

Модуль 4: «Естественнонаучная грамотность»

17

Занятие №17 «Экстремальные профессии»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

18

Занятие №18 «Ресурсы и отходы»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

19

Занятие №19  «Батарейки»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

20

Занятие №20 «Солнечные панели»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

21

Занятие №21 « Активаторы жизни  »

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

Модуль 5: « Креативное мышление»

22

Занятие №22 «Литературные места России»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

23

Занятие №23 «Говорящие имена»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

24

Занятие №24 « Интернет-магазин»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

25

Занятие №25 «Лесные пожары»

1

-

1

Индивидуальная работа

26

Занятие №26 «Вода для полива»

1

0,5

0,5

Работа в группах

Модуль 6: « Глобальные компетенции»

27

Занятие №27 «Детская площадка»

1

0,5

0,5

Работа в группах

28

Занятие №28 «На каком языке учиться»

1

-

1

Индивидуальная работа

29

Занятие №29 «Озелененные территории»

1

-

1

Работа в парах сменного состава

30

Занятие №30 «Пластик, о котором все знают»

1

0,5

0,5

Работа в парах. Самопроверка по критериям

31

Занятие №31 «Шопоголик»

1

0,5

0,5

Работа в группах. Самопроверка по критериям

32

Занятие №32 Диагностическая работа

1

-

1

Работа в группах. Самопроверка по критериям

33

Занятие №33 Резерв

1

0,5

0,5

Индивидуальная работа

34

Занятие №34 Резерв

 

 

 

 

 



Список литературы для учителя:

1.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. 2.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:учебная программа. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:методические рекомендации для учителя. М.: ВИТА- ПРЕСС,2016.

4. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы:контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2016.

 

Список литературы для обучающихся :

1.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. Интернет-ресурсы:

1. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok.ru; 3.Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal- rabota-i-zarplata;

4.Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php; 5.Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

6. Сайт «Все о страховании» http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585 8.http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/

9.http://www.banki.ru/products/deposits/ 10.http://www.sravni.ru/vklady/ 11.http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html 12.http://www.ndscalc.ru/



 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628

Содержание 1. Пояснительная записка 3 2

Содержание 1. Пояснительная записка 3 2

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 8 класса создана на основании: -

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 8 класса создана на основании: -

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности

Календарно-тематическое планирование функциональной грамотности для 8 класса на 2022-2023 учебный год № п/п

Календарно-тематическое планирование функциональной грамотности для 8 класса на 2022-2023 учебный год № п/п

Жертвы» 1 0,5 0,5

Жертвы» 1 0,5 0,5

Занятие №30 « Пластик, о котором все знают» 1 0,5 0,5

Занятие №30 « Пластик, о котором все знают» 1 0,5 0,5

Список литературы для учителя: 1

Список литературы для учителя: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2022