МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тульской области
Комитет образования, культуры, молодежной политики и спорта
администрации МО Одоевский район
МКОУ "Стрелецкая ООШ"
РАССМОТРЕНО на педсовете от «30»08 23г. |
СОГЛАСОВАНО Завуч по УВР ________________________ Евсегнеева Л.М. От «28» 08 23г.
|
УТВЕРЖДЕНО И.о. директор ________________________ Фендель И.В. от «01» 09 23 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Калейдоскоп проектов»
ВО 2 КЛАССЕ
Разработала:
учитель начальных классов
Захарова Ольга Евгеньевна
2023 -2024 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по разработке и реализации проектов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”) и предназначена для организации внеаудиторной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Образовательный стандарт второго поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Что понимается под словом «проект»?
Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:
1) они направлены на достижение конкретных целей;
2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:
– экспериментально – производственная,
– информационно-аналитическая,
– диагностическая,
– научная,
– методическая,
– образовательная и т.д.
Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Вот почему и появилась данная рабочая программа, актуальность которой очевидна:
1. ФГОС второго поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
2.Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно — исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне — профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно- способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
· реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
· воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
· признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
· учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Основные принципы организации работы над проектами:
Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1. направлены на достижение конкретных целей;
2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4. в определенной степени неповторимы и уникальны.
Этапы проектной деятельности:
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентации
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
презентации проектов
праздники
Формы организации учебного процесса с одаренными учащимися:
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Работа по данному курсу обеспечивается следующими учебными пособиями:
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.
2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.
3 . Метод проектов. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about
4. Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.
5. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе. http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Межпредметные связи курса "Проектная деятельность".
Задача современного образования - это воспитание человека, способного адаптироваться к условиям современного общества новых технологий. Об этом говорится в Законе Российской Федерации "Об образовании": "Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования "измеряется" опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т. п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе".
Исследовательские работы школьников представляют собой одну из наиболее перспективных форм обучения, как в плане подготовки кадров для проведения научно-исследовательских разработок, так и в плане личностного развития выполняющего такую работу школьника. Наиболее перспективными представляются школьные исследования, "подключающие" материал сразу нескольких предметов. В идеале школьнику следует предлагать задачи, в которых он может применить максимальное количество имеющихся у него знаний. В этом случае возрастает мотивация расширения кругозора юного исследователя в процессе работы, пусть при этом и будет преобладать какое-то конкретное направление, соответствующее тому или иному школьному предмету. Более того, в исследовании можно запланировать заранее точки "ветвления", в которых школьник сам сможет выбирать дальнейшее направление своего развития.
Исследовательская работа наиболее значима в осуществлении межпредметных связей, так как это учебно-познавательная, творческая деятельность, решающая сложные проблемы реальной действительности. Все учебные предметы курса начальной школы в той или иной мере могут взаимодействовать в исследовательской работе.
К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:
1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Цель программы:
- обучение детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем.
- создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности;
- развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
ü рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
ü Целеполагание (ставить и удерживать цели);
ü Планирование (составлять план своей деятельности);
ü Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
ü Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;
ü Вступление в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Ученик получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Задачи программы:
- формирование навыков сотрудничества;
- формирование навыков презентации;
- обучение способам сбора и первичной обработки информации;
- формирование умений составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формирование умений планировать свою работу над проектом;
- формирование умений давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
-формирование представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
-формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- развитие познавательные потребности и способности, креативность;
- формирование у учащихся стойкой положительной мотивации к их проектно- исследовательской деятельности;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения;
- вооружение школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно- исследовательской деятельности.
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве ( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).
- формирование способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.
- формирование умения решать творческие и проблемные задачи.
Эффективность, результативность и успех создания проекта проверяется защитой работы. Ведь презентация проекта органично завершает, подытоживает работу и важна как для учащихся, так и для учителя. Именно в презентации заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Именно в процессе презентации ученик получает от сверстников подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. При этом учащиеся учатся понимать и выражать себя, высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию, отмечать удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в команде.
3. ОПИСЕНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАВ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. На проектную деятельность во 2 классе отводится 1 в неделю. Всего 34 учебных недели.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Проекты отличаются друг от друга: результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля:
консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, защита проектных работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Каждый ребенок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
К изготавливаемым изделиям можно отнести:
– тематические выставки рисунков, поделок;
– газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);
– презентацию
– макеты;
– швейные и кулинарные изделия;
– игрушки.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Калейдоскоп проектов»
В результате изучения курса «Проектная деятельность» обучающиеся на ступени начального общего образования:
v получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
v обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
v приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
v получат возможность осознать своё место в мире;
v познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
v получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
v Выпускник получит возможность научиться:
v узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
v различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
v оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
v использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
ФГОСы нового поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам.
Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
—осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
§ учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
§ ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
§ способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
§ основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
§ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
§ Выпускник получит возможность для формирования:
§ внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
§ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
§ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
§ адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
§ осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
§ эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Под метапредметными результатами понимаются « освоеннные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности».
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Умение выдвигать гипотезы
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
v осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
v осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
v строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
v проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
v устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
v строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
v Выпускник получит возможность научиться:
v осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
v записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
v осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
v осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
v осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
v осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
v строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Ø адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
Ø допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Ø учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Ø формулировать собственное мнение и позицию;
Ø договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Ø задавать вопросы;
Ø использовать речь для регуляции своего действия;
Ø адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ø Выпускник получит возможность научиться:
Ø учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
Ø учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Ø понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Ø аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Ø задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Ø осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Ø адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Ø адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- Создавать рисунки в графическом редакторе;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Предполагаемая результативность курса
Личностные результаты и универсальные учебные действия
· осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Калейдоскоп проектов»
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
· степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
· количество новой информации использованной для выполнения проекта;
· степень осмысления использованной информации;
· уровень сложности и степень владения использованными методиками;
· оригинальность идеи, способа решения проблемы;
· осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
· уровень организации и проведения презентации;
· творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
· социальное и прикладное значение полученных результатов.
В данном опыте учителю информатики предлагается следующийметод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации.
При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается:
работа с текстом:
v оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей;
· работа с фоном:
v присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах;
· работа с анимацией:
v обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации;
· система навигации по слайдам:
v наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами;
· работа с эффектами смены слайдов
· общее дизайнерское решение презентации.
. При оценивании технологии подачи материала учитывается:
v формулировка и оформление слайдов доклада;
v репетиция и приобретение уверенности в презентации;
v абсолютное владение данной темой;
v максимальное привлечение внимания аудитории;
v получение отзывов у аудитории.
При работе над проектом учителем составляется примерный план работы.
Ø Этапы работы
Ø Сроки
Ø Отметка о выполнении
Ø Выбор и формулирование темы.
Ø Подбор литературы (не менее 5 — 8 источников).
Ø Отбор и систематизация материала, составление плана.
Ø Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование и т.д.).
Ø Работа над проектом (консультации преподавателя):
Ø Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.
Ø Определение способов оформления результатов исследования.
Ø Оформление результатов исследования.
Ø Подготовка доклада, сдача на проверку.
Ø Подготовка к защите проекта.
Ø Защита проекта (выступление с докладом)
Последовательность работы над проектом
Технологический (творческий) проект |
|
1-й этап. Разработка проекта |
|
Для чего и кому нужен проект? |
Сделать подарок. Подготовиться к празднику. Что-то другое… |
Что будем делать? |
Обсуждаем и выбираем изделие(-я). Определяем конструкцию изделия. Подбираем подходящие материалы. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта. Выбираем лучший вариант. |
Как делать? |
Подбираем технологию выполнения. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение. Подбираем инструменты. |
2-й этап. Выполнение проекта |
|
Воплощаем замысел |
Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте). Изготавливаем изделие. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
|
3-й этап. Защита проекта |
|
Что делали и как? |
Что решили делать и для чего. Как рождался образ объекта. Какие проблемы возникали. Как решались проблемы. Достигнут ли результат. |
Вся работа должна удовлетворять критериям проектно-исследовательской деятельности:
· Актуальность выбранного исследования.
· Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
· Умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы.
· Владение автором специальным и научным аппаратом.
· Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
· Практическая и теоретическая значимость исследования.
· Четкость выводов, обобщающих исследование.
· Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Обучающиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в группе, коллективе;
- презентовать работу общественности.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п |
Дата |
Тема |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
1 |
|
Игры по теме «Учимся сотрудничеству»
|
Знакомство с правилами игр. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом |
1 |
2 |
|
Игры по теме «Учимся сотрудничеству»
|
Знакомство с правилами игр. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом |
1 |
3 |
|
Формирование понятия «проектная деятельность», Проект? Проект! Какими бывают проекты . Мини-конференция "Как работать над проектом". Проект «Мои первые летние каникулы» |
Знакомство с видами проектов, ролью обучающихся и учителя в нем. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
1 |
4 |
|
Что такое команда? Как работать в команде? Проект «Мои первые летние каникулы»
|
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
1 |
5 |
|
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. Формирование навыков сотрудничества. Что такое команда? Как работать в команде? Составление рассказов о самых интересных событиях летнего отдыха. |
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
1 |
6 |
|
Проект «Осень – чудная пора!». Сообщения о приметах осени. |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
7 |
|
Проект «Осень – чудная пора!». Знакомство с перелетными птицами. Викторина «Перелетные птицы». |
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом |
1 |
8 |
|
Проект «Осень – чудная пора!». Составляем узор из осенних листьев. |
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
1 |
9 |
|
Проект «Осень – чудная пора!». Подбор стихов, пословиц, загадок, поговорок об осени. |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
10 |
|
Проект «Осень – чудная пора!». Рисунки осенней природы. |
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
1 |
11 |
|
Проект «Осень – чудная пора!». Работа с пластилином «Дары осени». |
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом |
1 |
12 |
|
Проект «Осень – чудная пора!». Коллективное составление осенней сказки. |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
13 |
|
Защита проекта «Осень – чудная пора!». Презентация. |
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
1 |
14 |
|
Проект «Мои любимые сказки». Герои сказок в рисунках. |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
15 |
|
Проект «Мои любимые сказки». Герои сказок в лепке. |
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
1 |
16 |
|
Проект «Мои любимые сказки». Изготовление сказочных персонажей и создание костюмов для сказочных героев. |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
17 |
|
Проект «Мои любимые сказки». Создание собственных сказок. |
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
1 |
18 |
|
Проект «Мои любимые сказки». Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке). |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
19 |
|
Проект «Мои любимые сказки». Создание презентации. Защита проекта. |
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
1 |
20 |
|
Проект «Говорящие числа». История создания чисел, их названий. Роль чисел в жизни человека. |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
21 |
|
Проект «Говорящие числа». Пословицы, поговорки, загадки, сказки с числами. |
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
1 |
22 |
|
Проект «Говорящие числа». Лепка различных фигурок с элементами цифр. |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
23 |
|
Проект «Говорящие числа». Составление сказочной истории из жизни чисел. |
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
1 |
24 |
|
Проект «Говорящие числа». Составление презентации, защита проекта. |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
|
|
Коллективное исследование "История возникновения игрушек". |
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
1 |
25 |
|
Исследование на тему "Игрушки в разных странах мира". |
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом |
1 |
26 |
|
Экспресс - исследование "Игрушки ХХ_ века". |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
27 |
|
Игрушки - герои мультфильмов. Рисование. |
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом |
1 |
28 |
|
Индивидуальные проекты "Моя любимая игрушка". Изготовление из различных материалов любимых игрушек. |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
29 |
|
Игрушки будущего. Работа в группах по созданию (рисованию) игрушек будущего. |
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом |
1 |
30 |
|
Проект «Мои младшие друзья». Знакомство с особенностями жизни и поведения домашних питомцев. Рассказы учащихся. |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
31 |
|
Проект «Мои младшие друзья». Рисунки, выставка рисунков по теме. |
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом |
1 |
32 |
|
Работа над проектом «Мой поселок" |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
33 |
|
Презентация проекта (защита) |
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом |
1 |
34 |
|
Обобщающее занятие. Подведение итогов. Распределение летних заданий. |
Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
1 |
|
|
Итого |
34 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.