Рабочая программа по внеурочной деятельности Калейдоскоп проектов

  • doc
  • 06.08.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала калейдоскоп проектов.doc

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области

Комитет образования, культуры, молодежной политики и спорта

администрации МО Одоевский район

МКОУ "Стрелецкая ООШ"

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на педсовете

от «30»08  23г.

СОГЛАСОВАНО

Завуч по УВР

________________________

Евсегнеева Л.М.

 От «28» 08  23г.

 

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директор

________________________

Фендель И.В.

 от «01» 09  23 г.

 

 

 

 

 

 

                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Калейдоскоп проектов»

ВО 2 КЛАССЕ

 

 

 

 

 

Разработала:

учитель начальных классов

                                                                      Захарова Ольга Евгеньевна

 

 

 

 

2023 -2024 учебный год

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности  по разработке и реализации проектов  разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”) и предназначена для организации внеаудиторной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Образовательный стандарт второго поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

        Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Что понимается под словом «проект»?

Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:

1) они направлены на достижение конкретных целей;

2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:

– экспериментально – производственная,

– информационно-аналитическая,

– диагностическая,

– научная,

– методическая,

– образовательная и т.д.

Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

·                Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·                Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·                Планировать (составлять план своей деятельности);

·                Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·                Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

·                Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

                Вот почему и появилась данная рабочая программа,  актуальность которой очевидна:

       1. ФГОС второго поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

      2.Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно — исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне — профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно- способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.

           Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

· реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;

· воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

· признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

· учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Основные принципы организации работы над проектами:

Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1. направлены на достижение конкретных целей;

2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4. в определенной степени неповторимы и уникальны.

Этапы проектной деятельности:

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Способы проверки результатов освоения программы.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

выставки творческих работ учащихся;

презентации проектов

праздники

Формы организации учебного процесса  с одаренными учащимися:

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

 

Работа по данному курсу обеспечивается следующими учебными пособиями:

 

1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.

3 . Метод проектов. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about

4. Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.

5. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе. http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Межпредметные связи курса "Проектная деятельность".

Задача современного образования - это воспитание человека, способного адаптироваться к условиям современного общества новых технологий. Об этом говорится в Законе Российской Федерации "Об образовании": "Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования "измеряется" опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т. п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе".

Исследовательские работы школьников представляют собой одну из наиболее перспективных форм обучения, как в плане подготовки кадров для проведения научно-исследовательских разработок, так и в плане личностного развития выполняющего такую работу школьника. Наиболее перспективными представляются школьные исследования, "подключающие" материал сразу нескольких предметов. В идеале школьнику следует предлагать задачи, в которых он может применить максимальное количество имеющихся у него знаний. В этом случае возрастает мотивация расширения кругозора юного исследователя в процессе работы, пусть при этом и будет преобладать какое-то конкретное направление, соответствующее тому или иному школьному предмету. Более того, в исследовании можно запланировать заранее точки "ветвления", в которых школьник сам сможет выбирать дальнейшее направление своего развития.

Исследовательская работа наиболее значима в осуществлении межпредметных связей, так как это учебно-познавательная, творческая деятельность, решающая сложные проблемы реальной действительности. Все учебные предметы курса начальной школы в той или иной мере могут взаимодействовать в исследовательской работе.

К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:

1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Цель программы:

- обучение  детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем.

-  создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности;

- развитие  познавательной  активности  младших  школьников,  их  творческих  способностей   через  приобщение  к  проектно-  исследовательской  деятельности,   создание условий для    организации   этой  деятельности  и  получения  ее  результатов.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

ü   рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

ü   Целеполагание (ставить и удерживать цели);

ü   Планирование (составлять план своей деятельности);

ü   Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

ü   Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;

ü   Вступление в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Ученик получит возможность научиться:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

Задачи программы:

- формирование  навыков  сотрудничества;

- формирование  навыков    презентации;

- обучение  способам сбора и первичной обработки информации;

- формирование  умений составлять письменный отчёт о работе над проектом;

- формирование  умений  планировать свою работу над проектом;

- формирование  умений давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

-формирование представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;

 - обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

-формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование);

- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

- развитие познавательные потребности и способности, креативность;

- формирование   у  учащихся  стойкой  положительной  мотивации  к  их   проектно-  исследовательской  деятельности;

 - формирование  позитивной  самооценки,  самоуважения;

-  вооружение  школьников теоретическими знаниями  и  специальной  терминологией   основ  проектно-  исследовательской  деятельности.

- формирование   коммуникативной  компетентности  в  сотрудничестве ( умение  вести  диалог,  координировать  свои  действия  при  работе  с самим  собой  и  с  партнерами   по  группе  и  классу,  сопереживать, быть  доброжелательными  и  чуткими, проявлять   социальную  адекватность в  поведении).

- формирование  способности  к  организации  своей  деятельности  и  деятельности  товарищей  в  группе,  классе,  научить  управлять  этой  деятельностью.

- формирование  умения  решать  творческие  и  проблемные  задачи.

               Эффективность, результативность и успех создания проекта проверяется защитой работы. Ведь презентация проекта органично завершает, подытоживает работу и важна как для учащихся, так и для учителя. Именно в презентации заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Именно в процессе презентации ученик получает от сверстников подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. При этом учащиеся учатся понимать и выражать себя, высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию, отмечать удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в команде.

 

3. ОПИСЕНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАВ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

    Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. На проектную деятельность во 2 классе отводится 1 в неделю. Всего 34 учебных недели.

 

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ  СОДЕРЖАНИЯ

 

Формы организации учебного процесса

          Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Проекты отличаются друг от друга: результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

 числом детей:

 — индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

 продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

 числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

-  набором и иерархией ролей;

 - соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

 - необходимостью привлечения взрослых.

          Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

Основные методы и технологии

    Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля:

консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, защита проектных работ.

Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

Каждый ребенок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

К изготавливаемым изделиям можно отнести:

– тематические выставки рисунков, поделок;

– газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

– презентацию

– макеты;

– швейные и кулинарные изделия;

– игрушки.

 

5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Калейдоскоп проектов»

 

В результате изучения курса «Проектная деятельность»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

v   получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

v   обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

v   приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

v   получат возможность осознать своё место в мире; 

v   познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

v   получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

v   Выпускник получит возможность научиться:

v   узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

v   различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

v   оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

v   использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

                 ФГОСы нового  поколения   значительное  внимание  уделяют   метапредметным  и  личностным  образовательным  результатам. 

        Личностные  результаты  должны  отразиться в  сформированности  системы  ценностных  отношений обучающихся  к  себе, другим  участникам  образовательного  процесса, самому  образовательному  процессу  и  его  результатам.  Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

      Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

§    учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

§    ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

§    способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

§    основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

§    чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

§    Выпускник получит возможность для формирования:

§    внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

§    выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

§    устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

§    адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

§    осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

§    эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 Под  метапредметными  результатами   понимаются «  освоеннные  обучающимися на  базе  одного,  нескольких  или  всех учебных  предметов  способы  деятельности».  

       Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

-  Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

 - Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 - Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

 - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

 - Умение находить несколько вариантов решения проблемы

 - Умение устанавливать причинно-следственные связи

 - Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 - Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 - Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

 - Умение выдвигать гипотезы

 

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·     планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·     учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·     оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·     адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·     различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

·                в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·                проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·                самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

v   осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

v   осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

v   строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

v   проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

v   устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

v   строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

v   Выпускник получит возможность научиться:

v   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

v   записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

v   осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

v   осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

v   осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

v   осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

v   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Ø   адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

Ø   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Ø   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Ø   формулировать собственное мнение и позицию;

Ø   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Ø   задавать вопросы;

Ø   использовать речь для регуляции своего действия;

Ø   адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ø   Выпускник получит возможность научиться:

Ø   учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

Ø   учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Ø   понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Ø   аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Ø   задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Ø   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Ø   адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Ø   адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

       Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

-  Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;

 - Создавать рисунки в графическом редакторе;

 - Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;

- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.

Предполагаемая результативность курса

Личностные результаты и универсальные учебные действия

· осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.     определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.            предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Калейдоскоп проектов»

 

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

 

        При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

 

Можно оценивать:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

· степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

· количество новой информации использованной для выполнения проекта;

· степень осмысления использованной информации;

· уровень сложности и степень владения использованными методиками;

· оригинальность идеи, способа решения проблемы;

· осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

· уровень организации и проведения презентации;

· творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

· социальное и прикладное значение полученных результатов.

В данном опыте учителю информатики предлагается следующийметод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации.

 

При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается:

 работа с текстом:

v   оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей;

·                 работа с фоном:

v   присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах;

·                 работа с анимацией:

v   обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации;

·                 система навигации по слайдам:

v   наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами;

·                 работа с эффектами смены слайдов

·                 общее дизайнерское решение презентации.

. При оценивании технологии подачи материала учитывается:

v  формулировка и оформление слайдов доклада;

v   репетиция и приобретение уверенности в презентации;

v   абсолютное владение данной темой;

v   максимальное привлечение внимания аудитории;

v   получение отзывов у аудитории.

 

 

           При работе над проектом учителем составляется примерный план работы.

Ø   Этапы работы          

Ø   Сроки

Ø   Отметка  о выполнении

Ø   Выбор и формулирование темы.               

Ø   Подбор литературы   (не менее 5 — 8 источников).                  

Ø   Отбор и систематизация материала, составление плана.                      

Ø   Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по  данной теме, наблюдение, анкетирование и т.д.).                   

Ø   Работа над проектом (консультации преподавателя):

Ø   Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.

Ø   Определение способов оформления результатов исследования.                     

Ø   Оформление результатов исследования.

Ø   Подготовка доклада, сдача на проверку.             

Ø   Подготовка к защите проекта.                  

Ø   Защита проекта (выступление с докладом)                     

 

Последовательность работы над проектом

Технологический  (творческий) проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

Сделать подарок.

Подготовиться к празднику.

Что-то другое…

Что будем делать?

Обсуждаем и выбираем изделие(-я).

Определяем конструкцию изделия.

Подбираем подходящие материалы.

Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.

Выбираем лучший вариант.

Как делать?

Подбираем технологию выполнения.

Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.

Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).

Изготавливаем изделие.

Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

 

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

Что решили делать и для чего.

Как рождался образ объекта.

Какие проблемы возникали.

Как решались проблемы.

Достигнут ли результат.

 

Вся работа должна удовлетворять критериям проектно-исследовательской деятельности:

· Актуальность выбранного исследования.

· Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

· Умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы.

· Владение автором специальным и научным аппаратом.

· Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

· Практическая и теоретическая значимость исследования.

· Четкость выводов, обобщающих исследование.

· Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Планируемые результаты.

Обучающиеся должны научиться

 

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

Обучающиеся должны уметь:

- выделять объект исследования;

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными        пособиями;

- вести наблюдения окружающего мира;

- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

· Рефлексировать  (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

· Целеполагать  (ставить и удерживать цели);

· Планировать  (составлять план своей деятельности);

· Моделировать  (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

№ п/п

Дата

Тема

Характеристика основных  видов деятельности обучающихся

Кол-во часов

1

 

Игры по теме «Учимся сотрудничеству»

 

Знакомство с правилами игр. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

1

2

 

Игры по теме «Учимся сотрудничеству»

 

Знакомство с правилами игр. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

1

3

 

Формирование понятия «проектная деятельность», Проект? Проект! Какими бывают проекты . Мини-конференция "Как работать над проектом". Проект «Мои первые летние каникулы»

Знакомство с видами проектов, ролью обучающихся и учителя в нем. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

1

4

 

Что такое команда? Как работать в команде? Проект «Мои первые летние каникулы»

 

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

1

5

 

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. Формирование  навыков сотрудничества. Что такое команда? Как работать в команде? Составление рассказов о самых интересных событиях летнего отдыха.

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

1

6

 

Проект «Осень – чудная пора!». Сообщения о приметах осени.

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

7

 

Проект «Осень – чудная пора!». Знакомство с перелетными птицами. Викторина «Перелетные птицы».

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

1

8

 

Проект «Осень – чудная пора!». Составляем узор из осенних листьев.

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

1

9

 

Проект «Осень – чудная пора!». Подбор стихов, пословиц, загадок, поговорок об осени.

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

10

 

Проект «Осень – чудная пора!». Рисунки осенней природы.

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

1

11

 

Проект «Осень – чудная пора!». Работа с пластилином «Дары осени».

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

1

12

 

Проект «Осень – чудная пора!». Коллективное составление осенней сказки.

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

13

 

Защита проекта «Осень – чудная пора!». Презентация.

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

1

14

 

Проект «Мои любимые сказки». Герои сказок в рисунках.

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

15

 

Проект «Мои любимые сказки».  Герои сказок в лепке.

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

1

16

 

Проект «Мои любимые сказки». Изготовление сказочных персонажей и создание костюмов для сказочных героев.

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

17

 

Проект «Мои любимые сказки». Создание собственных сказок.

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

1

18

 

Проект «Мои любимые сказки». Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

19

 

Проект «Мои любимые сказки». Создание презентации. Защита проекта.

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

1

20

 

Проект «Говорящие числа». История создания чисел, их названий. Роль чисел в жизни человека.

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

21

 

Проект «Говорящие числа». Пословицы, поговорки, загадки, сказки  с числами.

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

1

22

 

Проект «Говорящие числа». Лепка различных фигурок с элементами цифр.

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

23

 

Проект «Говорящие числа». Составление сказочной истории из жизни чисел.

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

1

24

 

Проект «Говорящие числа». Составление презентации, защита проекта.

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

 

 

Коллективное исследование "История возникновения игрушек".

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

1

25

 

Исследование на тему "Игрушки в разных странах мира".

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

1

26

 

Экспресс - исследование "Игрушки ХХ_ века".

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

27

 

Игрушки - герои мультфильмов. Рисование.

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

1

28

 

Индивидуальные проекты "Моя любимая игрушка". Изготовление из различных материалов любимых игрушек.

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

29

 

Игрушки будущего. Работа в группах по созданию (рисованию) игрушек будущего.

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

1

30

 

Проект «Мои младшие друзья». Знакомство с особенностями жизни и поведения домашних питомцев. Рассказы учащихся.

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

31

 

Проект «Мои младшие друзья». Рисунки, выставка рисунков по теме.

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

1

32

 

Работа над проектом «Мой поселок"

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

33

 

Презентация проекта (защита)

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

1

34

 

Обобщающее занятие. Подведение итогов. Распределение летних заданий.

Получение опыта работы с информацией. Получение опыта публичного выступления Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

1

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru