Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кибербезопасность". 8 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кибербезопасность". 8 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
docx
информатика
8 кл—9 кл
12.01.2022
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кибербезопасность". 8 класс
Рабочая программа по ВД_Кибербезопасность_8 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

 

 

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждено:

на заседании методического объединения, протокол № __ «___» _______20__ г.

_________________

 

Заместитель директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе

«___»________20__ г.

_____________________

 

приказ от _____________№______________

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»

 

 

 

 

Класс: 8

Учитель: Марченко Татьяна Петровна

Количество часов: всего – 70; в неделю - 2

Планирование составлено на основе: Наместникова М.С., «Информационная безопасность, или на расстоянии одного вируса». 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2019 – 79 с. - (ФГОС. Внеурочная деятельность)

 

 

г. Сургут

                                                                                20__– 20__ учебный год

 

 

Программа внеурочной деятельности «Кибербезопасность» для обучающихся 8-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Кибербезопасность» для обучающихся 8 классов разработана в соответствие с локальными актами МБОУ СОШ №7, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, в актуальной редакции).

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17-12-2010 № 1897, с изменениями и дополнениями, в актуальной редакции).

3.     Концепция развития дополнительного образования, план мероприятий на 2015-2020 годы, утв. распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р.

4.     Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

5.     Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 г. № 338-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования».

6.     Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ").

Содержание и календарно-тематическое планирование рабочей программы внеурочной деятельности курса «Кибербезопасность» для обучающихся 8 классов составлено на основе учебного пособия «Информационная безопасность, или На расстоянии одного вируса. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2019 – 79 с. - (ФГОС. Внеурочная деятельность)». Автор: Наместникова М.С. Данное пособие предназначено для организации внеурочной деятельности школьников 7-9 классов. Пособие знакомит школьников с правилами безопасного общения в сети Интернет, правилами защиты устройств и личной информации. В пособии содержатся разнообразные задания, выполнение которых не только способствует освоению материала курса, но и развивает у обучающихся коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение критически анализировать возникающие ситуации и предложенные задачи, формирует навыки проектно-исследовательской деятельности учащихся.

      Развитие современного информационного общества предполагает внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни человека: культура, образование, медицина, экономика и т.д. Современное общество очень активно использует разные виды ИКТ в своей практической деятельности, что соответствует положительной динамике развития общества в целом, но здесь появляется ряд новых проблем, связанных с безопасностью киберпространства, наличием кибератак, раскрытием персональных данных, утечки важной информации, кибертерроризма. В проекте Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации киберпространство определяется как «сфера деятельности в информационном пространстве, образованная совокупностью Интернета и других телекоммуникационных сетей и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства)», а кибербезопасность – как «совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями». В связи с этим большое значение приобретает проблема формирования культуры безопасного поведения в киберпространстве.

В соответствии со «Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 и рядом других документов, Правительство Российской Федерации ставит перед собой следующие основные цели развития отрасли информационных технологий:

·        обеспечение различных сфер экономики качественными информационными технологиями с целью повышения производительности труда;

·        обеспечение высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан.

Основными задачами по развитию отрасли информационных технологий России являются:

·        развитие человеческого капитала, в том числе за счет развития профильного образования и популяризации профессий отрасли;

·        повышение грамотности населения в области информационных технологий;

·        обеспечение информационной безопасности;

·        развитие широкополосного доступа в сеть "Интернет".

Учитывая выше указанные задачи Правительства РФ формирование культуры безопасного поведения в сети Интернет, социальных сообществах, «облачных» сервисах необходимо начинать при изучении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ». Курс внеурочной деятельности «Кибербезопасность» направлен на решение поставленных задач и является продолжением непрерывного информационного образования в школе, возможностью дополнения учебной программы по информатике вопросами кибербезопасности.

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых для организации безопасного поведения в сети Интернет и безопасности личного информационного пространства.

Задачи программы:

Образовательные:

1.                  Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, поиском информации в сети Интернет;

2.                  Формировать общие представления о существующих киберугрозах, кибератаках и правилах действий при встрече с ними в глобальной сети;

3.                  Формировать умения защитить себя и технические устройства при обнаружении ошибок и заражения вредоносными программами;

4.                  Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и    обобщать полученную информацию, критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Развивающие:

1.                 Развивать компьютерную грамотность, информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;

2.                 Соблюдать нормы информационной этики и права, этикета при работе в сети Интернет,

3.                 Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;

4.                 Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.

Воспитательные:

1.                 Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;

2.               Способствовать формированию и развитию нравственных, этических,  патриотических качеств личности;

3.             Формировать основы культуры умственного труда и взаимодействия с окружающими, ответственного отношения к вопросам безопасности жизнедеятельности;

4.             Популяризировать профессии, связанные с информационными технологиями и безопасностью их применения.

 

Данная программа была разработана с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста (8 класс). В этом возрасте происходит формирование технического и научного типа мышления, навыков исследовательской и проектной деятельности, самостоятельное осмысление межпредметных связей, анализ и сопоставление учебного материала с личным опытом. Содержание теоретического материала учебного курса тесно связано с личной значимостью и практической деятельностью обучающихся.

Программой предусмотрено использование современных учебных материалов, в число которых входят цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные презентации, интерактивные обучающие уроки, видеоуроки, занимательные и развивающие игры, викторины, кроссворды по основным разделам курса внеурочной деятельности, разноуровневые тренировочные и проверочные материалы для организации фронтальной и индивидуальной работы, материально - техническая база мобильного класса. Практические работы в содержании программы возможно использовать в качестве вариативных, индивидуальных практических заданий разного уровня углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

Для анализа результатов деятельности учащихся используются современные оценочные средства. В процессе реализации курса внеурочной деятельности «Кибербезопасность» выделено несколько форм контроля на понимание материала и умение применять знания на практике: тесты на образовательных платформах, рефлексия в ходе занятий, выполнение теоретических и практических упражнений, написание сообщений, проектов, пополнение портфолио по результатам конкурсов и олимпиадам по информационной безопасности. При этом используются следующие методы обучения: объяснение, учебная демонстрация, практические работы, консультации, анкетирование, чтение и анализ научно-популярных статей, посещение тематических онлайн-выставок, организация и проведение мастер-классов, онлайн-курсов. На учебном занятии обучающиеся заполняют рефлексивные листы, которые дают возможность учителю вносить коррективы в содержание учебного материала курса, а обучающемуся отслеживать успешность прохождения курса. На итоговом занятии обучающиеся и учитель подводят результаты по освоению всего курса в целом. В качества зачётной итоговой работы может быть выставка буклетов, выступления обучающихся по актуальным вопросам информационной безопасности с собственными мультимедийными презентациями на ученических мероприятиях.

Данная программа в полной мере способствует активному развитию образовательной среды школы, оказывая влияние и создавая условия для формирования личности в социальном и пространственно-предметном окружении.

 

Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 8 класса, рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения курса:

Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

         В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

- практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

- практическому освоению методов познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

 

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- навыки отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- умение наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.

 

В рамках предметных результатов вопросы информационной безопасности обозначены как:

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- формирование представлений о существующих киберугрозах и правилах действий при встрече с ними в глобальной сети;

- умение защитить себя и технические устройства при обнаружении ошибок и заражения вредоносными программами;

- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

- формирование и развитие учащихся, проявляющих склонности и способности к информатике и ее изучению.

 

Формы организации: практикумы, лекции, семинары, конференции, уроки – «погружения», проекты, деловые игры, мастер-классы.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, практическая работа, проектная деятельность.

 

 

 

 

 

Содержание рабочей программы

 

Раздел 1. Общие сведения о безопасности ПК и Интернета (16 часов)

Как компьютер помогает науке и почему он нуждается в защите. Наука о защите компьютеров. Поиск информации в Интернете. Доступ к разрешен­ной информации - что это такое. Поиск в Интернете. Где Интернет хранит свои данные. Как сохранить в сети найденную информацию. Что такое об­лачные сервисы - безопасны ли они? Поиск документов в сети - все ли найденные данные правдивы и полезны? Как защитить себя от информацион­ной перегрузки. Поиск информации в сети: к чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Виды Интернет-общения. Общение в Интернете - пере­писка, форумы, социальные се­ти. Совместные игры в Интер­нете. Безопасно ли общение в Интернете? Когда появились компьютер и Интернет. Как вместе с Интернетом появились его болезни. Что такое дистанци­онное обучение. Есть ли у него минусы? Что такое компьютерная грамотность Интернет, телефон и космос. Польза и опасности мобильной связи. День системного администратора и день программиста - что это за профессии?

Основные понятия: кибербезопасность, Интернет, программное и аппаратное обеспечение, облачные сервисы, информационная перегрузка, дистанционное обучение, администратор, программист.

Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проектная деятельность

Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 1

 

Раздел 2. Техника безопасности и экология (10 часов)

Из чего сделан компьютер. Архитектура ЭВМ. Уход за компьютером. Гигиена при работе с компьютером. Как загрязняется компьютер. Техника безопасности при работе за компьютером. Режим проветривания. Временные интервалы работы за компьютером. Физическая нагрузка при работе с техникой. Перенапряжение. Усталость. Заболевания при нарушении временного режима работы за компьютером. Компьютер и кровообращение. Воздействие электронных устройств на организм. Воздействие на зрение ЭЛТ, жидкокристаллических, све­тодиодных, монохромных мо­ниторов. Как правильно сидеть за ком­пьютером. Использование электронных устройств при неблагоприят­ных условиях. Вредит ли компьютер экологии (излучения, волны). Воздей­ствие компьютера на зрение и другие органы. Польза и вред компьютерных игр. «Игровая» зависимость. Изменение сознания при «игровой» зависимости. Компьютер и недостаток движения. Компьютер и ЗОЖ. Физическое и психическое здоровье. Профилактика зрения. Виды зрительных упражнений. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях.

Основные понятия: вредный контент, техника безопасности, «игровая» зависимость, излучение, гигиена компьютера, психическое здоровье.

Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проектная деятельность, уроки - «погружения», лекции.

Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 2

 

Раздел 3. Проблемы Интернет-зависимости (16 часов)

Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Аддикция. Интернет-зависимость. Интернет как наркотик. Виртуальное общение. Виды виртуального общения. Кто создаёт способы и площадки виртуального общения.  Социальные сети. История создания социальных сетей. Популяризация социальных сетей. Детские социальные сети. Безопасность личной информации. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Способы распространения негативной информации о Вас и Ваших родственниках. Взломы аккаунтов в социаль­ных сетях. Последствия взломов. Виртуальная личность - что это такое? Зависимость от Интернет-общения в социальных сетях. Психическая зависимость. Нарушения психики. Агрессия. Негативное восприятие мира. Усталость. Нарушение сна. Замкнутость. Развлечения в Интернете. Виды развлечений. Игры: полезные и вредные. Признаки игровой зависимости. Профилактика игровой зависимости. Сетевые игры.

Основные понятия: аддикция, социальная сеть, интернет-зависимость, сетевые игры, интернет-общение.

Формы работы: практикум, лекции, семинары, проектная деятельность.

Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 3.

 

Раздел 4. Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы (12 часов)

Кто и зачем пишет вредоносные программы? Типы вредоносных программ. Воздействие вредоносных программ на работоспособность компьютера. Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Методы безопасного поиска информации в сети Интернет. Как защититься от вредного контен­та. Что такое контент-фильтры. Поиск информации. Что такое поисковые серверы? Как с их помощью защитить себя от нежелательной информации. Родительский контроль. Какие программы для этого существуют. Детские браузеры. Виды детских браузеров. Детские сайты. Популярные браузеры и сайты для детей. Поиск информации. Антивирус. Принципы работы антивирусов. Классификация антивирусных программ. Платные, бесплатные антивирусные программы, демо-версии. Установка и функционирование антивирусных программ. Плюсы и минусы популярных антивирусов.

Основные понятия: компьютерный вирус, программы-боты, антивирусная программа (антивирус), родительский контроль, контент-фильтры, детские браузеры и сайты.

Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проектная деятельность, уроки - «погружения»

Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 4.

 

Раздел 5. Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления (8 часов)

Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация? Данные о себе, родственниках – как и где посмотреть. Мошенничество. Виды киберпреступлений. Вредоносные атаки. Основные принципы воздействия на человека. Психология общения мошенника. Основные правила ведения разговора киберпреступника. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Если вам предлагают бесплатные игры. Если вам предлагают что-то купить. Возможные последствия интернет-обмана. Способы предотвращения интернет-мошенничества. Профилактика безопасности против киберпреступлений.

Основные понятия: киберпреступление, интернет-мошенничество, пароль, логин, аккаунт, бесплатные игры.

Формы работы: практикум, деловая игра, проектная деятельность, лекции.

Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 5.

 

Раздел 6. Сетевой этикет. Психология и сеть (8 часов)

Что такое интернет-этикет? Сетевой этикет. Правила общения в сети Интернет. Компьютерная грамотность. Компьютерный словарный запас. Как вести себя «в гостях» у сетевых друзей. Психология участников интернет-общения. Кто «сидит» по ту сторону монитора. Разные типажи представителей социальных групп. Особенности общения в социальных группах. Помогает ли компьютер стать лучше? Общение в социальных сетях. Этикет в Интернете при работе с проектом в группе. Администратор, модератор – их деятельность и участие в общении виртуальных людей. Кто следит за общением виртуальных людей. Опасность интернет-общения. Урегулирование правовых споров. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Основные выдержки из Закона РФ.

Основные понятия: интернет-этикет, форум, администратор, модератор.

Формы работы: практикум, лекции, семинары.

Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 6.

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

        

Дата занятия

Темы раздела, занятия

Самостоятельная деятельность учащихся

Кол-во часов

Примечание

план

факт

1

 

 

Вводное занятие. Техника безопасности в кабинете информатики

Прохождение тестирования на образовательной платформе РЭШ по теме ИБ:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3066/train/#188582

1

 

2

 

 

Наука о защите компьютеров

Групповая работа: создание мультимедийной презентации по теме «Основы кибербезоасности»

1

 

3

 

 

Что такое кибербезопасность?

Групповая работа: создание мультимедийной презентации по теме «Основы кибербезоасности»

1

 

4

 

 

Особенности поиска безопасной информации в сети Интернет

Прохождение викторины «Безопасный Интернет»

1

 

5

 

 

Доступ к разрешен­ной информации

Подготовка сообщения «Что такое доступ к разрешенной информации?» с использованием Интернет-словаря и справочника

1

 

6

 

 

Поиск документов в сети. Проверка правдивости информации

Индивидуальная работа по карточкам «Поиск информации в сети»

1

 

7

 

 

Переход по вредоносным ссылкам. Причины и последствия

Работа в группах:

создание кроссворда на образовательной платформе OnlinetestPad и разгадывание кроссвордов одноклассников

1

 

8

 

 

Опасная информация в сети

Работа в группах:

создание кроссворда на образовательной платформе OnlinetestPad и разгадывание кроссвордов одноклассников

1

 

9

 

 

Что такое об­лачные сервисы - безопасны ли они?

Создание облачного хранилища Яндекс.Диск

1

 

10

 

 

Виды Интернет-общения

Работа в команде: написание эссе «Портрет пользователя по ту сторону экрана»

1

 

11

 

 

История возникновения компьютерных вирусов

Подготовка сообщения «Удивительные факты о компьютерных вирусах»

1

 

12

 

 

Виды компьютерных вирусов

Создание мультимедиа презентации «Компьютерные вирусы и их виды»

1

 

13

 

 

Дистанционное обучение: плюсы и минусы

Работа со статьёй образовательной платформы Skysmart «Плюсы и минусы дистанционного обучения»

1

 

14

 

 

Компьютерная грамотность в сети Интернет

Оформление информационного школьного стенда по ИБ

1

 

15

 

 

Польза и опасности мобильной связи

Оформление информационного школьного стенда по ИБ

1

 

16

 

 

День системного администратора и день программиста - что это за профессии?

Чтение и анализ научно-популярных статей о профессиях будущего

1

 

17

 

 

Из чего сделан компьютер. Архитектура ЭВМ

Составление интерактивного кроссворда на образовательной платформе OnlineTestPad

1

 

18

 

 

Уход за компьютером. Гигиена при работе с компьютером

Работа с поиском рефератов и сообщений в сети Интернет, составление памятки «Гигиена при работе за компьютером»

1

 

19

 

 

Воздействие электронных устройств на организм

Подготовка сообщения «Вредные и опасные факторы при работе за компьютером»

1

 

20

 

 

Воздействие на зрение ЭЛТ, жидкокристаллических, све­тодиодных, монохромных мо­ниторов

Подготовка презентации «Воздействие компьютера на зрение»

1

 

21

 

 

Как правильно сидеть за ком­пьютером

Составление памятки «Профилактика здоровья при работе за компьютером»

1

 

22

 

 

Использование электронных устройств при неблагоприят­ных условиях

Составление рабочего листа «Техника безопасности при неблагоприятных условиях»

1

 

23

 

 

Вредит ли компьютер экологии (излучения, волны)

Знакомство и анализ исследовательской работы «Вредит ли компьютер окружающей среде?»

1

 

24

 

 

Польза и вред компьютерных игр

Составление сравнительной таблицы «Польза и вред компьютерных игр»

1

 

25

 

 

Компьютер и здоровый образ жизни

Прохождение тестирования на образовательной платформе РЭШ

1

 

26

 

 

Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях

Групповая работа по карточкам. Обсуждение непредвиденных чрезвычайных ситуаций и поиск способов их решения

1

 

27

 

 

Интернет-зависимость. Аддикция

Составление кластера «Причины появления Интернет-зависимости»

1

 

28

 

 

Интернет-зависимость. Интернет-как наркотик

Составление кластера «Причины появления Интернет-зависимости»

1

 

29

 

 

Виртуальное общение. Виды виртуального общения

Выполнение рисунка «Мой виртуальный друг»

1

 

30

 

 

Социальные сети

Написание эссе в текстовом документе на тему «Почему мне нравится «жить» в социальных сетях?»

1

 

31

 

 

История создания социальных сетей

Анализ информации, поиск ответов на вопросы в презентации

1

 

32

 

 

Популяризация социальных сетей

Прохождение викторины «Что я знаю про социальные сети?»

1

 

33

 

 

Детские социальные сети

Знакомство и изучение детских социальных сетей, работа с текстом веб-страницы и гиперссылками

1

 

34

 

 

Безопасность личной информации

Создание списка «Что нельзя сообщать о себе в сети Интернет» в текстовом документе

1

 

35

 

 

Способы распространения негативной информации

Подготовка мультимедийной презентации «Способы распространения негативной информации»

1

 

36

 

 

Взломы аккаунтов в социаль­ных сетях

Подготовка сообщения

1

 

37

 

 

Виртуальная личность - что это такое?

Работа в команде с текстом веб-страницы: обсуждение и выявление главных признаков виртуальной личности

1

 

38

 

 

Зависимость от Интернет-общения в социальных сетях

Создание инструкции «Как вести себя в социальных сетях?»

1

 

39

 

 

Виды психических нарушений как следствие интернет-зависимости

Подготовка командной ролевой игры «Лечение болезни 21 века»

1

 

40

 

 

Развлечения в Интернете. Виды развлечений

Подготовка сообщения «Популярные развлечения в сети Интернет для школьников»

1

 

41

 

 

Игры: полезные и вредные

Написание эссе в текстовом документе на «Моя любимая компьютерная игра и чем она опасна для меня?»

1

 

42

 

 

Признаки игровой зависимости

Групповая работа: создание анкеты для школьника «Есть ли у меня игровая зависимость?»

1

 

43

 

 

Кто и зачем пишет вредоносные программы?

Знакомство с курсом «Безопасность в Интернете» образовательной платформы stepic.org

https://stepik.org/course/191/promo#toc

1

 

44

 

 

Воздействие вредоносных программ на работоспособность компьютера

Изучение курса

https://stepik.org/course/191/promo#toc

1

 

45

 

 

Признаки работы компьютерных вирусов

Изучение курса

https://stepik.org/course/191/promo#toc

1

 

46

 

 

Методы безопасного поиска информации в сети Интернет

Изучение курса

https://stepik.org/course/191/promo#toc

1

 

47

 

 

Что такое контент-фильтры

Поиск информации в Википедии, работа со справочниками и энциклопедиями

1

 

48

 

 

Что такое поисковые серверы? Как с их помощью защитить себя от нежелательной информации

Подготовка мультимедийной презентации «Популярные поисковые серверы»

1

 

49

 

 

Родительский контроль

Написание эссе в текстовом документе на тему «Зачем нужен родительский контроль?»

1

 

50

 

 

Популярные браузеры и сайты для детей

Составление интерактивного кроссворда на образовательной платформе OnlineTestPad

1

 

51

 

 

Антивирусные программы. Принципы работы антивирусов

Чтение и анализ научно-популярной статьи

 

1

 

52

 

 

Классификация антивирусных программ

Создание кроссворда по теме на онлайн-платформе Cross

1

 

53

 

 

Установка и функционирование антивирусных программ

Разработка инструктажа по установке антивирусных программ

1

 

54

 

 

Плюсы и минусы популярных антивирусов

Составление сравнительной таблицы по теме «Какой антивирус самый лучший?»

1

 

55

 

 

Что такое личная информация?

Чтение и анализ правовых статей

 

1

 

56

 

 

Основные принципы воздействия на человека

Чтение и анализ правовых статей

1

 

57

 

 

Мошенничество. Виды киберпреступлений

Групповая работа: создание мультимедиа презентации

1

 

58

 

 

Способы предотвращения интернет-мошенничества

Групповая работа: создание мультимедиа презентации

1

 

59

 

 

Чем опасны онлайн-игры в Интернете

Командная работа: разработка теста-опросника «Чем опасны онлайн-игры в Интернете?»

1

 

60

 

 

Интернет-мошенничество и их виды

Групповая работа: Создание буклета

 

1

 

61

 

 

Вредоносные атаки

Групповая работа: Создание буклета

 

1

 

62

 

 

Профилактика безопасности против киберпреступлений

Составление памятки «Что ты знаешь о киберпреступлениях?»

1

 

63

 

 

Сетевой этикет. Правила общения в сети Интернет

Разработка памятки «Правила общения в сети Интернет»

1

 

64

 

 

Компьютерная грамотность. Компьютерный словарный запас

Поиск компьютерных словарей в сети Интернет, анализ и обсуждение онлайн-справочников

1

 

65

 

 

Психология участников интернет-общения

Участие в мозговом штурме «Психологический портрет участников Интернет-общения»

1

 

66

 

 

Особенности общения в социальных группах

Разработка схемы «Факторы влияния на общение в социальных группах» в графическом редакторе

1

 

67

 

 

Особенности работы администратора и модератора сети Интернет

Разработка сценария ролевой игры «Кто важнее: администратор или модератор?»

1

 

68

 

 

Опасность и угрозы общения в сети Интернет

Работа с индивидуальными карточками, в которых описываются разные ситуации

1

 

69

 

 

Урегулирование правовых споров

Участие в игре «Кто прав?»

1

 

70

 

 

Зачёт (проект) «Мои правила безопасной работы в сети Интернет»

Зачёт (проект) «Мои правила безопасной работы в сети Интернет»

1

 

Список использованной литературы:

1.     Основы кибербезопасности: учебно-методическое пособие. 5—11 классы / С. Н. Вангородский. — М.: Дрофа, 2019. — 238, [1] с. — (Российский учебник).

2.     Баранова Е.К., Бабаш А.В. Основы информационной безопасности: учебник / Е.К. Баранова, А.В. Бабаш. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 202 с. — (Среднее про - фессиональное образование)

3.     Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение.: Издательство: ДМК-Пресс., 2018, 474 с.

4.     Наместникова М.С. Информационная безопасность, или На расстоянии одного вируса. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / М.С. Наместникова. – М.: Просвещение, 2019. – 79 с.: ил. – (Внеурочная деятельность).

5.     Цветкова, М.С. Информационная безопасность. Кибербезопасность. 7–9 классы: учебное пособие /М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. — 2-е изд., пересмотр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020 — 64 с.: ил.

6.     Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность и защита информации. / Шаньгин В.Ф. – ДМК-Пресс, 2017 – 702 с.


 

7.     Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

Программа внеурочной деятельности «Кибербезопасность» для обучающихся 8-х классов

Программа внеурочной деятельности «Кибербезопасность» для обучающихся 8-х классов

Развитие современного информационного общества предполагает внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни человека: культура, образование, медицина, экономика и т

Развитие современного информационного общества предполагает внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни человека: культура, образование, медицина, экономика и т

Информатика и ИКТ». Курс внеурочной деятельности «Кибербезопасность» направлен на решение поставленных задач и является продолжением непрерывного информационного образования в школе, возможностью дополнения учебной программы по…

Информатика и ИКТ». Курс внеурочной деятельности «Кибербезопасность» направлен на решение поставленных задач и является продолжением непрерывного информационного образования в школе, возможностью дополнения учебной программы по…

Данная программа была разработана с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста (8 класс)

Данная программа была разработана с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста (8 класс)

Планируемые результаты освоения курса:

Планируемые результаты освоения курса:

В рамках предметных результатов вопросы информационной безопасности обозначены как: - формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в

В рамках предметных результатов вопросы информационной безопасности обозначены как: - формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы

Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проектная деятельность, уроки - «погружения», лекции

Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проектная деятельность, уроки - «погружения», лекции

Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проектная деятельность, уроки - «погружения»

Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проектная деятельность, уроки - «погружения»

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Виды компьютерных вирусов

Виды компьютерных вирусов

Интернет-зависимость. АддикцияСоставление кластера «Причины появления

Интернет-зависимость. АддикцияСоставление кластера «Причины появления

https://stepik.org/course/191/promo#toc 1

https://stepik.org/course/191/promo#toc 1

Интернет-мошенничество и их виды

Интернет-мошенничество и их виды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2022