Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов и группы «Развитие»
протокол № 1 от 27.08.2018 г. |
Утверждена педагогическим советом школы
протокол № 1 от 31.08.2018 г.
|
«Утверждаю»_________
Директор школы Н. И. Самодуров
приказ № 45 от 01.09.2018 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
клуба «Азбука Воронежского края»
духовно-нравственного направления
для 2-4 класса
на 2018-2019 учебный год
Количество недельных часов 1 Количество часов в год 34
Составитель: учитель начальных классов
Цопова Ольга Владимировна
с. Чесменка
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. с внесенными изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010 г. и № 2357 от 22.09.2011 г., № 1060 от 18.12.2012, № 1576 от 31.12. 2015
- Примерная основная образовательная программа НОО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 08.04.2015 г.
Источник программы, автор:
Настоящая программа курса разработана на основе Примерной авторской программы С.А. Болотовой, кружка «Юный краевед» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, С.А.Болотова – Волгоград: Учитель, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Клуб «Азбука Воронежского края» для учащихся 2-4 класса духовно-нравственного направления имеет краеведческую направленность. Содержание познавательного блока занятий составляют сведения об изучении родного края, природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения, об охраняемых памятниках культуры и природы, об отношениях людей к знанию истории своего родного края. Процесс изучения особенностей родного края связывается с формированием определенных знаний и умений по краеведению.
Усвоение младшими школьниками элементарных краеведческих представлений, знаний и умений необходимо для применения их в различных видах деятельности: познавательной, коммуникативной, трудовой и других.
Занятия строятся таким образом, что знания детей об истории развития и создания своей малой Родины расширяются и углубляются от темы к теме. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными участниками некоторых исторических событий и защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.
Один из важнейших принципов программы является краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические и социальные проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация об исторических фактах родного села. В клубе создаются благоприятные условия, позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания. Н а занятиях детям будут представлены материалы о малой родинев игровой форме , через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Воронежского края.
В целом курс «Азбука Воронежского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Формы организации учебных занятий:
· Программа предусматривает проведение групповых практических и обобщающих занятий, бесед, занятия в классе и в природе, проектную деятельность, занятий в игровой форме, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии, занятия в музее школы, в парке, заседания «Клуба знатоков», знакомство с географической картой Воронежского края, составление памяток, защита проектов, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диафильмов, встречи с участниками исторических событий, сбор материала для школьного музея.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные
Метапредметными результатами изучения данного курса являются:
-овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Обучающиеся должны уметь:
- определять значимость социальных и экологических проблем;
- характеризовать и анализировать разные проблемы;
- работать с различными источниками информации;
- высказывать собственные суждения по проблеме;
- изучать и анализировать мнения других людей;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- доказывать, уникальность и красоту каждого исторического объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование темы |
всего |
Количество часов |
Формы контроля, сроки |
||||||
в том числе на формы обучения |
||||||||||
экскурсии |
конкурс |
Просмотр фильмов,презентаций |
Урок-путешествие |
Игры, викторины |
Проект |
Беседа |
||||
1 |
Мир природы |
12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
4 |
|
2 |
Мир истории |
12 |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
2 |
2 |
У-21,25 |
3 |
Мир культуры |
10 |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
У-29 |
|
Итого |
34 |
6 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Большая энциклопедия мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
2.Все обо всем.– М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001
3.Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
4.Королева А.В. "Краеведение для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
5.Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.)
6.Молодова Л.П. "Игровые историко-краеведческие занятия с детьми”
7.Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
8.Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
9.Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
10.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1999.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Глобус.
Иллюстрации.
Таблицы:
Грибы.
Деревья.
Животные.
Карта Воронежской области.
Компакт- диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки природоведения.
Природа-М., «Кирилл и Мефодий»2009.
Цифровые ресурсы сети и Интернет портала «Сеть творческих учителей»
http//it-n/ru сайта ИД «Первое сентября».
Подпись учителя__________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование темы занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
по плану |
по факту |
|||
|
Мир природы |
12 |
|
|
1 |
Вводное занятие. Мир вокруг. |
1 |
|
|
2 |
Беседа «Природные особенности Воронежского края». |
1 |
|
|
3 |
Просмотр слайд-шоу «Заповедники нашего края» |
1 |
|
|
4 |
Урок-путешествие «Хреновской бор». |
1 |
|
|
5 |
Беседа – размышление «Могут ли жить люди без природы?» |
1 |
|
|
6 |
Экскурсия в исторический парк с. Чесменка |
1 |
|
|
7 |
Творческая мастерская «Поделки из природного материала» |
1 |
|
|
8 |
Клуб почемучек « «Что таят в себе недра Земли? Полезные ископаемые Воронежской области.» |
1 |
|
|
9 |
Игра «Узнай меня!» Грибы лесов нашего края. |
1 |
|
|
10 |
Игра-викторина «Что за реки текут в Воронежской области?» |
1 |
|
|
11 |
Беседа «Бобр-символ нашего края.» |
1 |
|
|
12 |
Конкурс на лучшую придуманную истрию «Я люблю свою землю» |
1 |
|
|
Мир истории |
12 |
|
|
|
13 |
Беседа «Знакомство с историческим прошлым нашего села» |
1 |
|
|
14 |
Беседа «Наши предки». |
1 |
|
|
15 |
«Экскурсия в школьный музей |
1 |
|
|
16 |
Заочное путешествие «Города Воронежской области.» |
1 |
|
|
17 |
Просмотр презентации с обсуждением «Герб и флаг нашей области». |
1 |
|
|
18 |
Путешествие в прошлое «История создания нашего парка.» |
1 |
|
|
19 |
Военное прошлое нашего края. |
1 |
|
|
20 |
Экскурсия к памятнику «Славы» с. Чесменка |
1 |
|
|
21 |
Мини-проект «Моя малая Родина» |
1 |
|
|
22 |
Наши земляки, участники ВО войны. |
1 |
|
|
23 |
Учимся составлять родословное древо. |
1 |
|
|
24 |
Проект «Моя родословная» |
1 |
|
|
Мир культуры |
10 |
|
|
|
25 |
Экскурсия в школьный музей. « Предметы быта». |
1 |
|
|
26 |
Беседа «Как одевались в старину.» |
1 |
|
|
27 |
Беседа «Что ели наши предки.» |
1 |
|
|
28 |
Игры и Праздники наших предков. Практ. Занятие. |
1 |
|
|
29 |
Проект «Игры наших бабушек» |
1 |
|
|
30 |
Просмотр диафильма «Письменность на руси». |
1 |
|
|
31 |
История храма Михаила Архангела. Экскурсия в храм. |
1 |
|
|
32 |
Беседа «Культура нашего края сегодня.» |
1 |
|
|
33 |
Экскурсия на предприятия нашего села «Почта» |
1 |
|
|
34 |
Конкурс «Наши лучшие презентации» |
1 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.