ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 8»
«Рассмотрено» |
«Согласовано» |
«Утверждаю» |
МО начальных классов |
Заместитель директора по УВР |
Директор школы № 8 |
Протокол № ……… |
_____________ Денщикова Н.В. |
___________ Мальцева В.А. |
«___» августа 2024 г. |
«___» августа 2024 г. |
«___» августа 2024 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мир логики»
учителя, работающего по федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составитель:
Березина И.Н.,
учитель начальных классов
Курган
2024
Пояснительная записка
Программа «Мир логики» предусматривает реализацию ФГОС специального образования, который предполагает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. Обучающихся с нарушениями интеллекта отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности; речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти обучающиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.
Самые большие возможности для развития учащихся дает игровая деятельность. Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, моторика и эмоциональное состояние учащегося. «Игра - первая школа общественного воспитания ребенка», - так охарактеризовал ее JI.C. Выготский.
И сегодня остаются верными слова С. JI. Рубинштейна: «Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем, необходимая. Невольно чаруя и привлекай к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли» (Рубинштейн С. Л., 1940: с.492). Для детей с нарушениями интеллекта игра является не только возможностью социального взросления, но и средством познания окружающего мира.
Цель программы: коррекция познавательной сферы обучающихся с ментальными нарушениями.
Задачи:
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;
- формирование умственного плана действий и речевых функций;
- развитие произвольности психической деятельности.
Программа «Мир логики» направлена на компенсацию выявленных нарушений у обучающихся с ментальными нарушениями, разделена на 4 основных блока:
1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- формирование развернутой монологической и диалогической речи; умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
- расширение словарного запаса.
3. Развитие произвольности психической деятельности:
- умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;
- произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;
- произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
4. Развитие пространственных представлений:
- формирование умений различать геометрические формы;
- усвоение учащимися понятия величины;
- ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;
- овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;
- совершенствование координаций движений в пространстве;
- формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.
В данный курс включены игры и упражнения, направленные на развитие у детей логического мышления, внимания, всех видов памяти, скорости мышления, обогащение словарного запаса.
Предлагаемые задания позволяют научить детей выполнять такие мыслительные операции, как:
- сравнение
- выделение существенных признаков
- обобщение
- классификация
- определение отношений «вид - род»
- анализ – синтез.
Все задания в каждой теме расположены так, что степень их сложности возрастает.
Схема построения коррекционно-развивающего занятия
1. Введение в занятие.
2. Основное содержание занятия.
3. Заключительный этап занятия.
Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия, которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.
Дети встают в круг, подают друг другу руки, проговаривая по слогам «Здравствуйте».
Следующее обязательное упражнение – «Новости» - включает в себя ряд очень важных моментов: дети, во-первых, обмениваются информацией о событиях, происшедших с ними за последнее время; во-вторых, вспоминают содержание прошлого занятия и, в-третьих, оценивают в баллах свое настроение.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра «Ладошки», которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.
Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг; затем, проговаривая по слогам «До свидания», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Название игры |
Содержание |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
«Геометрические тела» |
- Распознавать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии, отрезок, луч, угол. - Различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и пространственные (объемные) фигуры (конус, пирамида, шар, цилиндр, куб, параллелепипед,), уметь соотносить с предметами окружающего мира. - Классифицировать: многоугольники, треугольники, геометрические фигуры, геометрические тела. |
6 |
02.09 06.09 09.09 13.09 27.02.25 03.03
|
2 |
«Геометрические тела» |
- Различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и пространственные (объемные) фигуры (конус, пирамида, шар, цилиндр, куб, параллелепипед,), уметь соотносить с предметами окружающего мира. - Изучить форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения геометрических тел и передачу их объема с помощью светотеневых отношений. - нарисовать геометрическую объемную фигуру куб, параллелепипед (дом объемный рисунок) |
2 |
16.09 07.03.25 |
3 |
«Фрукт или овощ» |
- Различать овощи и фрукты, знать название. - Знать о месте произрастания фруктов и овощей, их полезных свойствах, уметь составить короткий рассказ, описание. - Уметь рассказать о пользе фруктов и овощей для человека, о способе употребления в пищу. |
6 |
20.09 23.09 27.09 30.09 10.03.25 21.04 |
4 |
«Оранжерея» |
- Различать растения по внешнему виду, знать название. - Знать о месте произрастания растения, их полезных свойствах, уметь составить короткий рассказ, описание. - Уметь рассказать о пользе растения для человека, о способе использования растения человеком. |
6 |
04.10 07.10 11.10 14.10 14.03.25 25.04 |
5 |
«Вам в подарочек цветок!» |
- Различать цветы по внешнему виду, знать название. - Знать о месте произрастания цветов, их полезных свойствах, уметь составить короткий рассказ, описание. - Уметь рассказать о пользе цветка для человека, о способе использования цветка человеком. |
6 |
18.10 21.10 25.10 08.11 17.03.25 28.04 |
6 |
«Съедобное - несъедобное» |
- Различать растения по внешнему виду, знать название. - Знать о месте произрастания растения, их полезных свойствах, уметь составить короткий рассказ, описание. - Уметь рассказать о пользе растения для человека, о способе использования растения человеком. |
6 |
11.11 15.11 18.11 22.11 21.03.25 05.05 |
7 |
«Угадай животное» |
- Знать об особенностях внешнего вида, повадках животных, насекомых, рыб и их приспособлении к среде обитания. - Уметь логично, последовательно и четко описывать животное, насекомое, рыбу и место обитания. |
6 |
25.11 29.11 02.12 06.12 31.03.25 12.05 |
8 |
«Да-нет-ки» |
- Знать об особенностях внешнего вида, повадках животных, насекомых, рыб и их приспособлении к среде обитания. - Уметь логично, последовательно и четко задавать вопросы. - Уметь использовать разнообразные реплики во время общения. |
6 |
09.12 13.12 16.12 20.12 04.04.25 16.05 |
9 |
«Художник» |
- Знать об особенностях внешнего вида, повадках животных, насекомых, рыб и их приспособлении к среде обитания. - Уметь выделять основные, легкоузнаваемые признаки внешнего вида животных, насекомых, рыб. - Уметь схематически рисовать животных, насекомых, рыб. |
6 |
23.12 27.12 10.01.25 13.01 07.04 19.05 |
10 |
«Загадки» |
- Уметь выделять характерные признаки животных, растений, предметов. - Уметь внимательно слушать загадку. - Уметь рассуждать используя слова, обозначающие= качества растений, предметов и действия животных. |
6 |
17.01 20.01 24.01 27.01 11.04 23.05 |
11 |
«Ребусы» |
- Знакомство с понятием «Ребусы». - Изучение правил и приемов составления ребусов. - Изучение алгоритма разгадывания ребусов. - Разгадывание элементарных ребусов. |
6 |
31.01 03.02 07.02 10.02 14.04 26.05 |
12 |
«Головоломки» |
- Знакомство с понятием «Головоломка». - Изучение правил и приемов составления головоломок. - Изучение алгоритма разгадывания головоломок. - Разгадывание элементарных головоломок. |
6 |
14.02 17.02 21.02 24.02 18.04 28.05 |
|
|
Всего |
68 |
|
Ожидаемые результаты:
Уметь анализировать, сравнивать
Находить существенные признаки предметов
Уметь устанавливать родовидовые отношения
Уметь решать логические задачи разных видов
Находить закономерности в расположении фигур
Игра «Ладошки»
В парах сесть, закрыть глаза. По команде руки: находят друг друга. Знакомятся, проявляют симпатию, потанцуют, подерутся, попрощаются.
Игра «Геометрические тела»
Цель:
Развитие усидчивости, сосредоточенности, внимания, последовательности рассуждений и действий, умения анализировать.
Задачи научиться:
- Распознавать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии, отрезок, луч, угол.
- Различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и пространственные (объемные) фигуры (конус, пирамида, шар, цилиндр, куб, параллелепипед,), уметь соотносить с предметами окружающего мира.
- Классифицировать: многоугольники, треугольники, геометрические фигуры, геометрические тела.
- Применять набор в целях освоения принципов рисунка, его технического и графического исполнения, используя простые формы геометрических тел.
Игра «Фрукт или овощ».
Цель:
- Ознакомление детей с миром растений, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.
Задачи игры:
- Закреплять и уточнять знания детей об овощах и фруктах.
- Закреплять умение различать овощи и фрукты.
- Активизировать знания детей о местах произрастания фруктов и овощей, их полезных свойствах.
- Развивать память, мышление, внимание, устную речь.
- Уточнить представление о пользе фруктов для здоровья человека.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать старательность при выполнении заданий.
Игра «Оранжерея»
Цель:
- Ознакомление детей с миром растений, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.
Задачи игры:
- Закреплять и уточнять знания детей о растениях.
- Закреплять умение различать растения по внешнему виду.
- Активизировать знания детей о местах произрастания растений, их полезных свойствах.
- Развивать память, мышление, внимание, устную речь.
- Уточнить представление о пользе растений для человека.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать старательность при выполнении заданий.
Игра «Вам в подарочек цветок!»
Цель:
- Ознакомление детей с миром растений, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.
Задачи игры:
- Закреплять и уточнять знания детей о цветах.
- Закреплять умение различать цветы по внешнему виду.
- Активизировать знания детей о местах произрастания цветов, их полезных свойствах.
- Развивать память, мышление, внимание, устную речь.
- Уточнить представление о пользе цветов для человека.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать старательность при выполнении заданий.
Игра «Съедобное - несъедобное»
Цель:
- Ознакомление детей с миром растений, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.
Задачи игры:
- Закреплять и уточнять знания детей о мире растений.
- Закреплять умение различать растения по внешнему виду.
- Активизировать знания детей о местах произрастания цветов, их полезных свойствах.
- Развивать память, мышление, внимание, устную речь, логическое мышление.
- Уточнить представление о съедобных и несъедобных растениях.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать старательность при выполнении заданий.
Игра «Угадай животное»
Цель:
- Ознакомление детей с животным миром, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.
Задачи игры:
- Закреплять и уточнять знания детей о живой природе.
- Расширить знания об особенностях внешнего вида, повадках животных и их приспособлении к среде обитания.
- Формировать чувства ответственности за всё живое, что нас окружает.
- Развивать коллективные и творческие способности, воображение.
- Развивать умение логично, последовательно и четко описывать животное и место обитания.
- Воспитывать доброжелательность друг к другу.
Игра «Да-нет-ки»
Цель:
- Ознакомление детей с животным миром, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.
Задачи игры:
- Закреплять и уточнять знания детей о живой природе.
- Расширить знания об особенностях внешнего вида, повадках животных и их приспособлении к среде обитания.
- Формировать чувства ответственности за всё живое, что нас окружает.
- Развивать коллективные и творческие способности, воображение.
- Развивать умение логично, последовательно и четко задавать вопросы.
- Развивать умение использовать разнообразные реплики во время общения.
- Воспитывать доброжелательность друг к другу.
Игра «Художник»
Задачи игры:
- Закреплять и уточнять знания детей о живой природе.
- Расширить знания об особенностях внешнего вида, повадках животных и их приспособлении к среде обитания.
- Формировать чувства ответственности за всё живое, что нас окружает.
- Развивать коллективные и творческие способности, воображение.
- Развивать умение выделять основные, легкоузнаваемые признаки внешнего вида животных.
- Развивать умение схематически рисовать животных.
- Развивать умение использовать разнообразные реплики во время общения.
- Воспитывать доброжелательность друг к другу.
Игра «Ребусы»
Цель:
Научить детей решать ребусы.
Задачи:
- Дать понятие «ребус», познакомить с правилами и приёмами, которые употребляются при их составлении.
- Выучить алгоритм решения ребусов.
- Развивать умения пользоваться логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация;
- Умение вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления;
- Умение развивать концентрацию внимания.
- Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески мыслить.
- Отработать умения решать ребусы.
1 Основные правила решения ребусов:
- Запятая внизу или вверху перед картинкой значит, что от названия изображенного предмета
надо отбросить одну букву в начале. Соответственно, видим две запятые – отбрасываем две первые буквы. Эти значки встречаются очень часто.
2 Что значит перевернутая запятая в начале или конце?
- Правила для перевернутых запятых, аналогичны правилам для обычных запятых (смотри предыдущий пункт).
3 Что означают зачеркнутые и дописанные буквы?
- Зачеркнутая буква на картинке значит, что из названия нарисованного предмета ее нужно исключить (и добавить другую, если она указана). Дописанная слева или справа от картинки – надо добавить ее, к слову, в начале и в конце
4 Что означают цифры в ребусах?
- Цифры могут иметь два значения. Они стоят над словом? Чтобы отгадать ответ, надо переставить буквы с места на место в обозначенном порядке. Название цифры может быть частью слова (часто используют «сто», «пять»). Зачеркнутая цифра значит, что из слова нужно исключить букву с таким порядковым номером. Следует помнить, что некоторые цифры, так же, как и предметы, могут иметь несколько названий (единица – «кол», «раз», «один»).
5 Что означает плюс, знак «равно»?
- Если между словами (символами) стоит знак «плюс», значит, их надо добавить друг к дружке. Иногда «+» значит предлог «к», нужное выбирается по смыслу. Знак «равно» (например, А=К) говорит о том, что все буквы «А» в слове следует заменить на буквы «К».
6 Вертикальная или горизонтальная черта в заданиях?
- Горизонтальная черта значит одновременно «под», «по», «над» и «на» в зависимости от контекста. Используется с буквами или картинками, когда одна часть нарисована ниже черты, другая – выше. Иногда обозначает дробь (половину чего-либо, то есть «пол-»).
7 Расположение букв на картинке и предлоги
- Важно посмотреть на взаиморасположение букв. Если они размещены одна в другой, значит, к их названиям добавляется предлог «в». Одна буква нарисована за другой – имеется в виду предлог «за» или «перед».
8 Предмет на картинке нарисован вверх ногами?
- Чтобы получить ответ, надо прочитать слово наоборот.
Игра «Головоломки»
Цель:
Развитие творческих умственных способностей.
Задачи:
- Формирование у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
- Развивать умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес.
- Развивать воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно- моторную координацию.
Игра «Загадки»
Цель:
Обучить детей отгадыванию и загадыванию загадок.
Задачи:
- Уточнить представления детей о загадках.
- Учить отгадывать и загадывать описательные загадки.
- Закреплять знания о характерных признаках животных, растений, предметов.
- Воспитывать любовь, уважение к окружающему миру.
- Воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать.
- Закреплять в речи использование слов, обозначающих качества растений, предметов и действия животных.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.