Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики»

  • docx
  • 15.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель программы: коррекция познавательной сферы обучающихся с ментальными нарушениями.
Иконка файла материала Мир логики.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 8»

 

 

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

МО начальных классов

Заместитель директора по УВР

Директор школы № 8

Протокол № ………

_____________ Денщикова Н.В.

___________ Мальцева В.А.

«___» августа 2024 г.

«___» августа 2024 г.

«___» августа 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 

«Мир логики»

учителя, работающего по федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Березина И.Н.,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган

2024

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа «Мир логики» предусматривает реализацию ФГОС специального образования, который предполагает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. Обучающихся с нарушениями интеллекта отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности; речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти обучающиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Самые большие возможности для развития учащихся дает игровая деятельность. Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, моторика и эмоциональное состояние учащегося. «Игра - первая школа общественного воспитания ребенка», - так охарактеризовал ее JI.C. Выготский.

И сегодня остаются верными слова С. JI. Рубинштейна: «Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем, необходимая. Невольно чаруя и привлекай к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли» (Рубинштейн С. Л., 1940: с.492). Для детей с нарушениями интеллекта игра является не только возможностью социального взросления, но и средством познания окружающего мира.

Цель программы: коррекция познавательной сферы обучающихся с ментальными нарушениями.

Задачи:

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;

- формирование умственного плана действий и речевых функций;

- развитие произвольности психической деятельности.

Программа «Мир логики» направлена на компенсацию выявленных нарушений у обучающихся с ментальными нарушениями, разделена на 4 основных блока:

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

- становление умения владеть средствами общения;

- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

- формирование коллективного обсуждения заданий;

- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

- формирование развернутой монологической и диалогической речи; умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

- расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности психической деятельности:

- умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;

- произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;

- произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);

- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

4. Развитие пространственных представлений:

- формирование умений различать геометрические формы;

- усвоение учащимися понятия величины;

- ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;

- овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;

- совершенствование координаций движений в пространстве;

- формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.

В данный курс включены игры и упражнения, направленные на развитие у детей логического мышления, внимания, всех видов памяти, скорости мышления, обогащение словарного запаса.

Предлагаемые задания позволяют научить детей выполнять такие мыслительные операции, как:

- сравнение

- выделение существенных признаков

- обобщение

- классификация

- определение отношений «вид - род»

- анализ – синтез.

Все задания в каждой теме расположены так, что степень их сложности возрастает.

Схема построения коррекционно-развивающего занятия

1. Введение в занятие.

2. Основное содержание занятия.

3. Заключительный этап занятия.

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия, которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.

Дети встают в круг, подают друг другу руки, проговаривая по слогам «Здравствуйте».

Следующее обязательное упражнение – «Новости» - включает в себя ряд очень важных моментов: дети, во-первых, обмениваются информацией о событиях, происшедших с ними за последнее время; во-вторых, вспоминают содержание прошлого занятия и, в-третьих, оценивают в баллах свое настроение.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра «Ладошки», которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.

Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг; затем, проговаривая по слогам «До свидания», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.

 

Календарно - тематическое планирование

 

Название игры

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

«Геометрические тела»

- Распознавать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии, отрезок, луч, угол.

- Различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и пространственные (объемные) фигуры (конус, пирамида, шар, цилиндр, куб, параллелепипед,), уметь соотносить с предметами окружающего мира.

- Классифицировать: многоугольники, треугольники, геометрические фигуры, геометрические тела.

6

02.09

06.09

09.09

13.09

27.02.25

03.03

 

2

«Геометрические тела»

- Различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и пространственные (объемные) фигуры (конус, пирамида, шар, цилиндр, куб, параллелепипед,), уметь соотносить с предметами окружающего мира.

- Изучить форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения геометрических тел и передачу их объема с помощью светотеневых отношений.

- нарисовать геометрическую объемную фигуру куб, параллелепипед (дом объемный рисунок)

2

16.09

07.03.25

3

«Фрукт или овощ»

- Различать овощи и фрукты, знать название.

- Знать о месте произрастания фруктов и овощей, их полезных свойствах, уметь составить короткий рассказ, описание.

- Уметь рассказать о пользе фруктов и овощей для человека, о способе употребления в пищу.

6

20.09

23.09

27.09

30.09

10.03.25

21.04

4

«Оранжерея»

- Различать растения по внешнему виду, знать название.

- Знать о месте произрастания растения, их полезных свойствах, уметь составить короткий рассказ, описание.

- Уметь рассказать о пользе растения для человека, о способе использования растения человеком.

6

04.10

07.10

11.10

14.10

14.03.25

25.04

5

«Вам в подарочек цветок!»

- Различать цветы по внешнему виду, знать название.

- Знать о месте произрастания цветов, их полезных свойствах, уметь составить короткий рассказ, описание.

- Уметь рассказать о пользе цветка для человека, о способе использования цветка человеком.

6

18.10

21.10

25.10

08.11

17.03.25

28.04

6

«Съедобное - несъедобное»

- Различать растения по внешнему виду, знать название.

- Знать о месте произрастания растения, их полезных свойствах, уметь составить короткий рассказ, описание.

- Уметь рассказать о пользе растения для человека, о способе использования растения человеком.

6

11.11

15.11

18.11

22.11

21.03.25

05.05

7

«Угадай животное»

- Знать об особенностях внешнего вида, повадках животных, насекомых, рыб и их приспособлении к среде обитания.

- Уметь логично, последовательно и четко описывать животное, насекомое, рыбу и место обитания.

6

25.11

29.11

02.12

06.12

31.03.25

12.05

8

«Да-нет-ки»

- Знать об особенностях внешнего вида, повадках животных, насекомых, рыб и их приспособлении к среде обитания.

- Уметь логично, последовательно и четко задавать вопросы.

- Уметь использовать разнообразные реплики во время общения.

6

09.12

13.12

16.12

20.12

04.04.25

16.05

9

«Художник»

- Знать об особенностях внешнего вида, повадках животных, насекомых, рыб и их приспособлении к среде обитания.

- Уметь выделять основные, легкоузнаваемые признаки внешнего вида животных, насекомых, рыб.

- Уметь схематически рисовать животных, насекомых, рыб.

6

23.12

27.12

10.01.25

13.01

07.04

19.05

10

«Загадки»

- Уметь выделять характерные признаки животных, растений, предметов.

- Уметь внимательно слушать загадку.

- Уметь рассуждать используя слова, обозначающие= качества растений, предметов и действия животных.

6

17.01

20.01

24.01

27.01

11.04

23.05

11

«Ребусы»

- Знакомство с понятием «Ребусы».

- Изучение правил и приемов составления ребусов.

- Изучение алгоритма разгадывания ребусов.

- Разгадывание элементарных ребусов.

6

31.01

03.02

07.02

10.02

14.04

26.05

12

«Головоломки»

- Знакомство с понятием «Головоломка».

- Изучение правил и приемов составления головоломок.

- Изучение алгоритма разгадывания головоломок.

- Разгадывание элементарных головоломок.

6

14.02

17.02

21.02

24.02

18.04

28.05

 

 

Всего

68

 

 

Ожидаемые результаты:

Уметь анализировать, сравнивать

Находить существенные признаки предметов

Уметь устанавливать родовидовые отношения

Уметь решать логические задачи разных видов

Находить закономерности в расположении фигур

 

Игра «Ладошки»

В парах сесть, закрыть глаза. По команде руки: находят друг друга. Знакомятся, проявляют симпатию, потанцуют, подерутся, попрощаются.

 

Игра «Геометрические тела»

Цель:

Развитие усидчивости, сосредоточенности, внимания, последовательности рассуждений и действий, умения анализировать.

Задачи научиться:

- Распознавать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии, отрезок, луч, угол.

- Различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и пространственные (объемные) фигуры (конус, пирамида, шар, цилиндр, куб, параллелепипед,), уметь соотносить с предметами окружающего мира.

- Классифицировать: многоугольники, треугольники, геометрические фигуры, геометрические тела.

- Применять набор в целях освоения принципов рисунка, его технического и графического исполнения, используя простые формы геометрических тел.

 

Игра «Фрукт или овощ».

Цель:

- Ознакомление детей с миром растений, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.

Задачи игры:

- Закреплять и уточнять знания детей об овощах и фруктах.

- Закреплять умение различать овощи и фрукты.

- Активизировать знания детей о местах произрастания фруктов и овощей, их полезных свойствах.

- Развивать память, мышление, внимание, устную речь.

- Уточнить представление о пользе фруктов для здоровья человека.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать старательность при выполнении заданий.

 

Игра «Оранжерея»

Цель:

- Ознакомление детей с миром растений, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.

Задачи игры:

- Закреплять и уточнять знания детей о растениях.

- Закреплять умение различать растения по внешнему виду.

- Активизировать знания детей о местах произрастания растений, их полезных свойствах.

- Развивать память, мышление, внимание, устную речь.

- Уточнить представление о пользе растений для человека.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать старательность при выполнении заданий.

 

Игра «Вам в подарочек цветок!»

Цель:

- Ознакомление детей с миром растений, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.

Задачи игры:

- Закреплять и уточнять знания детей о цветах.

- Закреплять умение различать цветы по внешнему виду.

- Активизировать знания детей о местах произрастания цветов, их полезных свойствах.

- Развивать память, мышление, внимание, устную речь.

- Уточнить представление о пользе цветов для человека.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать старательность при выполнении заданий.

 

 

 

Игра «Съедобное - несъедобное»

Цель:

- Ознакомление детей с миром растений, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.

Задачи игры:

- Закреплять и уточнять знания детей о мире растений.

- Закреплять умение различать растения по внешнему виду.

- Активизировать знания детей о местах произрастания цветов, их полезных свойствах.

- Развивать память, мышление, внимание, устную речь, логическое мышление.

- Уточнить представление о съедобных и несъедобных растениях.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать старательность при выполнении заданий.

 

Игра «Угадай животное»

Цель:

- Ознакомление детей с животным миром, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.

Задачи игры:

- Закреплять и уточнять знания детей о живой природе.

- Расширить знания об особенностях внешнего вида, повадках животных и их приспособлении к среде обитания.

- Формировать чувства ответственности за всё живое, что нас окружает.

- Развивать коллективные и творческие способности, воображение.

- Развивать умение логично, последовательно и четко описывать животное и место обитания.

- Воспитывать доброжелательность друг к другу.

 

Игра «Да-нет-ки»

Цель:

- Ознакомление детей с животным миром, развитие речи, внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса.

Задачи игры:

- Закреплять и уточнять знания детей о живой природе.

- Расширить знания об особенностях внешнего вида, повадках животных и их приспособлении к среде обитания.

- Формировать чувства ответственности за всё живое, что нас окружает.

- Развивать коллективные и творческие способности, воображение.

- Развивать умение логично, последовательно и четко задавать вопросы.

- Развивать умение использовать разнообразные реплики во время общения.

- Воспитывать доброжелательность друг к другу.

 

Игра «Художник»

Задачи игры:

- Закреплять и уточнять знания детей о живой природе.

- Расширить знания об особенностях внешнего вида, повадках животных и их приспособлении к среде обитания.

- Формировать чувства ответственности за всё живое, что нас окружает.

- Развивать коллективные и творческие способности, воображение.

- Развивать умение выделять основные, легкоузнаваемые признаки внешнего вида животных.

- Развивать умение схематически рисовать животных.

- Развивать умение использовать разнообразные реплики во время общения.

- Воспитывать доброжелательность друг к другу.

 

Игра «Ребусы»

Цель:

Научить детей решать ребусы.

Задачи:

- Дать понятие «ребус», познакомить с правилами и приёмами, которые употребляются при их составлении.

- Выучить алгоритм решения ребусов.

- Развивать умения пользоваться логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация;

- Умение вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления;

- Умение развивать концентрацию внимания.

- Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески мыслить.

- Отработать умения решать ребусы.

1 Основные правила решения ребусов:

- Запятая внизу или вверху перед картинкой значит, что от названия изображенного предмета

надо отбросить одну букву в начале. Соответственно, видим две запятые – отбрасываем две первые буквы. Эти значки встречаются очень часто.

2 Что значит перевернутая запятая в начале или конце?

- Правила для перевернутых запятых, аналогичны правилам для обычных запятых (смотри предыдущий пункт).

3 Что означают зачеркнутые и дописанные буквы?

- Зачеркнутая буква на картинке значит, что из названия нарисованного предмета ее нужно исключить (и добавить другую, если она указана). Дописанная слева или справа от картинки – надо добавить ее, к слову, в начале и в конце

4 Что означают цифры в ребусах?

- Цифры могут иметь два значения. Они стоят над словом? Чтобы отгадать ответ, надо переставить буквы с места на место в обозначенном порядке. Название цифры может быть частью слова (часто используют «сто», «пять»). Зачеркнутая цифра значит, что из слова нужно исключить букву с таким порядковым номером. Следует помнить, что некоторые цифры, так же, как и предметы, могут иметь несколько названий (единица – «кол», «раз», «один»).

5 Что означает плюс, знак «равно»?

- Если между словами (символами) стоит знак «плюс», значит, их надо добавить друг к дружке. Иногда «+» значит предлог «к», нужное выбирается по смыслу. Знак «равно» (например, А=К) говорит о том, что все буквы «А» в слове следует заменить на буквы «К».

6 Вертикальная или горизонтальная черта в заданиях?

- Горизонтальная черта значит одновременно «под», «по», «над» и «на» в зависимости от контекста. Используется с буквами или картинками, когда одна часть нарисована ниже черты, другая – выше. Иногда обозначает дробь (половину чего-либо, то есть «пол-»).

7 Расположение букв на картинке и предлоги

- Важно посмотреть на взаиморасположение букв. Если они размещены одна в другой, значит, к их названиям добавляется предлог «в». Одна буква нарисована за другой – имеется в виду предлог «за» или «перед».

8 Предмет на картинке нарисован вверх ногами?

- Чтобы получить ответ, надо прочитать слово наоборот.

 

Игра «Головоломки»

Цель:

Развитие творческих умственных способностей.

Задачи:

- Формирование у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.

- Развивать умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес.

- Развивать воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно- моторную координацию.

 

Игра «Загадки»

Цель:

Обучить детей отгадыванию и загадыванию загадок.

Задачи:

- Уточнить представления детей о загадках.

- Учить отгадывать и загадывать описательные загадки.

- Закреплять знания о характерных признаках животных, растений, предметов.

- Воспитывать любовь, уважение к окружающему миру.

- Воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать.

- Закреплять в речи использование слов, обозначающих качества растений, предметов и действия животных.


 

Скачано с www.znanio.ru