«МИР ПРАЗДНИКОВ»
Пояснительная записка
Программа «Мир праздников» разработана на основе:
- закона Российской Федерации «Об образовании»; -ФГОС начального общего образования второго поколения 2009г. (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года);
-концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
-в соответствии с программой развития воспитательной системы школы.
Комплексная программа социального воспитания и развития учащихся «Мир праздников» предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов. Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Программа рассчитана на 34 часа.
Актуальность Каждому известно , что такое праздник в школе. К этому дню нужно подготовить с детьми концерт для родителей-выбрать стихи, песни, танцы или поставить спектакль, тематически соответствующие празднику. Праздник проведен! Однако, в слово «праздник» заложено намного больше,чем концерт. Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно- нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия: отчий дом, родная земля, моя семья и род, Отечество - войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику.. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Педагогическая целесообразность реализации данной программы
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к 4 различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Актуальность и новизна внеклассной работы в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа». Программа «Мир праздников» раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа. Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключаются в принципах к подбору её содержания: это природосообразность, культуросообразность, коллективность и проектность. Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а так же формировать у него ответственность за развитие самого себя. Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение обучающихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям регионов. Коллективность в досуговом общении означает, что досугово-развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и дает юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В ходе проектирования перед учеником всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что может появиться в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.
Цели :
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
-формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой деятельности, опыта организации праздников
Задачи :
-формировать у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде
.Учить умению общаться и сотрудничать.
-развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.
-воспитывать духовно–нравственную личность
Внеурочная деятельность учащихся по программе «Мир праздников» строится на следующих принципах:
- принцип открытости. Планирование внеклассной деятельности классным руководителем проходят совместно с детьми, которые вносят коррективы в предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
- принцип привлекательности будущего дела. Заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела;
- принцип деятельности. Это утренники, фестивали, предметная неделя, конкурсы «почемучек», конкурс чтецов, спортивные праздники и др.;
- принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств;
- принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель проводит беседу с учащимися и изучает их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии;
- принцип сотворчества. Сотрудничество - в подготовке и проведении внеклассного мероприятия вместе с родителями;
- принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Данная программа социального воспитания младших школьников конструируется вокруг таких ценностных ориентиров: коммуникабельность – лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия; предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, изобретательностью и энергией, самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения; Данная программа социального воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.
Форма организации внеурочной деятельности по программе «Мир праздников» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога. Решение проблем социального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия и практические занятия: творческие конкурсы , коллективныетворческие дела , соревнования , праздники , викторины .
Результативность освоения курса
Данная программа нацелена на достижение обучающимися трёх уровней воспитательных результатов в досугово-развлекательной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
В результате работы по программе «Мир праздников» обучающиеся научатся:
l различным формам организации досуга;
l организовывать коллективную деятельность;
l организовывать свою деятельность;
l выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные;
l работать в группе и индивидуально;
l отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
l представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;
l формировать свой портфолио.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
· приобретение школьниками знаний о способах и видах проведения досуга, об оформлении помещений для проведения праздников.
· приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
· обогащение личного опыта общения детей;
· ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
· овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
· формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
· приобретение школьником опыта самостоятельного социального содействия;
· решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим поколением;
· привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
· приобретение опыта организаторской, творческой деятельности;
· опыт проведения досуговых мероприятий.
· приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.
Формы контроля
1. Участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
2. Участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
3. Презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Содержание программы
1.“В здоровом теле - здоровый дух”.
Проведения праздника Дня Знаний. «Улица моего детства». .День здоровья
«Спортивные традиции школы». «На улицу – с правилами дорожного движения».
5 октября-Международный день учителя.Покровская ярмарка.
Конкурс осенних букетов и композиций. Праздник «В гости к осени».
2. “Традиции” .
4 ноября-День Народного единства. Научи свое сердце добру. Наши мамы-что солнышко в небе. Подготовка проведения праздника ко Дню матери. Зимние развлечения на улице.
Участие в акции «Покорми птиц». Новый год шагает по планете.Конкурс фотографий «Моя малая Родина».
3.“Память” .
Православные календарные праздники: Рождество, Святки, Крещение. «Святочные гадания». 8 февраля-День российской науки. «Масленица пришла». «О героях былых времён». «А ну-ка, мальчики». Пусть всегда будет мама. «Крымская весна».
2 апреля-Международный день детской книги. 7 апреля-Всемирный день здоровья
День космонавтики. Космические дали.
4.“Мы - дети Земли”.
«Светлый праздник Пасха». «Спасибо деду за Победу». «Международный день семьи 15 мая. Неразлучные друзья-взрослые и дети». 24 мая-День славянской письменности. «До свидания, начальная школа!»
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
4 класс |
||
1 |
“В здоровом теле - здоровый дух” |
8 |
2 |
“Традиции” |
8 |
3 |
“Память” |
12 |
4 |
“Мы - дети Земли” |
6 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
|
|
|
“В здоровом теле - здоровый дух” 8 ч |
1 |
07.09 |
|
Проведения праздника Дня Знаний |
2 |
14.09. |
|
«Улица моего детства» |
3 |
21. 09 |
|
День здоровья «Спортивные традиции школы». |
4 |
28.09 |
|
«На улицу – с правилами дорожного движения». |
5 |
05.10 |
|
5 октября-Международный день учителя. |
6 |
12.10 |
|
Покровская ярмарка. |
7 |
19.10 |
|
Конкурс осенних букетов и композиций. |
8 |
26.10 |
|
Праздник «В гости к осени». |
|
|
|
“Традиции” 8 ч |
9 |
09.11 |
|
4 ноября-День Народного единства |
10 |
16.11 |
|
Научи свое сердце добру |
11 |
23.11 |
|
Наши мамы-что солнышко в небе. |
12 |
30.11 |
|
Подготовка проведения праздника ко Дню матери.
|
13 |
07.12 |
|
Зимние развлечения на улице. |
14 |
14.12 |
|
Участие в акции «Покорми птиц» |
15 |
21.12 |
|
Новый год шагает по планете. |
16 |
28.12 |
|
Конкурс фотографий «Моя малаяРодина». |
|
|
|
“Память” 12ч |
17 |
11.01 |
|
Православные календарные праздники: Рождество,Святки, Крещение. |
18 |
18.01 |
|
|
19 |
25.01 |
|
«Святочные гадания». |
20 |
01.02 |
|
8 февраля-День российской науки |
21 |
08.02 |
|
«Масленица пришла». |
22 |
15.02 |
|
«О героях былых времён» |
23 |
22.02 |
|
«А ну-ка, мальчики» |
24 |
01.03 |
|
Пусть всегда будет мама |
25 |
15.03 |
|
«Крымская весна» |
26 |
29.03 |
|
2 апреля-Международный день детской книги |
27 |
05.04 |
|
7 апреля-Всемирный день здоровья |
28 |
12.04 |
|
День космонавтики. Космические дали. |
|
|
|
“Мы - дети Земли” 6 ч |
29 |
19.04 |
|
«Светлый праздник Пасха» |
30 |
26.04 |
|
Спасибо деду за Победу» |
31 |
03.05 |
|
|
32 |
10.05 |
|
«Международный день семьи 15 мая. Неразлучные друзья-взрослые и дети» |
33 |
17.05 |
|
24 мая-День славянской письменности |
34 |
24.05 |
|
«До свидания, начальная школа!» |
Лист коррекции
рабочей программы учителя Мельник Я.А.
по внеурочной деятельности «МИР ПРАЗДНИКОВ»
в 4-Б классе
№ п/п |
Название раздела, темы |
Тема урока |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.