Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир праздников.".

  • doc
  • 21.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МИР ПРАЗДНИКОВ.doc

                                            «МИР ПРАЗДНИКОВ»

                                       Пояснительная записка

Программа «Мир праздников» разработана на основе:

- закона Российской Федерации «Об образовании»; -ФГОС начального общего образования второго поколения 2009г. (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года);

-концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

-в соответствии с программой развития воспитательной системы школы.

Комплексная программа социального воспитания и развития учащихся «Мир праздников» предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов. Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Программа рассчитана на 34 часа.

Актуальность Каждому известно , что такое праздник в школе. К этому дню нужно подготовить с детьми концерт для родителей-выбрать стихи, песни, танцы или поставить спектакль, тематически соответствующие празднику. Праздник проведен! Однако, в слово «праздник» заложено намного больше,чем концерт. Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно- нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия: отчий дом, родная земля, моя семья и род, Отечество - войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику.. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Педагогическая целесообразность реализации данной программы

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к 4 различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Актуальность и новизна внеклассной работы в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа». Программа «Мир праздников» раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа. Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключаются в принципах к подбору её содержания: это природосообразность, культуросообразность, коллективность и проектность. Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а так же формировать у него ответственность за развитие самого себя. Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение обучающихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям регионов. Коллективность в досуговом общении означает, что досугово-развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и дает юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В ходе проектирования перед учеником всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что может появиться в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.

Цели :

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного  отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

-формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой деятельности, опыта организации праздников

Задачи :

-формировать у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде

.Учить умению общаться и сотрудничать.

-развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.

-воспитывать духовно–нравственную личность

Внеурочная деятельность учащихся по программе «Мир праздников» строится на следующих принципах:

- принцип открытости. Планирование внеклассной деятельности классным руководителем проходят совместно с детьми, которые вносят коррективы в предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний;

- принцип привлекательности будущего дела. Заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела;

- принцип деятельности. Это утренники, фестивали, предметная неделя, конкурсы «почемучек», конкурс чтецов, спортивные праздники и др.;

- принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств;

- принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель проводит беседу с учащимися и изучает их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии;

- принцип сотворчества. Сотрудничество - в подготовке и проведении внеклассного мероприятия вместе с родителями;

- принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

 Описание ценностных ориентиров содержания курса

Данная программа социального воспитания младших школьников конструируется вокруг таких ценностных ориентиров: коммуникабельность – лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия; предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, изобретательностью и энергией, самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения; Данная программа социального воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.

Форма организации внеурочной деятельности по программе «Мир праздников» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.

Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога. Решение проблем социального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия и практические занятия: творческие конкурсы , коллективныетворческие дела , соревнования , праздники , викторины .





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результативность освоения курса

 

Данная программа нацелена на достижение обучающимися трёх уровней воспитательных результатов в досугово-развлекательной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

В результате работы по программе «Мир праздников» обучающиеся научатся:

l     различным формам организации досуга;

l     организовывать коллективную деятельность;

l     организовывать свою деятельность;

l     выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные;

l     работать в группе и индивидуально;

l     отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;

l     представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;

l     формировать свой портфолио.

 

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

·            приобретение школьниками знаний о способах и видах проведения досуга, об оформлении помещений для проведения праздников.

·            приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

·            обогащение личного опыта общения детей;

·            ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

·            овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

 

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

·                     формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;   

·                     приобретение школьником опыта самостоятельного социального содействия;

·                     решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим поколением;

·                     привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

·                     приобретение  опыта организаторской, творческой деятельности;

·                     опыт проведения досуговых мероприятий.

·                     приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.

 

Формы контроля

1.      Участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;

2.      Участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;

3.      Презентации учебных и творческих достижений обучающихся.

 

Содержание программы

1.“В здоровом теле - здоровый дух”.

  Проведения праздника Дня Знаний. «Улица моего детства». .День здоровья

«Спортивные традиции школы».  «На улицу – с правилами дорожного движения».

5 октября-Международный день учителя.Покровская ярмарка.

Конкурс осенних букетов и  композиций. Праздник «В гости к осени».

2. “Традиции” .

4 ноября-День Народного единства. Научи свое сердце добру. Наши мамы-что солнышко в небе. Подготовка проведения праздника ко Дню  матери. Зимние развлечения на улице.

Участие в акции «Покорми птиц». Новый год шагает по планете.Конкурс фотографий «Моя малая Родина».

3.“Память” .

Православные календарные праздники: Рождество, Святки, Крещение. «Святочные гадания». 8 февраля-День российской науки. «Масленица пришла». «О героях былых времён». «А ну-ка, мальчики». Пусть всегда будет мама. «Крымская весна».

2 апреля-Международный день детской книги. 7 апреля-Всемирный день здоровья

День космонавтики. Космические дали.

4.“Мы - дети Земли”.

«Светлый праздник Пасха». «Спасибо деду за Победу». «Международный день семьи 15 мая. Неразлучные друзья-взрослые и дети». 24 мая-День славянской письменности.       «До свидания, начальная школа!»

 

 

 

 

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

4 класс

1

“В здоровом теле - здоровый дух”

8

2

“Традиции”

8

3

“Память”

12

4

“Мы - дети Земли”

6

 

Итого

34

 

 

Календарно-тематическое планирование 

 

 

Дата по плану

Дата по факту

Тема

 

 

 

“В здоровом теле - здоровый дух” 8 ч

1

07.09

 

 Проведения праздника Дня Знаний

2

14.09.

 

«Улица моего детства»

3

21. 09

 

День здоровья

«Спортивные традиции школы».

4

28.09

 

 «На улицу – с правилами дорожного движения».

5

05.10

 

5 октября-Международный день учителя.

6

12.10

 

Покровская ярмарка.

7

19.10

 

Конкурс осенних букетов и  композиций.

8

26.10

 

Праздник «В гости к осени».

 

 

 

“Традиции”  8 ч

9

09.11

 

4 ноября-День Народного единства

10

16.11

 

Научи свое сердце добру

11

23.11

 

Наши мамы-что солнышко в небе.

12

30.11

 

Подготовка проведения праздника ко Дню  матери.

 

13

07.12

 

Зимние развлечения на улице.

14

14.12

 

Участие в акции «Покорми птиц»

15

21.12

 

Новый год шагает по планете.

16

28.12

 

Конкурс фотографий «Моя малаяРодина».

 

 

 

“Память” 12ч

17

11.01

 

Православные календарные праздники:

Рождество,Святки, Крещение.

18

18.01

 

19

25.01

 

«Святочные гадания».

20

01.02

 

8 февраля-День российской науки

21

08.02

 

«Масленица пришла».

22

15.02

 

«О героях былых времён»

23

22.02

 

«А ну-ка, мальчики»

24

01.03

 

Пусть всегда будет мама

25

15.03

 

«Крымская весна»

26

29.03

 

2 апреля-Международный день детской книги

27

05.04

 

7 апреля-Всемирный день здоровья

28

12.04

 

День космонавтики. Космические дали.

 

 

 

“Мы - дети Земли”  6 ч

29

19.04

 

«Светлый праздник Пасха»

30

26.04

 

Спасибо деду за Победу»

31

03.05

 

32

10.05

 

«Международный день семьи 15 мая. Неразлучные друзья-взрослые и дети»

33

17.05

 

24 мая-День славянской письменности

34

24.05

 

«До свидания, начальная школа!»

 

Лист коррекции

рабочей программы учителя Мельник Я.А.

по внеурочной деятельности «МИР ПРАЗДНИКОВ»

в 4-Б классе

 

 № п/п

Название раздела, темы

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

10.