Пояснительная записка
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ; ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373; ФГОС ООО, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; Приказа от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 6 октября
2009 № 373»; Приказа от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от от 17 декабря 2010 № 1897»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных учреждениях»
Комплексная программа социального воспитания и развития учащихся «Мир праздников» предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов. Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Программа состоит из 4 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию 3 определённого вида внеучебной деятельности и направлен на решение своих собственных педагогических задач. Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями народов России; развитие детской одарённости.
Актуальность Каждому известно , что такое праздник в школе. К этому дню нужно подготовить с детьми концерт для родителей; выбрать стихи, песни, танцы или поставить спектакль, тематически соответствующие празднику. Праздник проведен! Однако, в слово «праздник» заложено намного больше, чем концерт. Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно- нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия: отчий дом, родная земля, моя семья и род, Отечество - войдут в сознание человека с малых лет.И тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику.. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Педагогическая целесообразность реализации данной программы
Программа педагогически целесообразна, так как
способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей
ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей
интереса к 4 различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно
организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности
обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте,
что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Актуальность и новизна внеклассной работы в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа». Программа «Мир праздников» раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключаются в принципах к подбору её содержания: это природосообразность, культуросообразность, коллективность и проектность.
Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а так же формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение обучающихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям регионов.
Коллективность в досуговом общении означает, что досугово-развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и дает юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В ходе проектирования перед учеником всегда стоит задача- представить себе еще не существующее, но то, что может появиться в результате его активности. Это может быть: и некоторое событие, и некоторый предмет. Главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.
Цели :
развитие личности школьника, его творческих способностей;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
-формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой деятельности, опыта организации праздников
Задачи :
-формировать у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
-учить умению общаться и сотрудничать.
-развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.
-воспитывать духовно–нравственную личность
Внеурочная деятельность учащихся по программе «Мир праздников» строится на следующих принципах:
принцип открытости.
Планирование внеклассной деятельности классным руководителем проходят совместно с детьми, которые вносят коррективы в предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
- принцип привлекательности будущего дела.
Заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела;
- принцип деятельности.
Это утренники, фестивали, предметная неделя, конкурсы «почемучек», конкурс чтецов, спортивные праздники и др.;
- принцип свободы выбора.
Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств;
принцип обратной связи.
Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель проводит беседу с учащимися и изучает их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии; - принцип сотворчества.
Сотрудничество - в подготовке и проведении внеклассного мероприятия вместе с родителями;
- принцип успешности.
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Описание места курса в учебном плане
Программа «Мир праздников» реализуется в рамках Программы социального развития
и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Согласно
учебному плану МБОУ «НСШ», всего на изучение курса «Мир праздников» в 1 классе
– 16 ч (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели).Занятия могут проводиться на
природе, в актовом зале, классе.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Данная программа социального воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.
Форма организации внеурочной деятельности по программе «Мир праздников» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога. Решение проблем социального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия и практические занятия: творческие конкурсы ,выставки декоративно-прикладного искусства , коллективныетворческие дела ,соревнования , праздники , викторины , выставки семейного художественного творчества , музыкальные вечера
Содержание программы
1.“В здоровом теле - здоровый дух”
Праздники в школе: цели
и смысл. Возникновение народных
праздников на Руси, традиции их проведения. Подготовка и проведение осенних праздников
Знакомство детей с осенними праздниками. Проведение и анализ проведения праздников «Здравствуй, школа», «День учителя», «В гости к осени»,»День матери».
2. “Традиции”
Подготовка и проведение зимних праздников .
Подготовка, проведение и анализ проведения праздника «Калейдоскоп сказок», «Что такое Новый год?», «Православные календарные праздники:
Рождество, Святки, Крещение.», «Масленица.»
3.“Память”
Подготовка и проведение весенних праздников . «Защитники Отечества» ,«Пусть всегда будет мама» , «2 апреля-Международный день детской книги».
4. Мы - дети Земли”
Подготовка и проведение «1мая-День труда», «9 мая-День Победы.Мне прадедушка рассказывал». «Праздник последнего звонка. До свиданья, первый класс…»
Предполагаемые результаты реализации программы
Данная программа нацелена на достижение учащимися трёх уровней воспитательных результатов в досугово - развлекательной деятельности 1-й уровень – школьник знает и понимает хорошо общественную жизнь; 2-й уровень – школьник высоко ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. В результате работы по программе «Мир праздников»ребята обучатся различным формам организации досуга; научатсяорганизовывать коллективную деятельность;
организовывать свою деятельность; выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные , работать в группе
и индивидуально; отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника; представлять себя и свое творчество за пределами ОУ; формировать свой портфолио;
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение школьниками знаний о способах и видах проведения досуга, об оформлении помещений для проведения праздников.
-приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; -обогащение личного опыта общения детей;
-ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе - овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
-приобретение школьником опыта самостоятельного социального
-решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим поколением;
-привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) - приобретение опыта организаторской, творческой деятельности; - опыт проведения досуговых мероприятий.
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия;
. Достижение трёх уровней результатов внеурочной
деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и
социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная,
этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная
идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.
Личностные и метапредметныерезультаты формируемые умения средства формирования формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и организация на занятии парно-групповой работы творческого мышления.
Регулятивные: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: умения учиться:
навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные: -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литера туры; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы
-формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -задавать вопросы;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую ин формацию как ориентир для построения действия
Воспитательные задачи вечера состоят в оптимизации межличностных отношений в детском объединении, формировании опыта совместного социально-приемлемого проведения свободного времени. Используются также занимательные и игровые формы: игра, конкурс, викторина. Использование тех или иных форм зависит от возрастных и психологических особенностей детей. Различные темы и формы подачи материала чередуются в течение одного занятия.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
На этапе подготовки к различным мероприятиям можно использовать словесные методы: рассказ, беседа, дискуссия. Наглядные: демонстрация, презентация, видеоклипы, аудиоматериалы. На этапе проведения мероприятий уместны выступление, инсценирование, обсуждение отдельных моментов.
Тематическое планирование (учебно-тематический план курса)
№ |
Наименование темы программы
|
Кол-во часов. |
1. |
“В здоровом теле - здоровый дух” Осенняя природа для здоровья человека |
6ч. |
2. |
“Традиции” В зимний холод всякий молод |
5ч. |
3. |
“Память” Весеннее пробуждение природы и сил человека |
3ч. |
4. |
« Мы - дети Земли» Летнее цветение Природы и человека. |
2ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема занятий |
|||
план |
факт |
||||
“В здоровом теле - здоровый дух” Осенняя природа для здоровья человека 6ч. |
|||||
1. |
06.09 |
|
Возникновение народных праздников на Руси, традиции их проведения. |
||
2. |
13.09 |
|
Праздник « Юного пешехода» Наша улица |
||
3. |
20.09
|
|
« Учитель! Перед именем твоим…» |
||
4. |
27.09 |
|
Подготовка к празднику осени |
||
5. |
04.10 |
|
Праздник Осени В гостях у бабушки Загадушки |
||
6. |
11.10 |
|
« Моя мама-лучшая на свете» |
||
“Традиции” В зимний холод всякий молод 5ч. |
|||||
7 |
18.10 |
|
Калейдоскоп сказок |
||
8 |
25.10 |
|
День Святого Николая |
||
9 |
08.11 |
|
Что такое Новый год? |
||
10 |
15.11 |
|
Православные календарные праздники: Рождество, Святки, Крещение. Конкурс рисунков. |
||
11 |
22.11 |
|
Масленица. |
||
“Память” Весеннее пробуждение природы и сил человека. 3 ч |
|||||
12 |
29.11 |
|
Праздник «Защитники Отечества» |
||
13 |
06.12 |
|
8 марта. «Пусть всегда будет мама» |
||
14 |
13.12 |
|
2 апреля - Международный день детской книги |
||
« Мы - дети Земли» Летнее цветение Природы и человека. 2ч. |
|||||
15 |
20.12 |
|
Светлый праздник Пасха. |
||
16 |
27.12 |
|
9 мая - День Победы «Мне прадедушка рассказывал» |
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.