Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Оценка 4.9
docx
21.05.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
кружок.docx

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Красавка Самойловского района Саратовской области»

«Рассмотрено» на заседании

школьного методического объединения учителей естественно- научного цикла

 Руководитель ШМО ________./-Кузнецова Т.Н.

Протокол № от «    » 08     2018г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ___________/О.А.Кузнецова

«  » августа 2018г.

 

«Утверждено»

 Приказ №   от «  » августа 2018

Директор  школы

______________/Н.Н.Беликова/

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Кружок: «Моя малая Родина»

Срок реализации :1 год

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018г.

 

 

Пояснительная записка.

 

При разработке программы учитывались следующие документы и материалы:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования, утверждённый приказом МОиН РФ No1897 от 17.12.2010 года;

- Закон «Об образовании».

- Федеральный закон «Об основах туристической деятельности»

- Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий)  с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений РФ

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.125103, введенные в действие 20 июня 2012 года

Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.

Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.

Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.

Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию.

Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла  опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.

Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся и учителей. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.

Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.

 

 

Актуальность.

Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Цель программы.

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи:

1. В области образования:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;

- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

2. В области воспитания:

- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

- гуманное отношение к окружающему миру;

- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.

3. В области физической подготовки:

- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);

- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.

Принципы обучения

Ø Связь физической культуры с жизнью.

Ø Всестороннее и гармоническое развитие личности.

Ø Оздоровительное направленность физического воспитания.

Ø Постепенность наращивания развивающих тренирующих воздействий.

Ø Цикличность построения занятий.

Ø  Возрастная  адекватность направлений физического воспитания.

 

Методы работы.

1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев  с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях )

2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях

3. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей

4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы.

1. Проведение соревнований по спортивному ориентированию.

2. Участие в туристических слётах.

3. Участие спортивных играх, соревнованиях.

4. Проведение краеведческих  конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы

Личностные результаты:

Умения управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий

Умение предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Понимать цель выполняемых действий.

Проговаривать и осуществлять последовательность действий.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебные пособия, интернет-ресурсы.

Умения самостоятельно определять цели своего обучения.

 ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

 развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Анализировать  полученную информацию.

    Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Выработка умений и навыков коммуникативной культуры в процессе занятий физической культурой.

Предметные результаты:

  Расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

  Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.

 

 

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны. 

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

По завершении обучения выпускник научиться:

-  правилам поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросам туризма и экологии;

- основам топографии и ориентирования;

- умению ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- умению отличать опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- основным разделам пройденной программы;

- порядку организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способам преодоления различных естественных препятствий;

- основным историческим и географическим сведениям о родном крае;

- различным способам ориентирования на местности.

Выпускник получит возможность научиться:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе  естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; 

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

Настоящая программа носит образовательно-раз­вивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристичес­кими навыками, позволяющими свободно жить и ориенти­роваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.

 

Содержание программы кружка 

1.Вводное занятие. ТБ и личная гигиена на занятиях. Цели и задачи занятий

2 .Метеонаблюдения. Погода, климат. Основные характеристики погоды: температура, осадки, сила и направление ветра, облачность. Времена года. Местные признаки погоды. Наблюдения за погодой.

Практические занятия. Организация наблюдений за погодой.

3.       Растения своего края. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Лекарственные
растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы.

Практические занятия. Экскурсии в лес, луг, водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников.

4.       Животные своего края. Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края
Жизнь насекомых. Жизнь птиц. Влияние времени года на жизнь животных.

Практические занятия. Экскурсии в природу. Наблюдения за жизнью животных.

5.       Формы поверхности своего края. Горы, равнины. Как разрушаются горы Овраги, балки,
вершины, хребты.

Практические занятия. Однодневный поход. Наблюдения, зарисовки.

 

6. Горные породы, полезные ископаемые. Знакомство с группами горных пород: осадочными, магматическими, метаморфическими. Полезные ископаемые.

Практические занятия. Работа с образцами горных пород и минералов. Экскурсия в краеведческий музей, экскурсии к геологическим обнажениям.

7.       Воды своего края. Знакомство с основными реками, озёрами, водохранилищами,
прудами своей местности Значение рек, водоёмов в жизни людей.

Практические занятия Экскурсии на водоёмы. Описание водоёма.

8.       Ориентирование на местности. Карта. Компас, устройство компаса. Стороны горизонта.
Ориентирование на местности с картой и компасом. Условные знаки карт. Знакомство с
картой своего края.

Практические занятия. Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Игры на местности с элементами ориентирования.

9.       Охрана природы. Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе.

Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора.

10.     Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей
своего посёлка. Памятники истории. Чтение книг по истории своего края. Рассказы и
стихи о Великой Отечественной войне.

Практические занятия. Сбор материала по истории своей семьи. Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в краеведческий музей, охрана памятников истории и культуры.

11.     Народы своего края. Знакомство с национальностями, проживающими в своей
местности, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами.
Фольклор.

Практические занятия. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, танцев, частушек.

12.     Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями,
поэтами своего края.

Практические занятия. Посещение выставок, встречи, чтение произведений. Конкурс рисунков "Наш край".

13.     Туризм. Техника безопасности в походе. Личное и групповое снаряжение. Правила
преодоления возможных препятствий. Туристские узлы. Участие в туристских
мероприятиях. Однодневные походы.

 

14.Работа в краеведческом музее. Сбор материалов, экспонатов в музей, оформление экспозиций.

 

15. Общефизическая подготовка. Развитие  ловкости, силы, выносливости. Спорт и туризм,  их значение в формировании ЗОЖ современного человека»

 

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности учащегося:

-  расширение кругозора учащегося в походах и путешествиях; воспитание высоких

нравственных качеств;

-    физическое развитие и укрепление здоровья.

Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов:

-        юный турист знает, любит и бережет свой родной край;

-    юный турист - хороший товарищ он всегда готов прийти на помощь товарищу в школе, в

походной обстановке, заботится об укреплении своего туристского коллектива;

-    юный турист любит искусство и литературу, старается правильно вести себя в коллективе,

жить по законам красоты;

-    юный турист активно участвует во всех делах своего коллектива, ведет шефскую работу с

младшими школьниками, помогает старшим;

-    юный турист регулярно занимается туристско-краеведческой работой, исследует свой

родной край,

-        безопасность туристских походов: самодисциплина и самоорганизация туристской
группы, страховка и самостраховка в туристском путешествии; внимательное отношение ко
всем членам коллектива.

Туристско-краеведческие навыки, знания и умения

1. Туристские знания, навыки и умения:

-   снаряжение для туристского многодневного похода;

-    питание в туристском многодневном походе по родному краю;

-        техника преодоления естественных препятствий;
-    ориентирование на местности и топография;

-   привалы и ночлеги в многодневном походе по родному краю;

-   первая доврачебная медицинская помощь в походе;

 -    туристские игры и культурная программа на привалах и дневках;

-    особенности зимнего туризма.

-   как надо вести краеведческие наблюдения при исследовании своего родного края;   фиксирование краеведческих наблюдении при исследовании родного края;    охрана природы родного края, памятников истории и культуры в туристском походе;    изготовление экспозиции по результатам туристского похода для школьного краеведческого музея, подготовка выставки по итогам похода;

-    снаряжение личное, групповое, специальное, ремонт, хранение снаряжения,

изготовление туристских самоделок;

-    питание в туристском путешествии,

-   тактика в пешеходном путешествии;

-    преодоление естественных и искусственных препятствий в пешеходном путешествии;

-    характерные заболевания и травмы в туристском пешем путешествии, их профилактика и

лечение;

-   топография и ориентирование на местности в пешем туристском путешествии.

Безопасность в туристско-краеведческих мероприятиях:

-    самодисциплина, высокая самоорганизованность, взаимопомощь, взаимодействие,

внимательное заботливое отношение к товарищам;

-    ответственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководству туристской

группы - основа безопасности в путешествиях;   страховка и самостраховка в путешествиях.

 

 

Литература.

1.:

1.1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.

1.2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.

1.3. К.В. Бардин  «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников. – М., 2004г

Дрогов И.А., Подготовка инструкторов детско – юношеского туризма. _ М., 2004 г.

 Н.В. Поляница «Организация туристских этапов», Конаково, 2009

Е.Ю.Ривкин «Организация туристической работы со школьниками», Москва, 2001г

2.1.Г.И.Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР». – Ростов: Издательство Ростовского университета, 1988г.

2.2. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.

2.3. Подготовка и проведение туристского похода с учащимися. - Омск: УНООО, 1989г.

2.4. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.

3.

3.1.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.

3.2.Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе  ГТО». – М.: Физкультура и спорт, 1983г.

3.3. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 1969г.

3.4. Н.В.Андреев «Основы топографии и картографии». - М.: Просвещение, 1972г.

4.

4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.

4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.

4.3. А.Евтушенко «Организация, подготовка и проведение походов выходного дня». Методическая разработка, - Ставрополь, 2004г.

5.

5.1.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974гю

5.2.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.

5.3.Географическое краеведение. Региональный компонент.6 класс. ТОИПКРО, 2006г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Сроки проведения

Примечание

п

ф

1

Вводное занятие

1

 

 

 

2

Метеонаблюдения

1

 

 

 

3-4

Растения своего края

 

2

 

 

 

5-6

Животные своего края

 

2

 

 

 

7-8

Туризм

2

 

 

 

9

Общефизическая подготовка

1

 

 

 

10-11

Народы своего края

2

 

 

 

12-13

Работа в краеведческом музее

2

 

 

 

14

Экскурсия  «Крестьянский быт. Русская горница»

1

 

 

 

15-16

Туризм

2

 

 

 

17

Экскурсия в природу. Правила преодоления возможных препятствий.

1

 

 

 

18

Охрана природы

 

1

 

 

 

19

Формы поверхности своего края

1

 

 

 

20

Моя родословная. История моей семьи.

1

 

 

 

21

Прошлое своего края

1

 

 

 

22

Знакомство с историей сельского поселения. История наши деревень.

1

 

 

 

23

Памятники истории.

 

1

 

 

 

24

Ориентирование на местности. Карта.

1

 

 

 

25

Условные знаки карт. Топосъёмка.

1

 

 

 

26

Горные породы и полезные ископаемые.

1

 

 

 

27

Значении рек, водоёмов в жизни людей. Знакомство с  водной системой края

1

 

 

 

28

Воды своего края.

1

 

 

 

29

Экскурсия на водоёмы.

1

 

 

 

30

Зарисовки, наблюдения. Описание водоёмов края.

1

 

 

 

31-32

Общефизическая подготовка

2

 

 

 

33

Оформление материалов и экспозиции «Растения и животные нашего края»

1

 

 

 

34

Оформление альманаха «Лекарственные растения нашего края»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Средняя общеобразовательная школа села

Средняя общеобразовательная школа села

Пояснительная записка. При разработке программы учитывались следующие документы и материалы: -

Пояснительная записка. При разработке программы учитывались следующие документы и материалы: -

Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию

Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию

В области образования: - расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии,

В области образования: - расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии,

Методы работы. 1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе…

Методы работы. 1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе…

Проговаривать и осуществлять последовательность действий

Проговаривать и осуществлять последовательность действий

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки

Настоящая программа носит образовательно-раз­вивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристичес­кими навыками, позволяющими свободно жить и ориенти­роваться в природе, самостоятельно подготовить и…

Настоящая программа носит образовательно-раз­вивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристичес­кими навыками, позволяющими свободно жить и ориенти­роваться в природе, самостоятельно подготовить и…

Горные породы, полезные ископаемые

Горные породы, полезные ископаемые

Работа в краеведческом музее.

Работа в краеведческом музее.

Безопасность в туристско-краеведческих мероприятиях: - самодисциплина, высокая самоорганизованность, взаимопомощь, взаимодействие, внимательное заботливое отношение к товарищам; - ответственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководству туристской группы…

Безопасность в туристско-краеведческих мероприятиях: - самодисциплина, высокая самоорганизованность, взаимопомощь, взаимодействие, внимательное заботливое отношение к товарищам; - ответственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководству туристской группы…

Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе

Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе

Календарно – тематическое планирование № п/п

Календарно – тематическое планирование № п/п

Значении рек, водоёмов в жизни людей

Значении рек, водоёмов в жизни людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020