1. Пояснительная записка
Нормативная база, на основе, которой разработана Рабочая программа
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 № 507).
- Основная образовательная программа школы с изменениями (утв. приказом директора школы от 31.08.2016 № 26/1)
- Учебный план школы на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26/1)
- Положение о внеурочной деятельности по ФГОС (утв. приказом от30.08.13 № 42)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты начального общего образования;
- Авторская программа «Мы и окружающий мир», С.Н. Ямшинина (Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.: 1- 4 классы. М.: Академкнига/учебник , 2012 г. - Ч.2 Проект «Перспективная начальная школа)
- Календарный учебный график на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26)
Программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников (1-4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.
Форма организации внеурочной деятельности: школьное научное сообщество.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Срок реализации программы 1 год.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
В авторскую программу изменения не внесены.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе авторской программы С.Н. Ямшинина «Мы и окружающий мир» (Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.: 1- 4 классы. М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2 Проект «Перспективная начальная школа)
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
2. Общая характеристика программы курса «Мы и окружающий мир»
Проектная деятельность при изучении курса «Мы и окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
· во-первых, она имеет краеведческую направленность;
· во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения;
· в-третьих, деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Преподавание курса «Мы и окружающий мир» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, школьный врач и библиотекарь, родители школьников.
Способами определения результативности программы являются:
диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
Специфика программы внеурочной деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» состоит в том, что она имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Данная программа обеспечивает в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение собственного места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Программа ориентирована на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества, методами наблюдения и постановки опытов на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края
3. Описание места учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения курс «Мы и окружающий мир» в 4 классе рассчитан на 1 час занятий в неделю.
4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «я» как гражданина россии, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
5. Содержание курса внеурочной деятельности
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Культура моих предков |
2 |
2. |
Традиции, праздники моего народа, моей семьи. |
2 |
3. |
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания |
1 |
4. |
Роль леса в жизни людей. |
4 |
5. |
Народные промыслы моего края. |
3 |
6. |
Народные промыслы моего края. |
1 |
7. |
Заповедные места родного края. |
2 |
8. |
История моей школы. |
2 |
9. |
Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир». |
2 |
10. |
Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека» |
2 |
11. |
Человек — часть природы. |
2 |
12. |
Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека» |
2 |
13. |
10 городов мира, которые надо увидеть. |
2 |
14. |
Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. |
3 |
15. |
Выполняем олимпиадные задания «Москва как летопись истории России». |
2 |
16. |
Человек в мире природы и культуры. |
3 |
17. |
Конференция. Защита портфолио |
1 |
6. Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для 4 класса общеобразовательной школы
(1 час в неделю)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
Культура моих предков |
1 |
|
2. |
Культура моих предков |
1 |
|
3. |
Традиции, праздники моего народа, моей семьи. |
1 |
|
4. |
Традиции, праздники моего народа, моей семьи. |
1 |
|
5. |
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания |
1 |
|
6. |
Роль леса в жизни людей. |
1 |
|
7. |
Роль леса в жизни людей. |
1 |
|
8. |
Роль леса в жизни людей. |
1 |
|
9. |
Роль леса в жизни людей. |
1 |
|
10. |
Народные промыслы моего края. |
1 |
|
11. |
Народные промыслы моего края. |
1 |
|
12. |
Заповедные места родного края. |
1 |
|
13. |
Заповедные места родного края. |
1 |
|
14. |
История моей школы. |
1 |
|
15. |
История моей школы. |
1 |
|
16. |
Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир». |
1 |
|
17. |
Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир». |
1 |
|
18. |
Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека» |
1 |
|
19. |
Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека» |
1 |
|
20. |
Человек — часть природы. |
1 |
|
21. |
Человек — часть природы. |
1 |
|
22. |
Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека» |
1 |
|
23. |
Выполняем олимпиадные задания «Как устроен организм человека» |
1 |
|
24. |
10 городов мира, которые надо увидеть. |
1 |
|
25. |
10 городов мира, которые надо увидеть. |
1 |
|
26. |
Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. |
1 |
|
27. |
Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. |
1 |
|
28. |
Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. |
1 |
|
29. |
Выполняем олимпиадные задания «Москва как летопись истории России». |
1 |
|
30. |
Выполняем олимпиадные задания «Москва как летопись истории России». |
1 |
|
31. |
Человек в мире природы и культуры. |
1 |
|
32. |
Человек в мире природы и культуры. |
|
|
33. |
Человек в мире природы и культуры. |
1 |
|
34. |
Конференция. Защита портфолио |
1 |
|
7. Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов
Личностные результаты
Основным объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:
1) смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла учения;
2) морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости;
3) самоопределение и самопознание - сформированность внутренней позиции школьника.
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
· сформированности внутренней позиции школьника, ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
· сформированности основ гражданской идентичности;
· сформированности самооценки;
· сформированности мотивации учебной деятельности;
· знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений.
Оценка личностных результатов осуществляется вследствие наблюдения при работе на занятиях, а также при работе в парах, групповой работе. Проводится самооценивание, оценивание в парах и группах (в зависимости от форм организации деятельности). Дается возможность детям эмоционально оценить прошедшее занятие, используя различные приемы.
Метапредметные результаты
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:
• наблюдения учителя, оформляемые в виде оценочных листов или линейки достижений и фиксируемые в портфолио
Предметные результаты
Критерии отслеживания результативности деятельности
В преподавании «Расчетно-конструкторское бюро» применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном курсе осуществляется в процессе выполнения практических работ (групповых, индивидуальных). Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно-нравственного развития младших школьников, также можно отнести:
1. Личные достижения учащихся и класса в целом;
2. Самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;
3. Работу ученика в паре, малой группе детей;
4. Заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;
Формы фиксации достижений ученика
1.«Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.
2. Анкета для изучения мнения родителей.
4.Анкеты для учащихся.
5.Тест
Таблица самооценки.
Рекомендации по использованию:
1. каждый ученик заполняет индивидуальную таблицу;
2. использовать таблицу на каждом уроке, заполняя раздел «Моя работа на занятии»
На занятии я работал |
активно /пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
Урок для меня показался |
коротким /длинным |
За урок я |
не устал / устал |
Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Для обучающихся:
Для учителя:
Раздаточные и демонстрационные пособия
Карта полушарий.
Карта России.
Карта Кемеровской области.
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания.
Коллекции полезных ископаемых, плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учѐтом содержания обучения).
Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».
Фотографии и иллюстрации.
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей).
Муляжи овощей, фруктов, грибов.
Гербарий культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты (комнатные растения).
Термометры для измерения температуры воздуха, лупа, модель часов.
Оборудование кабинета
Ученические столы и стулья.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников и дидактических материалов, пособий.
Классная доска с набором приспособлений для крепления.
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная доска.
Видеофильмы по основным темам естествознания.
Электронные образовательные ресурсы
Название сайта |
Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Федеральный российский общеобразовательный портал |
http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» |
http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» |
http://www.uroki.ru |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
http://festival.1september.ru |
9. Планируемые результаты изучения учебного курса
Обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном крае.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.