Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир".
Иконка файла материала прогр.docx

 

 

 

1.     Пояснительная записка

     Нормативная база, на основе, которой разработана Рабочая программа

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г.  №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 № 507).

- Основная образовательная программа школы с изменениями (утв. приказом директора школы  от 31.08.2016 № 26/1)

- Учебный план школы на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26/1)

- Положение о внеурочной деятельности по ФГОС (утв. приказом от30.08.13  № 42)

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Планируемые результаты начального общего образования;

- Авторская программа  «Мы и окружающий мир», С.Н. Ямшинина (Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.: 1- 4 классы. М.:  Академкнига/учебник , 2012 г. - Ч.2   Проект «Перспективная начальная школа)

- Календарный учебный график на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26)

 

Программа представляет собой вариант организации дея­тельности младших школьников (1-4 классы) в школьном на­учном сообществе (научном клубе) «Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содер­жательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного пове­дения», позволяющие ученику овладеть практическими навыка­ми по изучению окружающего мира.

Форма организации внеурочной деятельности: школьное на­учное сообщество.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, пар­ная, индивидуальная, коллективная.

Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диало­гового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.

   Срок реализации программы 1 год.

   Информация о внесенных изменениях в авторскую программу

В авторскую программу  изменения не внесены.  

Календарно - тематическое планирование составлено на основе авторской программы С.Н. Ямшинина «Мы и окружающий мир» (Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.: 1- 4 классы. М.:  Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2 Проект «Перспективная начальная школа)

 

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

2. Общая характеристика программы курса «Мы и окружающий мир»

Проектная деятельность при изучении курса «Мы и окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

·         во-первых, она имеет краеведческую направленность;

·         во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и  рассчитана на все четыре года обучения;

·         в-третьих,  деятельность  носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

        Преподавание курса «Мы и окружающий мир» проводится  во второй половине дня. Важность   этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности,   рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, школьный врач и библиотекарь, родители школь­ников.

Способами определения результативности программы являются:

диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

Специфика программы внеурочной деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» состоит в том, что она имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Данная программа обеспечивает в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение собственного места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Программа ориентирована на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества, методами наблюдения и постановки опытов на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края

 

3. Описание места учебного курса в учебном плане

       В соответствии с учебным планом  образовательного учреждения курс «Мы и окружающий мир» в 4 классе  рассчитан на 1 час занятий в неделю.

 

4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хоро­шего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; эколо­гическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточи­тельного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «я» как гражданина россии, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежно­сти; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные на­выки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентирован­ный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро­дов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотруд­ничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потреб­ности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчи­вость; гуманистические и демократические ценности много­национального российского общества.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познаватель­ные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; фор­мулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопро­сы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совместной деятельности; формули­ровать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять ак­тивность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совмест­ной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координи­ровать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учите­лем; составлять план и последовательность действий; осущест­влять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предви­деть возможности получения конкретного результата при реше­нии задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных оши­бок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата постав­ленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эта­лона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлече­ние необходимой информации из различных источников), об­работка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по за­данным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация ин­формации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том чис­ле с помощью ИКТ); применение и представление информа­ции; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследова­тельского характера; осуществлять смысловое чтение; вы­бирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действитель­ности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксиро­вать существенные признаки объектов с целью решения кон­кретных задач.

5. Содержание курса внеурочной деятельности

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.       

Культура моих предков

2

2.       

Традиции, праздники моего народа, моей семьи.

2

3.       

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные зада­ния

1

4.       

 Роль леса в жизни людей.

4

5.       

Народные промыслы моего края.

3

6.       

Народные промыслы моего края.

1

7.       

 Заповедные ме­ста родного края.

2

8.       

 История моей школы.

2

9.       

Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир».

2

10.   

Выполняем олимпиадные зада­ния «Как устроен организм человека»

2

11.   

Человек — часть природы.

2

12.   

Выполняем олимпиадные за­дания «Как устроен организм человека»

2

13.   

10 городов мира, которые надо увидеть.

2

14.   

 Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3

15.   

Выполняем олимпиадные зада­ния «Москва как летопись истории России».

2

16.   

 Человек в мире природы и культуры.

3

17.   

Конференция. Защита портфолио

1

6. Календарно - тематическое планирование  по внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир»       для 4  класса        общеобразовательной школы

       (1 час в неделю)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.       

Культура моих предков

1

 

2.       

Культура моих предков

1

 

3.       

Традиции, праздники моего народа, моей семьи.

1

 

4.       

Традиции, праздники моего народа, моей семьи.

1

 

5.       

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные зада­ния

1

 

6.       

 Роль леса в жизни людей.

1

 

7.       

 Роль леса в жизни людей.

1

 

8.       

 Роль леса в жизни людей.

1

 

9.       

 Роль леса в жизни людей.

1

 

10.   

Народные промыслы моего края.

1

 

11.   

Народные промыслы моего края.

1

 

12.   

 Заповедные ме­ста родного края.

1

 

13.   

 Заповедные ме­ста родного края.

1

 

14.   

 История моей школы.

1

 

15.   

 История моей школы.

1

 

16.   

Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир».

1

 

17.   

Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир».

1

 

18.   

Выполняем олимпиадные зада­ния «Как устроен организм человека»

1

 

19.   

Выполняем олимпиадные зада­ния «Как устроен организм человека»

1

 

20.   

Человек — часть природы.

1

 

21.   

Человек — часть природы.

1

 

22.   

Выполняем олимпиадные за­дания «Как устроен организм человека»

1

 

23.   

Выполняем олимпиадные за­дания «Как устроен организм человека»

1

 

24.   

10 городов мира, которые надо увидеть.

1

 

25.   

10 городов мира, которые надо увидеть.

1

 

26.   

 Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1

 

27.   

 Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1

 

28.   

Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1

 

29.   

Выполняем олимпиадные зада­ния «Москва как летопись истории России».

1

 

30.   

Выполняем олимпиадные зада­ния «Москва как летопись истории России».

1

 

31.   

 Человек в мире природы и культуры.

1

 

32.   

Человек в мире природы и культуры.

 

 

33.   

Человек в мире природы и культуры.

1

 

34.   

Конференция. Защита портфолио

1

 

 

7. Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов

Личностные результаты

Основным объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:

 1) смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла учения;

2) морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости;

3) самоопределение и самопознание - сформированность внутренней позиции школьника.

 Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

· сформированности внутренней позиции школьника, ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

· сформированности основ гражданской идентичности;

· сформированности самооценки;

· сформированности мотивации учебной деятельности;

· знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений.

Оценка личностных результатов осуществляется вследствие наблюдения при работе на занятиях, а также при работе в парах, групповой работе. Проводится самооценивание, оценивание в парах и группах (в зависимости от форм организации деятельности). Дается возможность детям эмоционально оценить прошедшее занятие, используя различные приемы.

Метапредметные результаты

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:

  • выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

      •    наблюдения учителя, оформляемые в виде оценочных листов или линейки  достижений и фиксируемые в портфолио

Предметные результаты

Критерии отслеживания результативности деятельности

В преподавании «Расчетно-конструкторское бюро» применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном курсе осуществляется в процессе выполнения практических работ (групповых, индивидуальных). Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно-нравственного развития младших школьников, также можно отнести:

1. Личные достижения учащихся и класса в целом;

2. Самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;

3. Работу ученика в паре, малой группе детей;

4. Заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;

Формы фиксации достижений ученика

1.«Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.

2. Анкета для изучения мнения родителей.

4.Анкеты для учащихся.

5.Тест

Таблица самооценки.

Рекомендации по использованию:

1. каждый ученик заполняет индивидуальную таблицу;

2. использовать таблицу на каждом уроке, заполняя раздел «Моя работа на занятии»

На занятии я работал

активно /пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким /длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

 

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

Для обучающихся:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник, 2014г.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2014г.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1. – М.: Академкнига/Учебник, 2014г.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №2. – М.: Академкнига/Учебник, 2014г.

 

Для учителя:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2012г.
  2. Чуракова Р. Г. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план [Текст]: 1-4 класс: в 3 ч./Сост. Р. Г. Чуракова. – 2-е изд., испр. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. – Ч.1: 320 с. (Проект «Перспективная начальная школа)

 

Раздаточные и демонстрационные пособия

Карта полушарий.

Карта России.

Карта Кемеровской области.

Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания.

Коллекции полезных ископаемых, плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учѐтом содержания обучения).

Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».

Фотографии и иллюстрации.

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей).

Муляжи овощей, фруктов, грибов.

Гербарий культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты (комнатные растения).

Термометры для измерения температуры воздуха, лупа, модель часов.

 

Оборудование кабинета

Ученические столы и стулья.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников и дидактических материалов, пособий.

Классная доска с набором приспособлений для крепления.

 

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор, экран,  компьютер, интерактивная доска.

Видеофильмы по основным темам естествознания.

Электронные образовательные ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

 

9. Планируемые результаты изучения учебного курса

Обучаю­щиеся научатся: читать условные обозначения карт; описы­вать природную зону родного края; называть системы орга­нов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться: осозна­вать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасно­сти; собирать материал и составлять портфолио о родном крае.