РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»

  • doc
  • 17.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

8 класс, внеурочная деятельность по геометрии
Иконка файла материала прикладная математика.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

имени Адмирала Ушакова

муниципального образования город –курорт Геленджик

 

 

УТВЕРЖДЕНО

 

решением педагогического совета

МБОУ СОШ №2 МО_______________

от ________ 20__ года протокол № 1

Председатель _______     _________

                подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

По     внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия»

(указать учебный предмет, курс)

 

Уровень образования (класс)        8    

                     (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

 

Количество часов ___34______              

 

Учитель               Цупрун Ольга Николаевна.  

 

Программа разработана в соответствии с   ФГОС основного общего образования

с учетом курса «Практикум по геометрии, 8 класс»: учебно-методическое пособие. / под ред. Е.Н. Белай. – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2021. - 167 с

 

УМК:.  Белай Е.Н. и др.  издательство «Краснодар».

 

 

 

 

1.     Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.

Личностные результаты: патриотическое воспитание – проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-математиков (Основные направления воспитательной деятельности № 2); эстетическое воспитание – восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности (Основные направления воспитательной деятельности № 4); ценности научного познания – формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления воспитательной деятельности № 5); экологическое воспитание – ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности № 8); 7 ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Предметные результаты: умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобретательных умений, приобретение навыков геометрический построений; умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, равенство фигур; использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла; вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности; вычислять длину окружности, длину дуги окружности решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин, используя при необходимости справочника и технические средства.

 Обучающийся научится:

• оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;

 • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;

• применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;

• решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;

• оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;

• выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

 • применять формулы расчета периметра фигуры при вычислениях;

 • применять теорему Пифагора для вычисления длин неизвестных сторон треугольника, расстояний, в простейших случаях;

• изображать типовые плоские фигуры от руки и с помощью инструментов;

• выбирать подходящий метод для решения известных типов математических задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов:

• использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;

• вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни;

• выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Обучающийся получит возможность:

• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;

• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

 Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.

2. Содержание курса РАЗДЕЛ.

Раздел 1. Углы. Треугольники (14 часов)

 Величина угла. Градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы. Признаки и свойства параллельных прямых. Углы при параллельных прямых и секущей. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Биссектриса, высота, медиана треугольника. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Признаки равенства треугольников. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Средняя линия треугольника. Неравенство треугольника. Треугольники на клетчатой бумаге.

 Раздел 2. Многоугольники (8 часов) Многоугольник, его элементы и его свойства. Сумма углов выпуклого многоугольника. Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Средняя линия трапеции. Четырехугольники на клетчатой бумаге.

Раздел 3. Окружность. Круг (12 часов) Окружность, круг, их элементы и свойства. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Хорды и дуги. Центральные углы. Вписанные углы. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.


3.Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания с указанием количества часов

 

раздел

Кол-во часов

темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

Раздел 1. Углы. Треугольники

14

Угол. Смежные и вертикальные углы

1

Объяснять, что такое угол и градусная мера угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными, знать свойства и признаки параллельных прямых. Формулировать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, знать свойства углов в равнобедренном и равностороннем треугольниках. Знать определения высоты, медианы, биссектрисы, серединного перпендикуляра, средней линии треугольника.

Формулировать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника. Формулировать и применять признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Уметь формулировать теорему Пифагора и обратную ей; решать задачи на вычисления, связанные с теоремой Пифагора. Находить элементы треугольника на клетчатой бумаге.

) Гражданское  воспитание

2) Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3) Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4) Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

5) Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания)

6) Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7) Трудовое воспитание и профессиональное определение

8) Экологическое воспитание

Углы при параллельных прямых и секущей

1

Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника

1

Биссектриса, высота, медиана треугольника

1

Равнобедренный треугольник

1

Равносторонний треугольник

1

Признаки равенства треугольников

1

Прямоугольный треугольник

1

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

Теорема Пифагора

1

Средняя линия треугольника

1

Неравенство треугольника

1

Треугольники на клетчатой бумаге

1

Проверочная работа по теме «Углы. Треугольники»

1

Раздел 2. Многоугольники

 

 

8

Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника

1

Формулировать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника, знать и применять свойства углов в параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате, трапеции. Изображать и распознавать многоугольники на чертежах; в том числе на клетчатой бумаге, показывать элементы: высоты, диагонали параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; формулировать утверждения об их свойствах и

признаках; решать задачи на вычисление, построение, связанные с этими видами четырёхугольников. Знать определение и свойства средней линии трапеции.

1) Гражданское  воспитание

2) Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3) Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4) Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

5) Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания)

6) Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7) Трудовое воспитание и профессиональное определение

8) Экологическое воспитание

Параллелограмм

 

Ромб

1

Прямоугольник, квадрат

1

Трапеция, средняя линия трапеции

1

Прямоугольная, равнобедренная трапеция

1

Четырехугольники на клетчатой бумаге

1

Практическая работа по теме: «Многоугольники»

1

Раздел 3. Окружность. Круг

 

 

12

Касательная и секущая к окружности

1

Формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать теоремы: о вписанном угле. Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать теоремы: о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанногочетырёхугольника; решать задачи на вычисление и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками

1) Гражданское  воспитание

2) Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3) Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4) Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

5) Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания)

6) Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7) Трудовое воспитание и профессиональное определение

8) Экологическое воспитание

Хорды и дуги

1

Центральные углы

1

Вписанные углы

1

Длина окружности и площадь круга

1

Практическая работа по теме: «Окружность. Круг»

1

Вписанная в треугольник окружность

1

Описанная около треугольника окружность

1

Вписанная в четырехугольник окружность

1

Описанная около четырехугольника окружность

1

Проверочная работа по теме «Окружность. Круг»

 

 

Занятие по обобщению и систематизации знаний за курс

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания методического объединения учителей математики и информатики

МБОУ СОШ № 2 МО_____________

от ___________ 20__  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

_______________     

     

подпись                             Ф.И.О.

______________ 20__  года