РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
направление социальное
«Азбука вежливости»
1 дополнительный класс
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Тип программы |
программа внеурочной деятельности, адаптированная для обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию |
Статус программы |
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599, На основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы Областного государственного казённого общеобразовательного учреждения «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39», а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов», под редакцией Бгажноковой И.М. – М.: Просвещение, 2011г. и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», под редакцией Воронковой В.В. - М.: Просвещение, 2011г. |
Назначение программы |
внеурочная деятельность по коррекционно – развивающему направлению, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. |
Категория обучающихся |
Учащиеся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Сроки освоения программы |
Срок освоения программы 1 год (сентябрь 2019 – май 2020 года). Пролонгированные сроки обучения составляются и рассчитываются по индивидуальному плану обучения. |
Объём учебного времени |
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 дополнительном классе рассчитана на 66 часов в год в соответствии с учебным планом (2 часа в неделю, 33 учебных недели). |
Форма обучения |
Очная |
Режим уроков |
Фронтальный, индивидуальный, групповой, подгрупповой |
Форма контроля |
практическое выполнение задания |
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, организация знаний по направлениям внеурочной деятельности, является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из направлений внеурочной деятельности является социальное направление. В рамках данного направления разработана программа по курсу «Азбука вежливости», направлена на реализацию духовно - нравственного обучения и воспитания учащихся специальных коррекционных школ, через систему классных часов. Адаптация и ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом – нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно освоить нормы поведения в обществе. Личность такого ребенка сформируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания. Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Азбука вежливости» обусловлена необходимостью помочь особому ребенку адаптироваться в современном обществе, сформировать ценностные и нравственные ориентиры.
Проблема социализации учащихся с умеренной умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их обучения. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуальные особенности каждого учащегося. В основу факультативных занятий по предмету «Азбука вежливости» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации.
Цель программы: формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи курса внеурочной деятельности «Азбука вежливости»:
· развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
· формирование знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
· воспитание уважения к людям;
· усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Формы проведения занятий:
экскурсии;
беседа (этическая, нравственная);
сюжетно-ролевые и дидактические игры;
викторины, конкурсы по различным областям знаний;
просмотр видео роликов.
Настоящая программа создает условия для успешной социализации детей с умеренной умственной отсталостью.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося с умеренной умственной отсталостью.
Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, праздничных мероприятий, классных часов. Факультативные занятия помогают учащимся с ОВЗ адаптироваться в среде сверстников и в окружающей среде.
Программа рассчитана на 66 часов в год (2 час в неделю 33 учебных недели) и будет реализована в форме факультативных занятий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. «Школьный этикет»
Учащимся необходимо принять основные правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приходить в школу без опозданий.
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Задачи:
· Уточнить представления учащихся о школе.
· Воспитание бережного отношения к школьному имуществу.
· Воспитывать чувство сплочённости (на основе представлений о взаимоотношении с окружающими людьми).
· Показать важность внимательных и заботливых отношений между одноклассниками.
2. «О трудолюбии»
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Задачи:
· воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.),
· сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде;
· формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия,
· знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
3. «Культура внешнего вида»
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Задачи:
· Привитие таких качеств как: опрятность, аккуратность
· Раскрывать правила опрятности и их значения для здоровья
«Внешкольный этикет»
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Программа рассчитана на 32 часа в год (1 час в неделю) и будет реализована в форме факультативных занятий.
Задачи:
· Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей
· Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
· Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
· Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Учащийся должен знать: правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, на улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке. Учащийся должен уметь: общаться с другими людьми; осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. соблюдать нормы поведения и общения. |
эмоциональная отзывчивость; сопереживание; трудолюбие; сочувствие.
|
ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Учащийся должен знать: правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, на улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке. характер взаимоотношений с другими людьми Учащийся должен уметь: общаться с другими людьми; осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. соблюдать нормы поведения и общения. |
принятие и освоение роли обучающейся развитие доброжелательности развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки
|
ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Учащийся должен знать: характер взаимоотношений с другими людьми Учашийся должен уметь: различать хорошие и плохие поступки; общаться с другими людьми; осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. соблюдать нормы поведения и общения.
|
принятие и освоение роли обучающейся развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Учащийся должен знать: характер взаимоотношений с другими людьми правила вежливости вежливые слова Учащийся должен уметь: различать хорошие и плохие поступки; называть правила поведения в школе; определять добрые и недобрые поступки; употреблять в различных ситуациях слова вежливости; проявлять заботу о других; составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок; общаться с другими людьми; осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. соблюдать нормы поведения и общения. |
принятие и освоение роли обучающейся развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Учебно-тематический план
№ |
Наименование раздела |
Часы учебного времени |
|
1 класс |
33 часа |
1 |
Школьный этикет |
5 |
2 |
Правила общения |
11 |
3 |
О трудолюбии |
6 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
7 |
|
2 класс |
34 часа |
1 |
Школьный этикет |
5 |
2 |
Правила общения |
11 |
3 |
О трудолюбии |
7 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
7 |
|
3 класс |
34 часа |
1 |
Школьный этикет |
5 |
2 |
Правила общения |
11 |
3 |
О трудолюбии |
8 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
6 |
|
4 класс |
34 часа |
1 |
Школьный этикет |
8 |
2 |
Правила общения |
8 |
3 |
О трудолюбии |
7 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
7 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
Базовые понятия |
Базовые учебные действия / Планируемые результаты |
Приме чание |
|
Школьный этикет |
|
|
|
|
|
1 |
Мы в школе |
2 |
|
Школа, правила поведения в школе |
Экскурсия по школе |
|
2 |
Мы пришли на урок |
2 |
|
Правила поведения на уроке |
Слушать правила поведения в школе |
|
3 |
Зачем нужны перемены? |
2 |
|
Правила поведения на перемене |
Называть правила поведения в школе |
|
4 |
Мы в школьной столовой |
2 |
|
Правила поведения в столовой |
Экскурсия в школьную столовую |
|
5 |
Правила поведения за столом |
2 |
|
Правила поведения за столом |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
|
Правила общения |
|
|
|
|
|
6 |
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? |
2 |
|
Добрые слова , доброжелательность |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
7 |
Правила вежливости |
2 |
|
Правила вежливости, вежливые слова |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
8 |
Элементарные представления о добрых и недобрых поступках |
2 |
|
Правила вежливости, правила добрых поступков |
Определять добрые и недобрые поступки |
|
9 |
Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов |
2 |
|
Правила вежливости, правила добрых поступков |
Определять добрые и недобрые поступки |
|
10 |
Значение вежливых слов в жизни |
2 |
|
Правила вежливости, правила добрых поступков |
Употреблять в различных ситуациях слова вежливости |
|
11 |
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам |
2 |
|
Правила вежливости, правила добрых поступков |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками |
|
12 |
Мой учитель |
2 |
|
Правила разговора с учителем |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении с учителем |
|
13 |
Думай о других: сочувствие, как его выразить? |
2 |
|
Сочувствие, проявление сочувствия |
Уметь проявлять заботу о других, сочувствие |
|
14 |
Моя семья |
2 |
|
Моя семья |
Называть имена родственников |
|
15 |
Пути выхода из конфликтной ситуации |
2 |
|
Мы не ругаемся, мы дружим |
Строить речевое высказывание по теме урока |
|
16 |
Практическое знакомство с правилами коллективных игр |
2 |
|
Мы вместе играем в игры, правила совместныхигр |
Уметь применять на практике правила коллективных игр |
|
|
О трудолюбии |
|
|
|
|
|
17 |
Значение труда в жизни людей |
2 |
|
Значение труда в жизни людей |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
18 |
Что помогает учиться лучше (старательность) |
2 |
|
Значение труда в жизни людей |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
19 |
Учение как основной труд и обязанность школьника |
2 |
|
Значение труда в жизни людей |
Строить речевое высказывание по теме урока |
|
20 |
Трудолюбие как главная ценность человека |
2 |
|
Значение труда в жизни людей |
Определять значение трудолюбия |
|
21 |
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи) |
2 |
|
Значение бережливости в жизни людей |
Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности |
|
|
Культура внешнего вида |
|
|
|
|
|
22 |
Внешний вид человека |
2 |
|
Правила опрятности и их значение для здоровья |
Просмотр м/ф «Мойдодыр». Определять оптимальные правила внешнего вида |
|
23 |
Правила опрятности и их значение для здоровья |
2 |
|
Правила опрятности и их значение для здоровья |
Определять оптимальные правила внешнего вида |
|
24 |
Основные правила Мойдодыра |
2 |
|
Правила опрятности и их значение для здоровья |
Применять основные правила Мойдодыра |
|
25 |
Научим Машу мыть руки |
2 |
|
Правила опрятности и их значение для здоровья |
Знать правило мытья рук |
|
26 |
Итоговое занятие |
2 |
|
Правила опрятности и их значение для здоровья |
Выбирать оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклас-ами, друзьями, взрослыми |
|
|
Внешкольный этикет |
|
|
|
|
|
27 |
Правила поведения на улице |
2 |
|
Правила поведения на улице |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
28 |
Правила поведения в транспорте |
2 |
|
Правила поведения в транспорте |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
29 |
Правила поведения в общественных местах |
2 |
|
Правила поведения в общественных местах |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
30 |
Вежливое отношение к людям |
2 |
|
Вежливое отношение к людям |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
31 |
«Спасибо» и «пожалуйста» |
2 |
|
Вежливое отношение к людям |
Уметь применять слова «спасибо» и «пожалуйста» |
|
32 |
«Здравствуйте» и «до свидания» |
2 |
|
Вежливое отношение к людям |
Уметь применять слова «здравствуйте» и «до свидания» |
|
33 |
Итоговое занятие |
2 |
|
Вежливое отношение к людям |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
|
|
66 |
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ |
Наименование раздела и тем занятий |
Характеристика основной деятельности ученика |
|
Школьный этикет |
|
||
1 |
Дисциплина в школе |
Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. |
|
2 |
Дисциплина в классе |
Воспроизводить правила поведения в классе и при взаимоотношении со сверстниками |
|
3 |
В библиотеке |
Слушать правила поведения в библиотеке |
|
4 |
Книга — твой друг, береги её |
Учиться работать с обложкой книги. |
|
5 |
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. |
Практическая работа «Уборка учебного кабинета» |
|
Правила общения |
|
||
6 |
Что такое сопереживание? |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
7 |
Помощь друзьям |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
8 |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
9 |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
10 |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
11 |
Чего в другом не любишь, того и сам не делай |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
12 |
Диалоги со сверстниками и со взрослыми |
Выбирать правила вежливости с одноклассниками, взрослыми |
|
13 |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
14 |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
15 |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
16 |
Чего в другом не любишь, того и сам не делай |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
О трудолюбии |
|
||
17 |
Самообслуживание |
Практическая работа «Одень куклу» |
|
18 |
Учусь всё делать сам |
Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых |
|
19 |
Взаимопомощь дома и в школе |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
20 |
Труд моих родных |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
21 |
Труд людей вокруг нас |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
22 |
Труд людей вокруг нас |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
23 |
Что значит беречь результаты труда? |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
Культура внешнего вида |
|
||
24 |
Правила личной гигиены |
Составить с помощью учителя памятку личной гигиены |
|
25 |
Игра «Узнай по описанию» |
Соблюдать правила коллективной игры. |
|
26 |
Бережное отношение к своей одежде |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности |
|
27 |
Ремонт одежды |
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях |
|
Внешкольный этикет |
|
||
28 |
Правила поведения в общественном транспорте |
Строить речевое высказывание по теме урока |
|
29 |
Правила поведения в музее, кино, театре |
Строить речевое высказывание по теме урока |
|
30 |
Растения в жизни человека |
Строить речевое высказывание по теме урока |
|
31 |
Братья наши меньшие |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
32 |
Бережное отношение к природе |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
33 |
Бережное отношение к природе |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
34 |
Итоговое занятие |
Выбирать оптимальное поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми, использовать доброжелательный тон в общении |
|
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ |
Наименование раздела и тем занятий |
Характеристика основной деятельности ученика |
|
Школьный этикет |
|
||
1 |
Правила поведения в школе |
Называть правила поведения в школе |
|
2 |
Перемена с увлечением |
Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих |
|
3 |
Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
4 |
Взаимопомощь: учёба и труд |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
5 |
Школьное имущество надо беречь |
Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом |
|
Правила общения |
|
||
6 |
Добрый день. Здравствуйте |
Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации |
|
7 |
По стране вежливых слов |
Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации |
|
8 |
Поговорим о доброте |
Определять добрые и недобрые поступки |
|
9 |
Без друга в жизни туго |
Называть добрые поступки с помощью художественных произведений, сказок, фильмов |
|
10 |
Порадовать близких — как это просто! |
Уметь проявлять внимание и заботу к другим |
|
11 |
Можно и не ссориться |
Уметь проявлять внимание и заботу к другим |
|
12 |
Большое значение маленьких радостей |
Употреблять в различных ситуациях вежливые слова |
|
13 |
Этикет познавая, дружно, весело играем! |
Уметь практически применять правила коллективных игр |
|
14 |
Этикет познавая, дружно, весело играем! |
Уметь практически применять правила коллективных игр |
|
15 |
Слово лечит, слово ранит |
Употреблять в различных ситуациях вежливые слова |
|
16 |
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) |
Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) |
|
О трудолюбии |
|
||
17 |
Твой труд дома |
Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека |
|
18 |
Учись учиться |
Приводить примеры значимости учебы в жизни человека |
|
19 |
Ответственность |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
20 |
Труд кормит, а лень портит |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
21 |
Как организовать свой труд |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
22 |
Даже будни может труд сделать праздничными днями |
Определять значение труда |
|
23 |
Цена ломтика |
Определять значение труда |
|
24 |
Профессии людей |
Определять значение труда |
|
Культура внешнего вида |
|
||
25 |
Уход за своими вещами |
Выбирать правила опрятности |
|
26 |
Одежда будничная и праздничная |
Выбирать варианты одежды в различных ситуациях |
|
27 |
По одёжке встречают |
Определять оптимальные правила внешнего вида |
|
28 |
Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать |
Применять основные правила Мойдодыра |
|
Внешкольный этикет |
|
||
29 |
Разговор по телефону |
Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону |
|
30 |
Поведение в гостях |
Воспроизводить правила поведения в гостях |
|
31 |
Поведение в гостях |
Воспроизводить правила поведения в гостях |
|
32 |
Правила безопасности при общении с животными |
Уметь применять правила поведения с животными |
|
33 |
Поведение на природе |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения на природе |
|
34 |
Я в роли прохожего. Путь от дома до школы |
Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего |
|
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ |
Наименование раздела и тем занятий |
Характеристика основной деятельности ученика |
|
|
Школьный этикет |
|
|
1 |
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим |
Называть правила поведения в школе |
|
2 |
Забота о младших |
Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие |
|
3 |
«Познай самого себя» |
Объяснять причины своего успеха или неуспеха |
|
4 |
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
|
5 |
Как я работаю над собой |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
6 |
О терпении |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
7 |
Конец каждого дела обдумай перед началом |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
8 |
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» |
Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок |
|
Правила общения |
|
||
9 |
Традиции общения в русской семье. «Домострой» |
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя» |
|
10 |
Культура общения в современной семье |
Выбирать оптимальные нормы поведения |
|
11 |
Правила приличия в житейских ситуациях |
Выбирать оптимальные нормы поведения |
|
12 |
Правила приличия в житейских ситуациях |
Выбирать оптимальные нормы поведения |
|
13 |
Правила этикета: знакомство |
Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. |
|
14 |
Язык, мимика и жесты |
Уметь излагать свои мысли, |
|
15 |
«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» |
Употреблять в различных ситуациях вежливые слова |
|
16 |
Игра «Город вежливости» |
Употреблять в различных ситуациях вежливые слова |
|
О трудолюбии |
|
||
17 |
Культура физического труда |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
18 |
Положительные герои в былинах и сказках |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
19 |
Книга — источник знаний |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
20 |
Золотые руки |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
21 |
Положительные герои в былинах и сказках |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
22 |
Положительные герои в былинах и сказках |
Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности |
|
23 |
Положительные герои в былинах и сказках |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
|
Культура внешнего вида |
|
||
24 |
Что такое культура внешнего вида? |
Определять оптимальные правила внешнего вида |
|
25 |
Одежда и осанка |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки |
|
26 |
Вежливость и внешний вид |
Применять основные правила вежливости |
|
27 |
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?» |
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
|
Внешкольный этикет |
|
||
28 |
Осваиваем правило «так нельзя» |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
29 |
Услышать собеседника |
Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре |
|
30 |
Совесть — основа нравственности |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
31 |
Что такое хорошо и что такое плохо |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
32 |
Что такое хорошо и что такое плохо |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
33 |
Что такое хорошо и что такое плохо |
Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. |
|
34 |
Итоговое занятие |
Подвести итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
2. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
3. Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост.Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008.
4. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.
5. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168с.
6. Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.
7. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.
8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.