Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бокситогорская основная общеобразовательная школа №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
объединения
художественно – творческой направленности
«Разноцветный мир»
Тип программы:образовательная программа по изобразительному искусству
Направление:общекультурное
Срок реализации: 1-4 класс начальная школа
Возраст участников: 7-11 лет
Автор:Рюхина Надежда Викторовна
учитель нач. классов
2019-2023 год
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разноцветный мир» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Программа переработана и дополнена.
В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Рабочая программа «Разноцветный мир» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Периодическая организация выставокдает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
II. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Разноцветный мир».
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «Разноцветного мира» - духовно-нравственное развитиеребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу способствует развитию умения экспериментировать с разными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся начальной школы к художественному творчеству.
III. Место учебного курса «Разноцветный мир» в плане внеурочной деятельности.
Преподавание курса рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс 33 ч (1 час в неделю), 2-4 класс 34 ч (1 ч в неделю).
Объём учебного
времени составляет 135 ч (теории -34 ч, практических занятий -101ч)
Задания практический занятий направлены на освоение языка
художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура),
а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные
композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того,
предполагается творческая работа с природными материалами.
Участники программы: дети от 7 до 11 лет, родители, учитель и администрация школы.
Родители учащихся |
Учитель школы
|
Администрацияшколы |
|
Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка. Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании. Участие в проведение занятий |
Проведение занятий, конкурсов викторин, творческих выставок, тематических встреч. Проведение диагностики усвоения материала учащимися. Организация проектной деятельности |
Консультации родителей по вопросам организации внеурочной деятельности. Организация и контроль учебного процесса |
Сроки реализации: 2019-2023 г.г.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных
заведений.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Разноцветный мир»
В результате изучения курса в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Разноцветный мир»:
· эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
· различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
·
знание видов
художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
· знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
· понимание образной природы искусства;
· эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
· способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
· умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
· способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
· способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
· освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
· овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
· умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
· изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
· умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
· способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
· умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
· выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
· умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
· использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных
результатов вхудожественно – эстетическойвнеурочной
деятельности»
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности |
Приобретение социальных знаний |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Получение самостоятельного общественного действия |
|
Художественно – эстетическая деятельность |
Курс «Разноцветный мир».
|
|
|
|
Художественные акции (фестивали, творческие вечера, выставки), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел. Экскурсии на природу; выставка творческих работ «Золотые краски осени», «Изображение сказочных персонажей» ; проектная деятельность «Лепка фруктов и овощей», «Техника обрывной аппликации», «Техника вырезной аппликации»; выставка творческих работ «Изображение сказочных цветов», «Архитектурные сооружения», «Силуэтное вырезание», «Лепка сидящей фигуры человека», «Образ в мягком пластилине» . |
||||
Познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума. Конкурс творческихработ между классами «Уголок природы»; выставка и защита творческих проектов работ; «Разнообразие цветовой гаммы в творчестве художников разных эпох»; знакомство с творчеством художников. |
|
V. Содержание программы курса «Разноцветный мир»
Тематический план программы.
№ |
Название разделов |
Всего часов |
Количество часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|||||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||||||
Теория |
Практика |
Теория |
Практика |
Теория |
Практика |
Теория |
Практика |
||||
1 |
Живопись |
44 |
4 |
6 |
5 |
6 |
4 |
7 |
4 |
8 |
Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении выразительных средств изобразительного искусства. Различать виды искусства. Разрабатывать творческие проекты. Создавать композиции на заданную тему на плоскости (живопись , рисунок, орнамент) |
2 |
Графика |
39 |
3 |
5 |
2 |
8 |
4 |
6 |
5 |
6 |
Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средствами образы природы. Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке. Изображать графическими средствами животных и птиц, строения. Выражать характер.
|
3 |
Скульптура |
15 |
1 |
3 |
|
3 |
|
4 |
1 |
3 |
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использование приёмов работы со скульптурными материалами. Передача в объёмной форме фактуры. Выполнение творческих заданий и проектов. Использовать приёмы декоративного украшения плоской формы. Моделировать с помощью трансформации природные формы. |
4 |
Аппликация |
16 |
1 |
3 |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
Использовать техники аппликации в прикладном искусстве. Изображать пейзажи, архитектурные сооружения, натюрморты, колажи. Создавать композиции. Выбирать и использовать различные материалы. Понимать условность и субъективность художественного образа. Участвовать в обсуждении и разработке творческих проектов. |
5 |
Бумажная пластика. |
9 |
|
3 |
|
3 |
|
2 |
|
1 |
Выполнять трансформацию плоского листа бумаги. Получать заданный образ из плоского листа бумаги. Овладевать силуэтным вырезанием формы. Углублять представления о получении объёма с помощью мятой бумаги. Использовать навыки работы с белой бумагой. Выполнять пластические композиции. Создавать и моделировать природные объекты, пейзажи, изображение уголка парка, образы танцующих фигур, фигур в движении. Использовать различные приёмы сминания бумаги. |
6 |
Работа с природными материалами |
8 |
|
3 |
|
2 |
|
2 |
|
1 |
Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм. Принимать участие в сохранении природы. Моделировать уголки природы из природных материалов. Декорировать природные объекты. Находить образ в природных объектах и передавать его в творческих композициях. Различать разнообразие форм предметного мира. Понимать ценность природы и гармонии между человеком и окружающим миром. Использовать природные пропорции. |
7 |
Организация и обсуждение выставки детских работ. |
4 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
Обсуждать творческие результаты выполненных проектов. Оценивать творческие возможности. Защищать творческие проекты. Воспринимать продукты творческой деятельности. Высказывать суждения по вопросам языка художественной выразительности и изобразительного искусства. |
|
Итого |
135 |
9 |
24 |
7 |
27 |
8 |
26 |
10 |
24 |
|
Содержание курса
1. 1. Живопись
1 класс (10 ч)
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа:освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.
2 класс (11 ч)
Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа:изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, сказочных персонажей.
3 класс(11 ч)
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучании е своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа:изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.
4 класс(12 ч)
Развитие
у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы
работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной
степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных
моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с
этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа:изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
2. Графика
1 класс(8 ч)
Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа:изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.
2 класс (10 ч)
Продолжение
освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики
руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о
контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий
графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого,
знакомство с другими графическими материалами - углём, мелом и со спецификой
работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными
карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и
светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа:изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
3 класс (10 ч)
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.
Практическая работа:изображение рыб, насекомых, животных, сказочных персонажей, фактуры тканей, печать «сухой» кистью
4 класс (11 ч)
Знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы,
выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых
пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, мел в
различных их сочетаниях). Работа с
цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света.
Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача -
рисование без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца
изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от
поверхности листа.
Практическая работа:изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
3. Скульптура
1 класс (4 ч)
Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая
работа:лепка
отдельных фруктов, овощей, лепка животных.
2 класс (3 ч)
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме.
Практическая работа:лепка листьев, объёмных форм (ваз).
3 класс (4 ч)
Изображение
лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов
декоративного украшения плоской формы
элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры
(создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа:лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений. Приёмы продавливания карандашом, передача фактуры. Выставка.
4 класс (4 ч)
Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.
Практическая работа:нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
4. Аппликация
1 класс (4 ч)
Знакомство с разными
техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном
виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе
над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В
технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной
величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами,
например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию
художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа
с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала
простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические
композиции.
Практическая
работа:изучение
выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями,
травами
(создание простых композиций).Проектная
деятельность «Техника вырезной аппликации».Создание тематической композиции из
фантиков
2 класс (4 ч)
Развитие навыка использования техник и обрывной аппликации, развитие работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа:изображение пейзажей, архитектурных сооружений, проектная деятельность «Техника вырезной аппликации»
3 класс (4 ч)
Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа:изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей, отрывная мозаика.
4 класс (4 ч)
Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в аппликации, например
с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения,
но и само цветовое пятно.
Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и
отверстия, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости
цветового пятна и его отверстия позволит получить новые художественные образы.
Новым материалом
аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний
пейзаж.
Практическая
работа: изображение пейзажей, предметов
быта, фантастических животных и растений из засушенных
листьев.
5. Бумажная пластика
1 класс (3ч)
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа:изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков. Проектная деятельность
«Изображение уголка
парка», «Цветы из
гофрированной бумаги»
2 класс(3 ч)
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт, так и образовавшееся после вырезания отверстие.Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая
работа:изображение
природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок; проектная деятельность «Силуэтное
вырезание»
3 класс(2 ч)
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок, проектная деятельность (коллективные работы).
4 класс (1 ч)
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая
работа:создание
образов
танцующих фигур, фигур в движении.
6. Работа с природным материалом
1 класс (3 ч)
В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох,
кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании
небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции
реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов
включаются
пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая
работа: изображение уголков природы;
экскурсия; разработка
проекта «Уголок природы» с использованием природного материала; конкурс
творческихработ «Уголок природы».
2 класс (2 ч)
Разнообразие природных материалов рас ширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян.
Практическая
работа:изображение
домиков в лесу, флота с парусами.
3 класс (2 ч)
Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
4 класс (1 ч)
Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
1 класс (1 ч)
Школьники вспоминают
темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих
результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения
и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом
обсуждения проводится защита творческих проектов.
2 класс (1 ч)
При организации защиты проектов педагог активизирует обобщение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
3 класс (1 ч)
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
4 класс (1 ч)
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Организуется защита итоговых творческих проектов.
VI. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1 |
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 1991. |
1 |
2 |
Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009. |
1 |
3 |
1. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009. |
1 |
4 |
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 –4классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003. |
1 |
5 |
Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., 2007. – (Библиотека учителя) |
1 |
2. Технические средства обучения |
||
1 |
Компьютер |
1 |
3. Оборудование кабинета |
||
|
Плакаты демонстрационные
|
|
1 |
Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном. |
1 |
2 |
Организация рабочего места при работе с пластилином. |
1 |
3 |
Организация рабочего места при работе с природными материалами. |
1 |
4 |
Организация рабочего места при работе с текстилем |
1 |
5 |
Техника безопасности при работе с ножницами. |
1 |
6 |
Деление листа бумаги на части. |
1 |
7 |
Формообразование бумажных деталей. |
1 |
8 |
Приёмы наклеивания бумажных деталей. |
1 |
9 |
Деление круга на части. |
1 |
10 |
Разметка деталей. |
1 |
11 |
Разметка деталей копированием. |
1 |
12 |
Разметка деталей по линейке. |
1 |
13 |
Разметка деталей по угольнику. |
1 |
14 |
Линии чертежа. |
1 |
15 |
Чертеж, эскиз, рисунок. |
1 |
16 |
Разметка деталей с помощью циркуля. |
1 |
17 |
Разметка объёмных деталей.Развёртка. |
1 |
18 |
Технология изготовления изделия |
1 |
19 |
Технологический проект |
1 |
20 |
Информационный проект. |
1 |
21 |
Анализ образца изделия. |
1 |
5. Оборудование кабинета |
||
1 |
Ученические столы с комплектом стульев |
12 |
2 |
Стол учительский. |
1 |
3 |
Шкафы для хранения дидактических материалов. |
2 |
4 |
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. |
1 |
VII. Рекомендуемая литература.
1. Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 1991.
2. Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
4. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
5. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
6. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
7. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 – 4 классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003.
8. Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. – (Библиотека учителя)
9. Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.