РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ объединения художественно – творческой направленности «Разноцветный мир»
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ объединения художественно – творческой направленности «Разноцветный мир»

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
docx
10.03.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ объединения  художественно – творческой направленности   «Разноцветный мир»
Разноцв мир.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бокситогорская основная общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

объединения

художественно – творческой направленности

 

«Разноцветный мир»

 

Тип программы:образовательная программа по изобразительному искусству

Направление:общекультурное

 

Срок реализации: 1-4 класс начальная школа

 

Возраст участников:  7-11 лет

 

 

 

 

 

Автор:Рюхина Надежда Викторовна

учитель нач. классов                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2023 год

I.Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разноцветный мир» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной  программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Программа переработана и дополнена.

В основу авторской программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных про­странственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Рабочая программа «Разноцветный мир» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Периодическая организация выставокдает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 

II. Ценностные ориентиры содержания  курса внеурочной деятельности «Разноцветный мир».

Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «Разноцветного мира» - духовно-нравственное развитиеребенка, формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Программа поможет решить следующие учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

          Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу способствует развитию умения экспериментировать с разными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся начальной школы к художественному творчеству.

III. Место учебного курса «Разноцветный мир» в плане внеурочной деятельности.

         Преподавание курса рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.Важность   этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности,   рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

         Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс 33 ч (1 час в неделю), 2-4 класс 34 ч (1 ч в неделю).

Объём учебного времени составляет 135 ч (теории -34 ч, практических занятий -101ч)
         Задания практический занятий направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.  

Участники программы: дети от 7  до  11 лет, родители, учитель и администрация  школы.

Родители учащихся

Учитель школы

 

Администрацияшколы

 

 

 

Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка.

Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании.

Участие в проведение занятий

Проведение занятий, конкурсов викторин, творческих выставок, тематических встреч.

Проведение диагностики усвоения материала

учащимися. Организация проектной деятельности

Консультации  родителей по вопросам организации внеурочной деятельности.

Организация и контроль учебного процесса

 

Сроки реализации:  2019-2023 г.г.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

        Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

           Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Разноцветный мир»

В результате изучения курса в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Разноцветный мир»:

·           эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

·           различать и передавать в художественно-творческой деятельности     характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

·           чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

·           уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

·           понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

·           сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

·           сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

·           овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

·           умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

·           умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

·           умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

·           овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

·           использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию;

·           умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

·           умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

·           осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

·           знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

· знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

·           понимание образной природы искусства;

·           эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

·           применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

· способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

·           умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

·           усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

·           умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

· способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 

· способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

·           умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

·           освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

·           овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

·           умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

·           умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

·           изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

·           умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

·           способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

·           умение  объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

·           выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

·           умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека

·           использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.

Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных

 результатов вхудожественно – эстетическойвнеурочной

деятельности»

          Уровень

         результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение социальных

знаний

Формирование

ценностного отношения к социальной  реальности

Получение самостоятельного общественного действия

 

Художественно – эстетическая деятельность

Курс «Разноцветный мир».

 

 

 

Художественные акции (фестивали, творческие вечера, выставки), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел. Экскурсии на природу;  выставка творческих  работ «Золотые краски осени», «Изображение сказочных персонажей» ; проектная деятельность «Лепка фруктов и овощей», «Техника обрывной аппликации», «Техника вырезной аппликации»;  выставка творческих работ «Изображение сказочных цветов», «Архитектурные сооружения», «Силуэтное вырезание», «Лепка сидящей фигуры человека», «Образ в мягком пластилине» .

Познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума. Конкурс творческихработ между классами «Уголок природы»; выставка и защита творческих проектов работ; «Разнообразие цветовой гаммы в творчестве художников разных эпох»;  знакомство с творчеством художников.

 

 

 

 

V. Содержание программы курса «Разноцветный мир»

Тематический план программы.

Название разделов

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

1

Живопись

44

4

6

5

6

4

7

4

8

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства.

Участвовать в обсуждении выразительных средств изобразительного искусства.

Различать виды искусства.

Разрабатывать творческие проекты.

Создавать композиции на заданную тему на плоскости (живопись , рисунок, орнамент)

2

Графика

39

3

5

2

8

4

6

5

6

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Создавать графическими средствами образы природы.

Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке.

Изображать графическими средствами животных и птиц, строения. Выражать характер.

 

3

Скульптура

15

1

3

 

3

 

4

1

3

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Использование приёмов работы со скульптурными материалами.

Передача в объёмной форме фактуры.

Выполнение творческих заданий и проектов.

Использовать приёмы декоративного украшения плоской формы.

Моделировать с помощью трансформации природные формы.

4

Аппликация

16

1

3

 

4

 

4

 

4

Использовать техники аппликации в прикладном искусстве.

Изображать пейзажи, архитектурные сооружения, натюрморты, колажи.

Создавать композиции.

Выбирать и использовать различные материалы.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Участвовать в обсуждении и разработке творческих проектов.

5

Бумажная пластика.

9

 

3

 

3

 

2

 

1

Выполнять трансформацию плоского листа бумаги.

Получать заданный образ из плоского листа бумаги.

Овладевать силуэтным вырезанием формы.

Углублять представления о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Использовать навыки работы с белой бумагой.

Выполнять пластические композиции.

Создавать  и моделировать природные объекты,  пейзажи, изображение уголка парка, образы танцующих фигур, фигур в движении.

Использовать различные приёмы сминания бумаги.

6

Работа с природными материалами

8

 

3

 

2

 

2

 

1

Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм.

Принимать участие в сохранении природы.

Моделировать уголки природы из природных материалов.

Декорировать природные объекты.

Находить образ в природных объектах и передавать его в творческих композициях.

Различать разнообразие форм предметного мира.

Понимать ценность природы и гармонии между человеком и окружающим миром.

Использовать природные пропорции.

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

4

 

1

 

1

 

1

 

1

Обсуждать творческие результаты выполненных проектов.

Оценивать творческие возможности. Защищать творческие проекты.

Воспринимать продукты творческой деятельности.

Высказывать суждения по вопросам языка художественной выразительности и изобразительного искусства.

 

Итого

135

9

24

7

27

8

26

10

24

 

Содержание курса

1.                  1. Живопись

1 класс (10 ч)

             Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа:освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.

2 класс (11 ч)

Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа:изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, сказочных персонажей.

3 класс(11 ч)

            Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучании е своих пар.  Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа:изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.

4 класс(12 ч)

Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных
моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа:изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

2. Графика 

1 класс(8 ч)

        Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа:изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.

2 класс (10 ч)

Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого,
знакомство с другими графическими материалами - углём, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа:изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

3 класс (10 ч)

Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании  графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.

Практическая работа:изображение рыб, насекомых, животных, сказочных персонажей, фактуры тканей,  печать «сухой» кистью

4 класс (11 ч)

             Знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, мел в различных их сочетаниях). Работа с
цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света.
Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача -
рисование без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа:изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

3. Скульптура 

1 класс (4 ч)

         Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа:лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.
2 класс (3 ч)

            Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме.

Практическая работа:лепка листьев, объёмных форм (ваз).

3 класс (4 ч)

Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы
элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа:лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений. Приёмы продавливания карандашом, передача фактуры. Выставка.

4 класс (4 ч)

          Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.

Практическая работа:нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

4. Аппликация

1 класс (4 ч)

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа:изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций).
Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации».Создание тематической композиции из фантиков

2 класс (4 ч)

 Развитие навыка использования техник и обрывной аппликации, развитие работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа:изображение пейзажей, архитектурных сооружений, проектная деятельность «Техника вырезной аппликации»

3 класс (4 ч)

        Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа:изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей, отрывная мозаика.

4 класс (4 ч)

         Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно.
Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и отверстия, полученной от вырезания основной фигуры.  Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия позволит получить новые художественные образы. Новым материалом
аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных
листьев.

5. Бумажная пластика 

1 класс (3ч)

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа:изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков. Проектная деятельность

«Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги»
2 класс(3 ч)

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт, так и образовавшееся после вырезания отверстие.Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа:изображение
природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок;
 проектная деятельность «Силуэтное вырезание»
3 класс(2 ч)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок, проектная деятельность (коллективные работы).

  4 класс (1 ч)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа:создание образов
танцующих фигур, фигур в движении.

6. Работа с природным материалом 

    1 класс (3 ч)

             В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются
пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы; экскурсия; разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала; конкурс творческихработ «Уголок природы».
2 класс (2 ч)

Разнообразие природных материалов рас ширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян.

Практическая работа:изображение домиков в лесу, флота с парусами.
3 класс (2 ч)

Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

4 класс (1 ч)

            Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ 

    1 класс (1 ч)

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.
  2 класс (1 ч)

           При организации защиты проектов педагог активизирует обобщение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

3 класс (1 ч)

             Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

  4 класс (1 ч)

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных  тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Организуется защита итоговых творческих проектов.

VI. Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 1991.

1

2

Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.

1

3

1.       Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.

1

4

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 –4классов  /Е.И. Коротеева . – М., 2003.

1

5

Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., 2007. – (Библиотека учителя)

1

2. Технические средства обучения

1

Компьютер

1

                               3. Оборудование кабинета

 

Плакаты демонстрационные

 

 

1

Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном.

1

2

 Организация рабочего места при работе с пластилином.

1

3

Организация рабочего места при работе с природными материалами.

1

4

Организация рабочего места при работе с текстилем

1

5

 Техника безопасности при работе с ножницами.

1

6

 Деление листа бумаги на части.

1

7

 Формообразование бумажных деталей.

1

8

Приёмы наклеивания бумажных деталей.

1

9

 Деление круга на части.

1

10

 Разметка деталей.

1

11

 Разметка деталей копированием.

1

12

 Разметка деталей по линейке.

1

13

Разметка деталей по угольнику.

1

14

 Линии чертежа.

1

15

 Чертеж, эскиз, рисунок.

1

16

 Разметка деталей с помощью циркуля.

1

17

 Разметка объёмных деталей.Развёртка.

1

18

 Технология изготовления изделия

1

19

 Технологический проект

1

20

 Информационный проект.

1

21

 Анализ образца изделия.

1

5. Оборудование кабинета

1

Ученические столы с комплектом стульев

 12

2

Стол учительский.

1

3

Шкафы для хранения дидактических материалов.

2

4

 Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

1

 

VII. Рекомендуемая литература.

1.       Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 1991.

2.        Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.

3.        Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.

4.       Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.

5.       Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.

6.       Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.

7.       Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 – 4 классов  /Е.И. Коротеева . – М., 2003.

8.       Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. – (Библиотека учителя)

9.       Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бокситогорская основная общеобразовательная школа №1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бокситогорская основная общеобразовательная школа №1»

I .Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разноцветный мир» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности

I .Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разноцветный мир» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности

Программа поможет решить следующие учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи:…

Программа поможет решить следующие учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи:…

В результате изучения курса в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты

В результате изучения курса в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты

России и художе ственных музеев своего региона; · умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; ·…

России и художе ственных музеев своего региона; · умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; ·…

Экскурсии на природу; выставка творческих работ «Золотые краски осени», «Изображение сказочных персонажей» ; проектная деятельность «Лепка фруктов и овощей», «Техника обрывной аппликации», «Техника вырезной аппликации»;…

Экскурсии на природу; выставка творческих работ «Золотые краски осени», «Изображение сказочных персонажей» ; проектная деятельность «Лепка фруктов и овощей», «Техника обрывной аппликации», «Техника вырезной аппликации»;…

Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке

Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке

Выполнять трансформацию плоского листа бумаги

Выполнять трансформацию плоского листа бумаги

Работа с природными материалами 8 3 2 2 1

Работа с природными материалами 8 3 2 2 1

В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней

В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений

Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги» 2 класс(3 ч)

Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги» 2 класс(3 ч)

При организации защиты проектов педагог активизирует обобщение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях

При организации защиты проектов педагог активизирует обобщение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях

Разметка деталей с помощью циркуля

Разметка деталей с помощью циркуля
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей