РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
(духовно-нравственное направление)
начальное общее образование
1 – 4 классы
Количество часов 135 ч
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Место занятия внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Общее количество часов – 135. Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
Обучающийся получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Содержание курса
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка художественного творчества:
Календарно - тематическое планирование для 1 класса
№п.п. |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1. |
Вводное занятие. Принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка. |
1 |
||
Изделия из природного материала 4 ч. |
||||
2. |
Экскурсия в парк. |
1 |
||
3. |
Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей. |
1 |
||
4. |
Экибана – искусство составления букетов. Букет из осенних листьев, ягод, цветов. |
1 |
||
5. |
Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. |
1 |
||
Панно, созданные в мозаичной технике с использованием салфеток и пластилина. 4 ч. |
||||
6. |
Панно – мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики. |
1 |
||
7. |
Рисование пластилином. |
1 |
||
8. |
Обратная мозаика на прозрачной основе. |
1 |
||
9. |
Панно – мозаика из пластилиновых шариков. |
1 |
||
Объемные игрушки из бумаги. 3 ч. |
||||
10. |
История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса». |
1 |
||
11. |
Игрушка «Лягушонок». |
1 |
||
12. |
Игрушка – стаканчик «Зебра». |
1 |
||
Игрушки из ниток. 3 ч. |
||||
13. |
Какие бывают нитки? «Цыпленок». |
1 |
||
14. |
«Цыпленок». Завершение работы. |
1 |
||
15. |
«Совёнок». |
1 |
|
|
Игрушки из ваты. 4 ч. |
||||
16. |
Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет …» Игрушка из ваты. |
1 |
|
|
17. |
Зайчик из ватных шариков. |
1 |
|
|
18. |
Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия. |
1 |
|
|
19. |
Экскурсия. Лепим из снега. |
1 |
|
|
Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: сухоцветами, тканью, бумагой, пуговицами, трикотажными нитками. 5 ч. |
||||
20. |
Общие сведения о различных материалах. Знакомство со свойствами некоторых материалов. |
1 |
|
|
21. |
Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. |
1 |
|
|
22-23. |
Панно из цветных тканевых лоскутков. |
2 |
|
|
24. |
Аппликация из пуговиц. |
1 |
|
|
Общая коллективная работа для выставки 9 ч. |
||||
25. |
Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска. |
1 |
|
|
26. |
Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. |
1 |
|
|
27. |
Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. Окраска изделия. |
1 |
|
|
28. |
Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. Заготовка материала. |
1 |
|
|
29. |
Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. Практическая работа. Выставка работ. |
1 |
|
|
30. |
Пластилиновый фон. |
1 |
|
|
31. |
Процарапывание на пластилине. |
1 |
|
|
32. |
Аппликация из расписного пластилина, полученного путём смешивания. |
1 |
|
|
33. |
Экскурсия «Красота, созданная руками человека». |
1 |
|
Календарно - тематическое планирование для 2 класса
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
Работа с бумагой и картоном. 6 ч. |
||||
1. |
Вводное занятие. «Как появилась бумага». Составление по образцу композиции из геометрических фигур (домик и елка) |
1 |
|
|
2. |
Закладка «Карандаш». |
1 |
|
|
3. |
Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики. |
1 |
|
|
4. |
Из истории аппликации. Обрывная аппликация. «Фрукты». |
1 |
|
|
5. |
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Рыбка». |
1 |
|
|
6. |
Объёмная аппликация из полос «Букет». |
1 |
|
|
Работа с природным материалом. 3 ч. |
||||
7. |
Понятие о флористике. Заготовка природного материала. |
1 |
|
|
8. |
Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. |
1 |
|
|
9. |
Объемные композиции из природных материалов. |
1 |
|
|
Работа с пластилином. 4 ч. |
||||
10 -11. |
Панно из семян и крупы «Подсолнухи». |
2 |
|
|
12. |
Торцевание на пластилине «Кактус». |
1 |
|
|
13. |
Торцевание на пластилине «Балерина». |
1 |
|
|
Работа с бумагой 2 ч. |
||||
14 - 15. |
Виды новогодних игрушек. Снежинки, гирлянды, игрушки. |
2 |
|
|
Работа с тканью и нитками. 2 ч. |
||||
16 - 17 |
Панно из цветных тканевых лоскутков. |
2 |
|
|
Работа с разными материалами. 17 ч. |
||||
18. |
Из истории пуговиц. Композиция из пуговиц. |
1 |
|
|
19. |
Способы пришивания пуговиц. |
1 |
|
|
20. |
Аппликация из лент и пуговиц. Панно «Цветочная полянка». |
1 |
|
|
21- 22. |
Работа с соленым тестом. |
2 |
|
|
23 |
Цветочные фантазии. Праздник «Цветок для мамы» |
1 |
|
|
24. |
Объемное плетение из двух полосок. «Гармошка» |
1 |
|
|
25. |
Объемное плетение из двух полосок. «Весёлая гусеничка». |
1 |
|
|
26. |
Мозаика из ватных шариков. «Старик лесовик» |
1 |
|
|
27. |
Игрушка из ватных дисков. |
1 |
|
|
28. |
Введение в тему. Кукла из ниток. |
1 |
|
|
29. |
Лепим из пластилина сказочных героев. |
1 |
|
|
30. |
Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. |
1 |
|
|
31-32. |
Игрушки из пластмассовых бутылок. |
2 |
|
|
33. |
Изготовление открытки по замыслу. |
1 |
|
|
34. |
Итоговое занятие. Выставка работ. |
1 |
|
Календарно - тематическое планирование для 3 класса
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
Работа с бумагой и картоном. 6 ч. |
||||
1. |
Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами. Бабочки. |
1 |
|
|
2. |
Аппликация из деталей оригами. «Аквариумные рыбки». Составление композиции (коллективная работа) |
1 |
|
|
3 – 4. |
Из истории аппликации. Обрывная аппликация. «Грибы». |
2 |
|
|
5 – 6. |
Объемная аппликация из гофрированной бумаги. «Цыплёнок». |
2 |
|
|
Работа с природным материалом. 3 ч. |
||||
7. |
Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. |
1 |
|
|
8. |
Панно из семян. «Петушок». |
1 |
|
|
9. |
Объемные композиции из природных материалов. |
1 |
|
|
Работа с пластилином. 4 ч. |
||||
10. |
Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. |
1 |
|
|
11. |
Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Парусник». |
1 |
|
|
12. |
Налепные украшения. «Универсальный робот», «Принцесса». |
1 |
|
|
13. |
Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Композиция по мифам. |
1 |
|
|
Работа с тканью и нитками. 4ч. |
||||
14 -15. |
Виды новогодних игрушек. Снежинки, гирлянды, игрушки. |
2 |
|
|
16 -17. |
Готовимся к маскараду. Изготовление маскарадной маски. |
2 |
|
|
Работа с разными материалами. 17 ч. |
||||
18- 19. |
Из истории мозаики. Мозаика из пластилиновых шариков «Ветка сирени». |
2 |
|
|
20 – 21. |
Работа с бумагой в технике квиллинг. Аппликация «Колосок». Скручивание элементов ролл и выполнение элементов капля. |
2 |
|
|
22. |
Мозаика из ватных шариков. «Гномик» |
1 |
|
|
23. |
Мозаика из кусочков поролона. «Ягода-малина». |
1 |
|
|
24. |
Цветочные фантазии. Праздник «Цветок для мамы» |
1 |
|
|
25. |
Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани. |
1 |
|
|
26 -27. |
Изготовление куклы- оберега. |
2 |
|
|
28. |
Плетение из бисера. |
1 |
|
|
29. |
Плетение из бисера. Праздник «Мы открываем магазин украшений». |
1 |
|
|
30. |
Из истории пуговиц. Композиция из пуговиц. |
1 |
|
|
31. |
Способы пришивания пуговиц. |
1 |
|
|
32. |
Салют ко дню Победы. Рисунки, аппликация. |
1 |
|
|
33. |
Изготовление открытки по замыслу. |
1 |
|
|
34. |
Итоговое занятие. Выставка работ. |
1 |
|
Календарно - тематическое планирование для 4 класса
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
Работа с природными материалами 4ч. |
||||
1 – 2. |
Вводное занятие. Коллективные композиции, индивидуальные панно. |
2 |
|
|
3 – 4. |
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). |
2 |
|
|
Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм. 3 ч. |
||||
5. |
Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба. |
1 |
|
|
6. |
Аппликация из геометрических фигур. |
1 |
|
|
7. |
Портрет из геометрических фигур. |
1 |
|
|
Работа с бумагой и картоном. 6ч. |
||||
8 – 9. |
Из истории плетения. Техника квиллинга из бумаги. Презентация «Основные элементы квиллинга». Рябина. Изготовление листьев рябины 2 цвета. Изготовление ягод рябины. Плотный ролл. Сборка изделия |
2 |
|
|
10 – 11. |
Аппликации в технике квиллинг. Сувенир «Котята». |
2 |
|
|
12 – 13. |
Прямое плетение из Аппликации в технике квиллинг. «Цветочная композиция». |
2 |
|
|
Работа с тканью и нитками. 4ч. |
||||
14. |
Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел. Декоративные узлы. «Узел счастья». «Дерево жизни», «Турецкий узел». |
2 |
|
|
15. |
|
|||
16. |
Изготовление ёлочных игрушек.
Готовим сюрпризы на старый Новый год. |
2 |
|
|
17. |
|
|||
Работа с разными материалами. |
17ч. |
|
||
18 – 19. |
Из истории пуговиц. Способы пришивания. |
2 |
|
|
20 – 21. |
Композиция из пуговиц «Дерево». |
2 |
|
|
22 – 23. |
Изготовление композиций из скорлупы орехов «Семейка ежей». |
2 |
|
|
24. |
Мозайка из ватных шариков «Пудель». |
1 |
|
|
25 – 26. |
Мозаика из пластилиновых шариков «Подводный мир». |
2 |
|
|
27 – 28. |
Техника изонить. Заполнение круга, угла. |
2 |
|
|
29 – 30. |
Аппликации в технике изонить. |
2 |
|
|
31 – 32. |
Аппликации в технике изонить. Фоторамка. |
2 |
|
|
33. |
Изготовление портрета |
1 |
|
|
34. |
Итоговое занятие. Выставка работ. |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.