Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Умелые ручки"

  • Документация
  • docx
  • 23.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Умелые ручки 1-4.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по внеурочной деятельности

общекультурного направления

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

(духовно-нравственное направление)

начальное общее образование

1 – 4 классы

Количество часов 135 ч

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

 

Место занятия внеурочной деятельности в учебном плане

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Общее количество часов – 135. Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах.

 

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

 

 

 

 

Содержание курса

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

 

Программа кружка художественного творчества:

  • предоставляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами;
  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои способности;
  • позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование для 1 класса

п.п.

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1.

Вводное занятие. Принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка.

1

Изделия из природного материала

4 ч.

2.

Экскурсия в парк.

1

3.

Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей.

1

4.

Экибана – искусство составления букетов. Букет из осенних листьев, ягод, цветов.

1

5.

Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки.

1

Панно, созданные в мозаичной технике с использованием салфеток и пластилина.

4 ч.

6.

Панно – мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики.

1

7.

Рисование пластилином.

1

8.

Обратная мозаика на прозрачной основе.

1

9.

Панно – мозаика из пластилиновых шариков.

1

Объемные игрушки из бумаги.

3 ч.

10.

История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса».

1

11.

Игрушка «Лягушонок».

1

12.

Игрушка – стаканчик «Зебра».

1

Игрушки из ниток.

3 ч.

13.

Какие бывают нитки? «Цыпленок».

1

14.

«Цыпленок». Завершение работы.

1

15.

«Совёнок».

1

 

 

Игрушки из ваты.

4 ч.

16.

Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет …» Игрушка из ваты.

1

 

17.

Зайчик из ватных шариков.

1

 

18.

Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия.

1

 

19.

Экскурсия. Лепим из снега.

1

 

Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: сухоцветами, тканью, бумагой, пуговицами, трикотажными нитками.

5 ч.

20.

Общие сведения о различных материалах. Знакомство со свойствами некоторых материалов.

1

 

21.

Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации.

1

 

22-23.

Панно из цветных тканевых лоскутков.

2

 

24.

Аппликация из пуговиц.

1

 

Общая коллективная работа для выставки

9 ч.

25.

Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска.

1

 

26.

Панно «По щучьему веленью» из соленого теста.

1

 

27.

Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. Окраска изделия.

1

 

28.

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. Заготовка материала.

1

 

29.

Мозаика из кусочков пластиковых трубочек.

Практическая работа. Выставка работ.

1

 

30.

Пластилиновый фон.

1

 

31.

Процарапывание на пластилине.

1

 

32.

Аппликация из расписного пластилина, полученного путём смешивания.

1

 

33.

Экскурсия «Красота, созданная руками человека».

1

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование для 2 класса

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Работа с бумагой и картоном.

6 ч.

1.

Вводное занятие. «Как появилась бумага». Составление по образцу композиции из гео­метрических фигур (домик и елка)

1

 

2.

Закладка «Карандаш».

1

 

3.

Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики.

1

 

4.

Из истории аппликации. Обрывная аппликация. «Фрукты».

1

 

5.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Рыбка».

1

 

6.

Объёмная аппликация из полос «Букет».

1

 

Работа с природным материалом.

3 ч.

7.

Понятие о флористике. Заготовка природного материала.

1

 

8.

Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

 

9.

Объемные композиции из природных материалов.

1

 

Работа с пластилином.

4 ч.

10 -11.

Панно из семян и крупы «Подсолнухи».

2

 

12.

Торцевание на пластилине «Кактус».

1

 

13.

Торцевание на пластилине «Балерина».

         1

 

Работа с бумагой

2 ч.

14 - 15.

Виды новогодних игрушек. Снежинки, гирлянды, игрушки.

2

 

Работа с тканью и нитками.

2 ч.

16 - 17

Панно из цветных тканевых лоскутков.

2

 

Работа с разными материалами.

17 ч.

18.

Из истории пуговиц. Композиция из пуговиц.

1

 

19.

Способы пришивания пуговиц.

 1

 

20.

Аппликация из лент и пуговиц. Панно «Цветочная полянка».

1

 

21-

22.

Работа с соленым тестом.

2

 

23

Цветочные фантазии. Праздник «Цветок для мамы»

1

 

24.

Объемное плетение из двух полосок. «Гармошка»

1

 

25.

Объемное плетение из двух полосок. «Весёлая гусеничка».

         1

 

26.

Мозаика из ватных шариков. «Старик лесовик»

1

 

27.

Игрушка из ватных дисков.

1

 

28.

Введение в тему. Кукла из ниток.

1

 

29.

Лепим из пластилина сказочных героев.

1

 

30.

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек.

1

 

31-32.

Игрушки из пластмассовых бутылок.

2

 

33.

Изготовление открытки по замыслу.

1

 

34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование для 3 класса

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Работа с бумагой и картоном.

6 ч.

1.

Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами.

Бабочки.

1

 

2.

Аппликация из деталей оригами. «Аквариумные рыбки». Составление композиции (коллективная работа)

1

 

3 – 4.

Из истории аппликации. Обрывная аппликация. «Грибы».

2

 

5 – 6.

Объемная аппликация из гофрированной бумаги. «Цыплёнок».

2

 

Работа с природным материалом.

3 ч.

7.

Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

 

8.

Панно из семян. «Петушок».

1

 

9.

Объемные композиции из природных материалов.

1

 

Работа с пластилином.

4 ч.

10.

Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.

1

 

11.

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Парусник».

1

 

12.

Налепные украшения. «Универсальный робот», «Принцесса».

1

 

13.

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Композиция по мифам.

1

 

Работа с тканью и нитками.

4ч.

14 -15.

Виды новогодних игрушек. Снежинки, гирлянды, игрушки.

2

 

16 -17.

Готовимся к маскараду. Изготовление маскарадной маски.

2

 

Работа с разными материалами.

17 ч.

18- 19.

Из истории мозаики. Мозаика из пластилиновых шариков «Ветка сирени».

2

 

20 – 21.

Работа с бумагой в технике квиллинг. Аппликация «Колосок». Скручивание элементов ролл и выполнение элементов капля.

2

 

22.

Мозаика из ватных шариков. «Гномик»

1

 

23.

Мозаика из кусочков поролона. «Ягода-малина».

1

 

24.

Цветочные фантазии. Праздник «Цветок для мамы»

1

 

25.

Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани.

1

 

26 -27.

Изготовление куклы- оберега.

2

 

28.

Плетение из бисера.

1

 

29.

Плетение из бисера. Праздник «Мы открываем магазин украшений».

1

 

30.

Из истории пуговиц. Композиция из пуговиц.

1

 

31.

Способы пришивания пуговиц.

1

 

32.

Салют ко дню Победы. Рисунки, аппликация.

1

 

33.

Изготовление открытки по замыслу.

1

 

34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование для 4 класса

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Работа с природными материалами

4ч.

1 – 2.

Вводное занятие.

Коллективные композиции, индивидуальные панно.

2

 

3 – 4.

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

2

 

Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм.

3 ч.

5.

Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба.

1

 

6.

Аппликация из геометрических фигур.

1

 

7.

Портрет из геометрических фигур.

1

 

Работа с бумагой и картоном.

6ч.

8 – 9.

Из истории плетения. Техника квиллинга из бумаги.

Презентация «Основные элементы квиллинга». Рябина.

Изготовление листьев рябины 2 цвета. Изготовление ягод рябины. Плотный ролл. Сборка изделия

2

 

10 – 11.

Аппликации в технике квиллинг. Сувенир «Котята».

2

 

12 – 13.

Прямое плетение из Аппликации в технике квиллинг. «Цветочная композиция».

2

 

Работа с тканью и нитками.

4ч.

14.

Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел. Декоративные узлы. «Узел счастья».

«Дерево жизни», «Турецкий узел».

2

 

15.

 

16.

Изготовление ёлочных игрушек.

 

Готовим сюрпризы на старый Новый год.

2

 

17.

 

Работа с разными материалами.

17ч.

 

18 – 19.

Из истории пуговиц. Способы пришивания.

2

 

20 – 21.

Композиция из пуговиц «Дерево».

2

 

22 – 23.

Изготовление композиций из скорлупы орехов «Семейка ежей».

2

 

24.

Мозайка из ватных шариков «Пудель».

1

 

25 – 26.

Мозаика из пластилиновых шариков «Подводный мир».

2

 

27 – 28.

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

2

 

29 – 30.

Аппликации в технике изонить.

2

 

31 – 32.

Аппликации в технике изонить. Фоторамка.

2

 

33.

Изготовление портрета

1

 

34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1