«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ______ Р.Р. Абдуллин Протокол №____ от___августа 2020 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Нусинская ООШ» ___________ Г. К. Сафиуллина от_____августа 2020 г.
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Нусинская ООШ» __________________________ В. Х. Бадердтинов №____от ___ августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному
направлению «Космические исследования» для 8 класса
учителя первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Нусинская основная общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Григорьевой Лены Ильясовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
(Протокол № _____ от
«____» __________2020 г.)
2020-2021 учебный год
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные:
· знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
· осознание личной ответственности за нашу планету;
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной деятельности.
Метапредметные:
· умение работать с разными источниками информации;
· составлять рассказы, сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
· Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов;
· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
· интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Содержание курса внеурочной деятельности
Развитие взглядов на Вселенную – 8 часа
Вселенная в представлениях древних индейцев, древних вавилонян, египтян. Античная астрономия: предположения Пифагора, взгляды Аристотеля, измерение Земли Эратосфеном. Аристарх Самосский – Коперник античного мира. Система мира по Птолемею.
Николай Коперник – создатель гелиоцентрической системы мира. Взгляды Джордано Бруно на Вселенную, как бесконечное пространство. Наблюдения и открытия Галилео Галилея. Кеплер, Ньютон – создатели модели Солнечной системы. Вильям Гершель – основоположник звёздной астрономии.
Современные представления о Вселенной – 24 часов
Звёзды. Почему звёзды кажутся звёздами? Почему звёзды мерцают? Видны ли звёзды днём? Расстояния до звёзд.
Строение звезд. Размеры звёзд. Как измерили поперечники звёзд. Гиганты звёздного мира. Температура и цвет звёзд. Яркость звёзд. Самые яркие звезды Вселенной.
Двойные звёзды. Переменные звёзды. Физически переменные: пульсирующие (цефеиды и мириды), взрывные, затменно-переменные. Новые и сверхновые звёзды. Коричневые карлики и чёрные дыры. Последовательности, образуемые звёздами. Эволюция звёзд.
Планеты у других звёзд.
Система ближайших звёзд. Солнце – ближайшая звезда.
Созвездия. Атлас созвездий Гевелия. Созвездия Северного и Южного полушария. Легенды о созвездиях.
Туманности. Скопления и ассоциации звёзд. Наша Галактика и место Солнца в ней. Многообразие галактик. Скопления галактик. Современная модель Вселенной. Большой взрыв и расширение мира.
Экскурсии: Наблюдение за звёздным небом (проводится в вечернее время).
Практические занятия: Нахождение основных созвездий Северного полушария.
Наблюдения за изменением положения звёзд на небе.
(проводятся на экскурсии).
Солнечная система – 28 часов.
Солнце – центр Солнечной системы. Что видно на Солнце. Пятна на Солнце. Внутреннее строение Солнца. Солнечная атмосфера. Влияние Солнца на Землю.
Структура Солнечной системы: планеты, спутники планет, астероиды, кометы, метеорные тела. Размеры Солнечной системы. Планеты при дневном свете.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Размеры Меркурия. Как вращается Меркурий. Почему на Меркурии нет атмосферы? Строение Меркурия. Поверхность планеты. Температура на планете. Отсутствие спутников.
Венера. Положение в Солнечной системе. Размеры. Вращение Венеры. Атмосфера Венеры. Температура на планете. Поверхность Венеры. Отсутствие спутников. Исследования Венеры.
Планета Земля. Положение в солнечной системе. Размеры планеты. Вращение планеты. Состав атмосферы. Температура на планете.
Луна – естественный спутник Земли. Вращение Луны. Фазы Луны. Молодой или старый месяц. Лунная карта. Поверхность Луны. Внутреннее строение Луны. Почему на Луне нет атмосферы? Какая на Луне погода? Лунные затмения. Солнечные затмения. Для чего астрономы наблюдают затмения? Теории происхождения Луны. Исследования Луны.
Марс. Положение в Солнечной системе. Размеры. Вращение планеты. Поверхность Марса. Атмосфера. Средняя температура на планете. «Жизнь» на Марсе. Спутники Марса. Исследования Марса. Перспективы исследования Марса.
Юпитер. Планета или меньшее Солнце? Положение в Солнечной системе. Вращение планеты. Атмосфера Юпитера. Поверхность планеты. Температура на планете. Кольца Юпитера. Спутники Юпитера. Исследования Юпитера.
Сатурн. Положение в Солнечной системе. Вращение планеты. Поверхность, температура планеты. Кольца Сатурна. Происхождение колец. Спутники.
Уран. История открытия планеты. Положение в Солнечной системе. Особенности движения планеты. Размеры Урана. Состав атмосферы Урана. Поверхность планеты.
Кольца Урана. Спутники Урана. Исследования Урана.
Нептун. Положение в Солнечной системе. История открытия планеты. Вращение планеты. Атмосфера. Поверхность планеты. Температура на планете. Спутники. Исследования Нептуна.
Плутон – карликовая планета Солнечной системы. Положение в Солнечной системе. История открытия планеты. Размеры Плутона. Движение планеты. Исследования Плутона.
Окраина Солнечной системы. Пояс Койпера. Облако Оорта.
Малые планеты. Положение в Солнечной системе. Размеры и состав астероидов. Астероиды вблизи Земли. Защита от астероидной опасности.
Кометы. Строение кометы. Происхождение комет. Движение комет. Периодичность комет. Знаменитые кометы.
Метеорные тела. Метеоры. Наблюдения метеоров. Метеорные потоки. Метеориты: падения и находки. Тунгусский метеорит. Вещество метеоритов. Происхождение метеоритов. Сбор метеоритов.
Гипотезы возникновения Солнечной системы.
Практические работы: Наблюдения за изменениями фаз Луны, за изменением вида Луны вечером и утром. Изготовление модели Солнечной системы.
Исследования Солнечной системы – 10 часов.
К.Э. Циолковский, С. Королёв – отцы мировой космонавтики. Космические полёты. Первые космонавты. Человек обживает ближний космос. Космические обсерватории. Животные в космосе. Космические экспедиции по Солнеч
Календарно- тематическое планирование
№ |
Изучаемый разделов; тема занятий |
Кол. час. |
основные формы занятий и виды деятельности |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
1-2 |
Как древние представляли себе Вселенную. |
2 |
Понимать масштабы вселенной |
|
|
3-4 |
Создание современной модели мира. |
2 |
Понятие о космосе и связи космоса с современными науками |
|
|
5-6 |
Изготовление модели мира по Птолемею. |
2 |
|
|
|
7-8 |
Изготовление модели мира по Копернику. |
2 |
|
|
|
9-10 |
Звёзды – гигантские раскалённые шары. Световой год. Ближайшие звёзды. Размеры звёзд. |
2 |
|
|
|
11-12 |
Строение звёзд. |
2 |
|
|
|
13-14 |
Яркость звёзд. Цвет звёзд. Температура звёзд. |
2 |
|
|
|
15-16 |
Переменные звёзды: пульсирующие (цефеиды и мириды). |
2 |
|
|
|
17-18 |
Взрывные, затменно-переменные звёзды. |
2 |
|
|
|
19-20 |
Новые и сверхновые звёзды. |
2 |
|
|
|
21-22 |
Коричневые карлики и чёрные дыры. |
2 |
|
|
|
23-24 |
Созвездия. Атлас созвездий Гевелия. |
2 |
|
|
|
25-26 |
Легенды о созвездиях |
2 |
|
|
|
27-28 |
Легенды о созвездиях |
2 |
|
|
|
29-30 |
Наша Галактика и место Солнца в ней |
2 |
|
|
|
31-32 |
Многообразие галактик. Скопления галактик |
2 |
|
|
|
33-34 |
Солнце – ближайшая звезда. Структура Солнечной системы. Астрономические единицы |
2 |
|
|
|
35-36 |
Гипотезы возникновения Солнечной системы |
2 |
|
|
|
37-38 |
Планеты Солнечной системы |
2 |
|
|
|
39-40 |
Луна – естественный спутник Земли |
2 |
|
|
|
41-42 |
Путешествие «Планеты земной группы». |
2 |
|
|
|
43-44 |
Путешествие «Планеты -гиганты» |
2 |
|
|
|
45-46 |
Наблюдения за изменениями фаз Луны, за изменением вида Луны вечером и утром. |
2 |
|
|
|
47-48 |
Плутон и другие карликовые планеты. |
2 |
|
|
|
49-50 |
Пояс Койпера. Облако Оорта |
2 |
|
|
|
51-52 |
Начало освоения космоса |
2 |
|
|
|
53-54 |
Животные - космонавты |
2 |
|
|
|
55-56 |
Развитие космических исследований |
2 |
|
|
|
57-58 |
Орбитальные космические станции |
2 |
|
|
|
59-60 |
Игра «Звёздный час». |
2 |
|
|
|
61-62 |
Начало освоения космоса |
2 |
|
|
|
63-64 |
Животные - космонавты |
2 |
|
|
|
65-66 |
Развитие космических исследований |
2 |
|
|
|
67-68 |
Орбитальные космические станции |
2 |
|
|
|
69-70 |
Игра «Звёздный час». |
2 |
|
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Информационные средства:
1. Электронные презентации по всем разделам курса
2. интернет-ресурсы -Stellarium — бесплатная программа для просмотра звездного неба, виртуальный планетарий WorldWide Telescope — программа помогающая любителям астрономии исследовать Вселенную.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.