РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5 класса
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5 класса

Оценка 4.7
docx
09.10.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  внеурочной деятельности по   спортивно - оздоровительному                               направлению  «Спортивные игры»    для 5 класса
спортивно оздоровительный.docx

                   

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

______  Р.Р. Абдуллин

Протокол №____

от___августа 2020 г.

 

«Согласовано»

Заместитель  директора по УВР

МБОУ «Нусинская ООШ»  

___________ Г. К. Сафиуллина

от_____августа  2020 г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Нусинская ООШ»

   __________________________

         В. Х. Бадердтинов

№____от ___ августа  2020 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности по   спортивно - оздоровительному

                              направлению  «Спортивные игры»    для 5 класса

учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Нусинская основная общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Григорьевой Лены Ильясовны

 

 

 

 

                                                                                         Рассмотрено на заседании

                                                                                         педагогического совета

                                                                                         (Протокол № _____       от

                                                                                          «____» __________ 2020 г.)

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи игровой деятельности, поиска средств её осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Личностные результаты:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России и своего поселка;

формирование уважительного отношения к культуре других народов;

развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности

 

Вводный урок Русские народные игры: «Дорожки», «Змейка», « Пятнашки».

Русские народные игры: «Челночок» и «Пустое место». Русские народные игры «Пятнашки обыкновенные», «Пятнашки с домом». Русские народные игры: «Прерванные пятнашки», «Круговые пятнашки». Русская народная игра: «Берегись!».

Русская народная игра: «Филин и пташки». «Сокол и утки», «Уголки». Русская народная игра: «Лошадки». «Зайцы и Жучка». Русская народная игра: «Палочка–выручалочка». «Волк во рву».  Русская народная игра: «Перебрасывание мяча». Русская народная игра: «Зевака». Русская народная игра: «Мячик кверху», «Снайперы».  Русская народная игра: «Охотник». И «Охотники и волк».  Русские народные игры: Сойки» и «Охотники и утки».

Русская народная игра: «Выбей мяч из круга». « Попади в мяч». Русская народная игра: «Мяч в лунке». Русская народная игра: «Самые ловкие». Русская народная игра: «Воробушки и кот». Игра « Ляпка». Русская народная игра: «Мешочек». Игра «Солнышко».  Русская народная игра: «Петушиный бой» (конкурс). «Зайки».  Русская народная игра: «Салка на одной ноге». Русская народная игра: «Здравствуй, сосед». «Зелёная репка». Русская народная игра: «Купи бычка». Русская народная игра: «Попрыгунчики». Игры Коми «Невод», « Стой, олень».  Русская народная игра: «Переселение лягушек». «Прыжки по кочкам». Русские народные игры:

«У кого длинный хвост», «Запрещённое движение».   Татарская народная игра  «Овощи и фрукты».  Татарская  народная игра «Краски». Башкирская народная игра «Стрелок». Татарская  народная игра «Колечко». Бурятская народная игра «Волк и ягнята». Русская народная игра «Летит – не летит».

Дагестанская народные игра «Слепой медведь».  Татарская народная игра «Телефон». Кабардино-Балкарская народная игра «Журавли-журавли». Русская народная игра «Мережка». Калмыцкая народная игра «Прятки». Русская народная игра «Пора, бабушка в пир!». Игры народов Коми «Ловля оленей». Русская народная игра «Кривой петух».

Татарская народная игра «Продаем горшки».  Русская народная игра «Жмурки на местах».

Якутская народная игра «Один лишний». Русская народная игра «Жучок».  Русская народная игра «Море волнуется».  Русские народные игры «Сторож» и «Быстро по местам». Спортивный праздник. Праздник игры.

 

 

 

 

 

                                                  Календарно- тематическое планирование

 

 

Изучаемый разделов;

тема занятий

Кол – во часов

основные формы занятий и виды деятельности

Дата  проведения

  план

    факт

1

Вводный урок

1

Знание правил поведения и техники безопасности на занятиях.

 

2-3

Русские народные игры: «Дорожки», «Змейка»,

« Пятнашки»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве.

 

4-5

Русские народные игры: «Челночок» и «Пустое место».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями

 

6-7

Русские народные игры «Пятнашки обыкновенные», «Пятнашки с домом».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве

 

8-9

Русские народные игры: «Прерванные пятнашки», «Круговые пятнашки».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями

 

10-11

Русская народная игра: «Берегись!»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, перепрыгивания через шнур.

 

12-13

Русская народная игра: «Филин и пташки».

«Сокол и утки»

«Уголки»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, уметь оббегать предмет, знатьназвания птиц.

Вырабатывать внимание, ловкость, чувство такта.

 

14-15

Русская народная игра: «Лошадки». «Зайцы и Жучка»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, уметь придумывать различные движения

 

16-17

Русская народная игра: «Палочка–выручалочка». «Волк во рву»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, уметь использовать считалку.

 

18-19

Русская народная игра: «Перебрасы-вание мяча».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, уметь использовать считалку, ловить и перебрасывать мяч.

 

20-21

Русская народная игра: «Зевака».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей

 

22-23

Русская народная игра: «Мячик кверху», Снайперы»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей,чередование и ловли мяча с другими действиями.

 

24-25

Русская народная игра: «Охотник». И «Охотники и волк».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей,чередование и ловли мяча с другими действиями, попадать мячом в цель, отклоняться, увертываться от мяча.

 

26-27

Русские народные игры: Сойки» и «Охотники и утки»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей,чередование и ловли мяча с другими действиями, попадать мячом в цель, отклоняться, увертываться от мяча, ударять мячом о стену и ловить его.

 

28-29

Русская народная игра: «Выбей мяч из круга».

 

« Попади в мяч».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков обращения с мячом: отбивать и останавливать мяч ногой (внутренней стороной стопы или подошвой, приподняв носок).

 

30-31

Русская народная игра: «Мяч в лунке».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков обращения с мячом: отбивать и останавливать мяч ногой (внутренней стороной стопы или подошвой, приподняв носок), попадать в лунку.

 

32-33

Русская народная игра: «Самые ловкие».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков обращения с мячом: попадать мячом в цель, отклоняться, увертываться от мяча.

 

34-35

Русская народная игра: «Воробушки и кот». Игра

« Ляпка».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте.

Развитие выносливости, быстроты реакции. Воспитание дисциплины, интереса к народным играм.

 

36-37

Русская народная игра: «Мешочек». Игра «Солнышко»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие.

 

38-39

Русская народная игра: «Петушиный бой» (конкурс). «Зайки»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении.

 

40-41

Русская народная игра: «Салка на одной ноге».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие.

 

42-43

Русская народная игра: «Здравствуй, сосед». «Зелёная репка».

2

Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие, прыжки на левой ноге, на двух ногах, на правой ноге, на двух ногах боком, подскоки.

 

44-45

Русская народная игра: «Купи бычка».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие, прыжки на левой ноге, на двух ногах, на правой ноге, на двух ногах боком, подскоки.

 

46-47

Русская народная игра: «Попрыгунчики».

Игры Коми «Невод», « Стой, олень»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие, прыжки на левой ноге, на двух ногах, на правой ноге, на двух ногах боком, подскоки.

 

48-49

Русская народная игра: «Переселение лягушек». «Прыжки по кочкам»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие, прыжки на левой ноге, на двух ногах, на правой ноге, на двух ногах боком, подскоки.

 

50-51

Русские народные игры:

«У кого длинный хвост», «Запрещённое движение».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания.

Закрепление понятий «право», «лево» умения выполнять команды с использованием этих понятий.

Развитие быстроты реакции. Воспитание дисциплины, интереса к народным играм.

 

52

Татарская  народная игра «Овощи и фрукты».

1

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания.

Закрепление понятий «право», «лево» умения выполнять команды с использованием этих понятий.

 

53

Татарская народная игра «Краски».

Башкирская народная игра «Стрелок».

1

Разучивание игр.

Проведение игр.

 Закрепление знания цветовой палитры.

Совершенствование навыков метания мяча в цель.

 

54-55

Татарская  народная игра «Колечко».

Бурятская народная игра «Волк и ягнята».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания.

Закрепление понятий «право», «лево» умения выполнять команды с использованием этих понятий.

 

56

Русская народная игра «Летит – не летит».

Дагестанская народные игра «Слепой медведь».

1

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования.

 

57

Татарская  народная игра «Телефон». Кабардино-Балкарская народная игра «Журавли-журавли».

1

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова.

 

58-59

Русская народная игра «Мережка». Калмыцкая народная игра «Прятки».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова.

 

60-61

Русская народная игра «Пора, бабушка в пир!»

Игры народов Коми «Ловля оленей».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова, с помощью слуха и осязания узнавать предметы, бесшумно перемещаться.

 

62-63

Русская народная игра «Кривой петух».

Татарская народная игра «Продаем горшки»

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова, с помощью слуха и осязания узнавать предметы, бесшумно перемещаться.

 

64 -65

Русская народная игра «Жмурки на местах».

Якутская народная игра «Один лишний».

2

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова, с помощью слуха и осязания узнавать предметы, бесшумно перемещаться.

 

66

Русская народная игра «Жучок»

1

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания, умения четко проговаривать слова

 

67

Русская народная игра «Море волнуется»

1

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова, с помощью слуха и осязания узнавать предметы, бесшумно перемещаться

 

68

Русские народные игры «Сторож» и «Быстро по местам»

1

Разучивание игр.

Проведение игр.

Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова, с помощью слуха и осязания узнавать предметы, бесшумно перемещаться.

 

69-70

Спортивный праздник. Праздник игры.

2

Групповая работа

 Подготовка и проведение праздника  

 

 

 

Игра - путешествие «Народные игры. Во что играли наши дедушки и бабушки?».

Правила техники безопасности

Игры с бегом

1.«Дорожки». Играющие бегают по дорожкам друг за другом. Делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно точно наступая на линию, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди бегущего.

2. «Змейка». Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты. Перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

«Пятнашки»

Игроки выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Пятнашки, ноги от земли.

Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

Пятнашки-зайки

Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.

 

1. «Челночок». Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки — это ворота. Дети из последней пары пробега­ют или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.

2. «Пустое место». Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противо­положную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится, водящим.

1.«Пятнашки обыкновенные». Начинают игру с выбора водящего, его называют пятнашкой. Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их дого­няет. Кого он коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

2. «Пятнашки с домом».По краям площадки рисуют два круга —это дома. Дети, убе­гая от водящего, могут забегать в дом, где пятнашка салить их не может. Если он рукой касается играющего на игровом поле, то осаленный становится пятнашкой.

1.«Прерванные пятнашки». Пятнашке в этой игре нужно громко назвать имя того иг­рока, кого он хочет запятнать. Но если во время преследова­ния пятнашка видит, что рядом с ним находится другой участник игры, он меняет свое решение, называет его по имени и ста­рается догнать его и запятнать. Запятнанный выходит из игры.

2.«Круговые пятнашки». Участники игры встают по кругу, каждый свое место отме­чает кружком. Двое играющих стоят за кругом на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он называет одного из близко стоящих в кругу по имени. Тот остав­ляет свое место и бежит по кругу от пятнашки, а игрок занима­ет его место. Свободный кружок может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Он дого­няет игрока, выбежавшего из круга.

«Берегись!». С одной стороны площадки протягивают шнур, за ним стано­вится пятнашка. Все участники игры находятся на противополож­ной стороне площадки, там располагается их дом. Пятнашка громко говорит слова: «Берегись раз, берегись два, берегись три!» Играющие в это время идут через поле и. подходят близко к шнуру. С последним словом пятнашка перепрыгивает через шнур и старается догнать и запятнать кого-либо из детей. Вместе с запятнанным он быстро убегает за шнур. Игра повторяется, но пятнашек становится двое.

«Филин и пташки». Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Под­ражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.

 

Игра «Уголки» с подпевкой.

«Мышка, мышка, продай уголок за шильце, за мыльце, за белое полотенце, за зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками, а водящий старается занять освободившийся уголок.

 

«Сокол и утки»Игровая площадка разделена на три части: по краям – «озёра», в центе – «поле» Сокола. ПО сигналу начинается «перелёт» Уток с одного озера на другое. Сокол стремится их поймать (осалить). Осаленная Утка выбывает из игры ,а последняя побеждает (этот игрок становится Соколом в повторной игре).

Вариант. В поле могут летать два или три Сокола.

«Лошадки». Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и вниматель­но смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д. На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» — кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера!» — они как можно быстрее на­ходят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

«Зайцы и Жучка».На одной стороне зала (площадки) собачка Жучка, а на другой – Зайцы (их домики, норы можно обозначить обручами). По середине зала (площадки) – «забор» (обозначают веревкой, натянутой на высоте 30-40 см от пола; её можно привязать к стойкам или просто держать). За забором находится огород, который охраняет Жучка.

Перед началом игры Зайцы находятся в норах, а Жучка – дома. Если Зайцев много, то они сидят в норах парами (тройками). Преподаватель подает команду «Зайцы, в огород!» Зайцы по очереди перепрыгивают через забор (нужно приземляться на обе ноги), и оказавшись в огороде, едят капусту (бегают, прыгают).

Когда преподаватель произнесет: «Жучка!» или «Гав-гав!» - Жучка начинает ловить Зайцев (нужно дотронуться до Зайца рукой, и он остается на месте). Зайцы бегут к норам, где они оказываются в безопасности. Заяц должен бежать в свою, а не в соседнюю нору. Прибежавшие встают позади ожидающих очереди бежать в огород. Преподаватель отмечает пойманных Зайцев и отпускает их в норы (позже они могут снова наведаться в огород). Жучка идет на свое место. По условиям игры она может: добежать только до забора; перепрыгнуть через забор и преследовать Зайцев до их нор. Наиболее ловкими считаются ребята, которые ни разу не попались Жучке.

«Палочка-выручалочка». Дети по считалке выбирают водящего. Он отбегает от них" и встает лицом к стене. У стены лежит палочка-выручалочка. Водящий берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он ставит палочку у стены и идет искать. Заметив одного из играющих, громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку, стучит ею по стене и кричит: «Палочка-выручалочка нашла...» (называет по имени играющего). Так водящий находит всех детей. При повто­рении игры должен водить тот, кто был найден первым. Если игрок, которого нашли, добежит до палочки-выруча­лочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами: «Палочка, выручи меня!» — стучит ею по стене, затем бросает ее как можно дальше и, пока ее ищет водящий, прячется. Водящий находит палочку, стучит ею, возвращается к условленному месту и громко говорит: «Палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет!»

«Волк во рву». Поперек зала (площадки) – «ров» шириной в 1,5 – 2 детских шага (обозначенный веревками, лентами). Во рву сидит Волк. Козы по сигналу перебегают с одной стороны зала (площадки) на другую, перепрыгивая по пути через ров. Волк, не выбегая изо рва, старается поймать перепрыгивающих Коз (осалить касанием руки). Осаленные игроки выбывают из игры. Перебежки Коз повторяются 3-4 раза, после чего назначается новый водящий (Волк).

Вариант. Во рву могут быть 2-3 Волка.

Игры с мячом.

1)Познавательная экскурсия в школьную библиотеку(беседа).2)Обучение игре. Участники игры делятся на две группы, не более 10 человек в каждой, встают за линиями друг против друга на расстоянии от 3 до 5 м. По жребию право начать игру получает ребенок одной из групп. Он называет по имени одного из игроков и бросает ему мяч. Тот ловит и сразу же перебрасывает мяч игроку на про­тивоположную сторону, назвав его по имени, Если играющий не поймал мяч, он выходит из игры, а право продолжать игру оста­ется за командой, которая подавала мяч. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.

«Зевака». Играют в эту игру втроем: двое игроков встают за линию кона, третий идет в поле ловить мяч. Один из стоящих на кону подбрасывает мяч, второй отбивает его в поле. Тот, кто отбил мяч, оставляет лапту и бежит к линии в конце поля, забегает за нее и возвращается на кон. Полевой игрок старается запятнать бегущего. В случае промаха он быстро поднимает мяч и бросает его в бегущего еще раз. Если он запятнает бегущего, то идет на кон отбивать мяч, а запятнанный остается в поле. Если же полевой игрок не успеет запятнать бегущего, то перебрасы­вает мяч на кон и игра продолжается. Игроки кона меняются местами: тот, кто отбивал мяч, подает его.

«Мячик кверху». Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время ста­раются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водя­щий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

«Снайперы»Игроки делятся на две команды. По жребию одна из команд выходит на линию «огня» (обозначенная линия) и выстраивается в шеренгу. Все получают по маленькому мячу (можно по 2-3 мяча). В 3-5 м от них расставлены 8-10 кеглей (с интервалом 50 см). По сигналу все игроки команды залпом бросают мячи, стараясь сбить кегли. Затем мячики кидает другая команда. Выигрывает команда, сбившая больше кеглей.

«Охотник». Одного из детей по жребию выбирают охотником, все осталь­ные игроки— дичь. Игра начинается так: охотник играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. После 3—4 упражнений он кричит: «Дичь!» Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника, остается на площадке и встает недалеко от охотника. Если близко от охотника нет дичи, он может передать мяч 'своему помощнику, и тот пятнает игроков. Охотник неточно может бросить мяч, промахнуться. В этом случае играющие переходят на другие места. Охотник бежит за мячом, берет его, кричит: «Дичь!» — и все' останавливаются. Игра продолжается до тех пор, пока у охотника не появится опре­деленное количество помощников (по договоренности — от 3 до 5 человек).

«Охотники и волк»Охотники стоят за линией круга диаметром 10 м, у одного из них в руках мяч. В центре круга – Волк. Охотники бросают мяч в Волка (стараются попасть в него) или передают мяч товарищу, чтобы тот выполнил прицельный бросок. Волк увертывается от мяча (бегает, прыгает, приседает и т.д.) в пределах круга. Игрок, попавший мячом в Волка, становится на его место.

«Сойки». Дети встают у стены на расстоянии 4—5 шагов, у одного из них мяч. По сигналу он бросает мяч о стену и называет по имени одного из игроков. Тот, кого назвали, ловит мяч и бро­сает его о стену, называя нового игрока, и т. д. Если игрок не поймал мяч, то он становится салкой. Ему нужно быстро под­нять мяч и крикнуть: «Стой!» Так как, дети в это время все раз­бегаются в разные стороны, на сигнал «Стой!» они останавли­ваются. Салка пятнает ближайшего игрока, запятнанный выходит из игры. Играющие идут к стене, салка начинает игру. Если же салка промахнулся, то, пока он бегает за мячом, играющие стараются убежать как можно дальше. Салка берет мяч, кричит: «Стой!» — и вновь пятнает играющих.

Игра продолжается, пока не будет осалена половина играющих.

«Охотники и утки»Игроки одной команды (Охотники) становятся за линией круга (вокруг озера), а игроки другой команды (Утки) располагаются в круге (на озере). Охотники стреляют в Уток (кидают маленькие мячи). Утки перемещаются в пределах круга (как хотят). Подбитая Утка покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все Утки не будут подбиты. После этого команды меняются ролями. Выигрывает команда, затратившая на «охоту» меньше времени.

«Выбей мяч из круга». Дети встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки держат за спиной. Водящий встает в центр, кладет мяч на землю и, ударяя ногой по нему, старается выкатить из круга. Играющие не пропускают мяч, отбивают его ногами водя­щему. Кто пропустит мяч, тот идет водить.

«Попади в мяч» Команды выстраиваются в шеренгу по краям площадки (расстояние между шеренгами – 3-5 м). Посередине площадки на возвышении (на стуле, гимнастической скамейке) лежит большой мяч. У каждого игрока – маленький мяч. По сигналу игроки одной команды поочередно выполняют броски, стараясь сбить большой мяч. Если кому-то это удается, команде засчитывается одно очко. Потом мячики бросают игроки другой команды. Выигрывает команда ,набравшая больше очков.

«Мяч в лунке». Дети встают в круг, по считалке выбирают водящего, он стоит вместе с играющими. В центре круга в лунку кладут мяч. Дети, называя по имени водящего, говорят такие слова: «Коля, не спи, мяч быстрей бери!» Водящий бежит к лунке, а играющие в это время разбегаются. Берет мяч и кричит: «Стой!», называет одного из игроков по имени и бросает в него мяч. Если промахнет­ся, то остается вновь королем, если попадет в игрока, то запятнан­ный становится королем. Игра повторяется; мяч кладут в лунку, водящий встает вместе с детьми в круг.

«Самые ловкие». Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга. Посередине площадки, между играющими, - проводят линию. Водящий встает на линию, по его сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто поймал мяч, быстро бросает его в водящего. Если промахнется, то встает на линию и начинает водить. Если мяч попадет в водящего, то все играющие разбегаются, а водящий старается запятнать убегающих. Тот, кого он запятнал, встает на место водящего. Если же водящий промахнулся, то встает на линию и продолжает водить.

Игры с прыжками.

«Воробушки и кот». Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий — кот встает в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна(внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.

Игра «Ляпка». Выбирается водящий, которого называют «ляпкой». Ляпка бегает за игроками и пытается их осалить, приговаривая: «на тебе ляпку, отдай другому!» Новый водящий старается осалить другого игрока.

« Мешочек». Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре стоит водящий, он вращает по кругу шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие внимательно следят за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кого мешочек задел, становится водящим.

Игра «Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

Конкурс «Петушиный бой». Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущиеся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

«Зайки»

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

«Салка на одной ноге». Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слово «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребенок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, пры­гая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!» Игра повторяется.

«Здравствуй, сосед!» Играющие делятся на равные группы и встают в два ряда, лицом друг к другу, на расстоянии вытянутых рук. Первые игро­ки — ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обраща­ются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» — и прыгает за ведущим. Игра заканчи­вается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ве­дущими.

«Зелёная репка»

Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню:

Зелёная репка, держись крепко,

кто оборвётся, тот не вернётся.

Раз, два, три.

На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

 

«Купи бычка». На ровной площадке дети чертят круг, встают за его чер­той на расстоянии шага друг от друга. Водящий — хозяин — встает в центр круга. На земле перед ним лежит маленький мяч или шар.

Водящий прыгает на одной ноге по кругу, свободной прока­тывая мячик, приговаривает, обращаясь к детям: «Купи бычка!» или «Купи корову!» Он старается мячом осалить кого-то из играющих. Тот, кого осалили, берет мяч, встает в центр круга на место водящего. Если мяч выкатывается за круг, никого не задев, водящий приносит его, встает в круг и продолжает водить.

«Попрыгунчики». Один из играющих встает в середину круга -он «пятнашка». По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становится «пятнашкой».

« Невод». Играющие выбирают рыбу, на голове у которой платок, помещают её в центр хоровода-невода. На расстоянии 2-3 метра от хоровода устанавливают 4 украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод, бежит к шесту. Игроки догоняют её. Если рыбу догнали, она становится в хоровод, а поймавший – рыбой.

« Стой, олень!» играющие находятся в разных местах площадки. Выбирается пастух. Он, получив палочку, становится в середину площадки. После сигнала « Беги, олень!» все разбегаются, а пастух старается догнать кого-нибудь, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!». Тот, кого коснулись палочкой, выходит из игры. Игра заканчивается, когда пастух поймает 5 оленей.

«Переселение лягушек». Играющие перед началом игры выбирают ведущего (старшую лягушку). Все играющие (маленькие лягушки) приседают, опираясь руками о пол или землю. Старшая лягушка переводит их из одного болота в другое, где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди. Во время игры водящий изменяет положение рук: руки на колени, на поясе; прыгает корот­кими прыжками, длин­ными, перепрыгивает через препятствия (че­рез палки) или запры­гивает на дощечки, кир­пичики, прыгает между предметами и т. д. Все лягушки повторяют эти движения. Прискакав в другое болото, лягушки встают и кричат: «Ква - ква - ква!» При повторении игры выбирают нового ведущего.

«Прыжки по кочкам». Команды построены перед стартовой линией. Перед ними «болото», где есть «кочки» (круги диаметром до 40 см). Расстояние между «кочками» варьируется в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. По сигналу преподавателя каждый из игроков поочередно

«У кого длинный хвост»

Дети образуют круг. Преподаватель называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный), и т.д. Преподаватель поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

«Запрещенное движение»

Преподаватель перед строем показывает ряд простых общеразвивающих упражнений, которые дети повторяют за ним. Перед игрой договариваются об одном или двух «запрещенных движениях», которые нельзя выполнять, хотя преподаватель может их показывать (например, руки на пояс, упор присев). Совершивший ошибку выбывает из игры.

 

 

«Овощи и фрукты»

Дети строятся в шеренгу по одному. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны присесть, а если к фруктам – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

Вариант. Можно провести игру иначе. Дети делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2-3 м. При назывании фруктов поднимают руки игроки шеренги, стоящей справа от преподавателя, а при назывании овощей – игроки, стоящие слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, его команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

«Опасная зона»

Заранее оговаривается положение, которое будет сигналом об «опасной зоне». Преподаватель проводит комплекс упражнений в разомкнутом строю в колонну по четыре или по три. Каждая колонна представляет отдельную команду. Если при показе упражнения воспитатель дал сигнал об «опасной зоне» (например, руки в стороны), то все игроки должны принять положение «упор присев» или другое заранее оговоренное положение. Команда, выполнившая это первой, получает одно очко. После проведения комплекса упражнений подводят итоги и объявляют команду-победительницу.

1. «Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке". Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

 

2. «Стрелок». Один игрок-стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинаю т перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом, тот, в кого попал, становиться стрелком.

1.«Колечко». Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте: Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, сни­мает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

2. «Волк и семеро козлят». Один игрок-волк, другой - овца, остальные-ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?»- «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

1.«Летит — не летит». Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол паль­цы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего пред­мета или же не поднимет при назывании летающего — платит фант. Иногда играют и так: все становятся в круг и при назывании летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нёлетающий, они стоят на месте.

2. «Слепой медведь». Игроки выбирают водящего-медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становиться водящим.

1.«Телефон». Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или корот­кое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и - так до последнего играющего.

После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто пере- путал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются бли­же к телефону. Каждый ребенок может исполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.

2. «Журавли-журавли». В игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, поет или говорит речитативом следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли-журавли. Сделайтесь веревочкой». Дети быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает свои шаги по темпу песни и т. д.

1.«Мережка». Выбирают двух рыбаков, остальные играющие садятся в кру­жок, сложив кисти рук вместе. Они изображают берег реки, а сложенные на коленях руки — мережи. Один из рыбаков ходит вдоль берега, в руках у него маленькая рыбка. Он опускает свои руки с рыбкой в мережи и незаметно кладет ее кому-то из играющих. Второй рыбак должен угадать, у кого рыбка. Если он не угадал сразу, то ему разрешается назвать имена еще 2—3 детей. Первый рыбак садится на место, второй опускает рыбку в мережу, а тот, у кого нашли рыбку, идет угадывать.

2. «Прятки». Образуется две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки меняются местами.

1.«Пора, бабушка, в пир!». Все встают в круг, жмурка с завязанными глазами в сере­дине круга. Играющие идут по кругу и говорят слова: «Бабушка, бабушка, пора в пир!» Бабушка-жмурка отвечает: «Не в чем!» — «В рогоже!».— «Негоже» — «В лукошке!» — «Покато».— « На крылышках полетай!»

При последних словах все останавливаются, а жмурка машет руками и идет в сторону играющих. Останавливается перед одним игроком и старается узнать его: руками проводит по платью, волосам (не разрешается трогать лицо). Если узнает, то играющий становится жмуркой и игра начинается сначала.

2. «Ловля оленей». Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники-олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, попал мяч, считается пойманным. После четырех, пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

1.«Кривой петух». Одному из играющих завязывают глаза и сажают его на ска­мейку. Дети подходят к нему, говорят: «Прощай, кривой петух!»— и быстро расходятся по площадке. Водящий — кривой петух встает со своего места и идет искать игроков: он широко рас­ставляет руки, прислушивается к каждому шороху. Найденного игрока он старается рассмешить, чтобы его узнать. Если ребенок будет узнан, он становится водящим.

2. «Продаем горшки». Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев и начинает разговор:

-Эй, дружок, продай горшок!

-Покупай.

Сколько дать тебе рублей?

-Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становиться водящим.

1.«Жмурки на местах». Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается несколько раз вокруг себя. Играю­щие его спрашивают: «Где стоишь?» — «На мосту».— «Что про­даешь?» — «Квас». — «Ищи три года нас!» После слов участники расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки. Найденный игрок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.

2. «Один лишний». Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становиться в середине круга. Начиная игру ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда…» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся вторыми. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

«Жучок»

1. Количество играющих: 5-20 человек.

2. Место проведения: групповое помещение, спортивный зал, открытая площадка.

3. Подготовка: дети строятся в круг, в центре круга водящий – жучок – сидит на корточках.

4. Описание игры: дети взявшись за руки, идут по кругу со словами: 
- Жучок-паучок, 
Тоненькие ножки, 
Красные сапожки, 
Мы тебя кормили, 
Мы тебя поили, 
На ноги поставили. 
Игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги. 
-Танцевать заставили. 
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь! 
Паучок танцует и выбирает следующего водящего. Игра повторяется.

5. Правила игры: текст должны проговаривать все дружно.

«Море волнуется»

   По считалке выбирают водящего. Водящий произносит слова: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура......... на месте замри", Ребята замирают в позах, соответствующих той фигуре, которую попросил водящий, например, лыжник. Водящий, прохаживаясь между играющими, выбирает понравившуюся ему фигуру. Этот ребенок и будет следующим водящим.

 

Вариант игры.

   Дети сидят полукругом или в кругу.

По команде:

"Море спокойно" - все замирают.

"Море волнуется" - поднимают руки и колышут ими.

"На море буря" - разбегаются.

"Море спокойно" - стараются сесть на свое место



«Сторож»

  Выбранный по считалке "сторож" подходит к одному из играющих. Тот сразу же присаживается на корточки, а "сторож" кладет руку ему на голову - "охраняет" его. Другой рукой он старается задеть ребят, которые пытаются дотронуться до сидящего. Те, кого "запятнает" "сторож", выходят из игры, тот, кто "запятнает" сидящего, становится новым "сторожем".

«Быстро по местам!»

   Дети встают в круг (колонну, шеренгу и т.п.). По сигналу водящего : "На прогулку" - все расходятся в разные стороны. По синалу: "По местам!" - все должны вернуться на свои места. Играют 3-4 раза. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Исходные положения могут быть самые разные.

Коллективная рефлексия.

 











Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Игры нашей местности»

МКОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Игры нашей местности»

Срок реализации программы: 2015-2019 гг.

Возраст обучающихся: 7-10 лет

 

Ф.И.О. учителя: Медведева Н.Г.

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного кружка «Игры нашей местности» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования МБОУ «Нусинская  ООШ»

Цели:   

- содействовать  всестороннему развитию личности, приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

- расширять знаний об истории, традициях и обычаях нашего поселка, вовлекать ребят в игру;

- формировать представления о здоровье, мотивировать на здоровый образ жизни;

- формировать разносторонне физически развитую личность, способную активно использовать ценности физических упражнений и игры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Задачи:

-  укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной активности;

- формирование коммуникативных компетенций;

- овладение школой движения;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;

- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время игры;

- приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание чувства ответственности за своё здоровье.

Общая характеристика программы

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

   Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

«Человеком можно стать, только играя»,- утверждал Ф Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живёт.

С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «Что есть «я» в этом мире?» Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагают сотрудничество, саморазвитие внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации.

Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребёнка, поскольку:

- создают условия для их активности;

-предоставляют возможность выбора;

- создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;

- предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини – соревнования, упражнения для своих товарищей;

- нацеливают на способ достижения результата;

- учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;

- развивают учебно-познавательные мотивы.

Описание места программы в структуре ООП

  Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 135 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю). 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования - 4 года

Класс

Кол-во часов

                               1

                          33

                               2

                          34

                               3

                          34

                               4

                          34

Занятия проводятся во второй половине дня. Место проведения занятий – спортивный зал, игровая площадка, стадион.

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Дети должны:

-знать историю своего края и народные игры своей местности;

-уметь контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам;

-понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

-уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

-понимать необходимость правил соблюдения правил игры;

-знать правила поведения в знакомом и незнакомом месте;

-защищать честь и достоинство своих друзей;

-укреплять здоровье учащихся, приобщать их к изучению народных игр;

-содействовать обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

-воспитывать дисциплинированность;

-понимать ответственность за своё здоровье.

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС данная рабочая программа для 1 – 4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России и своего поселка;

формирование уважительного отношения к культуре других народов;

развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи игровой деятельности, поиска средств её осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

формирование первоначальных представлений о значении игры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека;

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

Содержание программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

Содержание программы внеурочной деятельности объединения «Родное слово» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов. Место проведения занятий – спортивный зал, игровая площадка , стадион, футбольное поле.

Программа представлена пятью блоками:  народные игры, игры на внимание, игры со скакалкой, подвижные игры, спортивные игры.

Основные разделы программы

 

    №

 

         Название раздела

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

1

Спортивно – оздоровительное объединение: «Игры нашей местности»

34

 

 

1.1

Народные игры

8

 

8

1.2

Игры на внимание

6

6

 

1.3

Игры со скакалкой

2

1

1

1.4

Подвижные игры

14

8

6

1.5

Спортивные игры

4

3

1

Формы внеурочной воспитательной работы спортивно-оздоровительного направления:

Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике, карате и военно - спортивной подготовке.

Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

Проведение бесед по охране здоровья.

Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.

Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате работы объединения «Игры нашей местности»

дети должны иметь представление:

1.Об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр;

2.Отрадициях русских народных праздников;

3.О культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

должны знать:

Историю возникновения подвижных игр;

Правила проведения игр, эстафет и праздников;

Основные факторы, влияющие на здоровье человека;

Правила поведения во время игры.

О системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

О причинах травматизма и правилах его предупреждения;

должны уметь:

1.Выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);

2. Проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

3. Владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;

4. Применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

5. Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

6.Организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

7. Уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Дети научатся:

- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;

- проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Дети будут уметь:

- применять и выполнять правила игры;

- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Основные виды деятельности

Дата

Проведения

 

 

Народные игры

 

1

Какие бывают игры.

Русская народная игра «Зайцы в огороде»

   Выполнение игровых правил. Отработка игровых приёмов. Игра.

 

2

Правила игры. Обязательны ли они для всех?

Русская народная игра «Гуси – лебеди»».

   Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

 

3

Русская народная игра «Ловишка в кругу»

  Правила игры. Проведение игры.

 

4

  Русская народная игра «Пчёлки и ласточка».

  Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

 

5

  Русская народная игра «Обыкновенные жмурки»

  Правила игры. Проведение игры.

 

6

Русская народная игра «Палочка – выручалочка»

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры

 

7

  Русская народная игра «Караси и щука»

  Правила игры.  Проведение игры. .

 

8

Русская народная игра «Белые медведи»»

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры

 

 

 

Игры на внимание

 

9

Игра на внимание «Смена сторон»

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

 

10

Игра на развитие внимания «Запомни движение»

Знакомство с правилами и проведение игр.

 

11 

Игра на внимание «Вызов номеров»

Знакомство с правилами и проведение игр.

 

12

Игры на внимание «Запрещённое движение», «Запомни порядок».

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

 

13

Игра «Три движения», «Узнай, чей голосок»

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

 

14

Игра «Маляр и краски»

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

 

 

 

Игры со скакалкой

 

15

Игры со скакалкой. «Рыбаки и рыбки»

Комплекс ОРУ со скакалкой.

 

16

Эстафеты со скакалкой.

Правила игры. Проведение игры.

 

 

 

Подвижные игры

 

17

Игра «Большой мяч».

 Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

 

18

Игра с мячом «Бездомный заяц».

  Комплекс ОРУ с мячом.

 

19

  Весёлые старты с мячом.

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

 

20

Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики»

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

 

21

Игра с прыжками «Прыжки кругом»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

22

Игры на меткость. «Стрельба по мишеням. «Броски снежков»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

23

Игра «Успей поймать».

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

24

Игра «Бег по следам»»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

25

Игра «Мяч в воздухе»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

26

Игра «Собачки»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

27

Игра «Передал - садись»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть, умение точно передавать мяч

 

28

Игра «Сторож и воробьи»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

29

Игра «Медведи и пчёлы»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

30

Игра «Куры в огороде»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

 

 

Спортивные игры

 

31

 Футбол

Игровые правила. Удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча. Отработка игровых приёмов. Игра.

 

32

Баскетбол.

Игровые правила. Ведение мяча; броски мяча в кольцо. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.

 

33

Пионербол

Проведение игры. Перебрасывание мяча через сетку.

 

 

 

 

 

 

 

34

Спортивный праздник «Мир народных игр»

Спортивные состязания, эстафета.

 

Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

Мячи малые (теннисные) и большие набивные (1кг;2 кг;)

Футбольные и баскетбольные мячи;

Кегли;

Гимнастические обручи;

Скамейка гимнастическая жёсткая;

Гимнастическая стенка;

Скакалки гимнастические;

Маты гимнастические;

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой;

Игровое поле для футбола;

Ворота для футбола с сеткой;

Нагрудные номера;

Компрессор для накачивания мячей;

Аптечка медицинская;

Спортивный зал игровой;

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования.


 

РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ______

РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ______

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Календарно- тематическое планирование №

Календарно- тематическое планирование №

Русская народная игра: «Берегись!»2

Русская народная игра: «Берегись!»2

Русская народная игра: «Зевака»

Русская народная игра: «Зевака»

Русская народная игра: «Мяч в лунке»

Русская народная игра: «Мяч в лунке»

Русская народная игра: «Салка на одной ноге»

Русская народная игра: «Салка на одной ноге»

Русская народная игра: «Переселение лягушек»

Русская народная игра: «Переселение лягушек»

Татарская народная игра «Колечко»

Татарская народная игра «Колечко»

Русская народная игра «Кривой петух»

Русская народная игра «Кривой петух»

Игра - путешествие «Народные игры

Игра - путешествие «Народные игры

Тот остав­ляет свое место и бежит по кругу от пятнашки, а игрок занима­ет его место

Тот остав­ляет свое место и бежит по кругу от пятнашки, а игрок занима­ет его место

Заяц должен бежать в свою, а не в соседнюю нору

Заяц должен бежать в свою, а не в соседнюю нору

Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!»

Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!»

Потом мячики бросают игроки другой команды

Потом мячики бросают игроки другой команды

Пары изображают дерущиеся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом

Пары изображают дерущиеся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом

Попрыгунчики». Один из играющих встает в середину круга -он «пятнашка»

Попрыгунчики». Один из играющих встает в середину круга -он «пятнашка»

Овощи и фрукты» Дети строятся в шеренгу по одному

Овощи и фрукты» Дети строятся в шеренгу по одному

Стрелок старается попасть в них мячом, тот, в кого попал, становиться стрелком

Стрелок старается попасть в них мячом, тот, в кого попал, становиться стрелком

Играющие идут по кругу и говорят слова: «Бабушка, бабушка, пора в пир!»

Играющие идут по кругу и говорят слова: «Бабушка, бабушка, пора в пир!»

Количество играющих: 5-20 человек

Количество играющих: 5-20 человек

Сторож» Выбранный по считалке "сторож" подходит к одному из играющих

Сторож» Выбранный по считалке "сторож" подходит к одному из играющих

Задачи : - укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию; - обучение жизненно важным двигательным…

Задачи : - укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию; - обучение жизненно важным двигательным…

Игра – ведущая деятельность детей

Игра – ведущая деятельность детей

Сроки реализации программы Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования - 4 года

Сроки реализации программы Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования - 4 года

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности…

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности…

Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении игры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность; формирование…

Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении игры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность; формирование…

Игры со скакалкой 2 1 1 1

Игры со скакалкой 2 1 1 1

О причинах травматизма и правилах его предупреждения; должны уметь: 1

О причинах травматизма и правилах его предупреждения; должны уметь: 1

Какие бывают игры. Русская народная игра «Зайцы в огороде»

Какие бывают игры. Русская народная игра «Зайцы в огороде»

Игра на развитие внимания «Запомни движение»Знакомство с правилами и проведение игр

Игра на развитие внимания «Запомни движение»Знакомство с правилами и проведение игр

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два 20Игры с мячом

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два 20Игры с мячом

Игра «Сторож и воробьи»Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть 29Игра «Медведи и пчёлы»Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть 30Игра…

Игра «Сторож и воробьи»Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть 29Игра «Медведи и пчёлы»Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть 30Игра…

Спортивный праздник «Мир народных игр»

Спортивный праздник «Мир народных игр»
Скачать файл