Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кармановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской области
Согласовано Зам. директора по ВР _______________ Лекомцева Н.Е. 28.08.18 г. |
|
Утверждаю Директор МБОУ «Кармановская средняя школа» __________ Т.И. Иванова Приказ № 189 . 30.08.18. г
|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Путешествие по дороге здоровья»»
(Спортивно – оздоровительное направление)
4 класс
Учитель: Иванова Н.Р.
2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа
· Наименование: «Путешествие по дороге здоровья» ( Спортивно – оздоровительное направление )
· Класс: 4
· Учитель: Иванова Н.Р
· Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
· Количество часов по учебному плану: всего часов в год 33 .
· Планирование составлено на основе:
ü ООП НОО
ü Программы внеурочной деятельности НОО МБОУ «Кармановская средняя школа» в соответствии с требованием ФГОС
Рабочая программа содержит:
· планируемые результаты освоения учебного предмета
· содержание программы учебного предмета
· тематическое планирование
1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Ø личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Ø метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Ø предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы следующие умения:
Ø Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Ø В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Ø Вести безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Ø Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
Ø Проговаривать последовательность действий на занятии.
Ø Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Ø Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Ø Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Ø Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ø Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Ø Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ø Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Ø Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Ø Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Ø Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Ø Слушать и понимать речь других.
Ø Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Ø Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Ø Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ø Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Ø осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Ø социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:
Ø отношение к самому себе;
Ø отношение к другим людям;
Ø отношение к вещам;
Ø отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие
качества личности как:
Ø товарищество,
Ø уважение к старшим,
Ø доброта,
Ø честность,
Ø трудолюбие,
Ø бережливость,
Ø дисциплинированность,
Ø соблюдение порядка,
Ø любознательность,
Ø любовь к прекрасному,
Ø стремление быть сильным и ловким.
3.Тематическое планирование.
N п\п |
Содержание программы |
Всего часов |
1. |
Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни
|
(11ч) |
2. |
Воспитание двигательных способностей
|
(2ч) |
3. |
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков
|
(16ч) |
4. |
Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий
|
(4ч) |
|
|
|
|
Итого:
|
33 |
Содержание программы (4 класс)
Раздел I
Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни (11ч)
Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение понятия «здоровый» образ жизни.
Тема 1. Гигиена повседневного быта (1ч)
(2 часа: теоретические занятия0,5 час, практические занятия-0,5 час)
Теория: Зубы. Строение зубов. Как сохранить улыбку красивой.
Практика: Уход за зубами. Тест «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»
Тема 2. Физическое развитие (2ч)
Практика: Измерение своего роста и веса. Ростомер. Медицинские весы.
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Факторы влияющие на рост и вес человека. Ожирение. Правила здорового питания.
Практика: правильное сбалансированное питание. Составление меню на неделю.
Тема 3. Формирование правильной осанки (2ч)
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье человека
Практика: Выявление проблем с осанкой и формой стопы. Разработка индивидуальной программы здоровья по решению выявленных проблем.
Тема 4. Основы самоконтроля (2ч)
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Показатели самоконтроля: настроение, желание работать, самочувствие, болевые ощущения. Пульс.
Практика: Дневник самоконтроля. Правила его ведения.
Тема 5. Средства и методы сохранения здоровья (2ч)
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Точечный массаж. Значение точечного массажа. Виды точечного массажа.
Практика: Обучение точечному массажу.
Тема 6. Профилактика близорукости (2ч)
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Профилактика близорукости.
Практика: Точечный массаж для снятия зрительного напряжения. Самомассаж.
Раздел I I
Воспитание двигательных способностей (2ч)
Характеристика и развитие основных двигательных способностей человека
Тема 1. Что значит быть ловким?
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Выносливость и сила – двигательные способности человека.
Практика: Составление индивидуальной программы на развитие двигательных способностей.
Раздел III
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (16ч)
Основные движения. Прикладные умения и навыки человека.
Тема 1. Прикладные умения и навыки (6ч)
(6 часов: практические занятия-6 часов)
Практика: Движения при преодолении препятствий. Отработка прикладных умений и навыков. Спортивно-военизированная игра.
Самостоятельное катание с горы на лыжах. Лыжная прогулка по пересечённой местности. Лыжная эстафета. Нетрадиционные виды терапии: игротерапия, сказкотерапия, цветотерапия, аромотеропия, мульттерапия, музыкотерапия, как альтернатива докторов.
Тема 2. Основные виды движения (10ч)
(10 часов: теоретические занятия-3 часа, практические занятия-7 часов)
Теория: Основной вид движения – метание. Фазы метания.
Практика: Метание. Способы метания. Упражнения с большим мячом.
Метание малого мяча. Ловля мяча. Игры «Штандр», «Выбивалы». Метание на дальность. Метание в цель. Игра «Меткий стрелок». Весёлые старты. Игры на свежем воздухе.
Раздел IV
Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий (4ч)
Методика и проведение динамических пауз, физкультурных минуток, занимательных переменок.
Тема 1. Методика проведения малых форм двигательной активности (4ч)
(4часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-3 часа)
Теория: Динамическая пауза - малая форма двигательной активности. Место динамической паузы в режиме дня. Влияние динамической паузы на здоровье.
Практика: Упражнения и игры для динамической паузы. Круглый стол «Как сохранить и укрепить своё здоровье». Спортивный праздник «Ты, я, он, она – вместе дружная семья».
3.Тематическое планирование.
N п\п |
Содержание программы |
Всего часов |
1. |
Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни
|
(11ч) |
2. |
Воспитание двигательных способностей
|
(2ч) |
3. |
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков
|
(16ч) |
4. |
Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий
|
(4ч) |
|
|
|
|
Итого:
|
33 |
Календарно –тематическое планирование.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата
|
Дата по факту |
1. |
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса Гигиена повседневного быта. Красивая улыбка человека |
1 |
|
|
2 |
Практическая работа «Уход за зубами» |
1 |
|
|
3 |
Физическое развитие младшего школьника.Факторы влияющие на рост и вес человека |
1 |
|
|
4 |
Практическая работа «Здоровое питание» |
1 |
|
|
5. |
Формирование правильной осанки.Влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье человека |
1 |
|
|
6. |
Практическая работа «Составление индивидуальной программы здоровья» |
1 |
|
|
7. |
Основы самоконтроля. Показатели самоконтроля |
1 |
|
|
8. |
Практическая работа «Дневник самоконтроля» |
1 |
|
|
9. |
Средства и методы сохранения здоровья.Точечный массаж |
1 |
|
|
10 |
Обучение основам точечного массажа |
1 |
|
|
11. |
Профилактика близорукости. Близорукость и здоровье человека |
1 |
|
|
12. |
Практическая работа «Точечный массаж для снятия зрительного напряжения»
|
1 |
|
|
13. |
Что значит быть сильным и ловким? Выносливость и сила. |
1 |
|
|
14. |
Практическая работа «Индивидуальная программа развития двигательных способностей»
|
1 |
|
|
15. |
Прикладные умения и навыки. Движения при преодолении препятствий |
1 |
|
|
16. |
Спортивно-военизированная игра |
1 |
|
|
17. |
Катание с горы на лыжах |
1 |
|
|
18. |
Лыжная эстафета |
1 |
|
|
19. |
Прогулка на лыжах |
1 |
|
|
20. |
Чтоб забыть про докторов |
1 |
|
|
21. |
Основные виды движения. Метание. |
1 |
|
|
22. |
Способы метания |
1 |
|
|
23. |
Упражнения с большим мячом. |
1 |
|
|
24. |
Метание малого мяча |
1 |
|
|
25. |
Ловля мяча. Игры «Штандр», «Выбивалы» |
1 |
|
|
26. |
Метание на дальность |
1 |
|
|
27. |
Метание в цель. Игра «Меткий стрелок» |
1 |
|
|
28. |
Весёлые старты
|
1 |
|
|
29. |
Фазы метания |
1 |
|
|
30. |
Игры на свежем воздухе
|
1 |
|
|
31. |
Методика проведения малых форм двигательной активности. Динамическая пауза - малая форма двигательной активности |
1 |
|
|
32. |
Круглый стол «Как сохранить и укрепить своё здоровье» |
1 |
|
|
33. |
Спортивный праздник «Ты, я, он, она – вместе дружная семья» |
1 |
|
|
|
Итого: |
33 часа |
|
|
Приложение 1.
Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности
Критерии |
Показатели |
Методики |
Сроки |
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Прогнозируемый воспитательный результат – Умеют организовывать свою деятельность, Знают различные игры и эстафеты
|
сентябрь |
|
«Поделись с другими тем, что умеешь сам». |
декабрь |
||
Воспитательный эффект |
Формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности . |
|
|
Метапредметные результаты |
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию |
Логические закономерности . |
в течение года |
Прогнозируемый эффект |
Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания |
|
|
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области. |
Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» |
на каждом занятии |
|
Прогнозируемый эффект |
Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия |
|
|
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; |
Наблюдение |
|
|
Прогнозируемый эффект |
Умение формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.