ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Сделай сам» для мальчиков 5 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
4. Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
5. Приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
6. Примерной программы по технологии. «Основная школа. «Технология 5-8 классы» предметной линии учебников «Технология» для 5-8 классов, под редакцией профессора В.Д. Симоненко;
7. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) групповых занятий МАОУ СОШ с.Великокнязевка от 23.05.2020 г. (протокол № 5 педагогического совета);
8. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ с,Великокнязевка на 2018-2023годы;
9. Учебный план МАОУ СОШ с.Великокнязевка на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа согласно учебному плану, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю),
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ (10 часов). Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Графическое изображение деталей и изделий. Технологический процесс, технологическая карта. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов. Технологические операции. Сборка и отделка изделий из древесины. Правила безопасного труда. Контрольная работа. Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная. Основные виды учебной деятельности: распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдать правила безопасного труда.
Раздел 2. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ И ИСКУССТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ (11 часа). Металлы и их сплавы, область применения, свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов. Контрольная работа. Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная. Основные виды учебной деятельности:
-распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы;
-выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов;
- контролировать качество изделий, выявлять и устранять дефекты;
- соблюдать правила безопасного труда.
Раздел 3. ТЕХНОЛОГИИ МАШИННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ И ИСКУССТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ (1 часа). Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов. Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке. Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная. Основные виды учебной деятельности:
- знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями;
- выполнять работы на настольном сверлильном станке;
- применять контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах;
- выявлять дефекты и устранять их. Соблюдать правила безопасного труда.
Раздел 4. ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ (3 часов).
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная. Основные виды учебной деятельности:
- выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком;
- отделывать изделия из древесины выжиганием;
- изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам;
- соблюдать правила безопасного труда;
- представлять презентацию результатов труда.
Раздел 5. ТЕХНОЛОГИИ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ ИНТЕРЬЕРА, ОДЕЖДЫ И ОБУВИ И УХОДА ЗА НИМИ (2 часа).
Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту. Технологии ухода за одеждой и обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная. Основные виды учебной деятельности:
- выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели;
- осваивать технологии удаления пятен с одежды и обивки мебели;
- соблюдать правила безопасного труда и гигиены;
-изготовлять полезные для дома вещи. Раздел 6. ЭСТЕТИКА И ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА (2 часа).
Индивидуальная, фронтальная. Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовой техникой. Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом, дополнительными источниками.
Раздел 7. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (6 часов).
Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Творческий проект. Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная. Основные виды учебной деятельности: обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей; находить необходимую информацию с использованием сети Интернет; выбирать вид изделия; определять состав деталей; выполнять эскиз, модель изделия; составлять учебную инструкционную карту; изготовлять детали, собирать и отделывать изделия; оценивать стоимость материалов для изготовления изделия; подготавливать пояснительную записку; оформлять проектные материалы; проводить презентацию проекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий по внеурочной деятельности «Сделай сам», у обучающихся 5-х классов формируются следующие предметные результаты: рационально использовать учебную и дополнительную техническую информацию для проектирования и создания объектов труда; проводить оценку технологических свойств материалов и областей их применения; ориентироваться в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда; владеть алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; распознавать виды, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде; владеть кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; применять общенаучные знания по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; владеть способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; планировать технологический процесс и процесса труда; осуществлять подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда; осуществлять подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; проектировать последовательность операций и составлять операционную карту работ; осуществлять выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдать нормы и правила безопасности труда и пожарной безопасности; соблюдать трудовую и технологическую дисциплину; обосновывать критерии и показатели качества промежуточных и конечных результатов труда;
осуществлять выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; осуществлять подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; осуществлять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов; выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обосновывать способы их исправления; осуществлять расчет себестоимости продукта труда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Раздел 1. Технологии ручной обработки древисины и древесных материалов. |
10 часов |
2 |
Раздел 2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов |
11 часа |
3 |
Раздел 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов. |
1 часа |
4 |
Раздел 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов |
3часов |
5 |
Раздел 5 Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними |
2 часа |
6 |
Раздел 6. Эстетика и экология жилища. |
1часа |
7 |
Раздел 7. Исследовательская и созидательная деятельность. |
7 часов |
|
ИТОГО: |
35часов |
№ |
|
Тема урока |
Количест во часов |
Даты проведения урока |
|||||||||
|
|
|
план |
факт |
|||||||||
Раздел 1. Технологии ручной обработки древисины и древесных материалов. (20 ч). |
|||||||||||||
1 |
Вводное занятие. Правила Т/Б при работе в столярной мастерской. |
1 |
|
||||||||||
2 |
Выбор темы творческого проекта. Этапы выполнения проекта. |
1 |
|
||||||||||
3-4 |
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы |
2 |
|
||||||||||
5-6 |
Инструменты для ручной обработки. древесины. Выжигание по дереву |
2 |
|
||||||||||
7-8 |
Разметка заготовок из древесины. Пиление заготовок из древесины. Правила Т/Б. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей |
2 |
|
||||||||||
9-10 |
Строгание заготовок из древесины. Правила Т/Б. Сверление отверстий в деталях из древесины. Отделка изделий из древесины. |
|
2 |
|
|||||||||
Раздел 2.Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (11часа). |
|||||||||||||
11-12 |
Тонколистовой металл и проволока. Изделия из них. |
2 |
|
|
|||||||||
13-14 |
Искусственные материалы. Рабочее место для ручной обработки металлов. |
2 |
|
||||||||||
15-16 |
Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов |
2 |
|
||||||||||
17-18 |
Изготовления изделий из металлов и искусственных материалов. |
2 |
|
||||||||||
19-20 |
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Правила Т/Б. |
2 |
|
||||||||||
21 |
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Правила Т/Б. |
1 |
|
||||||||||
Раздел 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов. (1 часа). |
|||||||||||||
22 |
Правила работы на настольном сверлильном станке. Правила Т/Б. |
1 |
|
||||||||||
Раздел 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (3 часов). |
|||||||||||||
23-24 |
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Правила Т/Б. |
1 |
|
||||||||||
25 |
Творческий индивидуальный проект |
2 |
|
||||||||||
Раздел 5. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (2 часа). |
|||||||||||||
26-27 |
Интерьер жилого помещения. Ремонт жилого помещения |
и |
2 |
|
|||||||||
Раздел 6. Эстетика и экология жилища. (1 часа). |
|||||||||||||
28 |
Эстетика и экология жилища. |
1 |
|
||||||||||
Раздел 7. Исследовательская и созидательная деятельность. (7 часов). |
|||||||||||||
29 |
Творческий проект. Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. |
1 |
|
||||||||||
30 |
Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый). |
1 |
|
||||||||||
31 |
Этапы выполнения проекта (технологический), (заключительный). |
1 |
|
||||||||||
32 |
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. |
1 |
|
|
|||||||||
33 |
Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. |
1 |
|
|
|||||||||
34 |
Защита проектов. |
1 |
|
|
|||||||||
35 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
|||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.