I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
примерных программ учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы) (Кировский ИПК и ПРО, 2006) и пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006);
- учебного плана на 2016-2017 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
- в соответствии:
- с годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
- с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в
-
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность.
Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.
Данная программа может востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Цели и задачи программы
Цель:
Задачи:
Учебным планом школы предусмотрено 35 часов проектной деятельности в 5 классе.
Первоначальный ожидаемый итог работы – школьная конференция по итогам проектной деятельности учащихся. Перспективы – выступления на районных конференциях.
Формы контроля: оформление работы с электронной презентацией, защита проекта.
Форма работы: групповая и индивидуальная.
Модуль «Первые шаги» – 5 класс решает задачу приобщения пятиклассников к общественной жизни своей местности, классного коллектива. В основе занятий – наблюдения, элементы исследования, полезные практические дела. Итогом изучения первого модуля является выявление и формирование устойчивых мотивов, интересов и потребностей школьников в жизненном самоопределении.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Учебно-тематический план
Модуль «Первые шаги» – 5 класс
1 |
Введение |
1ч |
2 |
Основы проектной деятельности экологической направленности. Теоретический курс. |
4ч
|
3 |
Подготовка к работе над проектами |
1ч |
4 |
Планирование проектной деятельности |
1ч |
5 |
Исследования в проектах |
1ч |
6
7 |
Работа над проектами
Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды |
3ч
10 |
8 |
Мои первые исследования |
15ч |
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
знать:
- основы математической статистики
- этапы создания проектов
- требования к оформлению проектного продукта
уметь:
-планировать свою деятельность
- выбирать средства для достижения результата
- проводить поиск и обработку необходимой информации
-работать с компьютерными программами
- работать с измерительными и фотоприборами
- видеть проблему и находить пути еѐ решения
- отстаивать свою точку зрения
- владеть навыками анализа и прогнозирования
-оценивать результаты своей деятельности
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Т |
П |
Дата проведения |
||
план |
факт |
|||||||
1 |
Основы самоопределения. Планирование деятельности. |
Терминология. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. |
1 |
1 |
|
|
|
|
2
3 4 5 |
Познавательные интересы, склонности и способности. Сфера жизненных интересов. Человек стоит того, что он может. Ценностные ориентиры. |
Теоретический курс.
Основы проектной деятельности экологической направленности. Определение ценностей. |
1
1 1 1 |
1
1 1 1 |
|
|
|
|
6 |
Планирование проектной деятельности |
Планирование проектной деятельности |
1 |
1 |
|
|
|
|
7 |
Методы исследования в проектах. |
Исследования в проектах
|
1 |
1 |
|
|
|
|
8
9-10 |
Детализация и экономический расчет. Практическая работа. |
Работа над проектами
Детализация.Экономический расчет. |
1
2 |
1 |
2 |
|
|
|
11 |
Информационно-образовательная среда
|
Информационно-образовательная среда, её компоненты. Семья. Школа. Социум. |
1 |
1 |
|
|
|
|
12 |
Информационные ресурсы |
Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет). |
1 |
1 |
|
|
|
|
13 |
Электронные средства учебного назначения Работа с ЭСУН |
Электронные энциклопедии, справочники, учебные пособия. Интерфейс и возможности электронного пособия. |
1 |
|
1 |
|
|
|
14 |
Организация информации |
План, опорный конспект, логические схемы, таблицы, каталог, аннотация, компьютерная презентация, буклет, web-страница и.т.п. |
1 |
1 |
|
|
|
|
15 |
Способы первичной обработки информации |
Представление и структурирование информации различными способами. Ключевые слова, лестница сужения и расширения понятий, таблица, денотатный граф, коллаж. |
1 |
1 |
|
|
|
|
16 |
Поиск и преобразование информации |
Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру. |
1 |
|
1 |
|
|
|
17 |
Компьютерная презентация |
Правила представления информации в презентации. Оформление слайда. |
1 |
1 |
|
|
|
|
18-19 |
Мои интересы. Практическая работа. |
Разработка тематической презентации «Мои интересы» |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
20 |
Структура проекта |
Название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта. |
1 |
1 |
|
|
|
|
21 |
Этапы работы над проектом
|
Выбор темы, формулировка проблемы, исследование проблемы, генерирование и отбор идей, разработка технического решения, планирование, реализация, оформление, презентация. |
1 |
1 |
|
|
|
|
22 |
Ресурсы |
Нормативы и правила, мотивы, кадры, методики, организация, информация, управление, время, материалы и техника, финансы. |
1 |
1 |
|
|
|
|
23 |
Исследование, методы исследования |
Проблема, проблемный вопрос, теоретические и эмпирические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение литературы; опыт, эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, измерение). |
1 |
1 |
|
|
|
|
24 |
Этапы исследования |
Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы |
1 |
1 |
|
|
|
|
25 |
Выбор темы исследования Разработка путей решения проблемы |
Обсуждение предложений, создание микрогрупп, постановка проблем, выдвижение гипотез, определение объекта и предмета исследования. Формулировка целей и задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации, выявление недостающих знаний. |
1 |
1 |
|
|
|
|
26 |
Составление плана исследования |
Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов. |
1 |
1 |
|
|
|
|
27 |
Реализация плана |
Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные), проведение наблюдений, экспериментов, опытов, фиксация результатов |
1 |
1 |
|
|
|
|
28 |
Общественное мнение |
Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса |
1 |
1 |
|
|
|
|
29 |
Обработка данных исследования |
Составление таблиц, схем, диаграмм, построение графиков, обработка анкетных данных |
1 |
1 |
|
|
|
|
30 |
Анализ полученных данных |
Структурирование данных, систематизация, соответствие гипотезе, формулировка выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования |
1 |
1 |
|
|
|
|
31 |
Оформление исследования |
Написание исследовательской работы |
1 |
1 |
|
|
|
|
32 |
Подготовка защиты |
Подготовка буклета, презентации, статьи |
1 |
|
1 |
|
|
|
33 |
Презентация результата |
Выступление на конференции, защита работы, вопросы оппонентов |
1 |
1 |
|
|
|
|
34 |
Структура проекта |
Название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта. |
1 |
1 |
|
|
|
|
35 |
Этапы работы над проектом
|
Выбор темы, формулировка проблемы, исследование проблемы, генерирование и отбор идей, разработка технического решения, планирование, реализация, оформление, презентация. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
35 |
29 |
6 |
|
||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
5. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
Электронные пособия
Приложение 1
Темы проектов в 5 классе
1 |
Способы повышения физической и умственной работоспособности пятиклассника |
2 |
Что едят в моей семье |
3 |
Борьба с грызунами в домашних условиях |
4 |
Польза муравьев и охрана муравейников. |
5 |
Лекарственные растения окрестностей деревни Лямина |
6 |
Жидкое топливо нефть. |
7 |
Биологические ресурсы реки Лямин. |
8 |
Цветы лесов Сургутского района |
9 |
Лес – богатство Сургутского района. |
10 |
Сосна – дерево щедрое. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.