Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВВВР ___________ / _______________./ «_____»_________________2021 г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №10 ___________ / ____________./ Приказ №___________ от ____ ____________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Направление внеурочной деятельности - духовно-нравственное
Возраст обучающихся – 3 А, Б, В, Г, Д
Срок реализации программы - 2021-2022 учебный год
Количество часов учебного курса - 17
Количество часов в неделю – 1
Педагог, реализующий программу - Илюшкина Ольга Александровна
Программа разработана на основе программы «Социокультурные истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Сургут, 2021
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом образовательного процесса школы и реализуется в соответствии с моделью внеурочной деятельности школы.
В рамках ФГОС была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В этой Концепции ставится стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Стратегические цели Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС и программы «Социокультурные истоки» практически совпадают.
1. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определен современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На воспитание именного такого гражданина России ориентирована программа «Социокультурные истоки», нацеленная на создание необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства, привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается прежде всего, как служение Отечеству в широком смысле слова).
2. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности в ФГОС определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования должно осуществляться в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей: семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры русского народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии – Православия, России как самобытной страны. По Концепции духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики. Более высокой ступенью является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
И, наконец, ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
3. ФГОС предъявляет к программам духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываем и реализуемым общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, определенные требования. Эти программы должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурнорегиональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. В программе «Социокультурные истоки» сердцевину ее содержания составляют универсалии культуры, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Эти универсалии представлены на различных уровнях, практически соответствующих ступеням духовно-нравственного развития личности, определяемым ФГОС.
4. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определены следующие базовые национальные ценности:
- патриотизм;
- социальная солидарность;
- гражданственность;
- семья;
- труд и творчество;
- наука;
- традиционные российские религии;
- искусство и литература;
- природа;
- человечество.
Все эти базовые ценности во всей полноте раскрывают в содержании программы «Социокультурные истоки».
Актуальность. Содержание авторской программы «Истоки», на основе которой составлена программа ВД «Социокультурные истоки», разработано доктором исторических наук профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным. Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Это позволяет сформировать у детей представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий школьниками может стать прочным фундаментом для их последующего осмысления в средней школе и формирования системы ценностей, стимулирующих мотивацию самосовершенствования к самоутверждению.
Практическая значимость заключается в том, что курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» призван дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно – нравственные ценности ребенка. Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Социокультурные истоки»;
Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
Управленческий – развитие управленческих способностей;
Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.
Содержательной целью курса «Социокультурные истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
Задачи:
Обучающие:
· дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
· посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об Истоках духовности, нравственности человека;
· продолжать формировать в ребенке ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможности самореализации.
Развивающие:
· развивать коммуникативные умения и навыки: слушать и слышать себя и окружающих, использовать нравственные законы в своей жизни,
· развивать информационные умения и навыки: умение работать с незнакомым художественным текстом, анализируя его, выбирать главное, умение работать со словарями
Воспитательные:
· воспитывать чувство уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувство взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации)
Ключевые понятия. Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом, преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
В l-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги.
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).
В целом, ценностно-категориальный ряд Истоков в начальной школе может быть представлен следующим образом:
Истоки 1 Системообразующие категории – ценности Слово – Образ – Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Категории-ценности представлены в темах «Мир», «Слово», «Образ», «Книга»
Истоки 2 Категории-ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории-ценности представлены в темах «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».
Истоки 3 Категории-ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории-ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».
Истоки 4 Категории-ценности, развивающие традиции Слова, Образа, дела и Праздника.
Все темы начальной школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания. Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий истоков уделяется категории-ценности Книга. В контексте Истоков Книга воспринимается как живое существо. Согласно программе активного воспитания (1 – 4 классы) дети создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.
Таким образом, в системе Истоков категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.
На проведение занятий программой предусмотрено следующее количество часов
Класс |
аудиторных занятий |
внеаудиторных (практических) занятий |
1 |
8 |
8 |
2 |
8,5 |
8,5 |
3 |
8,5 |
8,5 |
4 |
8,5 |
8,5 |
Итого: |
33,5 |
33,5 |
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа рассчитана на 4 года обучения (1 час в неделю) и ориентирована на обучающихся начальной школы (1-4 классов):
· желающих развить свои знания и расширить свой кругозор;
· мотивированных на обучение.
Программа разработана с учетом психофизиологических особенностей детей данного возраста. Набор в группы свободный.
Одним из результатов внеурочной деятельности является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Уровни определения результативности:
Первый уровень результатов:
· личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов:
· личностное развитие – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.
Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов:
· личностное развитие – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
1 класс
Предметные результаты освоения программы по курсу «Социокультурные истоки» к концу 1-го года обучении:
Содержание первого класса, в основном, сосредоточено на понимание сути Истоков. Система духовно–нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о «Мире»: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно– нравственном). Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Тема «Мир», помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры, как мир людей ее созидающих. Тема «Слово» раскрывается посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Тема «Образ» наполнена содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Тема «Книга» позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.
2 класс
Предметные результаты освоения программы по курсу «Социокультурные истоки» к концу 2-го года обучении: Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
3 класс
Предметные результаты освоения программы по курсу «Социокультурные истоки» к концу 3-го года обучении: в третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного в 1-ом и 2-ом классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их
понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.
4 класс
Предметные результаты освоения программы по курсу «Социокультурные истоки» к концу 4-го года обучении: в четвертом классе учебный курс призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы.
Основные требования к умениям учащихся
Личностные УУД
В области личностной культуры:
· выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
· способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
· трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
· осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
· свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
· укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В области общественных отношений:
· осознавать себя гражданином России;
· развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности;
· заботу о благосостоянии многонационального народа РФ;
· осознавать ценность семьи;
· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
· бережно относиться к жизни человека;
· законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
· осознание себя гражданином России
· пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
· формирование патриотизма и гражданской солидарности;
· осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
· почтительно относиться к родителям, осознанно заботиться о старших и младших. Регулятивные УУД:
· самостоятельно организовывать свое рабочее место;
· следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;
· определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
· определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
· соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
· корректировать выполнение задания в дальнейшем;
· оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
· ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
· отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
· сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
· определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
· находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике;
· наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
· участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
· оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
· читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
· выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Контроль и оценка планируемых результатов
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради, учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, защита проектов, в конце курса в 4 классе изучение социализированности личности учащихся, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления.
Содержание программы «Социокультурные истоки»
1 класс (16 ч.)
Мир (6 часов)
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.
ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга — образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.
РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово (6 часов)
СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.
ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг Святое Слово.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.
АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.
ЧАША ЖИЗНИ, Жизнь. Любовь Добрые дела.
Образ (2 часа)
ОБРАЗ РОДИНЫ. ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой благоверный князь Александр Невский — солнце земли Русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.
ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
Книга (2 часа)
КНИГА. Книга — живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец. Книга книг — Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение — сердечный дар Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.
Содержание программы «Социокультурные истоки»
2 класс (17 ч.)
Родной очаг (6 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД-люди, происходящий от одного предка. Род- твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ — территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем отличие города от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (4 часа)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы
ЛЕС и РЕКА. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку?
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы
ПУТЬ-ДОРОГА. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (5 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (2 часа)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
Содержание программы «Социокультурные истоки»
3 класс (17 ч.)
Тема «Вера» (4 часа.)
ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере.
ВЕРНОСТЬ — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает — жить, по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
Тема «Надежда» (4 часа.)
НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.
СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ — доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Тема «Любовь» (4 часа.)
ЛЮБОВЬ — сердечная привязанность. Любовь — добро. Любовь — единство. Любовь — дружба. Святая любовь. Любовь — созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ — милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев — там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
РАСКАЯНИЕ — чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
Тема «София» (5 часов.)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума — беда. Где ума не хватит — спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение — труд.
ИСТИНА — неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание — плод учения, а истина — любви и правды. Мудрость и мудрецы. София — Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь — родные сестры.
Содержание программы «Социокультурные истоки»
4 класс (17 ч.)
Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
Традиции образа (4 часа)
ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.
Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная.
Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.
Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества.
Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.
СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя.
Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей.
Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.
Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Традиции Слова (3 часа)
СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни — важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты — традиционные проявления родительского благословения.
Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.
ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
Присяга — слово долга. Обет — добровольное обязательство.
Традиции дела (4 часа)
ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу — своя пора.
Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер — золотые руки.
Купцы и предприниматели — деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение — защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства — научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление — сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
ТВОРЧЕСТВО. Талант — особый дар человека. Творчество иконописца — передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.
Живописец. Его призвание — раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела — жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Традиции праздника (5 часов)
ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.
Общинные праздники; братчины обетные. заветные. Всеобщее примирение и веселие.
Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.
РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.
ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.
МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
Учебный план
1 класс
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего часов |
||
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6 |
Мир. 6 ч. Солнышко, мама и папа Мир и лад Истоки и радуга Родной край Щит и герб Илья Муромец |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
1 1 1 1 1 1 |
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 2.6.
|
Слово. 6ч. Слово Золотое сердечко Добрыня Никитич Слово о родителях Алёша Попович Чаша жизни |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
1 1 1 1 1 1 |
3. 3.1. 3.2.
|
Образ. 2ч. Образ Родины. Защитник Отечества Образ праздника
|
0,5 0,5
|
0,5 0,5
|
1 1
|
4. 4.1. 4.2.
|
Книга. 2ч. Книга Живое слово книги
|
0,5 0,5
|
0,5 0,5
|
1 1
|
|
ИТОГО: 16 часов |
8,0 |
8,0 |
16 |
Учебный план
2 класс
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего часов |
||
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6 |
Родной очаг. 6 ч. Имя Семья Род Дом Деревня Город |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
1 1 1 1 1 1 |
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4.
|
Родные просторы. 4ч. Нива и поле Лес и река Море-океан Путь-дорога |
0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 |
1 1 1 1 |
3. 3.1. 3.2. 3.3 3.4 3.5 |
Труд земной. 5ч. Сев и жатва Ткачихи-рукодельницы Мастера-плотники Кузнецы-умельцы Ярмарка |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
|
1 1 1 1 1
|
4. 4.1. 4.2.
|
Труд души. 2ч. Слово Праздник. |
0,5 0,5
|
0,5 0,5
|
1 1
|
|
ИТОГО: 17 часов |
8,5 |
8,5 |
17 |
Учебный план
3 класс
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего часов |
||
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. |
Вера. 4 ч. Вера Верность Правда Честь |
0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 |
1 1 1 1 |
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4 |
Надежда. 4ч. Надежда Согласие Терпение Послушание |
0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 |
1 1 1 1 |
3. 3.1. 3.2. 3.3 3.4 |
Любовь. 4ч. Любовь Милосердие Доброта Раскаяние |
0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5
|
1 1 1 1 |
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4 4.5 |
София. 5ч. Ум да разум Размышлять и вразумлять Истина Знания и мудрость Знания и мудрость |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
|
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
|
1 1 1 1 1 |
|
ИТОГО: 17 часов |
8,5 |
8,5 |
17 |
Учебный план
4 класс
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего часов |
||
1. |
Введение. 1 ч. |
0,5
|
0,5 |
1 |
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4 |
Традиции образа. 4ч. Первые образы Первые образы Священные образы Светлые образы |
0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 |
1 1 1 1
|
3. 3.1. 3.2. 3.3
|
Традиции слова. 3ч. Священные слова Сердечные слова Честные слова
|
0,5 0,5 0,5
|
0,5 0,5 0,5
|
1 1 1
|
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4 |
Традиции дела. 4ч. Труд Служение Творчество Традиции праведного дела
|
0,5 0,5 0,5 0,5
|
0,5 0,5 0,5 0,5
|
1 1 1 1 |
5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4 5.5 |
Традиции праздника. 5ч. Гулять всем миром Радоваться всей семьёй Помнить всем Отечеством Молиться всей церковью Потрудиться душой |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
1 1 1 1 1 |
|
ИТОГО: 17 часов |
8,5 |
8,5 |
17 |
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Дата проведения занятий (план) |
Дата проведения занятий (факт) |
Количество часов |
Основные виды деятельности |
Формы контроля |
||||||||||
3а |
3б |
3в |
3г |
3д |
3а |
3б |
3в |
3г |
3д |
всего |
теория |
практика |
|
|
|||
Раздел 1.Вера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4ч. |
|
|
|
|
|
1 |
Вера
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
Беседа-диалог, работа в четвёрках |
Ресурсный круг групповая дискуссия |
2 |
Верность
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
3 |
Правда
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
4 |
Честь
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
Раздел 2. Надежда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4ч. |
|
|
|
|
|
5 |
Надежда
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
Работа в мини-группах |
Ресурсный круг. Защита проектов |
6 |
Согласие
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
7 |
Терпение
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
8 |
Послушание
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
Раздел 3. Любовь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4ч. |
|
|
|
|
|
9 |
Любовь
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
Просмотр видеофильма. Работа в группах |
Ресурсный круг |
10 |
Милосердие
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
11 |
Доброта
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
12 |
Раскаяние |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
Раздел 4. София |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5ч. |
|
|
|
|
|
13 |
Ум да разум
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
Просмотр видеофильма. Работа в парах |
Ресурсный круг. Защита проектов |
14 |
Размышлять и вразумлять
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
15 |
Истина
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
16 |
Знания и мудрость
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
||
17 |
Знания и мудрость
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Количество часов |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
8,5 |
8,5 |
|
|
Методическое обеспечение программы
Программа включает:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению практических работ обучаемых;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы.
Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование:
Художественные произведения мировой культуры:
Музыкальные произведения:
Поэтические литературные произведения:
Произведения А.А.Фета, И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева, Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.
Художественные материалы:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; карандаши цветные и графические, пастель или восковые мелки; природные материалы; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, цветная тушь, фломастеры.
Оборудование кабинета:
Столы и стулья, баночки для воды, раковина и наличие водопровода, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов, фильмов и слайдов.
Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым, и соответствовать нормам кабинета дополнительного образования.
Система контроля за знаниями и умениями: предусмотрена с помощью рабочей тетради. В этой тетради, учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Список литературы
Для учителя:
Методическая литература по предмету «Истоки»
1 Бандяк О. А. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. – Т.1. – М.: TBS, 2001
2 Давыдова Е. Ю.Азбука Истоков. Прописи. Тетрадь по чтению. Методическое пособие. –М.: Изд. дом «Истоки», 2005
3 Дудкина М. Ю. Педагогический опыт реализации программы «Воспитание на социокультурном уровне. 1-4 кл.». – М.: Изд. дом «Истоки», 2005
4 Паина Т. Д. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы обучения
(системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. – Т. 2, 3 - М.: TBS, 2001
Дополнительная литература
1 Мой род. Книга 1 для развития учащихся 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И. А. Кузьмина-М.: //» Истоки». 2009 -32 с.
2 Покаяние учит любви. Книга 4 для развития учащихся 3 классов общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. -М.: // «Истоки», 2010 – 44 с.
3 Добрая надежда. Книга для развития учащихся 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. –М.:// «Истоки», 2009. -32 с.
4 Традиции Образа. Книга для развития учащихся 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И. А. Кузьмина. -М.:// «Истоки», 2011 -36 с.
5 Береги честь смолоду. Книга 1 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И. А. Кузьмина. -М.:// «Истоки», 2009. -32 с.
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы:
Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/ ).
Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/ ).
Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/ ).
Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/ ).
Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/ ).
Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/ ).
Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/ ).
Русская культура (http://www.russianculture.ru/ ).
Для учащихся:
Учебно-методические средства обучения
1.Давыдова Е. Ю., Кузьмин И. А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. 1 кл.- М., 2004 Гриф «Рекомендовано департаментом образования»
2 Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
3 Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений,- Издательский дом «Истоки», 2010 г.
4 Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений,- Издательский дом «Истоки», 2011 г.
5 Н.В.Котельникова Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А.,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
6 Н.В.Котельникова Истоки. Рабочая тетрадь для 3 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А.,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
7 Н.В.Котельникова Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А.,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.