Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 88
имени А.Бородина и А.Кочева»
Принята на заседании педагогического совета протокол №_______ от ____________2020 г.
|
Согласовано Заместитель директора по УМР
_____________ М.А. Смолонская «____» ______________ 2020 г.
|
Утверждена приказом МБОУ «СОШ №88 имени А.Бородина и А.Кочева» от __________ 2020 г. № ______
Директор С.В. Павлов _________________ |
Рассмотрена на заседании ШМО учителей-предметников Протокол от ____ № ____ Руководитель ШМО _______________________
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Трудные вопросы в курсе экономики»
11 класс
Направление: общеинтеллектуальное
Класс (возраст): 11кл. (17-18 лет)
Срок реализации: 1 год
Составитель: Костоусов Андрей Александрович, |
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Северск – 2020
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
· Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования
Учебника «Экономика. Основы экономической теории 10-11 класс. Углубленный уровень», авт./С.И. Иванов, А.Я. Линьков (Издательство Витапресс: М., 2018 год
Программа данного курса рассчитана на обучающихся 11 классов соц.-экономическго профиля
Основная цель курса:
· Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Основные задачи курса:
- Устранить пробелы учащихся по курсу Экономика
- Вспомнить об основных сферах общественной жизни, и то, какие проблемы существуют в современном обществе
- Повторить основные термины из курса экономики и смежных дисциплин (политология, экономика, философия, психология, социология и т.п.)
- Подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по обществознанию
-Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования
-Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства
-Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе
Место предмета в учебном курсе: программа курса рассчитана на 34 часа в течение одного года (1 час в неделю).
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Подготовится к успешной сдаче ЕГЭ
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметные результаты:
• знание ряда ключевых понятий об экономике; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие (1 ч)
1. Предмет экономики (3 ч)
Предмет экономики, ее структура. Производство-распределение. Закон убывающей отдачи. Производительность труда (работа с таблицей).
2. Спрос (3 ч)
Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Построение и чтение кривой спроса. Эластичность спроса. Вычисление эластичности спроса по формуле.
3. Предложение (3 ч)
Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Построение и чтение кривой предложения. Эластичность предложения. Вычисление эластичности предложения по формуле. Равновесная цена.
4. Потребление (4 ч)
Доходы и расходы. Номинальные и реальные доходы. Вычисление индекса потребительских цен. Вычисление индекса изменение реального дохода. Планирование семейного бюджета. Расчет оплаты коммунальных услуг. Скидки на товар, покупка на распродаже.
5. Сбережения (4 ч)
Виды сбережений. Доходность и надежность сбережений. Инфляция. Виды банковских вкладов. Проценты. Сложные проценты. Расчет дохода по банковским вкладам.
6. Кредиты (4 ч)
Кредиты. Годовая ставка кредита. Виды кредитов. Плюсы и минусы получения кредита. Расчет выплат по кредитам.
7. Налоги (4 ч)
Прямые налоги. Ставка налога. Косвенные налоги. Виды налогообложения. Расчет подоходного налога.
8. Мировая экономика (3 ч)
Значение международной торговли. Создание европейского сообщества. Валютные курсы, платежный баланс Расчет денежных средств при обмене валюты.
9. Показатели экономического развития страны (3 ч)
Экономический рост, факторы, влияющие на экономический рост. Расчет внутреннего валового продукта, валового национального продукта.
10. Итоговое занятие (2 ч)
Формы организации: элективный курс
Виды деятельности: беседы, интеллектуальные игры, лекции, практикумы, диспуты, викторины, решение тестовых задач
IV. Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование по курсу «Трудные вопросы в курсе Экономики» для 11 класса соц-эконом. профиль
№п/п |
Дата |
Факт |
Название темы урока |
Примечания |
|
|
|
Вводное занятие (1ч.) |
|
1. |
|
|
Что такое экономика |
|
|
|
|
Предмет экономики (3ч.) |
|
2. |
|
|
Предмет экономики, ее структура. Закон убывающей отдачи. |
|
3. |
|
|
Производительность труда |
|
4. |
|
|
Производительность труда |
|
|
|
|
Спрос (3ч.) |
|
5. |
|
|
Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. |
|
6. |
|
|
Построение и чтение кривой спроса. |
|
7. |
|
|
Эластичность спроса. |
|
|
|
|
Предложение (3ч.) |
|
8. |
|
|
Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. |
|
9. |
|
|
Построение и чтение кривой предложения. |
|
10. |
|
|
Эластичность предложения. |
|
|
|
|
Потребление (4ч.) |
|
11. |
|
|
Доходы и расходы. |
|
12. |
|
|
Вычисление индекса потребительских цен. Вычисление индекса изменение реального дохода. |
|
13. |
|
|
Планирование семейного бюджета. |
|
14. |
|
|
Скидки на товар, покупка на распродаже. |
|
|
|
|
Сбережения (4ч.) |
|
15. |
|
|
Виды сбережений |
|
16. |
|
|
Проценты. |
|
17. |
|
|
Сложные проценты |
|
18. |
|
|
Расчет дохода по банковским вкладам. |
|
|
|
|
Кредиты (4ч.) |
|
19. |
|
|
Кредиты. Годовая ставка кредита |
|
20. |
|
|
Плюсы получения кредита. |
|
21. |
|
|
Минусы получения кредита. |
|
22. |
|
|
Расчет выплат по кредитам. |
|
|
|
|
Налоги (4ч.) |
|
23. |
|
|
Прямые налоги. Ставка налога. |
|
24. |
|
|
Косвенные налоги. |
|
25. |
|
|
Виды налогообложения. |
|
26. |
|
|
Расчет подоходного налога. |
|
|
|
|
Мировая экономика (3ч.) |
|
27. |
|
|
Значение международной торговли. |
|
28. |
|
|
Валютные курсы, платежный баланс. |
|
29. |
|
|
Расчет денежных средств при обмене валюты. |
|
|
|
|
Показатели экономического развития страны (3ч.) |
|
30. |
|
|
Экономический рост |
|
31. |
|
|
Расчет внутреннего валового продукта |
|
32. |
|
|
Расчет валового национального продукта. |
|
|
|
|
Итоговое занятие (2ч.) |
|
33. |
|
|
Итоговое занятие |
|
34. |
|
|
Итоговое занятие |
|
Литература
1. Анисимова, В. В., Грохольский, О. Г., Монахова Г. А. Программа для 9 класса общеобразовательной школы «Основы экономики».
2. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.- 6-е изд.,- М.: Вита-Пресс, 2004.
3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы.-М.: ВАКО, 2007.
4. Бабурин, В. Л. Деловые игры по экономической и социальной географии / В. Л. Бабурин. – М.: Знание, 1995.
5. Географический энциклопедический словарь / - М.: Знание, 1988
6. Народное хозяйство Российской Федерации / - М.: Знание, 1993.
7. Липсиц «Экономика» М.: «Вита-Пресс», 1997.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.