Муниципальное общеобразовательное учреждение Центр образования
имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
Согласовано: Зам.директора по НМР _____________ Е.С.Донских «___»___________2017 |
Утверждаю: Директор МОУ ЦО «Открытие» ______________________ Л.Н.Саулова Приказ №____от «___»_________2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
Разработал:
г. Комсомольск – на – Амуре
2017 – 2018 уч. г.
Пояснительная записка
Внеурочные занятия «Я – гражданин» составлены на основе игрового практикума «Я – гражданин» (автор Посмитная С.Л.), являющегося вторым из четырех, составляющих курс «Край, в котором я живу». Игровой практикум направлен на формирование у детей целостного представления о городе как окружающем мире, в котором начинается его самосознание, самоопределение, самореализация.
Материал практикума учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствует развитию их творческой индивидуальности. Может быть использован во внеклассной или факультативной деятельности, в помощь родителям.
На протяжении учебного года, благодаря игровому практикуму дети познакомятся с такими понятиями, как основы бесконфликтного общения, начало составления школьного бюджета, правила безопасности жизнедеятельности, нормы вежливого поведения, организация своего ученического пространства.
Цели и задачи:
1. Весь процесс обучения подчинен главной цели – воспитанию личности, осознающей свою уникальность и неповторимость и ценящую особенности каждого индивида;
2. Способствовать развитию умственного, нравственного, идейно – эстетического воспитания школьников.
3. Вести процесс обучения таким образом, чтобы развивалась речь.
4. Создание положительного эмоционального настроя.
5. Раскрепощение участников.
6. Развитие воображения.
Основные принципы работы:
- Активность учащихся;
- Уважение к личности ребенка, в сочетании с разумной требовательностью к нему;
- Воспитание нравственности;
- Сознательность и активность учащихся;
- Привитие эстетических навыков.
Педагогические методы:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический;
- Репродуктивный;
- Проблемно-поисковый.
Формы проведения занятий:
- Беседа;
- Рассказ;
- Практические занятия;
- Игровой практикум;
- Самостоятельная работа.
Игровой практикум составлен на один учебный год, включает в себя 28 тем занятий, которые рассчитаны на 34 учебных часа.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Примечание |
|||
теория |
практика |
Итого |
|||||
1 |
|
Большой урок для маленького гражданина |
+ |
+ |
1 |
Входящая диагностика. Тест |
|
|
|||||||
|
|||||||
2 |
|
Я – гражданин, а это значит |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
3 |
|
С чего начинается Родина |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
4 |
|
На востоке России |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
5 |
|
Знакомьтесь, моя семья |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
6-7 |
|
Семейная шкатулка |
+ |
+ |
2 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
8 |
|
Я здесь живу |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
9 |
|
Мой двор и дом |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
10 |
|
Листая старый календарь |
+ |
+ |
1 |
Игра |
|
|
|||||||
|
|||||||
11 |
|
Экскурсия по историческому центру |
+ |
+ |
1 |
Экскурсия |
|
|
|||||||
|
|||||||
12 |
|
Выборы |
+ |
+ |
1 |
Игровая программа |
|
|
|||||||
|
|||||||
13 |
|
Жизнь нашего города |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
14 |
|
Завтра начинается сегодня |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
15-16 |
|
Ярмарка профессий |
+ |
+ |
2 |
Игра-тест |
|
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
17 |
|
Мы – потребители |
+ |
+ |
1 |
Игра |
|
|
|||||||
|
|||||||
18-19 |
|
Семейная экономика |
+ |
+ |
2 |
Игра |
|
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
20 |
|
Новогодняя афиша |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
21 |
|
Я, ты, он, она – семья |
+ |
+ |
1 |
Игра |
|
|
|||||||
|
|||||||
22 |
|
Огонь, вода и медные трубы |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
23 |
|
Как сказать «нет», если… |
+ |
+ |
1 |
Игра |
|
|
|||||||
|
|||||||
24-25 |
|
Заключаем общий договор |
+ |
+ |
2 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
26 |
|
Я – ребенок |
+ |
+ |
1 |
Урок-викторина |
|
|
|||||||
|
|||||||
27 |
|
Я – свободный человек |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
28-29 |
|
Мои права |
+ |
+ |
2 |
Игра |
|
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
30 |
|
Азбука этикета |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
31-32 |
|
Университет хороших манер |
+ |
+ |
2 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
33 |
|
Мода, вкус, увлечения |
+ |
+ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
|||||||
34 |
|
Здравствуй, лето |
+ |
+ |
1 |
Итоговая диагностика. Тест |
|
|
|||||||
|
|||||||
Итого |
|
|
34 |
|
|||
Содержание курса
Занятие 1.
Тема: Большой урок для маленького гражданина
Цели занятия: ознакомить школьников с темами уроков игрового практикума.
План.
1. Беседа о понятиях «гражданин» и «гражданство»;
2. Творческое задание «Нарисуй, какой ты представляешь себе Россию».
Занятие. 2
Тема: Я – гражданин, а это значит
Цели занятия: ввести понятия: гражданин, гражданство.
План.
1 Беседа о гражданстве из деклорации о правах человека; презентация «Символика России»;
2 Выполнение задания с цветным приложением.
Занятие. 3
Тема: С чего начинается Родина
Цели занятия: познакомить с понятиями «Родина», «малая родина».
План.
1 Беседа «Понятие малая Родина»;
2 Творческое задание «Волшебные часы» (цветное приложение).
Занятие. 4
Тема: На востоке России
Цели занятия: знакомство с Хабаровским краем.
План.
1 Беседа «Хабаровский край на карте России»;
2 Творческое задание. Работа со стихотворением П. Комарова «На краю России». Раскрасить рисунок первопроходца (стр. 11)
Занятие. 5
Тема: Знакомьтесь, моя семья
Цели занятия: осмысление ребенком понятий «семья», «род» применительно к истории своего рода. Знакомство с основными правами членов семьи
План.
1 Беседа «Понятие семья и род», презентация «Семейные ценности»;
2 Творческое задание. Рисунок «Моя семья».
Занятие. 6-7
Тема: Семейная шкатулка
Цели занятия: постигаем особенности семейных отношений
План.
1 Беседа «Предки и потомки»;
2 Тестовое задание на предмет понимания ребенком своего места в семейных отношениях.
Занятие. 8
Тема: Я здесь живу
Цели занятия: познакомить с историей города/района и места своего жительства
План.
1 Беседа о названиях улиц города; презентация «Что такое город»;
2 «Безопасный путь в школу».
Занятие. 9
Тема: Мой двор и дом
Цели занятия: определить роль жителей в сохранении имущества общего дома и его двора
План.
1 Беседа «Проявление своей гражданской позиции в отношении чистоты во дворах»;
2 Творческое задание: нарисовать свой дом\двор в настоящем и будущем.
Занятие. 10
Тема: Листая старый календарь
Цели занятия: продолжение знакомства с историей нашего города
План.
1 Беседа «История нашего города»;
2 Задание-игра «Старожилы и переселенцы» (стр. 21).
Занятие. 11
Тема: Экскурсия по историческому центру
Цели занятия: познакомиться с историческим центром родного города
План.
1 Беседа «Почетный гражданин города»;
2 Экскурсия «Исторический центр».
Занятие. 12
Тема: Выборы
Цели занятия: знакомство с процедурой выборов в органы власти
План.
1 Беседа о правилах проведения выборов на избирательном пункте;
2 Игра «выборы» (стр. 25).
Занятие. 13
Тема: Жизнь нашего города
Цели занятия: постигаем конституционные смыслы организации муниципальной власти
План.
1 Беседа «Правила жизнедеятельности в городе»;
2 Придумать и нарисовать чудо-машины.
Занятие. 14
Тема: Завтра начинается сегодня
Цели занятия: знакомство с ролью своего города в хозяйственной жизни страны
План.
1 Беседа «Коммерческая деятельность. Предпринимательство. Дело»;
2 Выполнение заданий: составление бизнес-плана (стр. 29)
Занятие. 15-16
Тема: Ярмарка профессий
Цели занятия: познать себя, свои способности, желания, устремления, возможности
План.
1 Беседа «Трудовая деятельность»; презентация «Загадки о профессиях»;
2 Игра-тест «Все обо мне» (стр. 31).
Занятие. 17
Тема: Мы – потребители
Цели занятия: знакомство с законом «О защите прав потребителей».
План.
1 Беседа «Покупатели товаров и услуг для личного потребления»;
2 Игра «В магазине «Спорттовары» (стр. 32).
Занятие. 18-19
Тема: Семейная экономика
Цели занятия: научится соотносить свои потребности с семейными возможностями
План.
1. Беседа «Семейный бюджет»; презентация «Доходы и расходы»;
2. Игра «Сколько стоит?» (стр. 35)
Занятие. 20
Тема: Новогодняя афиша
Цели занятия: научится организовывать свой досуг и повторить правила обеспечения безопасности жизнедеятельности детей во время новогодних праздников
План.
1. Беседа «ОБЖ во время новогодних праздников», презентация «Новогоднее украшение для класса»;
2. Выполнение заданий: раскрашиваем открытку и пишем поздравления соседу по парте
Занятие. 21
Тема: Я, ты, он, она – семья
Цели занятия: определить многообразие местного сообщества и свое отношение к нему
План.
1. Беседа»Помощь пожилым и одиноким людям»;
2. Игра «Ты и я» (стр. 39).
Занятие. 22
Тема: Огонь, вода и медные трубы
Цели занятия: повторение основ пожарной безопасности детей во время каникул и зимних праздников.
План.
1. Беседа «ОБЖ во время зимних каникул», презентация «Огонь, вода, …».
2. Выполнение заданий: вырезать предупреждающие надписи (стр. 41) и наклеить на мини-плакаты (стр. 42).
Занятие. 23
Тема: Как сказать «нет», если…
Цели занятия: научится осознавать свое здоровье как личную ценность.
План.
1. Беседа «Здоровый образ жизни», презентация «Полезные привычки»;
2. Игра «Паутина» (стр. 44).
Занятие. 24-25
Тема: Заключаем общий договор
Цели занятия: научится договариваться, вести переговоры
План.
1. Беседа «Некоммерческая организация»;
2. Выполнение заданий: в группах создаются НКО для реализации общего договора
Занятие. 26
Тема: Я – ребенок
Цели занятия: научиться понимать, что ребенок – полноправный член общества
План.
1. Беседа «Конвенция о правах ребенка», презентация «Я законопослушный человек»;
2. Занятие-игра «Спор-клуб» (стр. 51).
Занятие. 27
Тема: Я – свободный человек
Цели занятия: определить современное понимание смысла свободы.
План.
1. Беседа «Всеобщая декларация прав человека»;
2. Выполнение заданий: «Свобода каждого из нас …» (стр. 52).
Занятие. 28-29
Тема: Мои права
Цели занятия: научится организовывать свой досуг и повторить ОБЖ детей на каникулах
План.
1. Беседа «Отдых и умение его организовать»;
2. Занятие-игра «Веселые каникулы» (стр. 55).
Занятие. 30
Тема: Азбука этикета
Цели занятия: познать основы культуры общения
План.
1. Беседа «Культура общения»;
2. Тест на самопознание (стр. 56).
Занятие. 31-32
Тема: Университет хороших манер
Цели занятия: расширяем азбуку этикета, знакомимся с новыми правилами
План.
1. Беседа «Азбука этикета»;
2. Практическое занятие «Заботливость и назойливость» (стр. 59).
Занятие. 33
Тема: Мода, вкус, увлечения
Цели занятия: помочь ребенку понять, что необходимо иметь хороший вкус, разбираться в моде, одежде и модных тенденциях
План.
1. Беседа «Умение красиво одеваться»;
2. Выполнение заданий: разукрасить рисунки модной одежды разных годов (стр. 60)
Занятие. 34
Тема: Здравствуй, лето
Цели занятия: подведение итогов за год; повторение ОБЖ детей летом
План.
1. Беседа «Правила поведения на каникулах», презентация «Загадки и разминки»;
2. Выполнение заданий: вписать в карточки планы на лето;
3. Итоговый тест.
Организация диагностики результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Оценка личностных результатов
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
· сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
· ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
· сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
· сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
· сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
· знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка метапредметных результатов
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
по изучению правил основ безопасности жизнедеятельности
Обязательные формы и методы контроля |
Иные формы учета достижений |
|
текущая аттестация |
итоговая (четверть, год) аттестация |
внеурочная деятельность |
- устный опрос - тестовые задания - творческая работа - посещение занятий по программам и наблюдения |
- диагностическая работа - тест |
- участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах знатоков - участие в выставках - активность в проектах и программах внеурочной деятельности
|
|
Планируемые результаты
Результаты |
Планируемые результаты (характеристики) ООП |
Личностные |
Самоопределение: - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - осознание ответственности человека за общее благополучие, - гуманистическое сознание, - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
Смыслообразование: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей, сопереживание им. |
|
Нравственно-этическая ориентация: - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, |
|
Познавательные УУД |
Общеучебные: - использовать общие приёмы решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - контролировать, оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. |
|
Знаково-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; |
Оценка: - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; |
|
Саморегуляция: - активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; |
|
Коммуникативные УУД |
Инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - обращаться за помощью, - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; |
Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; |
|
Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; |
|
Управление коммуникацией: - определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, |
|
Регулятивные УУД |
Целеполагание: - формулировать и удерживать учебную задачу, - преобразовывать практическую задачу в познавательную, |
Планирование: - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, - составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; |
|
Учебные действия: - выполнять учебные действия в материализованной, - использовать речь для регуляции своего действия; |
|
Прогнозирование: - предвосхищать результат; |
|
Контроль: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. - использовать установленные правила в контроле способа решения; |
|
Коррекция: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. |
Библиографический список литературы
1. Я – гражданин: Игровой практикум для младших школьников/ С.Л. Посмитная. – Хабаровск: Частная коллекция, 2017. – 64 с.: ил.
2. Я – гражданин: пособие для учителя/ С.Л. Посмитная. – Хабаровск: Частная коллекция, 2016. – 24 с.
Материально-техническое оснащение курса
Печатные пособия
1. Таблицы.
2. Карты России.
3. Атлас «Люби и знай свой край»
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер.
4. Мультимедийный проектор.
5. Экран.
6. Фотоаппарат.
7. Магнитофон.
8. Аудио и видео диски соответствующей тематики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.