Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные экологи" 2 полугодие

  • doc
  • 20.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Юные экологи.doc

«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные экологи» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы  обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

          Цель программы внеурочной деятельности  :

         -формирование знаний о живой и неживой природе;

понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека; воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

-формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих

участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного

края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

             Задачи:

·         расширение кругозора у обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

·         коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

·         развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

·         развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

·         формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 

·         развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; 

·         расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

·         формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; формирование умений, навыков социального общения людей; 

·         развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;  укрепление доверия к другим людям; 

·              развитие   доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

 

Общая характеристика курса.

         Первым  шагом  познания  мира  всегда  был  вопрос, поскольку  вопросы  говорят  о  любопытстве, любознательности. Если  смотреть  на  окружающие  нас  вещи  с  любопытством, с  желанием  узнать  о  них  больше, то  возникают  вопросы  обо  всём. Вселенная, мир, природа, народы  и  их  культура, история, искусство, наука  и  техника – всё  вызывает  множество  вопросов  «Почему?».

Школа – начальный  этап  становления  человеческой  личности. В  этот  период  закладываются  основы  личностной  культуры. Обучающиеся  в  этот  период  учатся  правильно  относиться  к  объектам  природы, к  себе  и  людям  как  к  части  природы, к  вещам  и  материалам  природного  происхождения, которыми  он  пользуется.

      Внеурочная деятельность « Проблемы экологии»  направлена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому. Воспитанию  элементарной экологической культуры, привитию  чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умению рационально организовывать свою жизнь и деятельность, изучению той части огромной страны, которая называется малой Родиной – нашего района, нашего города, нашего  региона. 

Программа  охватывает  различные  области  природоведческого  знания, сохраняет  своё  значение и воспитательная  направленность  проводимых  занятий, связанная  с  развитием  у  обучающихся  основ  любознательности  и  экологической  ответственности. В  рамках  программы    создаются  условия  для  самореализации  и саморазвития  каждого  обучающегося  на  основе  его  возможностей,  как  в  учебной, так  и  во  внеурочной  деятельности, что  позволяет  удовлетворить  образовательные  и  культурные  потребности  обучающихся, предоставив  им  право  на  творческое  применение. Программа рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся жизненные компетенции.

Основными направлениями программы  являются  развитие  личности  обучающихся, расширение  представлений  обучающихся  яркими  иллюстративными  примерами, запоминающимися  фактами, развитие  познавательного  интереса, расширение  кругозора.

 

    

Сроки  реализации программы:

В соответствии с учебным планом на программу «Юные экологи»  отводится 136 часов в год  по 4 занятия в неделю.

Работа  осуществляется в следующих формах: экскурсии  в  природу, наблюдения, опыты, игры, викторины,  конкурсы, постановка  и  решение  проблемных  вопросов, практические  и  творческие  работы.

 

Программа обеспечивает достижение обучащимися следующих личностных, и предметных результатов:

      Предметные

В результате изучения программы  обучающиеся научатся:

• различать объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в природе;

• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека, 

• использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения  в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

 

    

 Личностные

У обучающихся  будут сформированы:

• чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,

• установка на здоровый образ жизни.

 

Регулятивные УД

• принимать учебную задачу;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

 

Познавательные УД

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

• строить речевое высказывание в устной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

 

Коммуникативные УД

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

 

1.       

 

                      Учебно-методическое и    материально-техническое обеспечение предмета включает:

         объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

         наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);

         муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе;

         рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

         обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;

         аудио - и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, огород и др.

                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Юные экологи»

 

 

п/п

Тема урока

Дата

Кол.

часов

Содержание,

виды деятельности

план

факт

 

1 четверть- 32 ч.

 

Про зелёные леса и лесные чудеса 

1

2

Вводное занятие.

Наука экология.

04.09

04.09

04.09

04.09

2ч.

Беседа, диагностика, викторина.

3

4

«Наш дом – природа»-

экскурсия по экологической тропе.

06.09

06.09

 

06.09

06.09

 

2ч.

Экскурсия. Формировать у детей

представление о том, что в природе всё взаимосвязано,

создание у детей радостного настроения, воспитание

любви к природе

5

6

Почему говорят: лес – наше богатство? Лесные загадки.

11.0911.09

11.0911.09

2ч.

7

8

 

 Кто живёт  в  лесу?

Что растёт в  лесу?

13.09

13.09

13.09

13.09

2ч.

Просмотр фильма, беседа.

9

10

«Как вести себя в природе»

18.09

18.09

18.09

18.09

2ч.

Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих, знакомить детей с экологическими знаками. Презентация «Правила поведения в природе»

Экологические знаки

11

12

Экологическая игра «Лукошко грибника».

20.0920.09

20.0920.09

Практическая  работа.

13

14

Путешествие  в  осень.

25.0925.09

25.0925.09

2ч.

Экскурсия в природу.

           Уголок  природы

15

16

 

 

Царство комнатных растений.

Растения – чужестранцы.

27.0927.09

 

27.0927.09

 

2ч.

Работа с источниками информации, беседа. Экскурсия.

17

18

Водное царство живого уголка.

02.09

02.09

02.09

02.09

2ч.

Просмотр фильма, беседа.

Знакомые незнакомцы

19

Кошки рядом с  нами.

04.10

04.10

1ч.

Просмотр фильма, беседа.

20

Кошки в дикой природе.

04.10

04.10

1ч.

  21

22

Собаки рядом с нами

09.10

09.10

09.10

09.10

2ч.

Просмотр презентации, беседа.

23

24

Домашние любимцы.

11.10

11.10

11.10

11.10

2ч.

Беседа, игра.

25

26

Творческая работа «Мы и домашние животные».

16.1016.10

 

16.1016.10

 

2ч.

Практическая  работа.

            Дом, где мы живём

27

28

Почему у глобуса «белая шапка»?

18.1018.10

18.1018.10

2ч.

Знакомство  с  названиями  и  расположениями  материков, с  природными  зонами. Обучающиеся  совершат    путешествие  от  Северного  полюса  до  экватора, познакомятся  с  животным  миром  этих  природных  зон, с  условиями  жизни  и  занятиями  людей. Просмотр презентации, беседа.

29

Что такое тундра?

23.10

23.10

1ч.

30

Что такое тайга?

23.10

23.10

1ч.

31

Какое поле самое – самое большое?

25.10

25.10

1ч.

32

Пустыня – это там, где совсем пусто?

25.10

25.10

1ч.

2 четверть- 32 ч.

1

2

Где живёт крокодил?

08.11

08.11

08.11

08.11

2ч.

Просмотр фильма, беседа.

               Тайны природы 

3

Необычные растения.

13.11

13.11

1ч.

Формирование понятий о разнообразии и значении растений и животных в природе и жизни человека.

4

Экзотические животные.

13.11

13.11

5

6

Растения лечат.

15.1115.11

15.1115.11

2ч.

Формировать представления о лекарственных растениях (зверобой, ромашка, календула и др.), значение в жизни человека.

               Загадки растений 

7

Почему лист зелёный?

20.11

20.11

1ч.

Работа с источниками информации, беседа.

Экскурсия в школьный сквер.

8

Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают?

20.11

20.11

1ч.

9

Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?

22.11

22.11

1ч.

Формирование  начал  экологической  культуры, осознанно – правильного  отношения  к  природе. Практическая работа.

10

Почему репейник колючий?

22.11

22.11

1ч.

  11

Отчего крапива жжётся?

27.11

27.11

1ч.

12

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финик и др.

27.11

27.11

1ч.

Просмотр презентации, беседа.

13

14

Выпуск тематической газеты «Загадки растений».

29.11

29.11

29.11

29.11

2ч.

Практическая работа.

             Эти удивительные животные

15

Почему птицы осенью улетают?

04.12

04.12

1ч.

Познакомить  с разнообразными видами животных, населяющими нашу планету. В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой.

Рассматривание

иллюстраций, энциклопедий о

животных

разных широт,

беседа по содержанию

 

16

Зачем птицы поют?

04.12

04.12

1ч.

17

Почему совы могут охотиться в темноте?

06.12

06.12

1ч.

18

А животные умеют разговаривать?

06.12

06.12

1ч.

19

У какой птицы самое лучшее гнездо?

11.12

11.12

1ч.

20

Зачем тигру полоски, а жирафу пятна?

11.12

11.12

1ч.

21

Почему кошка так часто умывается?

13.12

 

13.12

 

1ч.

22

Для чего кошкам усы? Исследование.

13.12

13.12

1ч.

23

Почему в одних сказках заяц – белый, а в других – серый?

18.12

18.12

 

1ч.

24

Почему волк, заяц, лиса и медведь очутились в сказке?

18.12

18.12

1ч.

25

26

Пищевые цепочки

20.12

20.12

20.12

20.12

2ч.

Расширять и обобщать представление детей о пищевой зависимости животных;

Развивать умение выстраивать «пищевые цепочки»;

Закреплять у детей умение классифицировать зверей на «травоядные» и «хищные».

27

28

За что белого мишку вписали в Красную книжку?

25.1225.12

 

25.12

25.12

 

2ч.

Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, развивать интерес к представителям живой природы. Воспитывать гуманное отношение к природе

29

30

31

32

Конференция  «Эти удивительные животные».

27.1227.12

27.1227.12

4ч.