Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 4 класса
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 4 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
22.04.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 4 класса
Занимательная грамматика, 4 кл. Р.docx

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________ Г.Х. Константинова

26 августа 2019 года

М.П.

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

(Общеинтеллектуальное  направление)

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-10 ЛЕТ

4 класс 2019 – 2020 учебный год

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО  МАРИНА ИВАНОВНА,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

 

 

 

 

                                                                       ВИДНОЕ

                                                                            2019

                                           Пояснительная записка

Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников 4-го класса.

Курс программы кружка «Занимательная грамматика» рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов.    Во  4-м классе на освоение программы отводится   34 часа (из расчета 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности занимательная грамматика

 

Обучающиеся 4-го класса должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

обучающиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

Личностные результаты

•          эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

•          эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

•          чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

•          любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

•          интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

•          интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

•          интерес к изучению языка;

•          осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

•          самостоятельно формулировать тему и цели урока;

•          составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

•          работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

•          в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

•          перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

•          пользоваться словарями, справочниками;

•          осуществлять анализ и синтез;

•          устанавливать причинно-следственные связи;

•          строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

•          адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

•          высказывать и обосновывать свою точку зрения;

•          слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

•          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•          задавать вопросы.

                Содержание программы кружка «Занимательная грамматика»

 

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Сокращение и увеличение часов

Количество часов практически

1

Фонетика и орфоэпия

7

0

7

2

Лексикология

27

0

27

Итого                                                                                                                          34часа

 

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  3.          Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  4.          Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

 

Тема  5.          Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  6.          «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  7.          Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема  8.          Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 9.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10.         В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Тема 11.         Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12.         Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13.         «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14.         Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 15.         Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16.         Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 17.         Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18.         Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 19.         Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20.          «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21.          Мы говорим его стихами. (1ч.)

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22.  Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 23. Слова  уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 Тема 25.  Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема 27.   Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29.         Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30.         Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 31.         Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32.          Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема33.          Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34.   Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Виды деятольности

Количество часов по плану

Дата

Планируемая

Фактическая

Фонетика и орфоэпия      (7 часов)

1

Что такое орфоэпия?

Лекция

1

1 неделя

 

2

Что такое фонография или звукозапись?

Лекция

1

2 неделя

 

3

Звуки не буквы!

Викторина

1

3 неделя

 

4

Звучащая строка.

Игра

1

4 неделя

 

5

Банты и шарфы.

Викторина

1

5 неделя

 

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Игра

1

6 неделя

 

7

Кис- кис! Мяу!, или кое- что о звукоподражаниях.

Игра

1

7 неделя

 

Лексикология    (27 часов)

8

Имена вещей.

Викторина

1

8 неделя

 

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

Практическое занятие

1

9 неделя

 

10

В царстве смыслов много дорог.

Игра

1

10 неделя

 

11

Как и почему появляются новые слова?

Квест

1

11 неделя

 

12

Многозначность слова.

Игра

1

12 неделя

 

13

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Исследование

1

13 неделя

 

14

Об одном и том же - разными словами.

Практическое занятие

1

14 неделя

 

15

Как возникают названия.

Исследование

1

15 неделя

 

16

Слова – антиподы.

Лекция

1

16 неделя

 

17

Фразеологические обороты.

Викторина

1

17 неделя

 

18

Словари «чужих» слов.

Проект

1

18 неделя

 

19

Капитан и капуста.

КВН

1

19 неделя

 

20

«Он весь свободы торжество».

Игра

1

20 неделя

 

21

Мы говорим его стихами.

Викторина

1

21 неделя

 

22

Слова, придуманные писателями.

Исследование

1

22 неделя

 

23

Слова уходящие и слова – новички.

Проект

1

23 неделя

 

24

Словарь языка Пушкина.

Исследование

1

24 неделя

 

25

Смуглая Чернавка.

Проект

1

25 неделя

 

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

Игра

1

26 неделя

 

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

Викторина

1

27 неделя

 

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

Исследование

1

28 неделя

 

29

Словарь- грамотей.

Проект

1

29 неделя

 

30

Научная этимология.

Научные исследования

1

30 неделя

 

31

Какие бывают имена?

Лекция

1

31 неделя

 

32

Древнерусские имена.

Проект

1

32 неделя

 

33

Отчество и фамилия.

Проект

1

33 неделя

 

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

Игра

1

34 неделя

 

Итого 34 часа 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

протокол заседания методического объединения

учителей начальных классов

 от 26.08.2019 г

 № 1

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР ____________ Т.А.Ловицкая

26.08.2019 г.

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями

Содержание программы кружка «Занимательная грамматика» №

Содержание программы кружка «Занимательная грамматика» №

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов

Что такое фонография или звукозапись?

Что такое фонография или звукозапись?

Паронимы, или «ошибкоопасные слова»

Паронимы, или «ошибкоопасные слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020