Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО учителей начальных классов _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
Протокол № ________________________ «____» _____________ 20____г. |
СОГЛАСОВАНО Эксперт _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
«____» _____________ 20____г. |
УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ СОШ № 7______________ Приказ № ____________________ от «____» _____________ 20____г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование «Занимательная математика»
Класс 2 В
Уровень общего образования _- начальная школа
Ф.И.О. учителя
Учебный год реализации программы______________2018-2019 учебный год_____________________________
Количество часов по плану: всего за год 34 часа ; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе: программы внеурочной деятельности «Занимательная математика!» авт.-сост. Н.М. Голубева,
Н.Н. Трутнева, Л.В. Фирян. Программа допущена Приказом Министерства образования и науки РФ №16 от 16.01.2012 г.
Учебник – На уроки с радостью! : занимательные занятия для 2-го класса / С.А. Кузнецова. – Ростов н/Д: Фениск, 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пpогpамма внеурочной деятельности «Занимательная математика» является составительской и разработана на основе специализированной литературы:
Занимательная математика 1- 2 классы. Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью / авт.-сост. Н. М. Голубева, Н. Н. Трутнева, Л. В. Фирян. – Волгоград: Учитель, 2015. – 65 с.
Актуальность программы состоит в том, чтобы научить ребёнка учиться. Привить любовь к предмету математики, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить. А нестандартные формы занятий мотивируют детей не только к достижению результата, но и к деятельности. А такая мотивация является в младшем школьном возрасте ведущей.
Для решения нестандартной задачи требуется использовать знания, выходящие за пределы школьной программы («включать воображение»), опираться в рассуждении на логику. Развитию этих умений способствуют занятия внеурочной деятельностью по курсу «Занимательная математика!».
Целью данной программы является
· формирование у учащихся умений добывать знания, систематизировать их и применять их на практике;
· создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки и усвоения знаний.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
1. Приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
2. Формирование в процессе изучения математики специфических качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе (в частности логического мышления).
3. Овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для полноценной жизни и для продолжения образования в средней школе.
Данная программа предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Основной формой работы по программе является занятия с применением игровых технологий:
· Дидактические игры
· КВН
· Математические праздники
· Занятия – соревнования
· Олимпиады
Программа состоит из 7 взаимосвязанных разделов:
1. Числа и арифметические действия с ними.
2. Работа с текстовыми задачами.
3. Геометрические фигуры и величины.
4. Величины и взаимосвязи между ними.
5. Алгебраические представления.
6. Математический язык и элементы логики.
7. Работа с информацией и анализ данных.
В первом разделе учащиеся получают представление об основополагающих понятиях предмета, проводить несложные наблюдения по плану, делать самостоятельные выводы.
Второй раздел курса посвящен развитию умения решать нестандартные задачи, опираясь на логику в рассуждении; аргументировать свои действия, логически выстраивать рассуждения.
Третий раздел курса посвящен изучению плоских и объёмных геометрических фигур и их построению с помощью простого карандаша.
Четвёртый раздел посвящён изучению площади и объёма фигур, практическими их измерениями в простейших случаях, используя различные мерки, сравнивать фигуры по площади, объёму, чертить фигуры заданной площади.
В пятом разделе курса ученики познакомятся с переместительным и сочетательным свойством сложения в буквенном виде, научатся использовать эти свойства для рационализации вычислений. Учащиеся познакомятся с правилами вычитания числа из суммы и суммы из числа, научатся записывать их в буквенном виде; составлять числовые и буквенные выражения, находить значение числовых выражений. Дети научатся устанавливать взаимосвязь между умножением и делением, компонентами и результатами этих действий. Рассмотрят приёмы действий с двузначными и трёхзначными числами.
В шестом разделе курса ученики познакомятся с буквенными записями математических правил и свойств.
Седьмой раздел посвящён работе с информацией, представленной в разных формах (схемах, иллюстрациях, графиках, таблицах) и умению работать с ней; сравнивать, классифицировать по заданным критериям.
В процессе занятий по курсу «Занимательная математика» у обучающихся развивается ряд важных интеллектуальных качеств: способность полноценно и обоснованно аргументировать свои выводы и действия, оперируя известными теоретическими положениями, логически правильно выстраивать рассуждения, доказательно и последовательно излагать свои мысли – одна из важнейших задач обучению математики.
По окончанию учебного года учащиеся должны демонстрировать уровень подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Требования», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умение применять знания на практике: вводный (перед началом работы закрепление знаний предыдущих тем); текущий (опрос, рефлексия, выполнение контрольных теоретических и практических упражнений, написание рефератов и докладов на заданные или свободные темы); итоговый (выступление на научно-практической конференции).
В результате освоения программы, обучающиеся овладевают:
- расширенными знаниями по математике и геометрии;
- умениями и навыками отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; определять цель выполнения задания под руководством учителя;
- умением составлять план действий и самостоятельно выполнять предложенные задания.
1.Учебный план на 2018-2019 гг.
№ п/п |
Разделы программы |
2 класс |
1. |
Числа и арифметические действия с ними. |
2 |
2. |
Работа с текстовыми задачами. |
7 |
3. |
Геометрические фигуры и величины. |
5 |
4. |
Величины и взаимосвязи между ними. |
7 |
5. |
Алгебраические представления. |
7 |
6. |
Математический язык и элементы логики. |
2 |
7. |
Работа с информацией и анализ данных. |
4 |
Всего |
34 часа |
2. Содержание программы (34 часа)
1.Числа и действия с ними – 2ч.
· Волшебный переход
· Мы легко считаем с переходом через разряд!
2. Работа с текстовыми задачами – 7 ч.
· Поиграем в блиц турнир! (Запись решения задач выражением).
· Где прячется делитель? Где найти кратное? Решение задач на кратное сравнение.
· Мы играем в магазин. (Решение составных задач на сравнение, сложение и вычитание стоимости предметов, выраженной в сотнях, десятках и единицах рублей).
3. Геометрические фигуры и величины – 5ч
· Старые знакомые: точка, прямая, отрезок.
· Придумаем новую карту метро! (Сети линий. Пути.)
· Как подружились геометрические фигуры.
· Знакомьтесь, новая величина!
· Давайте рисовать узоры! (Окружность, её центр, радиус, диаметр, вычерчивание узоров из окружностей с центрами в заданных точках).
4. Величины и взаимосвязи между ними – 7 ч.
· Как подружились геометрические фигуры.
· Знакомьтесь, новая величина! (Площадь фигур).
· Познакомимся с новыми мерками измерения площади фигуры!
· Познакомимся с новыми мерками измерения объёма фигуры!
· Решение задач геометрического характера.
5. Алгебраические представления – 7ч.
· Сочетаем, вычитаем. (Вычитание числа из суммы и суммы из числа).
· Какие интересные равенства! (Новые мерки. Умножение на 0 и на 1).
· Знакомьтесь сотня! Я иду к ней в гости. Как считать сотнями!
· Знакомьтесь – тысяча! (Образование числа 1000, состав числа 1000).
· Равенства с неизвестным компонентом (уравнения).
· Праздник числа! (Математическая игра).
6. Математический язык и элементы логики – 2ч.
· Увеличу и уменьшу в несколько раз. (Увеличение и уменьшение в несколько раз. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.)
· Внетабличные города страны математики. (Внетабличное деление вида: 72 : 6, 54 : 27.
7. Работа с информацией и анализ данных - 4 ч.
· Операции вокруг нас. (Что такое операция, объект операции, результат операции? Что такое обратная операция?)
· Поиграем в блиц турнир. (Запись решения задач выражением).
· КВН.
· Праздник числа «Подводя итоги».
Календарно – тематическое планирование.
№ занятия |
Разделы программы и темы занятий |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Дата коррекции |
1.Числа и действия с ними – 2ч. |
||||
1. |
Волшебный переход |
1 |
06.09 |
|
2. |
Мы легко считаем с переходом через разряд! |
1 |
13.09. |
|
2.Работа с текстовыми задачами – 7 ч. |
||||
3-4. |
Поиграем в блиц турнир! |
2 |
20.09 27.09 |
|
5-6. |
Где прячется делитель? Где найти кратное? |
2 |
04.10 11.10 |
|
7-9. |
Мы играем в магазин. |
3 |
18.10 25.10 01.11 |
|
3.Геометрические фигуры и величины – 5ч. |
||||
10. |
Старые знакомые: точка, прямая, отрезок. |
1 |
15.11 |
|
11. |
Придумаем новую карту метро! |
1 |
22.11 |
|
12. |
Как подружились геометрические фигуры. |
1 |
29.11 |
|
13. |
Знакомьтесь, новая величина! |
1 |
06.12 |
|
14. |
Давайте рисовать узоры! |
1 |
13.12 |
|
4. Величины и взаимосвязи между ними – 7 ч. |
||||
15. |
Как подружились геометрические фигуры. |
1 |
20.12 |
|
16. |
Знакомьтесь, новая величина! (Площадь фигур) |
1 |
27.12 |
|
17-18. |
Познакомимся с новыми мерками измерения площади фигуры! |
2 |
17.01 24.01 |
|
19-20. |
Познакомимся с новыми мерками измерения объёма фигуры! |
2 |
31.01 07.02 |
|
21. |
Решение задач геометрического характера. |
1 |
14.02 |
|
5. Алгебраические представления – 7ч. |
||||
22. |
Сочетаем, вычитаем. |
1 |
21.02 |
|
23. |
Какие интересные равенства! |
1 |
28.02 |
|
24. |
Знакомьтесь сотня! Я иду к ней в гости. Как считать сотнями! |
1 |
07.03 |
|
25. |
Знакомьтесь – тысяча! Новые алгоритмы. |
1 |
14.03 |
|
26-27 |
Равенства с неизвестным компонентом (уравнения) |
2 |
21.03 04.04 |
|
28. |
Праздник числа! (Математическая игра) |
1 |
11.04 |
|
6. Математический язык и элементы логики - 2 |
||||
29. |
Увеличу и уменьшу в несколько раз. |
1 |
18.04 |
|
30. |
Внетабличные города страны математики. |
1 |
25.04 |
|
7. Работа с информацией и анализ данных - 4 ч. |
||||
31. |
Операции вокруг нас. |
1 |
02.05 |
23.05 |
32. |
Поиграем в блиц турнир. (Запись решения задач выражением). |
1 |
09.05 |
24.05 |
33. |
КВН – 1ч. |
1 |
16.05 |
|
34. |
Праздник числа «Подводя итоги». |
1 |
23.05 |
26.05 |
Итого |
34 |
|
|
3.Планируемые результаты.
Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют достижению личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса являются:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни, формулировать вопросы и устанавливать, какие из предложенных задач могут быть им успешно решены;
- проявление познавательного интереса к математике.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Познавательные УУД:
- формулировать ответы на вопросы;
- сравнивать предметы, объекты, находить общее и различия;
- группировать предметы на основе существенных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного);
- извлекать информацию, представленную в разных формах (в виде схем, иллюстраций, графиков, таблиц);
- отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
- самостоятельно создавать способы решения проблемы, применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях;
- строить алгоритм поиска необходимой информации;
- определять логику решения практической задачи.
Регулятивные УУД:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять цель деятельности выполнения задания на занятии;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- сопоставлять свою работу с образцом;
- оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные УУД:
- уметь выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают);
- участвовать в диалоге на занятии (отвечать на вопросы учителя; слушать, слышать, понимать речь других; строить понятные для партнёра высказывания, оформлять свою мысль в устной форме);
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, работать в группе, выполнять роль лидера или исполнителя.
Школьники обучаются способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня умственной работоспособности и самостоятельных занятий.
Учебно- методическое сопровождение.
Для эффективного освоения данной программы необходимы:
1.Учебно-методические пособия и литература для детей.
· На уроки с радостью! : занимательные занятия для 2-го класса / С.А. Кузнецова. – Ростов н/Д: Фениск, 2012 г.
· Узорова О.В. 30000 примеров по математике. 2 класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ, 2010.
2. Учебно-методические пособия и литература для учителя.
· Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
· Математика. 2 класс: самостоятельные, контрольные, проверочные работы: зачётная тетрадь / авт.-сост. М.М. Воронина, О.В. Субботина, А.А. Гугучкина. – Волгоград: Учитель, 2011.
1. Список использованной литературы.
· Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011.
· Математика. Развитие логического мышления. 1-4 классы: комплекс упражнений и задач / сост. Т.А. Мельникова и др.. – Волгоград: Учитель, 2012.
2. Интернет – ресурсы
· Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
· Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.