Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Оценка 4.7
docx
математика
20.02.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
внеурочная деятельность РП.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа №70

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета от 31.08.2019 протокол №1

Председатель педсовета

____________ И.В. Шевченко

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по   внеурочной деятельности

курса  «Занимательная математика»

           (наименование предмета)

 

для 1-4 классов

(ступень обучения, класс)

 

 

 

Рабочую программу составил(а):

Машова Нина Александровна               

  учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1.Планируемые результаты

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

-  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разно­образных заданий проблемного и эвристического характера;

-  развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-  воспитание чувства справедливости, ответственности;

-  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартно­сти мышления;

-  формирование этических норм поведения при сотрудничестве;

-  развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях об­щения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для вы­полнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.  Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с задан­ным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат ре­шения задачи.

Конструировать несложные задачи

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 > lv и другие, указывающие направление движений

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на ложном чертеже.

Анализировать расположение деталей «танов. треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять места заданной детали в конст­рукции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; "оставлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции-

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с задан­ным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из разы

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;     

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

Учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач

2. Содержание курса

Курс «Заниматика» для начальной школы - курс интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Арифметический блок

Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.

Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последователь­ное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.

Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.

 Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для вы­полнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения чис­лового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.   Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с задан­ным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Блок логических и занимательных задач

   Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточ­ными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Комбинаторные задачи.

Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуа­ций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в ус­ловной записи: КОКА + KOJ1A = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решен

Универсальные учебные действия

 Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с задан­ным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат ре­шения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрический блок

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 > lv, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному мар­шруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение соб­ственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вы­черчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным конту­ром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Состав­ление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.

Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 > lv и другие, указывающие направление движений

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на ложном чертеже.

Анализировать расположение деталей «танов. треугольников, уголков, спи­чек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять места заданной детали в конст­рукции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; "оставлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции-

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с задан­ным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из разы

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом

3. Тематическое планирование занятий

Первый год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

Содержание раздела

Пространственные представления

6

Пространственные представления  Графические диктанты. Взаимное расположение предметов.  При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе».

Закономерности

4

Закономерности  Выявление закономерности расположения предметов и фигур.

Геометрия

4

Геометрия  Поверхности. Линии. Точки. Луч. Отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках.

Комбинаторика 

3

Комбинаторика,  логика, нестандартные задачи  Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. Изучение правил шифровки.

Логика

4

Нестандартные задачи

3

Математические игры

10

Математические игры  Задачи-шутки, решение задач на материале сказок.

Итого

33

 

Второй год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

Содержание раздела

Закономерности

6

Закономерности  Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.

Геометрия

6

Геометрия Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии.

Комбинаторика 

5

Комбинаторика,  логика, нестандартные задачи Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.

Математические игры  Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил.

Логика

6

Нестандартные задачи

5

Математические игры

6

Итого

34

 

Третий год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

Содержание раздела

Закономерности

5

Закономерности  Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод.

Геометрия

6

Геометрия  Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Окружность.  Круг. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

Комбинаторика 

6

Комбинаторика,  логика, нестандартные задачи  Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. Изучение правил шифровки.

Логика

7

Нестандартные задачи

6

Математические игры

4

Математические игры Математическая грамматика,  викторины, кроссворды, олимпиады.

Итого

34

 

Четвёртый год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

Содержание раздела

Многозначные числа

2

Многозначные числа Упражнения с многозначными числами

Геометрия

6

Геометрия  Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.

Комбинаторика 

7

Комбинаторика,  логика, нестандартные задачи  Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения.  Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.

Логика

7

Нестандартные задачи

7

Математические игры

5

Математические игры Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный  марафон.

Итого

34

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город

Планируемые результаты Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разно­образных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости,…

Планируемые результаты Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разно­образных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости,…

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно)

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно)

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления

КОКА + KOJ 1 A = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий

КОКА + KOJ 1 A = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

Комбинаторика 3

Комбинаторика 3

Математические игры Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил

Математические игры Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил

Итого 34 Четвёртый год обучения

Итого 34 Четвёртый год обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020