Рабочая программа по внеурочной деятельности. Занимательный русский язык 4 класс.

  • doc
  • 27.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеурочная деятельность. Занимательный русский язык 4 класс..doc

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, УЧЕБНОГО КУРСА, УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

 

1.1. Общая характеристика учебного предмета

 

В основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 4 класса положена авторская программа, разработанная Л.В. Мищенковой.
Данный предмет входит в перечень рекомендуемых предметов Министерством образования и науки РФ. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели осуществляется на уроке.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходит на помощь занятие факультатива.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:
• Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях
Л.В. Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ, 2018. – (Юным умникам и умницам).
• Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет) / Л.В. Мищенкова. Методическое пособие. 4 класс. ФГОС – М.: Издательство РОСТ, 2018.
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (1 – 4 классы). Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества.
Судьба ребёнка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и как усвоит. Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Программа курса как раз рассчитана на расширение представлений учащихся о русском языке.
Занятия кружка ориентируют ребёнка на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия кружка с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит учащихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в среднем звене.
Практические занятия кружка во всех классах имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи учащихся. Общее направление программы внеурочной деятельности – работа над содержательной стороной слова, позволяет также затронуть некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы.

 

1.2. Цели изучения учебного предмета

 

Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.
Курс по русскому языку ставит следующие задачи:
• воспитание любви к русскому языку;
• развитие интереса к языку как учебному предмету;
• расширение и углубление программного материала;
• пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
• совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Организация занимательных уроков основывается на следующих принципах: добровольности участия, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода.
школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.
Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.
Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на занятиях факультатива следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

 

1.3. Место учебного предмета в учебном плане

 

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Л.В.Мещенковой «Занимательный русский язык».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Особенности рабочей программы
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Л.В. Мищенковой

 

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, УЧЕБНОГО КУРСА, УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

 

Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей» Л.В. Мищенковой. Данная программа рассчитана на 4 класс обучения. Занятия проходят по два часа в неделю. Продолжительность занятий 35 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Цель программы: закрепление изученного на уроках русского языка материала, более полное его усвоение, а так же знакомство с понятиями, которые остаются за пределами изучения школьной программы.
Программа направлена на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательному русскому языку» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательного русского языка» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательный русский язык» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
«Занимательный русский язык» должен привлечь внимание детей к миру слов, который не менее интересен, увлекателен, сложен и разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Занятия курса должны способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словарного запаса, развитию речи, воспитанию бережного отношения к слову, богатствам русского языка.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
• осознавать роль речи в жизни общества;
• уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
• понимать необходимость быть носителем правильной речи;
• проявлять интерес к изучению русского языка.

Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирова¬ния регулятивных УУД
• принимать и сохранять цель и учебную задачу;
• высказывать свои предположения относительно спо¬соба решения учебной задачи; в сотрудничестве с учи¬телем находить варианты решения учебной задачи;
• планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• учитывать выделенные ориентиры действий (в задани¬ях учебника, в справочном материале учебника — в па¬мятках) при планировании и контроле способа решения;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках инфор¬мации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках);
• проговаривать (сначала вслух, потом на уровне вну¬тренней речи) последовательность производимых дей¬ствий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
• оценивать совместно с учителем или одноклассника¬ми результат своих действий, вносить соответствую¬щие коррективы;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учите¬лями, товарищами, другими людьми;
• понимать причины успеха и неуспеха при выполне¬нии учебной задачи;
• выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя.
Учащийся получит возможность для формирова¬ния познавательных УУД:
• осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или са¬мостоятельно);
• воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
• ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцти¬тулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
• работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руковод¬ством учителя и самостоятельно;
• осуществлять под руководством учителя поиск нуж¬ной информации всоответствии с поставленной зада¬чей в учебнике и учебных пособиях;
• пользоваться знаками, символами, таблицами, схе¬мами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях
(в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
• осмысленно читать текст, выделять существенную ин¬формацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
• составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
• составлять небольшие собственные тексты по пред¬ложенной теме, рисунку;
• анализировать изучаемые факты, явления языка с вы¬делением их существенных признаков (в процессе кол¬лективной организации деятельности);
• осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
• ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
•. находить языковые примеры для иллюстрации из¬учаемых языковых понятий;
• осуществлять сравнение, сопоставление, классифика¬цию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
• обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
• делать выводы в результате совместной работы клас¬са и учителя;
• подводить анализируемые объекты (явления) под по¬нятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное. — часть речи и др.);
• выявлять аналогии между, изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
• устанавливать причинно-следственные связи в изу¬чаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Учащийся получит возможность для формирова¬ния следующих коммуникативных УУД:
• слушать собеседника и понимать речь других;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого тек-ста);
• принимать участие в диалоге, общей беседе, выпол¬няя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку
зрения и др.);
• выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;
• задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, от¬вечать на вопросы -других; строить понятные для партнёра высказывания;
• признавать существование различных: точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию;
• формулировать собственное мнение и аргументиро¬вать его;
• «работать в парах, учитывать мнение партнёра, вы¬сказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; про¬являть доброжелательное отношение к партнёру;
• строить монологическое высказывание с учётом по¬ставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирова¬ния следующих общих предметных результатов;
• понимание значения русского языка- как государ¬ственного языка Российской Федерации, языка меж-национального общения;
«воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и к язы¬кам, на которых говорят другие народы;
• понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культу¬ры, как развивающегося явления;
• первоначальное представление о некоторых нормах: русского языка (орфоэпических, орфографических, пун¬ктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
• начальные умения выбирать адекватные языковые средства; при составлении небольших монологических высказываний; • овладение первоначальными научными представлени¬ями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: «Фонетика и графика», «Лексика», «Мор¬фемика», «Морфология и применение орфографических правил и правил по¬становки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
• овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
• формирование начальных умений находить, характе¬ризовать, сравнивать, классифицировать.

 


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 № п/п

Тема урока

Количество часов всего

Количество часов на контр.раб.

Количество часов на практич.раб.

Дата изучения

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые образовательные ресурсы)

1

И снова о русском языке…..

1

0

1

 

Практическое занятие

 

2

Крылатые слова и афоризмы.

1

0

0

 

Теория и практика

 

3

Копилка занимательных заданий.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

4

Игротека.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

5

Игротека.

1

0

0

 

Теория и практика

 

6

Игротека. Задания из школьной библиотеки

1

0

0

 

Теория и практика

 

7

Об именах.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

8

Об именах.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

9

О русских фамилиях

1

0

1

 

Практическое занятие

 

10

О русских фамилиях.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

11

В поисках сбежавших головоломок.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

12

Игротека.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

13

Игротека. Решаем лучшие головоломки. 

1

0

1

 

Практическое занятие

 

14

Мы играем в логогрифы

1

0

0

 

Теория и практика

 

15

Мы играем в логогрифы

1

0

1

 

Практическое занятие

 

16

Учимся распознавать и речевые ошибки.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

17

Коллекция заморочек.

1

0

0

 

Теория и практика

 

18

Коллекция заморочек.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

19

Игротека

1

0

1

 

Практическое занятие

 

20

Игротека. Заморочки от сказочных героев.

1

0

0

 

Теория и практика

 

21

Ох уж эти фразеологизмы.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

22

Работаем над рифмами.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

23

Словесные забавы.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

24

Игротека. Конкурс лучшего чтеца.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

25

Продолжаем работу над фразеологизмами.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

26

Русские пословицы и поговорки.

1

0

0

 

Теория и практика

 

27

Ассорти для любителей русского языка.

1

0

0

 

Теория и практика

 

28

Игротека. Инсценировка народной сказки.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

29

И снова о фразеологизмах.

1

0

0

 

Теория и практика

 

30

Однородные члены предложения.

1

0

0

 

Теория и практика

 

31

Ошибочка вышла.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

32

Запоминаем словарные слова.

1

0

1

 

Практическое занятие

 

33

Игротека. По страницам детских журналов.

1

1

1

 

Практическое занятие

 

34

Проект: «Шкатулка лучших моментов». 

1

0

1

 

Практическое занятие

 

 

 

 


 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

 

Предмет: Юным умникам и умницам. Занимательный русский язык

Класс: 4

Учитель:

 

2022/2023 учебный год

 

 

№ урока

Даты проведения

Тема

Часов по плану

Часов дано

Причина корректировки

Способ корректировки

 

 

"____"___________20___г

 

 Учитель ____________