Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель МО учителей зам. директора по УВР директор школы
начальных классов «Первый учитель»
_____/Новгородова Е.А./ ______ /Павлова Г.П./ _____/Дьяконова А.Г./
протокол от «__» ___ 2018 № _ «__»______ 2018 приложение к приказу
от «__»___2018 №__
Рабочая программа внеурочной деятельности
курса «Математика и конструирование» по направлению «Общеинтеллектуальное»
для 1-го класса начального общего образования
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Новгородова Евдокия Алексеевна,
высшая квалификационная категория.
с. Аргас, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математика и конструирование» составлена на основе плана внеурочной деятельности начального общего образования, реализующего ФГОС, МБОУ «Куокуйская СОШ» на 2018-2019 учебный год (далее план внеурочной деятельности школы), Положения «О рабочей программе педагога МБОУ «Куокуйская СОШ» от 08.05.2017г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия Волковой С.И. «Математика и конструирование» 2015 г., издательство «Просвещение».
Цели:
• Развитие умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений;
• Формирование способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду;
• Развитие элементов логического и конструкторского мышления, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
• Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
• Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
• Овладение учащимися различными способами моделирования, развития элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
«Математика и конструирование» преемственен с действующими предметами математики и технологии, из которого берутся разделы «Работа с бумагой и картоном» и «Техническое моделирование». В курсе существенно усилено геометрическое содержание начального курса математики. Материал даѐтся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учѐтом опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей практической деятельности учащихся. Изменены содержательная и графическая линии трудового обучения, дополнение ее заданиями, которые создают условия для формирования и развития элементов конструкторского мышления и отработки графических умений и навыков, для повышения технической грамотности учащихся.
В процессе изучения курса «Математика и конструирование» дети учатся работать с чертежом, технологической картой и составлять их; работать с чертѐжными инструментами; определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учѐтом технологических и эстетических требований.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
При обучении используется системно-деятельностный подход. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.
На основании плана внеурочной деятельности школы программа «Математика и конструирование» рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.
I. результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Реализация программы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
целостное восприятие окружающего мира, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
мотивация к творческому труду, к работе на результат;
уважительное отношение к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
установка на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей еѐ достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Научится:
v понимать и использовать в учебной деятельности термины: точка, прямая линия и кривая линия, отрезок, луч, ломаная, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник, обозначение геометрических фигур буквами;
v соблюдать правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
v понимать назначение различных инструментов (линейка, угольник, циркуль), чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
v изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;
v читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие по изменениям, внесенным в чертеж;
v собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;
v делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям;
v строить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге;
v поддерживать порядок на рабочем месте.
Получит возможность научиться:
v распознавать, различать геометрические фигуры;
v соотносить объѐмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развѐрток;
v создавать мысленный образ конструкции с целью решения определѐнной конструкторской задачи или передачи определѐнной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виду углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник - замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: Треугольник, четырёхугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольника: по соотношению сторон, угла. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и нецифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника, квадрата использования свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольника, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», « Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная. Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания. Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Формы организации занятий: знакомство с научно - популярной литературой, проекты, самостоятельная работа, работа в группах, работа в паре, творческие работы.
Виды деятельности: занятие – игры, конкурсы - кроссворды, проектные работы, блиц - турнир по решению задач, подвижные математические игры, игры-путешествия, сказки на математические темы
III.Тематическое планирование
№ |
Темы занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Номер учебной недели |
Фактически |
|||
1 |
Знакомство уч-ся с основным содержанием курса. |
1 |
1 |
|
2 |
Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. |
1 |
2 |
|
3 |
Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону и т. д. |
1 |
3 |
|
4 |
Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. |
1 |
4 |
|
5 |
Свойство прямой. Различные положения прямых. |
1 |
5 |
|
6 |
Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных полочек, по заданным условиям. |
1 |
6 |
|
7 |
Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. |
1 |
7 |
|
8 |
Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. |
1 |
8 |
|
9 |
Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок |
1 |
9 |
|
10 |
Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. |
1 |
10 |
|
11 |
Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине. |
1 |
11 |
|
12 |
Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. |
1 |
12 |
|
13 |
Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. |
1 |
13 |
|
14 |
Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. |
1 |
14 |
|
15 |
Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. |
1 |
15 |
|
16 |
Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной. |
1 |
16 |
|
17 |
Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. |
1 |
17 |
|
18 |
Классификация многоугольников по числу сторон |
1 |
18 |
|
19 |
Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку.
|
1 |
19 |
|
20 |
Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрат в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба. |
1 |
20 |
|
21 |
Единица длины: Дециметр. Соотношение между единицами длины. |
1 |
21 |
|
22 |
Единицы длины: Метр. Соотношение между единицами длины. |
1 |
22 |
|
23 |
Изготовление геометрического набора треугольников. |
1 |
23 |
|
24 |
Изготовление аппликаций «Домик» с использованием геометрического набора треугольников. |
1 |
24 |
|
25 |
Изготовление аппликаций «Чайник» с использованием геометрического набора треугольников. |
1 |
25 |
|
26 |
Изготовление аппликаций «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. |
1 |
26 |
|
27 |
Изготовление набора «геометрическая мозаика». |
1 |
27 |
|
28 |
Изготовление аппликаций с использованием набора. |
1 |
28 |
|
29 |
Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению. |
1 |
29 |
|
30 |
Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению. |
1 |
30 |
|
31 |
Знакомство с техникой «Оригами». |
1 |
31 |
|
32 |
Изготовление изделий в технике «Оригами» с использование базовой заготовки – квадрат. |
1 |
32 |
|
33 |
Выставка работ за год |
1 |
33 |
|
Приложение
Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение
Литература
Волкова С.И. Математика и конструирование. М: «Просвещение», 2015 г.
Технические средства
Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц.
Персональный компьютер с принтером (ноутбук).
Интерактивная доска.
Проектор.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы счѐтных палочек.
Набор предметных картинок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.