Рабочая программа по ВУД Математика и конструирование 1 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по ВУД Математика и конструирование 1 класс

Оценка 4.7
docx
математика
14.06.2020
Рабочая программа по ВУД Математика и конструирование 1 класс
ВУД 1 класс Математика и конструирование.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

 

         

       

 

  «Рассмотрено»                                                  «Согласовано»                                     «Утверждаю»

   руководитель МО учителей                            зам. директора по УВР                        директор  школы                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

   начальных классов  «Первый учитель»                    

   _____/Новгородова Е.А./                                ______ /Павлова Г.П./                          _____/Дьяконова А.Г./       

   протокол от  «__» ___ 2018 № _                     «__»______ 2018                                 приложение к приказу  

                                                                                                                                             от «__»___2018 №__                                                                                                                

 

 

 

Рабочая программа  внеурочной деятельности

курса «Математика и конструирование» по направлению «Общеинтеллектуальное»

для 1-го класса начального общего образования

 на 2018-2019 учебный год

 

 

 

 

Учитель: Новгородова Евдокия Алексеевна,

 высшая квалификационная категория.

 

 

 

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

                                                                        

 

                                                                    с. Аргас, 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа «Математика и конструирование» составлена на основе плана внеурочной деятельности начального общего образования, реализующего ФГОС,  МБОУ «Куокуйская СОШ» на 2018-2019 учебный год (далее план внеурочной деятельности школы), Положения «О рабочей программе педагога МБОУ «Куокуйская СОШ» от 08.05.2017г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия Волковой С.И. «Математика и конструирование» 2015 г., издательство «Просвещение».

Цели:

• Развитие умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений;

• Формирование способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду;

• Развитие элементов логического и конструкторского мышления, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи:

• Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;

• Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;

• Овладение учащимися различными способами моделирования, развития элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

            «Математика и конструирование» преемственен с действующими предметами математики и технологии, из  которого берутся разделы «Работа с бумагой и картоном» и «Техническое моделирование». В курсе существенно усилено геометрическое содержание начального курса математики. Материал даѐтся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учѐтом опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей практической деятельности учащихся. Изменены содержательная и графическая линии трудового обучения, дополнение ее заданиями, которые создают условия для формирования и развития элементов конструкторского мышления и отработки графических умений и навыков, для повышения технической грамотности учащихся.

В процессе изучения курса «Математика и конструирование» дети учатся работать с чертежом, технологической картой и составлять их; работать с чертѐжными инструментами; определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учѐтом технологических и эстетических требований.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).

При обучении используется системно-деятельностный подход. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.

Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие.   В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается  в организации и проведении экскурсий, в организации  и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.

На основании плана внеурочной деятельности школы программа «Математика и конструирование»  рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.

 

I. результаты освоения  курса внеурочной деятельности.

Реализация программы обеспечивает достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

целостное восприятие окружающего мира, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;

развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

     мотивация к творческому труду, к работе на результат;

уважительное отношение к иному мнению;

принятие и освоение социальной роли обучающегося;

установка на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей еѐ достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

 Научится:

v  понимать и использовать в учебной деятельности термины: точка, прямая линия и кривая линия, отрезок, луч, ломаная, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник, обозначение геометрических фигур буквами;

v  соблюдать правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;

v   понимать назначение различных инструментов (линейка, угольник, циркуль), чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;

v  изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;

v  читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие по изменениям, внесенным в чертеж;

v  собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;

v  делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям;

v  строить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге;

v  поддерживать порядок на рабочем месте.

Получит возможность научиться:

v  распознавать, различать геометрические фигуры;

v  соотносить объѐмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развѐрток;

v   создавать мысленный образ конструкции с целью решения определѐнной конструкторской задачи или передачи определѐнной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

             II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации и видов деятельности

                                                           Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виду углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник - замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: Треугольник, четырёхугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольника: по соотношению сторон, угла. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и нецифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника, квадрата использования свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольника, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», « Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная. Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания. Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

Формы организации занятий: знакомство с научно - популярной литературой, проекты, самостоятельная работа, работа в группах, работа в паре, творческие работы.

Виды деятельности: занятие – игры, конкурсы - кроссворды, проектные работы,  блиц - турнир по решению задач, подвижные математические игры, игры-путешествия,   сказки на математические темы

 

 

 

 

 

 

 

          

III.Тематическое планирование

 

Темы занятий

Количество часов

Дата  проведения

Номер учебной  недели

Фактически

1

Знакомство уч-ся с основным содержанием курса.

1

1

 

 

 

 

2

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

1

2

 

 

 

3

Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону и т. д.

1

3

 

4

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых.

1

4

 

5

Свойство прямой. Различные положения прямых.

1

5

 

6

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных полочек, по заданным условиям.

1

6

 

 

 

 

7

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины.

1

7

 

 

 

 

8

Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок.

1

8

 

 

 

 

9

Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок

1

9

 

 

 

 

10

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.

1

10

 

 

 

 

11

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине.

1

11

 

 

 

 

12

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

1

12

 

13

Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник.

1

13

 

14

Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.

1

14

 

 

 

 

15

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной.

1

15

 

16

Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной.

1

16

 

 

 

 

17

Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др.

1

17

 

 

 

 

18

Классификация многоугольников по числу сторон

1

18

 

 

 

 

 

19

Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку.

 

1

19

 

 

 

 

20

Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрат в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба.

1

20

 

21

Единица длины: Дециметр. Соотношение между единицами длины.

1

21

 

 

 

 

22

Единицы длины: Метр. Соотношение между единицами длины.

1

22

 

 

 

 

23

Изготовление геометрического набора треугольников.

1

23

 

 

 

 

24

Изготовление аппликаций «Домик» с использованием геометрического набора треугольников.

1

24

 

25

Изготовление аппликаций  «Чайник»  с использованием геометрического набора треугольников.

1

25

 

26

Изготовление аппликаций «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников.

1

26

 

27

Изготовление набора «геометрическая мозаика».

1

27

 

28

Изготовление аппликаций с использованием  набора.

1

28

 

29

Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению.

1

29

 

30

Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению.

1

30

 

31

Знакомство с техникой «Оригами».

1

31

 

32

Изготовление изделий в технике «Оригами» с использование базовой заготовки – квадрат.

1

32

 

33

Выставка работ за год

1

33

 

 

                                                                                                                                                                       Приложение

 

Учебно- методическое  и материально – техническое обеспечение

 

Литература

Волкова С.И. Математика и конструирование. М: «Просвещение», 2015 г.

 

Технические средства

Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц.

Персональный компьютер с принтером (ноутбук). 

Интерактивная доска.

Проектор.

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Наборы счѐтных палочек.

Набор предметных картинок.



 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» руководитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» руководитель

Пояснительная записка Рабочая программа «Математика и конструирование» составлена на основе плана внеурочной деятельности начального общего образования, реализующего

Пояснительная записка Рабочая программа «Математика и конструирование» составлена на основе плана внеурочной деятельности начального общего образования, реализующего

Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности

Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности

Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществления

Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществления

Конструктор» по рисункам готовых образцов; v делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям; v строить…

Конструктор» по рисункам готовых образцов; v делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям; v строить…

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей

III. Тематическое планирование №

III. Тематическое планирование №

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная

Выставка работ за год 1 33

Выставка работ за год 1 33
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020