Приложение к образовательной программе, введенной в действие приказом №___
от « _ » ___ 2019 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры НОО
Протокол № ___от « » _____ 2019г. Руководитель кафедры: Л.В. Шабалина /__________/
Согласовано Заместитель директора: И.С. Тельнова /__________/ « » 2019 г.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Базовый уровень, начальное общее образование, 4 класс, 34 часа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского.1 – 4 классы. М., Просвещение 2015г. Учебник «Каждый народ - художник» 4 класс, Л.А.Неменская. М., Просвещение 2016г
Составитель: Шабалина Людмила Вячеславовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пионерский 2019 год
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» 4 класс.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» 4 класс.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» 4 класс.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» четвероклассники научатся:
овладеть умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» на повышенном уровне.
Четвероклассники поучат возможность научиться:
основам художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно - исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество»,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Система оценки планируемых результатов освоения курса «Изобразительное искусство».
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Содержание курса.
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК
(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ). 4 класс -34 часа.
Истоки родного искусства – 8 ч Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня — деревянный мир. Украшения избы и их значение. Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников.Календарные праздники. Народные праздники (обобщение темы).
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.
Дерево как традиционный материал. Деревня — деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества
Древние города нашей Земли – 7 ч. Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ — художник- 11 ч. Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ женской красоты. Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне. Древняя Эллада. Мифологические представления Древней Греции. Европейские города Средневековья. Образ готического храма. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы – 8 ч Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
1 |
Истоки родного искусства |
8 |
2 |
Древние города нашей Земли |
7 |
3 |
Каждый народ — художник |
11 |
4 |
Искусство объединяет народы |
8 |
|
Итого: |
34 |
Календарно – тематическое планирование
Изобразительное искусство 4 класс 34 ч (из расчета 1ч в неделю)
№ п/п |
№ урока |
Тема |
Дата |
Примечание |
|
|
по плану |
по факту |
|
||||
Истоки родного искусства. /8 ч/ |
||||||
1 |
1 |
Пейзаж родной земли. |
07.09 |
|
|
|
2 |
2 |
Деревня – деревянный мир. |
14.09 |
|
|
|
3 |
3 |
Украшение деревянных построек и их значение. |
21.09 |
|
|
|
4 |
4 |
Образ традиционного русского дома. |
28.09 |
|
|
|
5 |
5 |
Образ красоты человека. Женский портрет. |
05.10 |
|
|
|
6 |
6 |
Образ красоты человека. Мужской портрет. |
12.10 |
|
|
|
7 |
7 |
Народные праздники. |
19.10 |
|
|
|
8 |
8 |
Коллективное панно. Обобщение темы четверти. |
26.10 |
|
|
|
Древние города нашей земли. /7 ч/ |
||||||
9 |
1 |
Древнерусский город – крепость. |
09.11 |
|
|
|
10 |
2 |
Древние соборы. |
16.11 |
|
|
|
11 |
3 |
Древний город и его жители. |
23.11 |
|
|
|
12 |
4 |
Древние воины – защитники. |
30.11 |
|
|
|
13 |
5 |
Города Русской земли. Золотое кольцо России. |
07.12 |
|
|
|
14 |
6 |
Узорочье теремов. |
14.12 |
|
|
|
15 |
7 |
Пир в теремных палатах. Обобщение темы. |
21.12 |
|
|
|
Каждый народ – художник. /11ч/ |
||||||
16 |
1 |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. |
28.12 |
|
|
|
17 |
2 |
Японский сад. Образ японки. |
11.01 |
|
|
|
18 |
3 |
Народ гор и степей. Степной пейзаж. |
18.01 |
|
|
|
19 |
4 |
Народ гор и степей. Горы. |
25.01 |
|
|
|
20 |
5 |
Города в пустыне. Самарканд. |
01.02 |
|
|
|
21 |
6 |
Города в пустыне. Бухара. |
08.02 |
|
|
|
22 |
7 |
Древняя Эллада. Праздник Панафинеи. |
15.02 |
|
|
|
23 |
8 |
Олимпийские игры в Древней Греции. |
22.02 |
|
|
|
24 |
9 |
Европейские города средневековья. |
01.03 |
|
|
|
25 |
10 |
Площадь средневекового города. |
15.03 |
|
|
|
26 |
11 |
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. |
22.03 |
|
|
|
Искусство объединяет народы. /8ч/ |
||||||
27 |
1 |
Материнство. Портрет мамы. |
05.04 |
|
|
|
28 |
2 |
Я и моя мама. |
12.04 |
|
|
|
29 |
3 |
Мудрость старости. |
19.04 |
|
|
|
30 |
4 |
Сопереживание. |
26.04 |
|
|
|
31 |
5 |
Герои-защитники. |
17.05 |
|
|
|
32 |
6 |
Юность и надежды. |
24.05 |
|
|
|
33 |
7 |
Контроль знаний |
|
|
|
|
34 |
8 |
Искусство народов мира. |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.