Рабочая программа природоведение

  • docx
  • 29.08.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по предмету «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ», ФГОС ООО, базовый уровень.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с. Успеновка

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______/__________

Протокол № от

«____»________ 2021г.

 

 «Утверждаю»

Директор школы

________/_________

Приказ № _________

«____» ________2021г.                                                                            

 

 

 

 

Рабочая программа

по предмету

«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ», ФГОС ООО, базовый уровень

для обучающихся  5  класса VIII вида

 

2020-2021 учебный год

 

 

 

 

Составитель:

Судич Н.С, учитель биологии

МБОУ СОШ с. Успеновка

1 кв.категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 – 2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету  «Природоведение» разработана на основе:

1.      Адаптированной образовательной программы образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  МБОУ СОШ с. Куприяновка

2.      Учебный план МБОУ СОШ с. Куприяновка»;

3.      Положение о разработке рабочих программ;

4.      Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

 

                Цель -  расширить  кругозор  и подготовить  учащихся  к  усвоению  систематических  биологических  и географических знаний.

Основными задачами являются:

― формирование  элементарных научных  знаний  о живой  и  неживой природе;

― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными  направлениями  природоохранительной  работы;

― воспитание социально значимых качеств личности.

 

 

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Предметные результаты учебного предмета «Природоведение»  включают освоение обучающимися знания и умения, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АОП  определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Год обучения

Минимальный уровень

Достаточный уровень

5 класс

- узнавание  и  называние  изученных  объектов  на  иллюстрациях, фотографиях;

- представления  о  назначении  изученных  объектов,  их  роли  в окружающем мире;

- отнесение  изученных  объектов  к  определенным  группам  (осина  – лиственное дерево леса); 

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение  режима  дня,  правил  личной  гигиены  и  здорового  образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

адекватная  оценка  своей  работы,  проявление  к  ней  ценностного отношения, понимание оценки педагога.

 

- узнавание  и  называние  изученных  объектов  в  натуральном  виде  в естественных  условиях;  знание  способов  получения  необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; 

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); 

- называние  сходных  по  определенным  признакам  объектов  из  тех, которые  были  изучены  на  уроках,  известны  из  других  источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов;

- знание  и  соблюдение  правил  безопасного  поведения  в  природе  и обществе, правил здорового образа жизни; 

- участие  в  беседе;  обсуждение  изученного;  проявление  желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение  здания  без  текущего  контроля  учителя  (при  наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы  одноклассников,  проявление  к  ней  ценностного  отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- осуществление деятельности по уходу  за комнатными и культурными растениями.

 

Личностные результаты:

5 класс

  • Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
  •  Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом.
  • Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой.
  • Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений).
  • Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми с повседневной жизни.
  • Формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха).
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  •  Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.).

Обучающиеся должны знать, понимать, уметь:

  • Что изучает природоведение;
  • Предметы и объекты живой и неживой природы;
  • Название нашей планеты и ее форму, значение Солнца для жизни на Земле;
  • Свойства воды, воздуха и почвы;
  • Названия полезных ископаемых, их свойства, использование человеком;
  • Основные формы поверхности;
  • Виды водоемов;
  • Простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (рабы, насекомые, птицы и звери);
  • Среду обитания и разнообразие растительного и животного мира Земли;
  • Название своей страны и ее столицы, некоторых народов, ее населяющих;
  • Названия важнейших географических объектов;
  • Названия типичных представителей растительного и животного мира России и своего края;
  • Названия некоторых редких и занесенных в Красную книгу растений и животных своей местности;
  • Правила поведения в природе;
  • Название частей тела и основных органов, их значение;
  • Факторы здорового образа жизни;
  • Основные санитарно – гигиенические нормы и правила оказания доврачебной помощи.

 

Обучающиеся должны уметь:

  • Наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительном и животном мире своей местности;
  • Заполнять дневник наблюдений;
  • Называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
  • Ухаживать за домашними животными и культурными растениями;
  • Демонстрировать простейшие опыты;

 

Критерии оценок

Оценка устных ответов:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого  материал;

-полнота ответа;

-умение на практике применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.

Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.

Оценка практических работ.

Оценка «5» -работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим учеником.

Оценка «4»- допущено 1-2 ошибки.

Оценка «3»-допущено 3-5 ошибок.

Оценка «2»- допущено 6-8 ошибок.

При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

 

Раздел 2. Содержание учебного предмета

                Программа по природоведению состоит из шести разделов:

1.      «Вселенная».

2.       «Наш  дом  —  Земля».

3.      «Есть  на  Земле  страна  Россия»

4.      «Растительный мир»

5.      «Животный мир»

6.      «Человек». 

 

                При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой:  звездами  и  планетами,  историей  исследования  космоса  и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни  на  Земле  и его  влиянии  на  сезонные  изменения  в  природе.  Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.

                В  разделе  «Наш  дом  ―  Земля»  изучаются  оболочки  Земли  — атмосфера,  литосфера  и  гидросфера,  основные  свойства  воздуха,  воды, полезных  ископаемых  и  почвы,  меры,  принимаемые  человеком  для  их охраны.  Этот  раздел  программы  предусматривает  также  знакомство  с формами поверхности Земли и видами водоемов.

                Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы  в  V  классе  и  готовит  учащихся  к  усвоению  курса  географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными  на  территории  нашей  страны  (например:  Черное  и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

                При изучении этого раздела уместно опираться на  знания учащихся о своем родном крае.

                Более  подробное  знакомство  с  произрастающими  растениями  и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов       При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в дополнительном первом (I1) классе I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой  группы  растений  и  животных,  показать  взаимосвязь  всех  живых организмов  нашей  планеты  и,  как  следствие  этого,  необходимость  охраны растительного  и  животного  мира.  В  содержании  могут  быть  указаны   представители  флоры  и  фауны  разных  климатических  поясов,  но значительная  часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных  нашей  страны  и  своего  края.    При  знакомстве  с  домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

                Раздел  «Человек»  включает  простейшие  сведения  об  организме,  его строении  и  функционировании.  Основное  внимание  требуется  уделять пропаганде  здорового  образа  жизни,  предупреждению  появления  вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

                В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная – Солнечная система – планета Земля – оболочки Земли (атмосфера ( в связи с этим изучается воздух), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек – часть Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека.

                Такое построение программы позволит сформировать у учащихся с умственной отсталостью целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

 

5 класс. Неживая природа (68ч.)

Введение (2ч.)

Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу.  Живая и неживая природа.

Живая природа: растения, животные, человек.

Вселенная (6ч.)

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Планеты в космосе. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Практические работы: зарисовки звездного неба, формы земли и луны, космического корабля.

Наш дом – Земля (44ч.)

Планета земля. Оболочки земли: атмосфера, гидросфера, литосфера (1ч.).

Воздух (9ч.)

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Полезные ископаемые (14ч.)

Полезные ископаемые. Виды, свойства, значение, способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов (гранит, известняк, песок, глина). Внешний вид, свойства, добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость, добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание  алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.

Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование. Охрана недр.

Вода (14ч.)

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды.

Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды.

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.

Охрана воды.

Поверхность суши. Почва (6ч.)

Равнины, холмы, овраги. Горы.

Почва – верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

Практические работы

Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.

Зарисовка форм поверхности суши.

Составление таблицы «Полезные ископаемые»

Заполнение схемы «Воды суши»

Изготовление макетов форм поверхности суши

Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы»

Экскурсии (1ч.) Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоемы).

Есть на Земле страна Россия (14ч.)

Россия – Родина моя. Место России на карте мира. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, река Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона.

Москва – столица России.

Санкт – Петербург.

Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород. Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток или другие города европейской и азиатской частей России ( по усмотрению учителя).

Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца.

Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.

Ваш город (поселок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоемы. Занятия населения. Достопримечательности. Обобщение раздела «Неживая природа» (2ч.).

Практические работы

Зарисовка государственного флага России.

Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.д.).

Изготовление альбома «Россия – наша Родина».

Нахождение России на политической карте.

Составление рассказа о своем городе, поселке, селе, деревне.

Изготовление альбома «Наш город, поселок, село, деревня.

 

Экскурсии.

 Экскурсии по городу или поселку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности).

 

 

Раздел 3. Тематическое планирование

 

№ п/п

Раздел, тема раздела

Количество часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

Глава 1. Введение (2ч.)

1

Введение

2

 

 

Глава 2. Вселенная (6ч.)

2

Вселенная

6

 

 

Глава 3. Наш дом земля (44ч.)

3

Планета земля. Оболочки земли: атмосфера, гидросфера, литосфера

1

 

 

4

Воздух

9

 

 

5

Полезные ископаемые

14

 

 

6

Вода

14

 

 

7

Поверхность суши. Почва

6

 

 

Есть на Земле страна Россия (14 ч.)

8

Россия

16

 

 

 

 

Раздел 4. Формы контроля и варианты его проведения

Формы обучения:

Основная форма организации учебного процесса – урок.

Используются урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок

 

Методы и приемы обучения:
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;

- выборочная проверка по изученным темам

 

Формы контроля:

·         Тестирование;

·         Проверочные контрольные работы;

·         Индивидуальная работа


Календарно – тематическое планирование

5 класс (68ч.)

№ п/п

№ урока

Тема урока

Дата  

(по плану)

Д/З

Примечание

 

1-я четверть (18ч.)

Введение (2ч.)

1

1

Вводный урок. Что такое природоведение?

 

с. 3-5, загадка с.4

 

2

2

Предметы и явления неживой и живой природы

 

с. 5-7, отв.на вопросы с.7

 

Вселенная (6ч.)

3

1

Небесные тела: планеты, звезды.

 

с.8-9, отв.на вопросы 1-5 устно

 

4

2

Солнечная система. солнце

 

с.9-12, зарисовать солнечную систему

 

5

3

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

 

с.12-14, отв.на вопросы с.14

 

6

4

Полеты в космос.

 

с.14-16, изучить текст

 

7

5

Смена дня и ночи.

 

с.17-18, отв.на вопросы с.18

 

8

6

Смена времен года. Сезонные изменения в природе

 

С.18-21, загадка на с.21

 

Наш дом – Земля (44ч.)

9

1

Планета Земля. Оболочки Земли.

 

С.22-23, отв.на вопросы с.23

 

Воздух (9 ч.)

10

1

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

 

С.23-25, отв.на вопрос 2 письменно

 

11

2

Свойства воздуха.

 

С.25-28, прочитать для любознательных с.27-28

 

12

3

Давление и движение воздуха

 

С.28-31, отв.на вопросы с.31

 

13

4

Температура воздуха. Термометр.

 

С.31-34, №6 с.33

 

14

5

Движение воздуха в природе. Ветер.

 

С.34-39, отв.на вопросы с.38

 

15

6

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

 

С.39-42, прочитать для любознательных с.42

 

 

16

7

Состав воздуха. Углекислого газа и азот.

 

С.42-45, отв.на вопросы с.44

 

17

8

Значение и охрана воздуха.

 

С.45-47, повторить свойства воздуха с.47

 

18

9

Обобщающий урок. Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана.

 

 

 

2-я четверть. Полезные ископаемые (14ч.)

19

1

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи.

 

С.48-50, пересказ

 

20

2

Гранит, известняк

 

С.51-53, отв.на вопросы 1-8 устно

 

21

3

Песок, глина.

 

С.54-57, прочитать сказку про глину с.56-57

 

22

4

Горючие полезные ископаемые. Торф.

 

С.57-59, пересказ

 

23

5

Каменный уголь. Свойства

 

С.60-61 прочитать для любознательных, с.61

 

24

6

Добыча и использование каменного угля

 

С.61-64, отв.на вопросы устно с.63

 

25

7

Нефть: внешний вид и свойства.

 

С.64-65, пересказ

 

26

8

Добыча и использование нефти.

 

С.65-68, отв.на вопросы устно с.67

 

27

9

Природный газ. Свойства, добыча, использование.

 

С.68-70, прочитать для любознательных с.70

 

28

10

Черные металлы. Сталь. Чугун.

 

С.71-74, отв.на вопрос 10 письменно

 

29

11

Цветные металлы

 

С.74-77, пересказ

 

30

12

Благородные (драгоценные) металлы.

 

С.77-80, прочитать для любознательных с.80

 

31

13

Охрана полезных ископаемых.

 

С.80-82 изучить, повторить гл.2

 

32

14

Обобщающий урок. Полезные ископаемые.

 

 

 

3-я четверть (20ч.)

Вода (14ч.)

33

1

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

 

С.84-86, отв.на вопросы с.86 устно

 

34

2

Свойства воды.

 

С.86-88, пересказ

 

35

3

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

 

С.88-90, отв.на вопросы с.90 устно

 

36

4

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

 

С.91-93, прочитать для любознательных с.93

 

37

5

Три состояния воды. Температура и ее измерение.

 

С.93-94, выписать три состояния воды с.94

 

38

6

Расширение при нагревании и замерзании. Сжатие при охлаждении.

 

С.95-97, пересказ

 

39

7

Лабораторная работа № 1 "Свойства воды"

 

С.97-99, оформить лаб.работу

 

40

8

Работа воды в природе.

 

С.99-102, пересказ

 

41

9

Значение воды в природе. Использование в быту, промышленности и с/х.

 

С.102-104, прочитать для любознательных с. 104

 

42

10

Вода в природе.

 

С.105-107, №4 с.107

 

43

11

Воды суши: ручьи, реки.

 

С.108-109, отв.на вопросы с.109 устно

 

44

12

Озера, болота, пруды.

 

С.109-111, пересказ, для любознательных с.111

 

45

13

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

 

С.112-113, отв.на вопрос 2 письменно

 

46

14

Обобщающий урок. Вода. Охрана воды.

 

С.114-115, изучить

 

Поверхность суши. Почва (6ч.)

47

1

Равнины, холмы, овраги.

 

С.116-117, выписать определение холмы, овраги с.116

 

48

2

Горы.

 

С.117-119, отв.на вопросы с.118 устно

 

49

3

Почва - верхний слой Земли. Состав почвы.

 

С.119-121, пересказ

 

50

4

Разнообразие почв.

 

С.122-124, прочитать для любознательных с.124

 

51

5

Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы.

 

С.124-126, пересказ

 

52

6

Обобщающий урок. Почва. Охрана почвы.

 

С.126-128, прочитать сказку с.128

 

4 -я четверть (16ч.)

Есть на Земле страна Россия (14 ч.)

53

1

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

 

С.129-131, отв.на вопросы с.131 устно

 

54

2

Моря и океаны, омывающие берега России

 

С.131-133, прочитать для любознательных с.133

 

55

3

Горы и равнины на территории нашей страны.

 

С.134-135, отв. На вопросы 3,4 письменно

 

56

4

Реки и озера России.

 

С.136-138,пересказ

 

57

5

Москва - столица России.

 

С.139-141, прочитать для любознательных с.141

 

58

6

Санкт-Петербург

 

С.141-144, отв.на вопросы с.143 устно

 

59

7

Ярославль. Владимир. Города "Золотого кольца"

 

С.144-146, пересказ

 

60

8

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

 

С.146-148, отв.на вопросы с.148 устно

 

61

9

Новосибирск, Владивосток.

 

С.149-151, прочитать легенду «Пять озёр» с. 150-151

 

62

10

Население и народы России.

 

С.151-153,  №10,11 с.153

 

63-64

11-12

Ваш город. Важнейшие географические объекты вашего региона.

 

С.154, подготовить сообщение «Амурская область»

 

65-66

13-14

Экскурсия

 

 

 

67

15

Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия»

 

 

 

68

16

Обобщающий урок по изученному в 5 классе «Неживая природа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

 

 

 

 

 

 


Проверочная работа в 5 классе за I четверть.

Дата ______________

Ф.И.О. ученика ________________________

 

  1. Перечисли планеты Солнечной системы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как звали первого космонавта, который побывал в космосе? _______________________________________________________________________
  3. Что такое воздух? Обведи нужную букву:

А) воздух – это смесь газов;

Б) воздух – это смесь жидкостей;

В) воздух – это смесь твёрдых веществ.

     4. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи 3 варианта ответов:

А) азот;

Б) пропан;

В) кислород;

Г) углекислый газ.

  1. Назови 5 названий полезных ископаемых:   _______________________________________________________________________

 

  1. Почва – это:

А) поверхность, на которой стоят дома;

Б) верхний, плодородный слой земли, на котором растут растения;

В) песок из детской песочницы.

 

7. Обведи правильное слово в каждом столбике:

Какое тело находится в жидком состоянии?

Какое тело находится в газообразном состоянии?

Какое тело находится в твёрдом состоянии?

Лёд

Древесина

Воздух

Камень

Вода

Камень

Вода

Воздух

Глина

Сок

Воздух

Молоко

Газ

Лёд

Вода

 

 

Проверочная работа в 5 классе за II четверть.

Дата ______________

Ф.И.О. ученика ____________________________

 

  1. Заполни таблицу, используя слова для справок:

Растения

дикорастущие

культурные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова для справок: одуванчик, клубника, берёза, крапива, яблоня, подорожник, крыжовник, морковь, дуб, капуста.

 

  1. Подчеркни названия лиственных деревьев:

Ель, берёза, осина, яблоня, дуб, сосна, клён, кедр.

 

3.      Прочитай стихотворение и подчеркни названия хвойных деревьев:

Я у мальчиков спросила:

- Это что за деревце?

Говорят они: - Осина.

Только мне не верится…

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголки,

Значит, это ёлки.

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.


  1. Заполни таблицу, используя слова для справок:

Декоративные

цветы

кустарники

деревья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова для справок: розы, сирень, лилии, клён, тюльпаны, боярышник, жасмин, гладиолусы, кипарис, пионы, нарциссы, барбарис.

 

  1. Закончи предложение.

Лекарственными называют растения, которые ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Что помогает при простуде?

А) малина;

Б) подорожник;

В) укроп.

 

7. Где можно купить готовый сбор лекарственных растений?

А) в магазине;

Б) в аптеке;

В) на рынке.

 

8. Составь и запиши небольшой рассказ «Правила поведения в природе». Используй слова для справок.

Слова для справок: не рви, не ломай, не вытаптывай, не шуми, не жги.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Проверочная работа в 5 классе за III четверть.

Дата _______________

Ф.И.О. ученика ______________________

 

  1. Заполни таблицу, приводя примеры названий животных:

Способы передвижения животных

бегают

прыгают

ползают

летают

плавают

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Напиши, кто живёт в этих жилищах, кто в них хозяин.

Гнездо - ____________.

Дупло - _____________.

Будка - ______________.

Нора - _____________.

Берлога - _________________.

 

  1. Допиши предложения.

У птиц тело покрыто ______________

У зверей туловище покрыто __________________

Тело рыб покрыто ________________________

Пресмыкающиеся имеют ____________________

 

  1. Найди в каждом ряду одно лишнее слово. Зачеркни его. Напиши обобщающее слово для остальных слов.

Муравей, пчела, ящерица, муха, комар – это ___________________________________.

Щука, сом, карась, корова, сельдь – это  ______________________________________.

Лягушка, жаба, лошадь – это _______________________________________________.

Уж, гадюка, кобра, крот – это _______________________________________________.

Снегирь, курица, белка, воробей, голубь – это ________________________________.

Лиса, медведь, попугай, лошадь, кролик – это _________________________________.

 

  1. Напиши названия насекомых, которые тебе знакомы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Напиши названия рыб, которые тебе знакомы? ____________________________________________________________________________________________________________________
  3. Напиши названия птиц, которые тебе знакомы? _____________________________________________________________________________________________________________________
  4. Напиши названия диких и домашних животных: ____________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа в 5 классе за год.

Дата _____________

Ф.И.О. ученика ___________________

 

1.      Наука о строении организма называется ___________________.

 

2.      Заполни таблицу, используя слова для справок.

Части тела человека

Внутренние органы человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова для справок: голова, сердце, руки, печень, ноги, лёгкие, желудок, туловище, кишечник, почки.

 

3.      Как нужно закалять свой организм?

А) как можно быстрее;

Б) по выходным дням;

В) постепенно, но постоянно и настойчиво;

Г) от случая к случаю.

 

           4. Какие виды отдыха помогают сохранить и укрепить здоровье?

А) просмотр телевизора;

Б) занятие спортом;

В) прогулки на свежем воздухе;

Г) лежание на диване.

 

          5. Вставь в предложения пропущенные слова.

С помощью ____________ человек слышит музыку, речь, звуки природы.

С помощью ____________ человек чувствует запахи.

С помощью ____________ человек видит мир, который его окружает.

С помощью ____________ человек может чувствовать холод, жар, боль.

 

  1. Что такое правильное питание? _____________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Заполни таблицу, используя слова для справок.

Продукты

растительного происхождения

животного происхождения

 

 

 

 

 

 

Слова для справок: мясо, хлеб, крупа, яйца, овощи, рыба, молоко, фрукты, творог, растительное масло, сливочное масло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проверочная работа в 6 классе за I четверть

 

Ученик _________________________________

Дата ___________________________________

 

1. Выберите неживой предмет:

А) растение

Б) воздух

В) дерево

 

2. Где в природе имеется самое большое количество воды?

А) в реке

Б) в море

В) в океане

 

3. Назовите свойство жидкой воды

А) текучесть

Б) растягивание

В) ломается

 

4. Если в стакан налить воду, то она примет форму

А) шарика

Б) стакана

В) квадрата

 

5. Какая на вкус вода?

А) безвкусная

Б) соленая

В) сладкая

 

6. Какая на цвет вода?

А) синяя

Б) голубая

В) бесцветная

 

7. Имеет ли вода запах?

А) нет

Б) да

 

8. При нагревании вода

А) сжимается

Б) расширяется

В) не изменяется

 

9. При охлаждении вода

А) не изменяется

Б) расширяется

В) сжимается

 

10. Если в бочку налить воду и оставить ее на зиму, то бочка лопнет, потому что

А) вода в бочке сжалась

Б) вода в бочке расширилась

 

11. Вода в твердом состоянии – это

А) жидкая вода

Б) лед, сосулька

В) это пар

 

12. Вода в газообразном состоянии – это

А) водяной пар

Б) сосулька

В) жидкая вода

 

13. Что такое айсберг?

А) большой кусок соли

Б) огромный кусок льда

В) огромный кусок сахара

 

14. Облака - это

А) скопление капелек воды

Б) скопление дыма

В) скопление микробов

 

15. Куда пропадает лужа после дождя при солнечной погоде?

А) вода в луже полностью впитывается в землю

Б) вода из лужи испаряется

В) лужи вообще никуда не исчезают

 

16. Выбери растворимые в воде вещества

А) сахар

Б) песок

В) соль

Г) питьевая сода

Д) глина

Е) мел

Ж) лимонная кислота

 

17. Подпиши, какую температуру показывает градусник

        ________________


Проверочная работа в 6 классе за II четверть

Ученик________________________

Дата __________________________

 

 

  1. Воздух – это:

1)      жидкость

2)      чистый кислород

3)      смесь газов

 

  1. При нагревании воздух:

1)      сжимается

2)      испаряется

3)      расширяется

 

  1. Воздух какой

1)      душистый

2)      серый

3)      прозрачный, бесцветный

 

  1. Движение воздуха – это:

1)      гроза

2)      ветер

3)      радуга

 

  1. Кислород:

1)      поддерживает горение

2)      гасит огонь

3)      не поддерживает горение

 

  1. Можно ли увидеть воздух?

1)      да

2)      нет

 

  1. Воздух

1)      плохо проводит тепло

2)      хорошо проводит тепло

3)      вообще не проводит тепло

 

  1. Свойства воздуха

1)      упругость, сжимаемость

2)      замерзает

3)      имеет  запах

 

  1. Теплый воздух

1)      легче холодного воздуха

2)      тяжелее холодного воздух

 

  1.  Где не нужен ветер

1)      мельница,

2)      парусник,

3)      воздушные шары

4)      в космосе

 

  1. Что в воздухе больше всего?

1)      азота

2)      кислорода

3)      пыли

4)      углекислого газа

 

  1. Откуда берется кислород?

1)      из растений

2)      из воды

3)      из камней

 

  1. Почему в лесу легко дышать?

1)      много кислорода

2)      много углекислого газа

3)      много азота

 

  1. Зачем человеку нужен воздух?

1)      чтобы кушать

2)      чтобы дышать

3)      чтобы ходить

 

  1. Углекислый газ

1)      поддерживает горение

2)      не поддерживает горение

3)      горит

 

  1. Человек вдыхает __________________

а выдыхает __________________________

 

  1. Углекислый газ ___________________воздуха,

а кислород __________________

 

 

 

 

Проверочная работа  в 6 классе за III четверть

 

Дата ________________

ФИО ученика ______________________________

 

 

  1. Вычеркни, что НЕ ОТНОСИТСЯ к полезным ископаемым:

 

Нефть, гранит, цемент, песок, бетон, кирпич, железная руда, глина, кислород, вода, фосфориты, золото.

 

  1. Как называют место скопления полезных ископаемых?

1) хранилище                  2) месторождение                  3) свалка

 

  1. Подпиши горючие полезные ископаемые

Жидкие  _____________________________________

Газообразные _________________________________

Твердые ______________________________________

 

  1. Какие полезные ископаемые используются в строительстве? Подчеркни правильные ответы.

 

Железная руда, песок, каменная соль, нефть, глина, известняк, алюминий.

 

  1. Есть ли такие полезные ископаемые, из которых можно получить удобрения?

                                          1) да                              2) нет

 

  1. Выдели свойства металлов

1)      хорошо горит

2)      имеет металлический блеск

3)      плохо проводит тепло

4)      хорошо проводит электричество

5)      при высоких температурах плавится

 

  1. Соотнеси черные и цветные металлы

 

Сталь

Бронза

Золото

Алюминий

Железо

Медь

Серебро

Чугун

Олово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа в 6 классе за год

Дата ________________

ФИО ученика ______________________________

 

1.      Почва – это:

1)      скалы и камни;

2)      каменный уголь;

3)      верхний плодородный слой земли.

 

2.      Органическая часть почвы – это:

А) воздух;

Б) вода;

В) перегной.

 

3.      Выдели только органическую часть почвы:

А) корни растений;

Б) воздух;

В) камни;

Г) семена растений;

Д) остатки погибших организмов

Е) песок.

 

4.      Важное свойство почвы – это:

А) плодородие;

Б) место обитания животных;

В) содержание минеральных веществ.

 

5.      Самая плодородная почва – это:

1)      глинистая;

2)      песчаная;

3)      черноземная.

 

6.      Закончи предложения

Если в почве много песка, ее называют _______________________________

Если же преобладает глина, почву называют ___________________________

 

7. Ответь на вопросы:

Какая почва плотная, плохо проводит воду, в ней мало воздуха, а когда она высыхает, становится твердой?

______________________________.

Эта почва светлая и рыхлая, хорошо пропускает воду, быстро высыхает после дождя? ______________________________.

 

8.         Обработка почвы – это:

А) роение ям, траншей;

Б) подготовка почвы под строительство;

В) подготовка почвы к посеву семян, рассады.

 

9.     Закончи предложения про механические приспособления для обработки почвы:

Огромные стальные ножи  для вкапывания и резки плотного слоя почвы –

это __________________.

 

Сельское орудие в виде большой решетки со стальными зубьями –

это __________________.

 

Сельское орудие, которое делает почву еще более мягкой и рыхлой –

это __________________.

10. Напиши, какими орудиями труда пользуется человек для ручной обработки почвы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также