Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (социальный работник)»
для специальности СПО
040401 «Социальная работа»
Форма обучения – очная
Срок обучения – 2г. 10 м.
Уровень освоения – углубленный
2013
Программа профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (социальный работник)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 040401 «Социальная работа».
Организация-разработчик: филиал ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова»
Разработчик: Кирякова Ю.С. – преподаватель филиала ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова», I квалификационной категории
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
номер
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
стр.
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
|
7 |
3 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
18 |
4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
|
22 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (социальный работник)»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
040401 Социальная работа
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (социальный работник)
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 6.1 Оказывать социально-бытовые услуги лицам пожилого возраста и инвалидам на дому.
ПК 6.2. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-медицинских услуг, оказывать первую медицинскую помощь
ПК 6.3. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-психологических услуг, оказывать первичную психологическую поддержку
ПК 6.4. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-экономических услуг
ПК 6.5. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-правовых услуг
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки в области социальной работы при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный модуль
1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- оказания социально-бытовых услуг, первой медицинской помощи, первичной психологической поддержки лицам пожилого возраста и инвалидам на дому;
- содействия в получении социально-медицинских, социально-психологических, социально-экономических и социально-правовых услуг лицам пожилого возраста и инвалидам;
уметь:
- оказывать содействие в поддержании социальных контактов;
- оказывать первичную психологическую поддержку клиента;
- оказывать консультативную помощь клиенту по социально-бытовым вопросам;
- выявлять факторы гигиенического и экологического риска для клиента;
- выявлять основные проблемы физического здоровья клиента;
- оказывать помощь клиенту в поддержании личной гигиены;
- содействовать в госпитализации, сопровождать клиента в лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ);
- осуществлять патронаж при госпитализации клиента;
- работать с профессиональной документацией;
- проводить социально-бытовое обслуживание клиента;
- оказывать помощь в решении социально-бытовых вопросов;
- осуществлять подбор документов для предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат для начисления пенсий и пособий;
- оказывать помощь в организации ритуальных услуг;
знать:
- профессионально - личностные требования к социальному работнику;
- психологические особенности лиц пожилого возраста и инвалидов;
- основные понятия и категории социальной медицины;
- формы медико-социальной помощи населению;
- анатомо-физиологические особенности организма человека;
- основные симптомы заболеваний;
- особенности состояния здоровья, болезней, диетотерапии лиц пожилого и старческого возраста;
- правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у лиц пожилого возраста и инвалидов;
- особенности ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому;
- санитарно-гигиенические требования по уходу за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому;
- нормативно-правовое обеспечение организации социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому;
- основы охраны труда и техники безопасности;
- критерии качества оказания социально-бытовых услуг
№ |
Цель дисциплины |
Ссылка на компетенции |
||
1 |
2 |
3 |
||
Иметь практический опыт |
|
|
||
1. |
оказания социально-бытовых услуг, первой медицинской помощи, первичной психологической поддержки лицам пожилого возраста и инвалидам на дому |
ПК 6.1, ПК 6.2, ОК 1 |
||
2. |
содействия в получении социально-медицинских, социально-психологических, социально-экономических и социально-правовых услуг лицам пожилого возраста и инвалидам |
ПК 6.2, ПК 6.3, ПК 6.4, ПК 6.5 |
||
Уметь: |
|
|
||
3. |
оказывать содействие в поддержании социальных контактов |
ПК 6.2, ОК 2 |
|
|
4. |
оказывать первичную психологическую поддержку клиента |
ПК 6.3, ОК 4 |
|
|
5. |
оказывать консультативную помощь клиенту по социально-бытовым вопросам |
ПК 6.2, ОК 5 |
|
|
6. |
выявлять факторы гигиенического и экологического риска для клиента |
ПК 6.2, ОК 6 |
|
|
7. |
выявлять основные проблемы физического здоровья клиента |
ПК 6.3, ОК 3 |
|
|
8. |
оказывать помощь клиенту в поддержании личной гигиены |
ПК 6.1, ОК 7 |
|
|
9. |
содействовать в госпитализации, сопровождать клиента в лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ); |
ПК 6.2, ОК 3 |
|
|
10. |
осуществлять патронаж при госпитализации клиента |
ПК 6.2, ОК 2 |
|
|
11. |
работать с профессиональной документацией |
ПК 6.5, ОК 1 |
|
|
12. |
проводить социально-бытовое обслуживание клиента; |
ПК 6.2, ОК 4 |
|
|
13. |
оказывать помощь в решении социально-бытовых вопросов |
ПК 6.2, ОК 7 |
|
|
14. |
осуществлять подбор документов для предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат для начисления пенсий и пособий |
ПК 6.5, ОК 8 |
|
|
15. |
оказывать помощь в организации ритуальных услуг |
ПК 6.2, ОК 9 |
|
|
Знать: |
|
|
||
16. |
профессионально - личностные требования к социальному работнику |
ПК 6.5, ОК 12 |
||
17. |
психологические особенности лиц пожилого возраста и инвалидов |
ПК 6.2, ОК 7 |
||
18. |
основные понятия и категории социальной медицины |
ПК 6.2, ОК 10 |
||
19. |
формы медико-социальной помощи населению |
ПК 6.2, ОК 4 |
||
20. |
анатомо-физиологические особенности организма человека |
ПК 6.2, ОК 3 |
||
21. |
основные симптомы заболеваний |
ПК 6.2, ОК 4 |
||
22. |
особенности состояния здоровья, болезней, диетотерапии лиц пожилого и старческого возраста |
ПК 6.2, ОК 12 |
||
23. |
правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у лиц пожилого возраста и инвалидов |
ПК 6.2, ОК 3 |
||
24. |
особенности ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому |
ПК 6.2, ОК 6 |
||
25. |
санитарно-гигиенические требования по уходу за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому |
ПК 6.2, ОК 9 |
||
26. |
нормативно-правовое обеспечение организации социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому |
ПК 6.5, ОК 13 |
||
27. |
основы охраны труда и техники безопасности |
ПК 6.5, ОК 1 |
||
28. |
критерии качества оказания социально-бытовых услуг |
ПК 6.1, ОК 3 |
||
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 252 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 378 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 252 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 126 часов;
учебной и производственной практики – 252 часов.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (социальный работник), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 6.1 |
Оказывать социально-бытовые услуги лицам пожилого возраста и инвалидам на дому |
ПК 6.2 |
Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-медицинских услуг, оказывать первую медицинскую помощь |
ПК 6.3 |
Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-психологических услуг, оказывать первичную психологическую поддержку |
ПК 6.4 |
Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-экономических услуг |
ПК 6.5 |
Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-правовых услуг |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4 |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6 |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 |
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 |
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11 |
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку |
ОК 12 |
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13 |
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
ОК 14 |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля* |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ПК 1.1 – 1.5 |
Раздел ПМ 1. Осуществление социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов |
126 |
84 |
24 |
|
42 |
- |
|
- |
ПК 1.1 – 1.5 |
Раздел ПМ 2. Оказание социально-медицинских услуг пожилым и инвалидам |
162 |
108 |
18 |
54 |
|
- |
||
ПК 1.1 – 1.5 |
Раздел ПМ 3. Использование профессионального общения в деятельности социального работника |
90 |
60 |
20 |
30 |
|
- |
||
|
Производственная и учебная практика (по профилю специальности) |
252
|
|
72 |
180
|
||||
|
Всего: |
630 |
252 |
62 |
- |
126 |
- |
72 |
180 |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Раздел ПМ 1. Осуществление социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов |
|
150 |
|
|
|
МДК 06.01. Основы социально-бытового обслуживания |
|
84 |
|
||
Тема 1.1. Старость как социальная проблема |
Содержание |
4 |
|
||
1. |
Проблемы старения современного общества: изменение демографических показателей, сферы социальных отношений, профессиональной ориентации пожилых людей и т.д. Изменение функциональных способностей и здоровья пожилых людей. Дополнительные механизмы демографического старения. |
1,2 |
|
||
Практическое занятие |
4 |
|
|
||
Анализ статистических данных, демографических показателей старения. |
|
||||
Тема 1.2. Глобальная проблема постарения населения |
Содержание |
4 |
|
||
1.
|
Календарный и биологический возраст. Различные градации деления пожилых людей на возрастные группы. Проблема «постарения населения». Смещение возрастной структуры в сторону людей более старшего возраста. Рост одиноких пожилых. Группы риска пожилых людей, нуждающихся в особом внимании и защите. |
2
|
|||
Тема 1.3. Особенности защиты прав и интересов пожилых людей и инвалидов |
Содержание |
6 |
|
||
1. |
Социальная политика государства в отношении пожилых людей. Ее основные положения и задачи. Особенности региональной и муниципальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов Право пожилых людей и инвалидов на социально-бытовое обслуживание и социальное обеспечение. |
2 |
|
||
2 |
Реализация конституциональных гарантий и прав пожилых людей и инвалидов в российском законодательстве. Основные федеральные, региональные, муниципальные нормативно-правовые акты и программы, реализующие и защищающие права, и интересы пожилых людей и инвалидов. |
|
|||
Практическое занятие |
2 |
|
|||
1. |
Определение конституциональных прав пожилых людей и инвалидов. |
|
|||
Тема 1.4. Социальные проблемы пожилых людей и инвалидов |
Содержание |
6 |
|
|
|
1. |
Неоднородность пожилых людей по демографическим, экономическим, культурно-образовательным и другим видам статуса. Зависимость от близких, окружающих, социума. Ступень подвижности и объем самообслуживания. Социальная активность пожилых людей и инвалидов в связи со старением организма: трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая. |
2 |
|
||
Практическое занятие |
2 |
|
|
||
1. |
Определение социальных проблем пожилых и инвалидов |
|
|||
Тема 1.5. Пожилой человек и семья |
Содержание |
4 |
|
||
1. |
Роль семьи в жизни пожилого человека. Влияние макро и микросоциальной сферы на семейное положение. Типы семьи. Взаимоотношения в семье. «Социальное сиротство» пожилых людей и инвалидов. Типы старости. Насилие над пожилыми людьми. |
1,2 |
|
||
Практическое занятие |
2 |
|
|
||
1. |
Определение типа семьи пожилого человека. |
|
|||
Тема 1.6. Трудная жизненная ситуация для пожилых людей и инвалидов |
Содержание |
4 |
|
||
1. |
Трудная жизненная ситуация, «социальные риски» для пожилых людей: малообеспеченность; одиночество; конфликты; неспособность к самообслуживанию и т.д. Определение инвалидности. Причины нарушения жизнедеятельности. Социальные проблемы инвалидов. |
||||
1,2 |
|||||
Практическое занятие |
4 |
|
|
||
1. |
Определение трудной жизненной ситуации пожилых людей и инвалидов |
|
|||
Тема 1.7. Социально-бытовое обслуживание пожилых людей и инвалидов |
Содержание |
12 |
|
||
1 |
Основные направления развития системы социального обслуживания пожилых и инвалидов. Виды социальной помощи. Принципы социального обслуживания. Право пожилых людей и инвалидов на социальное обслуживание. Формы социально-бытового обслуживания на дому. Особенности предоставления социальных услуг пожилым и инвалидам. Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов на региональном и муниципальном уровнях. |
|
|||
2 |
Социальный патронаж как вид социального обслуживания на дому. Оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-гигиенических, социально-правовых услуг пожилым и инвалидам. Оказание социальным работником помощи в получении льгот и иных социальных выплат. Ритуальные услуги. |
|
|||
3 |
Новые формы нестационарного обслуживания: бригадный метод обслуживания, «мобильные службы» для отдельных районов, «участковый социальный работник», социальное такси, «приемная семья». |
|
|||
Практическое занятие |
4 |
|
|||
1 |
Социально-бытовое обслуживание пожилых и инвалидов. |
|
|||
Тема 1.8. Технология социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов на дому |
Содержание |
8 |
|
||
1 |
Выявление пожилых и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании на дому. Установление контакта с клиентом. Предварительная оценка нуждаемости в социально-бытовых услугах. Определение объема и характера повседневной деятельности пожилого человека и инвалида. Анализ потребности в услугах, их значимости и первоочередности. Разработка программы социально-бытовой помощи на дому. Оценка полученных результатов. Саморефлексия деятельности социального работника. |
|
|||
Практическое занятие |
4 |
|
|||
1 |
Технология социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов на дому |
|
|||
Тема 1.9. Социальное обслуживание терминальных больных на дому |
Содержание |
6 |
|
||
1 |
Хоспис на дому для неизлечимых и тяжелобольных людей. Контролирование боли тяжелобольного, управление реакциями. Оказание социально-психологической, духовной поддержки умирающему и его семье. Особенности деятельности социального работника при обслуживании таких больных. |
|
|||
Тема 1.10. Качество социальных услуг |
Содержание |
6 |
|
||
1 |
Национальные стандарты РФ как важный фактор повышения качества социального обслуживания населения. Задачи национальных стандартов социального обслуживания населения. Стандартизация социальных услуг. Переход от принципа категориальности к принципу учета индивидуальных особенностей и потребностей пожилых людей и инвалидов. |
||||
2 |
Основные национальные стандарты РФ в области социального обслуживания. Критерии оценки качества предоставления социальных услуг. Основные требования к качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Порядок зачисления на социальное обслуживания, его условия. |
||||
Практическое занятие |
2 |
|
|||
1 |
Особенности и качество социальных услуг. |
|
|
||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Хосписное движение в странах Европы. 2. Особенности защиты прав и интересов пожилых и инвалидов в регионе. 3. Одиночество пожилых и инвалидов. 4. Пожилые и инвалиды, подвергшиеся жестокому обращению в семье. 5. Основные социальные теории старения. 6. Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов за рубежом. 7. Роль общественных организаций в осуществлении социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов на дому. |
42
|
|
|||
Учебная практика Виды работ: 1. Определение категорий пожилых и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании на дому. 2. Определение типа семьи пожилого человека. 3. Выявление затруднений пожилых и инвалидов. 4. Оказание социально-бытовых услуг пожилым и инвалидам на дому (совместно с социальным работником). 5. Динамические наблюдения за пожилыми и инвалидами при повторных посещениях на дому. 6. Осуществление саморефлексии деятельности. 7. Работа с текущей документацией социального работника, оказывающего социально-бытовое обслуживание пожилых и инвалидов на дому.
|
24 |
|
|
||
Раздел ПМ 2. Оказание социально-медицинских услуг пожилым и инвалидам |
|
|
186 |
|
|
МДК 06.02. Социально-медицинские основы профессиональной деятельности |
|
|
108 |
|
|
Тема 2.1. Этапы социальной работы в медико-социальной сфере |
Содержание |
10 |
|
|
|
1. |
Понятие социальной медицины. Краткий исторический очерк развития социальной медицины. Роль предмета в подготовке социального работника. |
1,2 |
|
||
2. |
Основные медико-социальные проблемы клиента на современном этапе. Роль социального работника в решении этих проблем. Основные медико-социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам. Этапы социальной работы в медико-социальной сфере. |
|
|||
Тема 2.2. Методы обследования клиента с целью выявления медико-социальных проблем |
Содержание |
6 |
2 |
|
|
1. |
Субъективные и объективные методы обследования. Изучение документации. Оценка физического и психологического состояния. Оценка способности к передвижению и самообслуживанию. |
|
|||
Практическое занятие |
4 |
|
|||
1. |
Обследование клиента с целью выявления медико-социальных проблем. |
|
|||
Тема 2.3. Образ жизни - главный фактор здоровья |
Содержание |
10 |
|
||
1. |
Понятие здоровья. Здоровье индивидуальное, групповое, общественное. Здоровье населения. Методы изучения здоровья. Показатели здоровья населения. Факторы риска здоровью (заболеваний). Здоровье физическое, психологическое, социальное. Репродуктивное здоровье. |
1,2 |
|
||
Практическое занятие |
2 |
|
|
||
1. |
Образ жизни и его составляющие. Стиль, качество, уровень, уклад жизни. |
|
|||
Тема 2.4. Факторы риска заболеванию |
Содержание |
4 |
|
||
1. |
Факторы риска заболеванию. «Большие» факторы риска. Профилактика заболеваний первичная и вторичная. |
1,2 |
|
||
Тема 2.5. Анатомо-физиологические особенности человеческого организма |
Содержание |
16 |
|
|
|
1. |
Анатомо-физиологические особенности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Основные заболевания. |
2 |
|
||
2. |
Анатомо-физиологические особенности пищеварительной и мочевыделительной систем. Основные заболевания. |
|
|||
3. |
Анатомо-физиологические особенности эндокринной и кроветворной систем. Сахарный диабет. Заболевания щитовидной железы. Болезни крови. |
|
|||
4. |
Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной и нервной систем. Основные заболевания. |
|
|||
5. |
Анатомо-физиологические особенности организма в пожилом и престарелом возрасте. Основные заболевания различных органов и систем в пожилом и престарелом возрасте. |
|
|||
Практическое занятие |
2 |
|
|||
1. |
Особенности организма в пожилом и престарелом возрасте. |
|
|||
Тема 2.6. Основы ухода за больными людьми. Личная гигиена |
Содержание |
12 |
|
||
1. |
Понятие ухода. Уход общий и специальный. Уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта. Смена нательного и постельного белья. Мытье ног и головы в постели. Уход за ногтями. Профилактика пролежней. |
1,2 |
|
||
Практическое занятие |
2 |
|
|
||
1. |
Личная гигиена больного. |
|
|||
Тема 2.7. Питание больных |
Содержание |
4
|
|
||
1. |
Способы питания больных. Рациональное питание. Лечебное питание. |
1,2 |
|
||
Тема 2.8. Первая помощь при неотложных состояниях |
Содержание |
14 |
|
|
|
1. |
Понятие о реанимации. Понятие неотложных состояний. Виды неотложных состояний. Основные критерии. Первая помощь при: приступе бронхиальной астмы, легочном кровотечении, приступе стенокардии, обмороке, гипертоническом кризе, желудочном кровотечении, почечной колике, диабетической и гипогликемической коме. Первая помощь при ушибах, переломах, ранениях, удушении, утоплении и пр. |
1,2 |
|
||
Практическое занятие |
6 |
|
|
||
1. |
Первая помощь при неотложных состояниях. |
|
|||
Тема 2.9. Медико-социальный патронат в практике социального работника |
Содержание |
6 |
|
||
1. |
Понятие медико-социального патроната. Задачи медико-социального патроната. Особенности медико-социального патроната к пожилым и инвалидам. |
1,2 |
|
||
Практическое занятие |
2 |
|
|
||
1. |
Медико-социальный патронат к пожилым и инвалидам. |
|
|||
Тема 2.10. Медицинская этика и деонтология в практике социального работника |
Содержание |
8 |
|
||
1. |
Понятие медицинской этики. Медицинская деонтология. Основные этические принципы в медицине. Ятрогения. Медицинская деонтология в практике социального работника. Врачебная ошибка и преступная халатность. Ответственность за преступления в медицине. Права и обязанности пациента. Возмещение морального ущерба. |
1,2 |
|
||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. |
54 |
|
|
||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Методы обследования клиента с целью выявления медико-социальных проблем. 2. Факторы риска заболеваний у пожилых людей и инвалидов. 3. Особенности питания пожилых людей. 4. Особенности медико-социального патроната к инвалидам. 5. Особенности медицинской деонтологии в различных областях медицины (кардиологии, дерматовенерологии, онкологии, травматологии, педиатрии и т.д.). 6. Основные медико-социальные проблемы современности.
|
|
||||
Учебная практика Виды работ: 1. Обследование клиента с целью выявления медико-социальных проблем. 2. Составление медико-социальной карты. 3. Осуществление ухода за больным (на фантомах). 4. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (на фантомах). 5. Осуществление медико-социального патроната к пожилым и престарелым людям (совместно со специалистом по социальной работе). 6. Осуществлять анализ составляющих образа жизни клиента.
|
24 |
|
|||
Раздел ПМ 3. Использование профессионального общения в деятельности социального работника. |
|
114 |
|
||
МДК 06.03. Основы профессионального общения
|
|
60 |
|
||
Тема 3.1. Понятие общение, его виды и функции |
Содержание |
6 |
|
|
|
1. |
Определение общения, различные подходы к пониманию термина «общения». Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Функции и уровни общения. Виды общения. Структура общения. Общение как обмен информацией, как взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга. Функции и трудности общения. Общение и терпимость. Зоны личного пространства. Правила и техники общения. Деформации общения. Характеристики профессионального общения. |
|
|||
Практическое занятие |
2 |
|
|||
1. |
Профессиональное общение: понятие и особенности. |
|
|||
. Тема 3.2. Общение – профессионально важное качество социального работника |
Содержание |
6 |
1,2 |
|
|
1. |
Социальная работа как коммуникативная профессия. Психологические методы социальной работы. |
|
|||
2. |
Основные виды общения социального работника: деловое, консультативное, интимно-личностное. Особенности делового общения социального работника. Общение в процессе консультирования. Интимно-личностное общение в деятельности социального работника. |
|
|||
Практическое занятие |
4 |
||||
1. |
Общение в деятельности социального работника. |
|
|||
Тема 3.3. Теоретические основы общения в социальной работе. |
Содержание |
6 |
1,2 |
|
|
1. |
Компоненты вербального общения. Компоненты невербального общения. Социальная перцепция в профессиональной деятельности социального работника. Активное слушание как необходимый элемент общения социального работника. Оказание первичной психологической поддержки клиенту. |
|
|||
Практическое занятие |
4 |
|
|
||
1. |
Теоретические основы общения в социальной работе. |
|
|||
Тема 3.4. Консультирование в социальной работе |
Содержание |
6 |
1,2 |
|
|
1. |
Цель, задачи и условия проведения консультирования в социальной работе. Этапы консультативной беседы. Основные правила и принципы проведения консультативной беседы социального работника с клиентом. Особенности оказания социально-психологических услуг лицам пожилого возраста и инвалидам. |
|
|||
Практическое занятие |
4 |
|
|||
1. |
Оказание консультативных и социально-психологических услуг лицам пожилого возраста и инвалидам. |
|
|||
Тема 3.5. Социальные конфликты: причины и пути решения |
Содержание |
8 |
1,2 |
|
|
1. |
Понятия о конфликтах. Структура и функции социальных конфликтов. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Типология конфликтов. Стадии протекания конфликтов. Урегулирование конфликтов. Стили решения конфликтов. Стратегия поведения социального работника в конфликтных ситуациях. |
|
|||
Практическое занятие |
4 |
|
|||
1. |
Деятельность социального в конфликтной ситуации. |
|
|||
Тема 3.6. Профессиональное выгорание социального работника и ее профилактика. |
Содержание |
8 |
1,2 |
|
|
1. |
Понятие профессионального выгорания. Стадии, симптомы, факторы (личностный, ролевой, организационный) профессионального выгорания. Группы риска. Профилактика профессионального выгорания. Саморегуляция, ее способы. Сотрудничество с супервизором. Первичная самопомощь при стрессе. |
|
|||
Практическое занятие |
2 |
|
|
||
1. |
Саморефлексия в деятельности социального работника. |
|
|||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3 |
30 |
|
|||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Принципы и приемы делового общения. 2. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения. 3. Зависимость коммуникации от культурного контекста. 4. Методы психологии в социальной работе: наблюдение, эксперимент, опрос, тесты, беседа, консультация, психокоррекция, тренинг и др. 5. Психологическая травма. Горе, работа с утратой. 6. Управление эмоциями, чувствами. |
|
||||
Учебная практика Виды работ: 1. Применение правил и техники общения. 2. Охарактеризовать основные психологические методы в социальной работе. 3 Оказание первичной психологической поддержки клиенту. 4. Оказание социально-психологических услуг лицам пожилого возраста и инвалидам. 5. Осуществление саморефлексии. 6. Составление плана беседы, консультирования. 7. Составление отчета о социально-психологической деятельности социального работника.
|
24 |
|
|||
Производственная практика Виды работ 1. Применение правил и техники общения. 2. Охарактеризовать основные психологические методы в социальной работе. 3. Оказание первичной психологической поддержки клиенту. 4. Оказание социально-психологических услуг лицам пожилого возраста и инвалидам. 5. Составление плана беседы, консультирования. 6. Составление отчета о социально-психологической деятельности социального работника. 7. Обследование клиента с целью выявления медико-социальных проблем. 8. Составление медико-социальной карты. 9. Осуществление ухода за больным (на фантомах). 10. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (на фантомах). 11. Осуществление медико-социального патроната к пожилым и престарелым людям. 12. Осуществлять анализ составляющих образа жизни клиента. 13. Определение категорий пожилых и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании на дому. 14. Определение типа семьи пожилого человека. 15. Выявление затруднений пожилых и инвалидов. 16. Оказание социально-бытовых услуг пожилым и инвалидам на дому. 17. Динамические наблюдения за пожилыми и инвалидами при повторных посещениях на дому. 18. Осуществление саморефлексии деятельности. 19. Работа с текущей документацией социального работника, оказывающего социально-бытовое обслуживание пожилых и инвалидов на дому. |
180 |
|
|||
Всего |
630
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
- теоретических основ социальной работы;
- социально-медицинских основ профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- понятийные словари;
- нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность социального работника с пожилыми и инвалидами;
- таблицы и схемы;
- стенды;
- учебно-методические пособия;
- типовые бланки учреждений, оказывающих социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам на дому;
- фантомы;
- образцы документации социального работника;
- экран.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 528884-2007. «Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам».
2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У «Основные виды социальных услуг».
3. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52342-2003 «Качество социальных услуг».
4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения».
5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 5284-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок, условия предоставления социальных услуг граждан пожилого возраста и инвалидам».
6. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст.
7. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст.
8. Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.
9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4872) с изменениями, внесенными федеральными законами от 10 июля 2002 года № 87-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2791), от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032), от 10 января 2003 года № 15-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 167), от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607).
10. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
11. Федеральный закон от 17 июля 1998 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
12. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.
13. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. Учебное пособие. – М.: «Издательство Приор», «Экспертное бюро», 2010г., 272с.
14. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст]: Учебное пособие/ Р.И. Ерусланова. – 4-е изд. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 164с. ISBN 978-5-394-00559-6
15. Журавлева Т.П. Основы гериатрии [Текст]: Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 271с. – (Серия «Профессиональное образование»). ISBN 5-8199-0102-9 (ФОРУМ) ISBN 5-16-001606-6 (ИНФРА-М)
16. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения: практическое пособие [Текст]/ Н.С. Кошелев. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 145 с. ISBN 978-5-370-01407-9
17. Нестерова Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами [Текст]: учебник для студ. сред. проф. образования/ Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с. ISBN 978-5-7695-5670-8
18. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть/ под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2—7. – 384с.
19. Социальная работа: теория и практика [Текст]: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 427с. ISBN 5-16-000551-Х
20. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – 2-е изд. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 269с.
21. Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов [Текст]: Учебное пособие/ В.С. Ткаченко. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 384 с. ISBN 978-5-394-00594-7
22. Уход и патронаж [Текст]/ перевод с датского издания О.Шушковой. – М.: Марфо-Мариинская обитель милосердия, 2012.- 264с. 87-16-12266-6
23. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 240 с. ISBN 5-91131-054-6
Дополнительные источники:
1. Журавлева Т.П., Пронина Н.А. Сестренское дело в гериатрии [Текст]. – М.: АНМИ, 2011. – 438с. ISBN 5-88897-088-3
2. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. – М.: московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – 206с.
3. Современная энциклопедия социальной работы [Текст] / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перера. – М.: Издательство РГСУ, 2012. – 412с. ISBN 978-5-7139-0547-7
4. Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д6 Феникс, 2013. – 480 с.
5. Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 336с.
Интернет-ресурсы:
1. Всероссийский сайт инвалидов. www.invalirus.ru.
2. Союз инвалидов России. www.rosinvalid.ru
Освоение программы данного модуля должно проходить после изучения общепрофессиональных дисциплин «Теоретические основы социальной работы», «Организация социальной работы в РФ».
При проведении аудиторных занятий необходимо использовать презентационное оборудование, толковые словари и справочники, нормативно-правовую документацию, регулирующую деятельность социального работника при оказании социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому.
При работе над выполнением индивидуальных заданий и решении ситуационных задач обучающимся оказываются консультации.
Производственная практика может проводиться в Центрах социального обслуживания населения, Геронтологических центрах, хосписах и иных учреждениях региона, оказывающих социальные услуги пожилым людям и инвалидам на дому.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (социальный работник)», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года
Требования к квалификации кадров, осуществляющих руководство практикой:
Методический руководитель: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (социальный работник)», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года.
Общий и непосредственный руководитель: высшее или среднее профессиональное образование, опыт работы не менее 5 лет.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 6.1 Оказывать социально-бытовые услуги лицам пожилого возраста и инвалидам на дому. |
- выявлять пожилых и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовых услугах на дому; - осуществлять сбор документов, необходимых для социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов на дому; - определять права пожилых и инвалидов на получение социально-бытовых услуг на дому; - определение перечня социально-бытовых услуг, предоставляемых клиенту;
|
Формы контроля обучения: · домашние задания проблемного характера; · практические задания по работе с информацией, · подготовка
и защита индивидуальных и
Формы оценки результативности обучения: · накопительная система баллов, на
основе · традиционная
система отметок в баллах за
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: · отбирать
и оценивать исторические факты, · выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; · делать
осознанный выбор способов действий из · осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; · работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; · проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.
Методы оценки результатов обучения: · мониторинг роста творческой · самостоятельности и навыков получения нового · знания каждым обучающимся; · формирование результата итоговой · аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
ПК6.2. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-медицинских услуг, оказывать первую медицинскую помощь . |
- выявлять пожилых и инвалидов, нуждающихся в получении социально-медицинских услугах; - осуществлять сбор информации о ситуации пожилого или инвалида и его семье; - выявлять наличие социально-медицинских проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов; - сопровождение пожилых и инвалидов в учреждения, оказывающие социально-медицинские услуги; - оказывать первую медицинскую помощь; - способствовать взаимодействию пожилых и инвалидов с учреждениями и организациям для получения социально-медицинских услуг.
|
|
ПК 6. 3. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-психологических услуг, оказывать первичную психологическую поддержку. |
- выявлять пожилых и инвалидов, нуждающихся в получении социально-психологических услугах; - осуществлять сбор информации о ситуации пожилого или инвалида и его семье; - выявлять наличие социально-психологических проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов; - сопровождение пожилых и инвалидов в учреждения, оказывающие социально-психологические услуги; - оказывать первичную психологическую поддержку; - способствовать взаимодействию пожилых и инвалидов с учреждениями и организациям для получения социально-психологических услуг; - выстраивать доброжелательные взаимоотношения с клиентом. |
|
ПК 6.4. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-экономических услуг. |
- выявлять пожилых и инвалидов, нуждающихся в получении социально-экономических услугах; - осуществлять сбор информации о ситуации пожилого или инвалида и его семье; - выявлять наличие социально-медицинских проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов; - сопровождение пожилых и инвалидов в учреждения, оказывающие социально-экономические услуги; - способствовать взаимодействию пожилых и инвалидов с учреждениями и организациям для получения социально-экономических услуг. |
|
ПК 6.5. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-правовых услуг. |
- выявлять пожилых и инвалидов, нуждающихся в получении социально-правовых услугах; - осуществлять сбор информации о ситуации пожилого или инвалида и его семье; - выявлять наличие социально-медицинских проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов; - сопровождение пожилых и инвалидов в учреждения, оказывающие социально-правовые услуги; - способствовать взаимодействию пожилых и инвалидов с учреждениями и организациям для получения социально-правовые услуг. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- наличие положительных отзывов с мест производственной практики; - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;
|
Формы контроля обучения: · домашние задания проблемного характера; · практические задания по работе с информацией, · подготовка
и защита индивидуальных и
Формы оценки результативности обучения: · накопительная система баллов, на
основе · традиционная
система отметок в баллах за
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: · отбирать
и оценивать исторические факты, · выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; · делать
осознанный выбор способов действий из · осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; · работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; · проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.
Методы оценки результатов обучения: · мониторинг роста творческой · самостоятельности и навыков получения нового · знания каждым обучающимся; · формирование результата итоговой · аттестации по дисциплине на основе суммы · результатов текущего контроля. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- Правильный выбор способов решения профессиональных задач; - Рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной и практической работы, при работе над решением ситуационных задач, прохождение производственной практики;
|
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
- проводить диагностику ситуации; - определять адекватные варианты решения возникающих проблем; - выявлять возможные риски; - обосновывать принятие решения;
|
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
- отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения. |
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. |
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. |
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. |
|
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;
|
|
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
- проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку. |
|
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
- рациональная организация рабочего места; - соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм. |
|
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
- демонстрация навыков здорового образа жизни. |
|
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. |
Скачано с www.znanio.ru
* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.